Типы выпускной квалификационной работы
(в зависимости от характера исследования и полученных результатов) 1. «Обследование – руководство к действию (преобразованию) – действие (формирующий этап) – оценка результативности». Например: – «Взаимодействие родителей и педагогов на этапе адаптации ребенка к школе»; – «Разработка и реализация программы проблемно-ценностного общения младших школьников во внеучебной деятельности»; – «Развитие социального интеллекта младших школьников средствами ТРИЗ- педагогики» Первый этап эмпирической части такой работы – констатирующее обследование (первичная диагностика) – проводится для выяснения состояния дел в избранной сфере, вскрытия в ней частных закономерностей или тенденций. Он нацелен на поиск эмпирических зависимостей частного характера, ограниченных местом, временем, особенностями обследованной выборки испытуемых или иной переменной. Результатом обследования выступает квалифицированное заключение о наличии (или отсутствии) той или иной тенденции или конкретной зависимости между изученными явлениями. Второй этап – руководство к преобразованию – студент подбирает и/или создает педагогические средства (психолого-педагогические методики, технологии, программы) для решения проблемы, выявленной на первом этапе эмпирической работы. Основными методическими признаками этого этапа является проектирование необходимого результата и обоснование адекватного и необходимого набора средств его достижения. Результатом этапа является описание содержания и технологии или совокупности способов решения той или иной педагогической задачи. Такие результаты могут быть представлены в форме методических рекомендаций и программ, предназначенных для педагогов, родителей, учащихся (воспитанников).
Третий этап – формирующий – студент полностью или частично апробирует подобранные (разработанные, модифицированные, адаптированные) методические средства (формы, методы, методики, программы, технологии, модели и пр.) и подробно описывает процедуру апробации (например, «Методика развития читательской самостоятельности младших школьников», «Технология обучения в сотрудничестве и развитие социально-личностных компетенций младших школьников», «Программа развития нравственных представлений младших школьников в воспитательном процессе»). Особенностью данного этапа является четкое, полное, пошаговое описание формирующей части эксперимента (метода, методики, программы, технологии, модели). Четвертый этап – оценка результативности – студент проводит вторичное обследование с целью получения контрольных результатов формирующей работы по ее завершении (после апробирования программы, методики, технологии); осуществляет сравнительный анализ результатов констатирующего обследования (первичная диагностика) и результатов контрольного обследования (вторичная диагностика); на основе результатов сравнительного анализа оценивает результативность формирующей части работы – программы, методики, технологии (основанием для чего является положительная динамика предмета, на который были направлены формирующие воздействия).
Таким образом, в работах такого вида не только выявляются особенности каких-либо процессов и явлений, но и подбираются и апробируются средства по их развитию, формированию, коррекции, совершенствованию. В отдельных случаях (большая выборка испытуемых, широта изучаемых признаков, глубина интерпретации полученных результатов) студент может ограничиться первым – констатирующее обследование
(первичная диагностика), или вторым – руководство к преобразованию –этапами работы. 2. «Исследование». Работа этого типа выполняется с целью получения новых знаний о наличии законов (закономерностей) – устойчивых связей между изучаемыми явлениями. Например, «Влияние стиля деятельности учителя начальной школы на развитие социально-личностных компетенций воспитанника», – это заявка на установление некоторых общих взаимозависимостей. Характерной чертой работы исследовательского типа является наличие эксперимента в строгом значении этого понятия. Достаточно большой объем выборок и подтверждение достоверности результатов с помощью статистических методов – обязательные атрибуты такой работы. Результатом исследовательской работы является утверждение о существовании закона / закономерности (его / ее открытие или подтверждение) или же описание характера изученной связи (например, влияние). 3. «Теоретико-практический анализ опыта работы» учителей, воспитателей, образовательных учреждений. Такие работы имеют очень большое значение для подготовки студентов-выпускников к практической деятельности, при выполнении их авторы проявляют уровень своей теоретической подготовки, умение видеть, сопоставлять, сравнивать, обобщать, анализировать, систематизировать, делать выводы. Например, тема «Опыт работы учителей начальных классов по использованию метода проектов в образовательной работе с детьми», «Модель социально-педагогической работы учителя начальных классов с неблагополучными семьями». Такие работы должны носить не описательный, а аналитический характер. Они не могут быть выполнены только на основе знакомства (наблюдение, знакомство с документацией) и воспроизведения (описания) опыта работы кого-либо из субъектов образовательного процесса. В ходе выполнения таких работ также необходимо применять социологические опросы, психодиагностические методы, проводить качественный и количественный анализ данных и, главное, уметь выделять достоинства функционирования той или иной системы и ее «проблемные зоны».
