Упражнения с гимнастической палкой
108. Перехваты палки, которую ребенок держит ч вертикальном положении, снизу вверх и сверху вниз; при горизонтальном положении палки — слева -направо и справа налево; перебрасывание палки в вертикальном положении из руки в руку. 109. « Мельница » — вращение палки двумя руками на уровне пояса. 110. « Вертолет » — присесть, палку держать в горизонтальном положении в руках, вытянутых вверх; вращая палку, медленно выпрямить ноги и подняться на носки. Продолжая вращать палку, медленно вернуться в и. п. Серийная организация движений должна быть включена в общую программу коррекции и абилитации посредством привлечения аппликаций, мозаики, нанизывания бус в определенной последовательности, макраме, графической деятельности и т. п. Эффективность такого рода занятий общеизвестна; не в последнюю очередь это связано с тем, что все эти упражнения способствуют формированию реципрокных взаимодействий рук. Рассмотрим несколько заданий, также ориентированных на оптимизацию этих процессов. 111. Сначала одна, потом другая рука, потом обе руки вместе (сходясь и ^расходясь) имитируют игру на рояле: спонтанно, гаммы, арпеджио и т. д. 112. Одна ладонь располагается вертикально перед грудью большим пальцем к себе, в ее основание упирается пальцами другая ладонь, расположенная горизонтально большим пальцем к себе. На каждый сигнал психолога ладони меняются местами. В другом варианте этого упражнения одна рука остается раскрытой, а другая сжимается в кулак. Команды подаются в произвольном порядке. 113. Одна рука производит похлопывающие движения (по плечу, животу и т. п.), а другая — круговые (над головой, перед животом). Руки имитируют игру на гитаре, балалайке, т. е. на тех музыкальных инструментах, где они выполняют разные движения.
Графические способности 114. « Рисующие пальчики ». Ребенку предлагаются чистые листы бумаги разной формы и размера, гуашевые краски и полная свобода творчества. Такое произвольное рисование и свободное манипулирование каждым пальцем обеих рук дают ценную информацию о латеральных и цветовых предпочтениях ребенка. Для правшей характерно начинать работу с правой руки, при этом отдается предпочтение остроугольным формам (квадраты, ромбы, треугольники и т. п.). Когда же они рисуют левой рукой, то выбирают круги и овалы, а также неправильные округлые формы с волнистыми краями. Правша заполняет лист слева направо и сверху вниз. Левши отличаются большой вариативностью этих показателей; достоверно частым для них является заполнение листа справа налево. Выполнение упражнений в предлагаемой ниже последовательности поможет наиболее мягко, в игровой, занимательной форме подготовить ребенка к. освоению пространства листа и навыка письма. 115. Сначала ребенок выбирает любой палец и любой цвет (на одном листе бумаги ребенок рисует только одним пальцем, используя один цвет) и заполняет предложенный формат прямыми вертикальными, горизонтальными и наклонными линиями (сначала одной рукой, потом другой). Затем он рисует незамкнутые волнистые линии, а после этого — прямые и волнистые « дорожки » из точек. Далее ребенку предлагается для каждого пальца выбрать свой цвет, а также размер и форму листа бумаги. Рисовать надо по очереди каждым пальцем сначала одной рукой (ребенок рисует разными пальцами одной руки на отдельных листах), затем другой. Возможны варианты рисования одновременно или по очереди обеими руками на одном листе. 116. « Путь муравьишки ». При выполнении этого и последующих упражнений хорошо использовать не только гуашь, но и акварель, цветные карандаши, фломастеры, пастель, мелки и др.
