Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А.Ф.Лосев «О мировоззрении» (из книги «Дерзание духа»)

1. Термин «мировоззрение» состоит из 2х слов: «мир» и «воззрение». Что такое мир? Лосев считает, что каждый знает что это такое. Иначе почему с такой уверенностью любой ответит, что солнце, луна и т.д. – это всего лишь части мира? Мир - это вся действительность в целом, в её прошедшем, настоящем и будущем. Мир есть целое. И это целое не только сумма его частей. Мирнеделимая цельность, из каких бы частей он ни состоял.

* Целое не может существовать без своих частей, но и части без целого. Например, возьмём дом. Его части по отдельности уже не будут частями дома, а станут самостоятельными единицами. Части потому и существуют, что воспроизводят целое.

* Мир – это вечно изменчивое и вечно становящееся целое, он всё время стремится и движится. И мир управляет этой борьбой изменений. И борьба эта – не стремление к уничтожению, иначе это уже не борьба, а смерть для всякого становления и развития. Цель борьбы противоположностей – мирное состояние.

* Любая вещь, даже самая малая и ничтожная, которая входит в мир, стремится к самоутверждению. Это и целый камень, и каждая его часть, если его разбить, и даже если камень стереть в песок – все песчинки будут частью мира,будут нести в себе мировое самоутверждение. Ведь если их создала природа, значит они для чего-либо необходимы.

2. Символ и его значения (в тексте автор упоминает этот термин и хочет обьяснить):

а) Двое пожали друг другу при людях руки, т.к. не хотели, чтобы другие узнали, что они в ссоре. Это имело символическое значение, условность.

б) Румяная заря – метафора, т.е. переносное значение символа.

в) Серп и молот – символ, который движет миллионы людей.

* Итак, во фразе Солнце есть символ мира – 4 идеи:

1. Это реально существующая и материальная вещь. Никто не сомневается в этом.

2. Мир – тоже реальная и материальная вещь.

3. Солнце есть определённое воплощение мира, между ними есть объективная связь.

4. Солнцу свойственно присущее всему миру самоутверждение. И оно самоутверждается - ведь ни человек, ни вся планета не может жить без него.

3. Человек и человечество. Это тоже часть, т.е. символ мира. Человечество несёт на себе огромную степень мирового самоутверждения. И как часть действительности оно двигается само и сопротивляется всему, что пытается разрушить его (раз действительность двигается сама, то и её части тоже, так как они воплощают её).

4. Практическая сторона мировоззрения. Мировоззрение уже есть практическая теория. Например, человек стремится к самоутверждению. Это теория или практика? Ведь самоутвердиться - значит бороться, а бороться – значит трудиться, работать. Кто имеет правильное мировоззрение, тот обязательно трудится и в этом смысле переделывает действительность. А кто не трудится, тот просто не имеет мировоззрения.

Но что значит правильное мировоззрение? Я считаю, что нет понятия «правильное». У каждого оно всоё и каждый считает его верным на тот момент, пока оно есть у него (мировоззрение может меняться). И мировоззрение есть у каждого человека, не важно, трудится он или нет. Ведь мировоззрение может быть и таким, что человек не видит смысла трудиться и бороться.

* Ещё Лосев считает, что труд есть источник радости, и лишь он его может сделать весёлым. Хоть вселенная и бесконечна, нужно стремиться к общечеловеческому благоденствию, работать для него, активно переживать это и в настоящем.

Это уже отпечаток советской эпохи, но спорить с автором нет смысла – это была распространённая в то время идеология. Сегодня, наверное, каждый понимает, что светлое общечеловеческое будущее – всего лишь мечты. Сложно сегодня согласиться с такими словами, как «Кто имеет правильное мировоззрение, тот имеет постоянный источник для своей радости и не просто всегда трудолюбив, но ещё и всегда весел», а ещё «кто не получает радости от своего труда, тот плохо трудится и не имеет не только правильного мировоззрения, но и вообще никакого мировоззрения»! Как же можно вообще не иметь мировоззрения и причём тут радость труда до мировоззрения?

Автор говорит, что никто не принуждает его ко всеобщему благоденствию, что это его свободный выбор и результат причастности к мировой действительности, что никаких других миров он не знает и знать не хочет. Жаль что не хочет – а быть менее пристрастным нужно иногда.

5. Теперь о «воззрении». Обычно этот термин трактуют как мышление, понимание, система отношения человеческого субъекта к объектам. А по мнению автора, воззрение – это просто здравый смысл, то есть прямое и непосредственное усмотрение и наблюдение. Никто не убедит его, что солнце не влияет никак на планету, так как он сам ощущает это своими прямыми и непосредственными ощущениями.

*Автор не говорит о науке, где здравого смысла мало, а нужна ещё и целая система понятий. Говорит он лишь о тех простых наблюдениях, к которым взывает здравый смысл. «Стемитесь сделать жизнь лучше для самих себя и всего человечества. Это и будет вашим настоящим мировоззрением. Кто не трудится для всеобщего благоденствия – тот имеет не мировоззрение, а миропрезрение».

Категорически не согласна. Опять же невероятно сильный отпечаток эпохи относительно великой пользы труда и, исходя из этого, трактовка понятия мировоззрения лишь с этой, такой узкой позиции. И то, что говорит автор – лишь часть ЕГО мировоззрения, которою он пытается навязать другим людям. Мировоззрение – это система взглядов человека на всё, не только на труд и его пользу. И не может быть настоящего, как и правильного, мировоззрения – это сугубо индивидуальное понимание.

К сожалению автор настолько поглощён идеей всеобщего блага, что считает людей без такой же убеждённости лишёнными здравого смысла. Да, всегда нужно стремиться к миру, к добру, но утверждать, что труд – это радость единственная, и что кто не получает радости от труда, тот не имеет мировоззрения – в корне неверно.

 

СЛОВАРЬ ПО СТАТЬЕ:

 

1) МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система взглядов на мир и место человека в этом мире, во многом определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, себе самому и формирующая его личностные структуры. М. возникает как сложный результат практического взаимодействия психически нормального человека с окружающей действительностью - природой и обществом. М. определяет социальное самочувствие, самосознание личности, ее ценностные ориентации, оценки и поведение. М. - относительно автономная и устойчивая система внутренних детерминант жизнедеятельности человека. В системе М. слиты воедино мысли и чувства, побуждение (воление) и действие, сознательное и бессознательное, слово и дело, объективное и субъективное. Идеи и идеалы лишь завершают, рационализируют, интегрируют М., придают ему осознанный характер. Система М. как социальное "ядро" личности обусловливает ее целостность, ответственность, рациональную и адекватную ориентацию в обществе.

 

2) СИМВОЛ (греч. symbolon - знак, опознавательная примета; symballo - соединяю, сталкиваю, сравниваю) - в широком смысле понятие, фиксирующее способность материальных вещей, событий, чувственных образов выражать идеальные содержания, отличные от их непосредственного чувственно-телесного бытия. С. имеет знаковую природу, и ему присущи все свойства знака. С. - самостоятельное, обладающее собственной ценностью обнаружение реальности, в смысле и силе которой он, в отличие от знака, участвует.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...