3.5. Формулировка темы ВКР: 1. В названии должен быть представлен объект или/и предмет исследования. Например: «Условия развития социально-коммуникативных компетенций младших школьников во внеучебной деятельности», «Формы и методы взаимодействия педагогов и родителей на этапе адаптации ребенка к школе», «Особенности межличностного взаимодействия воспитателей и дошкольников». Не рекомендуются слишком широкие темы (например, «Духовно-нравственная культура младшего школьника»).
2. Если в формулировке темы ВКР встречаются понятия: условия, аспекты, средства, педагогические основы, принципы, методы, способы, факторы, формы, очень важно, чтобы автор работы хорошо разбирался в этих понятиях, и чтобы в дальнейшем они нашли полное отражение в работе. 3. Если в формулировке темы встречаются термины: влияние, зависимость и т.п., необходимо проведение корреляционного анализа данных (при поперечном исследовании) и оценка с помощью методов математической статистики достоверности сдвигов (при лонгитюдном исследовании). 4. В формулировке темы не допускаются неопределенные формулировки (например: «Анализ некоторых вопросов...»), и штампы («К вопросу о...», «К изучению...»,«Материалы к...»). 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВКР Законченная выпускная квалификационная работа, представленная в государственную аттестационную комиссию (ГЭК), должна содержать следующие элементы: - Титульный лист - Содержание (Оглавление) - Введение - Первая (теоретическая) глава - Вторая (эмпирическая) глава (в отдельных случаях при необходимости выделяют три главы) - Заключение - Список сокращений - Список используемой литературы - Приложения
(Примеры оформления в Приложениях 5, 6). К ВКР, представляющейся в ГЭК, обязательно прикладываются (но не подшиваются!) отзыв научного руководителя (в печатной форме), заверенный подписью научного руководителя и печатью ОУ, рецензия на ВКР (в печатной форме), также заверенная подписью рецензента и печатью ОУ, сотрудником которого он является, справка о внедрении результатов исследования (при наличии).
Титульный лист
Титульный лист – «лицо» ВКР. Он должен быть оформлен в строгом соответствии с предъявляемыми требованиями. Особое внимание следует обратить на то, чтобы были правильно указаны ученая степень, ученое звание, ФИО заведующего кафедрой, научного руководителя, ФИО автора работы. Формулировка темы ВКР должна точно соответствовать утвержденной и указанной в приказе.
Содержание Содержание – это наименование основных структурных элементов работы, отражающих содержание и логику ВКР, с указанием соответствующих страниц. Главное требование к оформлению – не перегружать информацией частного характера. Как правило, в оглавлении указываются названия глав (обычно 2, в отдельных случаях –3) и параграфов (от 3 – 5 в каждой главе). Образец оформления Содержание приводится в приложении 6.
Введение Введение – визитная карточка ВКР. Соответственно, от того, насколько научно грамотно, корректно и глубоко (но при этом лаконично) описаны основные компоненты введения, во многом зависит впечатление от работы в целом. Объем введения не должен превышать 5–10% объема всей работы. Обязательными структурными компонентами введения являются: 1. Актуальность исследования. 2. Противоречие(я), проблема исследования. 3. Объект и предмет исследования. 4. Цель исследования. 5. Гипотеза исследования (или положения, выносимые на защиту). 6. Задачи исследования. 7. Теоретико-методологическая база исследования. 8. Этапы исследования. 9. Методы исследования. 10. Экспериментальная база исследования. 11. Практическая значимость. 12. Апробация результатов исследования (если они были апробированы). 1. Актуальность исследования – это обоснование степени важности, значимости изучения заявленной темы на современном этапе развития науки и практики. Актуальность может быть теоретической (тема исследования слабо, неполно раскрыта в науке) или практической (вытекает из актуальных задач современного образования). При обосновании актуальности темы исследования рекомендуется: – Показать связь темы исследования с актуальными проблемами и перспективами развития образования (уместна ссылка на нормативные документы). – Охарактеризовать состояние изученности темы с указанием конкретных авторов и подходов (то есть, сделать краткий обзор источников информации), указав при этом, какие вопросы остались неизученными (или слабо изученными). – Дать общую характеристику изучаемого феномена (в соответствии с темой работы).
2. Противоречие(я) и проблема исследования являются логическим
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|