Ребенок рисует « путь муравьишки » сначала одной (любой) рукой, а затем другой. При этом линия-путь должна иметь как можно больше разнообразных изгибов без создания замкнутых контуров и петель. « Путь муравьишки » начинается от муравейника и там же заканчивается, таким образом, создается замкнутая линия. 117. « Загадочный контур ». Психолог рисует на доске или листе бумаги волнистую замкнутую линию и предлагает детям, подключив воображение, рассказать, на кого (на какое животное, птицу, фантастическое существо и т. д.) она похожа. Таким образом развивается образное воображение и стимулируется способность каждого ребенка увидеть что-то свое в данном контуре, без навязывания ему собственных стереотипов восприятия. Затем, подражая психологу или вместе с ним, ребенок постепенно учится самостоятельно и свободно проводить волнистые замкнутые линии. После чего ему предлагается, глядя на свои рисунки, представить, на что похож нарисованный контур. Фантазируя, ребенок может дополнить контур необходимыми деталями (например, ушками, глазами, крыльями, элементами одежды, предметами и др.). Заполнение внутреннего пространства контура возможно не только путем простого раскрашивания, но и посредством необычного заполнения, например: незамкнутыми и замкнутыми линиями, точками, кляксами, сочетаниями геометрических фигур, орнаментов и т. д. 118. « Необычные животные ». Придумывание и рисование « необычных животных » не только активно вовлекает ребенка в графическую деятельность, но и развивает его творческие способности. Ребенку предлагается нарисовать замкнутой линией изображение какого-либо животного, например « фантастической лисы », « крылатого зайца », добавляя при этом нетипичные для него части тела, дорисовывая одежду, а также какие-либо предметы и т. д. Особое внимание необходимо уделить заполнению внутреннего пространства контура. 119. « Каляки-маляки ». Сначала психолог заполняет весь лист непрерывной линией со множеством изгибов и петель. Затем ребенку предлагается увидеть в этом рисунке какое-либо животное, запутавшееся в нитках. Его надо найти и спасти. Когда ребенок увидит это животное, он должен обвести только те линии в « каляках-маляках », которые составляют контур и детали увиденной им фигуры.
После этого ему предлагается самостоятельно нарисовать « каляки-маляки » и найти в них спрятавшееся животное. Более сложной задачей является поиск ребенком в своей « каляке-маляке » заданного образа, например, « котенка, играющего с клубком ниток ». 120. « Коврики ». Перед ребенком кладется лист бумаги и набор цветных карандашей. Дается инструкция: « Представь, что лист — это коврик. Тебе нужно его разрисовать ». После выполнения задания правой рукой ребенку предлагается новый лист и дается то же задание для левой руки. Затем ребенок начинает рисовать одной рукой, а дорисовывает другой; далее — обеими руками; -вместе. Понятно, что в следующий раз это может быть « скатерть », « платок » « лето » и т. д. 121. Дается образец (последовательность элементов), который ребенок должен воспроизвести и раскрасить. Это несложный орнамент из одного, двух и более повторяющихся элементов, например, из круга, треугольника, квадрата; более сложный вариант — желтый круг, синий треугольник и зеленый квадрат. Затем ребенок сам придумывает последовательность фигур и воспроизводит ее,
122. На рис. 13 — 16 представлены образцы, которые должен продолжить ребенок. Обязательным является выполнение каждого из них сначала правой, потом левой рукой, а затем двумя руками одновременно в одном и противоположном направлениях. Усложнение задания заключается не только в нарастании степени сложности программы, но и в постепенном переходе от механического воспроизведения заданного образца к его самостоятельному анализу с выделением элементов (подпрограмм) и в дальнейшем к созданию и « разворачиванию » собственных серийных программ.
Рис. 13
123. « Свободные рисунки двумя руками одновременно ». На первом этапе предложите ребенку порисовать сначала одной, затем другой рукой, а потом двумя руками одновременно. Вначале он рисует то, что хочет. Затем предложите ему нарисовать прямые линии — вертикальные, горизонтальные, наклонные, а потом — разнообразные полуовалы, круги, овалы, восьмерки и орнаменты в разных положениях; одно симметричное изображение, одинаковые и разные фигурки на левой и правой половинах листа (вначале — ближе к центру, затем — к краям листа); законченный сюжетный рисунок.
