Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Я-концепция К. Роджерса, ее развитие и особенности




 

Из предыдущего можем сделать вывод, что Я-концепция ˗˗является определяющей в подходе Роджерса, поэтому некоторые ученые называют теорию Роджерса как «теория-я».

Он строит свою теорию в терминах самости, потому что именно его клиенты помогли ему прийти к такому пониманию. С их помощью он осознал, что самость является значимым элементом в опыте человека, и целью пациента было достичь своей «реальной сущности». Самость или «Я-концепция» ˗˗ понятия взаимозаменяющие у Роджерса. Он дает такое определение самости ˗˗ организованный, последовательный концептуальный гештальт, формирующийся с восприятий «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я» или «меня» с другими людьми или аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен для осознания, хотя не обязательно осознаваемый.

Таким образом «Я»˗˗ это дифференцированная часть феноменального поля, или поля восприятия человека. Это концепция о том, каким человек себя представляет в соотношении с различными ролями, которые он играет в жизни. Поэтому Я-концепция может включать некоторый набор образов «Я» ˗˗ отца, мужа, студента, спортсмена и т.д.Другими словами это набор восприятий, отражающий многочисленные специфические роли, которые играет человек в разных жизненных контекстах. «Я»˗˗ это то, какими мы хотели бы быть, поэтому одним из компонентов «Я» является «Я-идеальное», то есть «Я», которое человек больше всего ценит и к которому стремится.

В отличие от Фрейда, Адлера, Эриксона, Роджерс не разрабатывал стадий развития «Я». Он лишь акцентировал, что оценка индивида другими людьми, особенно в младенческом и раннем детстве, способствует развитию негативного или позитивного образа себя. Младенец не осознает себя, как отдельное существо, существуеттолько целостное, всеобъемлющее недифференцированное феноменальное поле. Однако в результате общей тенденции к дифференциации, которая является частью процесса актуализации, ребенок постепенно начинает выделять себя от других. Именно этот процесс дифференциации феноменального поля в такое, которое начинает признаваться и ощущаться как отдельный объект и объясняет возникновение Я-концепции в теории Роджерса. В дальнейшем структура «Я» формируется через взаимодействие с окружающими, особенно с значимыми лицами (родители и др.).Чем больше ребенок становится социально восприимчивым и чем больше развиваются его когнитивные и персептивные способности, тем его Я-концепция все больше развивается и дифференцируется, то есть она является продуктом процесса социализации.

Условия для развития «Я-концепции».

Потребность в позитивном внимании ˗˗ это универсальная потребность, которая развивается,как осознание человеком своего «Я». Впервые она проявляется, как потребность младенца в любви и заботе, позже она выражается в возникновении чувства удовольствия у человека, когда его одобряют, поддерживают другие. Когда человек чувствует, что им недовольны, возникает фрустрация ˗˗ одна из форм психологического стресса, психическое состояние человека, возникающее в результате отсутствия удовлетворения потребности или переживание неудачи.

Роджерс считает, что ребенок пожертвует всем, даже организмическим оценочным процессом (поиск положительных переживаний, которые положительно влияют на его развитие) ради удовлетворения потребности в позитивном внимании (например, когда ребенку родители говорят что надо вести себя хорошо, иначе они не будут любить его, он послушает родителей, даже если не разделяет их взглядов, и лишит себя возможности узнать, что он почувствовал бы, если бы сказал плохое слово, или положил лягушку в постель сестренке, или украл игрушку у товарища).Роджерс считает такое положение как состояние несоответствия между «Я» и опытом, что является серьезной преградой на пути достижения психологической зрелости.

Потребность в позитивном внимании к себе ˗˗ необходимость положительно расценивать себя, появляется при сравнении своих переживаний с удовлетворением или неудовлетворением потребности в позитивном внимании. Развитие позитивного внимания к себе гарантирует, что человек будет стремиться действовать так, чтобы и другие и он сам положительно отзывались о его поступке.

Роджерс выделил два вида позитивного внимания:

безусловное позитивное внимание ˗˗ это когда человека принимают и уважают таким, какой он есть, без попытки исправить его, изменить. В случае негативного поведения ребенка следует говорить, если ты будешь вести себя плохо, мы не перестанем тебя любить, но нас огорчит твое поведение. Данное отношение к ребенку обеспечивает основу для его становления как полноценно функционирующего взрослого;

обусловленное позитивное внимание, или условные ценности, которые формируются в результате позитивного внимания и вредят развитию ребенка, поскольку они ориентируют ребенка в его развитии на других, а не на себя. Ребенок хорошо помнит слова взрослого ˗˗ его любят только тогда, когда он будет таким, каким его хотят видеть другие. Поэтому в своем поведении он ориентируется на мнение других, поскольку только при этих условиях происходит удовлетворение потребности в позитивном внимании. Такое обусловленное позитивное внимание со стороны других приводит к тому, что человек в одной ситуации чувствует свою ценность, а в другой ˗˗ нет. Условные ценности по отношению к ребенку вредят процессу становления ребенка как полноценной личности, поскольку он стремится соответствовать стандартам других, а не определять для себя, кем он хочет быть. Этот процесс приводит к Я-концепции, которая находится в полном несоответствии с организмическим опытом, не является основой для развития здоровой личности.

Переживание угрозы и процесс защиты.