124. « Раскрути спираль, закрути спираль ». Ребенку предлагается « раскрутить » предложенные вами рисунки левоё правосторонней спирали, а затем — « закрутить » их, обязательно отмечая направление движения стрелкой. Задание выполняется сначала каждой рукой отдельно, а потом двумя руками одновременно в одном и противоположном направлениях. Необходимо выполнять его начиная из центра спирали, а затем от внешней точки.
Обведи по точкам. Что у тебя получилось? Раскрась
Нарисуй как падают осенние листья. Раскрась Рис. 14
Рис. 15 Рис. 16
Рис. 17
125. « Соедини полуовалы ». Сначала ребенок обводит по контуру, а затем продолжает рисовать полуовалы так, как изображено на рис. 17. Затем, не отрывая руки, он соединяет их, образуя « волну » и овалы. 126. « Дорисуй ...». Надо закончить рисунок, на котором художник « не успел » дорисовать и раскрасить, например, ромашки. 127. « Продолжи орнамент ». Каждое задание выполняется сначала одной, потом другой рукой. Ребенку предлагается продолжить рисование последовательности сначала простых фигур: прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных палочек; затем кругов, квадратов, овалов; наконец — орнаментов. 128. « Рисунки двумя руками по заданному образцу ». Ребенку предлагается двумя руками одновременно сначала обвести контур фигур, изображенных с правой и левой стороны листа (рис. 18, а, б, в, г),а затем закрасить эти фигуры. Ребенок рисует каждой рукой и обеими руками (в одну и разные стороны) разнообразные узоры в направлении от центра к краям листа, от краев к центру листа, попеременно — от центра к краям листа, от краев к центру и т. д. Затем ему надо скопировать одно изображение двумя руками одновременно и раскрасить образец и свои рисунки. Рис. 18
129. « Разноцветные бусы ». Надо раскрасить бусы определенным, заданным Образом, например: две бусины красные, одна желтая, одна зеленая, снова две - красные и т. д. Варианты раскрашивания бус могут быть любые (начиная с двух элементов, и заканчивая сложными комбинациями), важным является строгое соблюдение ребенком заданной последовательности. Более сложный вариант — штриховка бусинок (вертикальными, горизонтальными, наклонными прямыми и волнистыми линиями; в клеточку и т. п.)Ц Сначала можно заштриховать бусинки одним цветом, а потом — цветными карандашами. Например, одна бусинка в « красную клеточку », вторая — в « синюю полосочку » и т. д.
130. « Сотри букву ». Попросите ребенка мелом написать на доске букву (это касается в первую очередь наиболее трудно усваиваемых букв) и тут же пальцем стереть по контуру несколько раз подряд. 131. « Письмо в воздухе ». Прописывание ребенком в воздухе отдельных букв, цифр при их изучении, а также словарных слов или элементов слияния букв при освоении слитного письма является не только занимательным для детей, но и очень полезным занятием. Оно осуществляется сначала последовательно каждой рукой, затем двумя руками одновременно и снова каждой рукой. При этом глаза ребенка неотрывно следят за траекторией движения ладони (ладоней). Размер буквы меняется от маленького (двигается только запястье) до среднего (двигается вся рука) и большого (в движение вовлекается все тело) и обратно: от большого до маленького. § 3. Последовательность, ряд. Время 132. « Лестница ». Пройдитесь с ребенком по лестнице, считая ступеньки. Затем соорудите « лестницу » из подручных средств, потом можно будет изобразить ее на бумаге. Расставьте с ним на ступеньках, например, матрешек (соответственно — по восходящей и по нисходящей) или любые другие постепенно увеличивающиеся (уменьшающиеся) предметы. Усложняя ситуацию, попросите ребенка каждую ступеньку обозначить соответствующей цифрой. Задачи можно варьировать: просто от 1 к ...; четные, нечетные числа и т. д. 133. « Карты покерные ». Обсудите с ребенком последовательность карточного ряда, соотнося его с числовым. Его задача — выложить одновременно два (а потом и четыре) ряда — красный и черный, находя для каждой карты ее место. Усложнение задачи — один ряд выкладывать в прямом, а другой — в обратном порядке. Следует подчеркнуть, что умение ребенка играть в карты: « девятку », « дурака », « кинга » — намного ускорит формирование у него самых разнообразных функций. 134. « Домино ». Брать из « базара » по одной кости и выкладывать ряд в порядке возрастания (убывания) суммы на кости. 135. « Я загадал число ». Один из игроков загадывает число в определенном интервале по договоренности. Остальные пытаются его отгадать. « Это число пять ». — « Нет, мое число меньше », — говорит загадавший. « Два ». — « Нет, больше ». Игра идет до тех пор, пока число не будет угадано. Необходимо следить, чтобы дети не называли числа наугад, а осознавали, на каком интервале числового ряда они находятся. 136. « Всему свое время ». Предложите ребенку рисунки, на которых люди ведут себя не по возрасту. Сопроводите их комментариями и вопросами типа: « Каждый человек ведет себя в соответствии со своим возрастом? То, что хорошo для детей, может быть нелепым для взрослых, и наоборот? Что такое возраст? Какой вопрос задают человеку, когда хотят спросить о его возрасте? С какого дня начинается отсчет возраста человека? Знаешь ли ты, сколько лет тебе, твоим родным? ». Здесь же необходимо проработать временные понятия « младше », « старше », .;» ровесники » и т. п. 137. « Как меняется человек с возрастом ». Обсудите с ребенком, как меняются с годами физические способности, объем знаний, память, опыт и т. д., опираясь на изображения людей соответствующего возраста. Затроньте вопрос об отношении к маленьким и старикам. 138. « Состав семьи и ролевые функции ». Подготовьте соответствующие иллюстрации и разберите с ребенком, кто кем является в семье, делая началом отсчета сначала ребенка, потом других членов семьи (« Для дедушки твой папа — сын, ты — внук, бабушка — жена и т. д.). Составьте схему семьи ребенка, сопроводив ее фотографиями. Обсудите, кто какие роли выполняет в семье и какие имеет права и обязанности (мама заботится о бабушке, а бабушка — о внуках). 139. « Кто чей ребенок? » Игра вербальная (можно с перекидыванием мяча или с подбором картинок): « У козы —..., у белки —..., у овцы —... (и т. д.) ». 140. « Кто кем станет, кто кем был? » « Жил-был маленький щенок. Он подрос, однако; и теперь он не щенок — взрослая ... Жеребенок с каждым днем подрастал и стал ... Бык, могучий великан, (в детстве был ..., толстый увалень баран — тоненьким ...) ». Кем были раньше дубок, цыпленок, цветок (и т. п.)? 141. « Генеалогическое дерево ». На основе предыдущих упражнений составьте вместе с ребенком « ветви », соединяющие детей (братьев и сестер) и родителей (бабушек, дедушек). 142. « Время суток ». Проанализируйте вместе с ребенком последовательность времени суток. Нарисуйте вместе с ним рис. 19. Для закрепления этих знаний рекомендуются следующие игры: Рис. 19 1. Четверо детей стоят с четырех сторон вокруг водящего, находящегося в центре. Каждый из игроков олицетворяет какую-либо часть суток, занимая свое место в суточном кругу (образ циферблата). Игрок кидает мяч водящему и называет себя: « Утро ». Тот бросает мяч игроку, изображающему следующую часть _ суток, а потом поворачивается в его сторону. Игрок с мячом опять называет 4 часть суток и бросает мяч водящему. 2. Условия те же. Ребенок, олицетворяющий утро, подбрасывает мяч вверх и говорит: « После утра будет ...». Мяч ловит тот ребенок, которому следует сказать: « День ». Когда последовательность со словом после усвоена, также отрабатывается последовательность со словом перед и за; затем вперемешку. 