Роджерс утверждал, что поведение человека согласуется с его Я-концепцией. Угроза существует тогда, когда человек осознает несоответствие между Я-концепцией (и связанными с ней условиями ценности) и любым аспектом актуального переживания. Переживания, не соответствующие Я-концепции, воспринимаются как угроза. Они не допускаются к осознанию, потому что тогда личность индивида составит единое целое (пример: если человек считает себя честным, однако осуществит нечестный поступок, он будет опасаться). Реакцией на несоответствие Я-концепции обычно является напряжение, чувство вины, неуверенность и т.д.

Несоответствие между «Я» и переживаниями не всегда воспринимается сознательно. Довольно часто человек чувствует угрозу, не осознавая этого. В данном случае реакцией на угрозу будет тревога ˗˗ эмоциональная реакция на угрозу сигнализирует, что организованная Я-структура переживает опасность дезорганизации.

Тревожный человек это человек, который нечетко, смутно осознает, что признание или символизация определенных переживаний приведет к радикальным изменениям в ее нынешнем виде «Я», то есть для его «Я» возникла угроза, за которой наступает защитная реакция, главная цель которой ˗˗ защитить целостность Я-структуры.

Механизмы защиты:

искажения восприятия, или рационализация ˗˗ переживание воспринимается сознанием, однако его истинный смысл остается неясным;

возражения ˗˗ встречается значительно реже, чем искажение, человек сохраняет целостность своей структуры, полностью уходя от осознания угрожающих переживаний, отрицание поэтому может привести к паранойе, бреду и другим психическим заболеваниям.

В случаях, когда между «Я» и переживаниями является значительное несоответствие, то защита «Я» может быть неэффективной. В таком беззащитном состоянии Я-концепция разрушается, появляются личностные расстройства и психопатология. Поведение людей представляется для окружающих странным, нелогичным, неразумным.

Расстройства в поведении Роджерс считал результатом несоответствия между «Я» и переживаниями, иррациональное или саморазрушительное поведение, связанное с психозом. Чем больше несоответствие между «Я» и переживаниями, тем сильнее психологическая дезадаптация.

Роджерс установил пять личностных характеристик полноценно функционирующих людей:

открытость переживаниям: способны слушать себя, чувствовать всю сферу висцеральных, сенсорных, эмоциональных и когнитивных переживаний, не пытаясь подавить их;

экзистенциальный образ жизни ˗˗ жить полностью и насыщенно в каждую минуту существования;

организмическое доверие ˗˗ способность человека принимать во внимание свои внутренние ощущения и рассматривать их как основу для выбора поведения. Роджерс по этому поводу писал «Внутреннее ощущение вроде "я поступаю правильно" является значимым и таким, что заслуживает доверия руководством для действительно хорошего поведения»;

эмпирическая свобода ˗˗ человек может свободно жить и поступать так, как хочет, без ограничений и запретов. Субъективная свобода ˗˗ чувство личной власти, способность сделать выбор и управлять собой. Одновременно Роджерс не отрицал, что на поведение человека влияют наследственно-обусловленные факторы, социальные силы и прошлый опыт, которые и определяют сделан выбор. Эмпирическая свобода ˗˗ это то, что относится к внутренним ощущениям. Человек руководствуется чувством ответственности за свои действия и последствия;

креативность ˗˗ свойство человека жить конструктивно и адаптивно в своей культуре и одновременно удовлетворяя собственные глубокие потребности. Продукты творчества и творческий образ жизни появляются тогда, когда человек живет хорошей жизнью. Однако это не означает, что такие люди должны быть конформистами. Их связь с обществом можно выразить так: они являются членами общества и его продуктами, но не его пленниками.


 

Заключение

роджерс биография концепция

Формирование Я-концепции складывается на основе индивидуальных особенностей личности, а также под действием механизма взаимного общения. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

Роджерс считал свой метод универсальным, то есть, применимым и эффективным в работе с самыми разными типами клиентов ˗˗ как для групп (учебных классов, трудовых коллективов), так и для индивидуальной работы (школьников, родителей, ветеранов), для людей разных культур, видов деятельности, религиозных взглядов. В частности, метод применим для разрешения конфликтов ˗˗ как внутриличностных, так и межличностных и межгрупповых.

Клиент-центрированная терапия <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82-%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F> Роджерса способна решать широкий диапазон практических задач, с которыми сталкиваются клиенты: профессиональные проблемы, проблемы в супружеских отношениях, психосоматические расстройства и т.д.

В течение последних лет терапевты наблюдали за тем, как успешно проходит обследование с отдельными клиентами, с все более и более глубокой продолжительностью, все глубже затрагивая и преобразуя саму организацию личности.

Возвращаясь к статистике, можно добавить приведённые автором данные: «Если десять лет назад консультант, использующий недирективный подход, в среднем проводил с каждым клиентом 5-6 обследований (очень редко 15), то сегодня, благодаря клиентцентрированному подходу ˗˗ 15-20 собеседований (изредка цифра доходит до 100)».

Произошло это, по мнению Роджерса, благодаря возросшему мастерству консультанта.


 

Список литературы

 

1. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.

2. Бернс Р. Что такое Я - концепция // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2003. - С.333-393.

.   Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М., 1984. - 335 с.

.   Кон И.С. Открытие "Я". - М., 1978. - 367 с.

.   Самосознание и защитные механизмы личности /Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2000. - 656 с.

.   Самосознание как объект психодиагностики // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - С.245-268.

.   Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М., 1972.

.   Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 284 с.

.   Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977. - 142 с.

.   Шорохова Е.В. Проблема "Я" и самосознание // Проблемы сознания. - М., 1966.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...