3. Дети садятся в круг, вводится правило: если ведущий, называя какую либо часть суток, направляет ребенку красный мяч — тот называет часть суток предшествующую (до) названной; если синий мяч — часть суток, следующую после названной; желтый — противоположную часть суток (« утро — вечер », « день — ночь »). 143. « Распорядок дня ». Проанализируйте вместе с ребенком, что он обычно делает в первую очередь « после » того, как проснулся; что делает « после » этого и т. д. Затем схематично, как на рис. 19, напишите распорядок дня, дайте четкое направление хода времени. При этом со зрительной опорой на схему, на конкретном материале распорядка дня у ребенка формируются понятия « раньше », « позже », « до » и « после ». Попросите его рассказать об основных моментах режима дня, используя наречия: вечером, ночью, утром, днем, сначала, потом, раньше, позже, часто, редко, рано, поздно и т. п. Проанализируйте, чем заняты в это же время другие люди, животные (ночью гуляют кошки, летает сова, бегают мыши). 144. « Дни недели, времена года, месяцы ». Для запоминания этих временных последовательностей проводится работа, аналогичная предыдущей, с такими же опорными схемами (рис. 20). Рис. 20 145. Полезно освоить следующие игры с мячом: а) игроки ловят мяч только в том случае, когда назван месяц определенного времени года; б) ведущий называет месяц, а игрок, которому бросили мяч, — соответ-j ствующее время года; в) игроки должны ловить мяч, только если назван какой-либо месяц, а ведущий может называть еще и времена года, дни недели, части суток. Здесь же отрабатывается понимание сложных временных конструкций и воз можность их актуализации. Например: « После какого времени года наступа-: ет? ..», « Перед каким временем суток бывает? ..» и т. д. Для успешного запоминания временных последовательностей дайте ребенку опору в виде иллюстраций из календаря, стишков, загадок, например: Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает? Пусты поля, мокнет земля, лист опадает, когда это бывает? Снег на полях, лед на реках, иней сверкает, когда это бывает? 146. « Определение времени по часам ». Ребенка, освоившего счет в пер десятке, нужно на действующей модели познакомить с часами с арабскими цифрами. Вначале введите понятие о минуте как малом промежутке времени. Засеките минуту (например, с помощью секундомера), дайте почувствовать ребенку, обсудите, что можно сделать за одну минуту, за две, за пять. Taк же можно обыграть « пятнадцать, сорок пять минут ». Затем аналогично введите, понятие о часе и других промежутках времени. Сколько раз за сутки часовая стрелка обходит циферблат? Почему есть понятия 7 часов утра и 7 часов вечера, 12 часов дня (полдень) и 12 часов ночи (полночь)? Нужно попросить ребенка показать время на часах, связывая его с определенными событиями дня: « Ты встаешь в 8 часов, завтракаешь в половине 9-го, в 11 часов идешь гулять » и т. д. Нужно почаще задавать ему вопрос « Сколько сейчас времени? ». 147. « Стрелки часов ». Для детей, освоившихся с часами и способных представить циферблат мысленно, можно предложить игру, где отгадывается задуманное ведущим время в интервале от получаса до 5 мин (по уговору). На вопросы можно отвечать только « да » или « нет ». Ведущему задают вопросы типа « Минутная стрелка расположена в верхней половине циферблата? Часовая стрелка расположена между 4 и 8? » Подразумевается, что границы интервала являются его частью. Поэтому если, например, минутная стрелка стоит на 12, тоона попадает и в интервал с 8 до 12, и в интервал с 12 до 3. Выигрывает определивший время за меньшее число вопросов, а также нарисовавший циферблат с соответствующим расположением стрелок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|