Задания для самостоятельной работы
I. Определение функциональной асимметрии: тест на поднимание лежащего на полу предмета: правши очень легко берут его левой, левши - правой рукой; тест с ножницами: режет левой чаще всего - левша; если хорошо режет обеими руками, то леворук; если он не умеет резать левой и режет правой рукой, то еще нельзя заключить, что ребенок нелеворук'; переплетение пальцев кисти. Ведущей считается рука, большой палец которой оказывается сверху; тест на аплодирование. Более активна и более подвижна ведущая рука, совершающая ударные движения о ладонь неведущей (чаще левой) руки. II. Для решения каких задач психологической коррекции можно использовать следующие крылатые слова и пословицы: По когтям узнают льва; Обычай - деспот меж людей; Обыкновенная история; Птичий язык; Хрестоматийный слепец; Золотая середина; Его пример другим наука; Если бы бога не существовало, его следовало бы выдумать; Любви все возрасты покорны; Чти отца твоего и матерь твою; Язык родных осин; Рыбам вода, птицам воздух, а человеку вся земля; Душа думу знает, а сердце сердцу весть дает; Чужая душа - потемки; Не верь речам, верь своим глазам; Бородой в люди не выйдешь; Мудрость в голове, а не в бороде; ' По кн.: Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. - М., 1988. Чужие люди - дремучий лес; Коли орать, так в дуду не играть; Глухому с немым нечего толковать. III. Для каких задач психологической коррекции можно применять следующие игры1: Первая буква Назовем какую-нибудь букву. Каждый игрок должен вспомнить и записать 30 слов, начинающихся с другой буквы. Слова записываем по 5 слов в столбик. Выигрывает тот, кто первым напишет 6 столбцов по 5 слов в каждом.
Следующий тур - другая буква. Вариант игры. Выбор слов ограничить какой-нибудь тематикой. Дальше условия игры сохраняются. Сквозная буква Условимся считать сквозной какую-нибудь букву, например «н». Одновременно начинаем писать столбцом слова из пяти букв с таким расчетом, чтобы в каждом из этих слов на третьем месте стояла буква «н». Например: щенок, банка и др. Выигрывает тот, кто за 5 минут напишет больше слов. Весь алфавит Каждый игрок, немного отступая от края листа, пишет по вертикали русский алфавит. Выигрывает тот, кто быстрее других напишет 33 слова из пяти букв с таким расчетом, чтобы третьи буквы слов составили полный алфавит. Например, шпага, кабак, ковер и др. Пять слов Назовем какое-нибудь слово. Например, сено. Игроки записывают его, расставляя буквы с некоторым интервалом. После этого под каждой буквой пишем по пять (или больше - по условию) слов, начинающихся с этой буквы. Например, с е н о сера ель нос окно сила егерь нога обрыв и т. д. Выигрывает тот, кто первым справится с задачей. Вверх и вниз Ведущий предлагает какое-нибудь слово (предположим, космос). Записать сверху вниз и рядом, немного отступив, его же снизу вверх: I См. кн.: Веселая 3. Игра принимает всех. - Минск, 1985. 136 Промежутки между буквами заполняются так, чтобы получилось второе слово, состоящее не менее чем из четырех букв. Например: колос, окно, салон, морс, слово, свисток. Выигрывает тот, кто первым справится с задачей. Апельсин и спаниель Очень многие существительные русского языка имеют своего двойника». Речь идет об анаграммах, то есть словах, которые отличаются друг от друга лишь порядком букв, из которых они состоят. Например, зерно - резон, ромашка - мошкара, слово - волос, роман- норма, апельсин - спаниель. Попробуем назвать 10 таких пар. Выигрывает тот, кто первым справится с задачей. Забавные превращения, или как из мухи сделать слона В русском языке есть немало слов, которые отличаются друг от друга только одной буквой. Например, мука-рука-река-репа; бур-бор-борт-сорт-торт-торф.
Последовательно превращая одно слово в другое, можно подобрать забавные словесные комбинации, например, Кошку превратить в мышку: кошка-мошка-мышка. Попробуйте, используя минимальное количество промежуточных слов, превратить одно слово в другое (всякий раз заменяя, добавляя или убирая только одну букву): миг - в час тесто - в булку час - в год суп - в борщ ночь - в день марку - в почту пас - в нос лужу - в море рожь - в муку волка - в козу муху - в слона Искусство выдумывания историй': 1. Ребенку предлагается набор слов, которые он должен использовать в придумывании истории, например бабушка, девочка, волк и поезд. 2. Надо придумать историю, используя какое-то одно свойство предмета, например, придумать историю про страну, где все из стекла или из мыла и т. п. 3. Придумайте историю, где все наоборот по сравнению с тем, что ребенок видит на самом деле, например, дети выше ростом, чем взрослые. IV. При решении каких психокоррекционных задач могут быть использованы следующие психологические методики2: а) тест Бурдона; 6) тест Равена (для детей); в) тест рисования образцов; г) зеркальный рисунок; д) проверка счета; 1 См. кн.: Родари Дж. Грамматика фантазии. - М., 1987. 2 См. кн.: Черны В., Колларик Т. Компендиум психодиагностических методов.- Братислава,1988. е) дополнение предложении. V. Для решения каких задач психологической коррекции могут быть использованы следующие задания': (Задания выполняются в группе 5-9 человек.) 1. Надо представить и описать ситуацию с измененными привычными характеристиками временных связей (следование, предшествование, совпадение), например, надо представить и описать ситуацию молнии без грома. 2. Надо представить и описать ситуацию с заменой привычного временного порядка на прямо противоположный, например, поменять местами причину и следствие. 3. Резко сократить интервалы времени между некоторыми событиями, например, человек-однодневка (вся жизнь человека равна одному дню). 4. Перемещение вдоль временной оси существования некоторого предмета или его свойства, например, телевизор в прошлом, настоящем и будущем.
5. Совмещение в одном объеме тех предметов, которые пространственно разведены, и описание предмета с этими новыми свойствами, например травинки и авторучки. 6. Прием разведения обычно связанных в пространстве объектов, например, надо представить рыбу без воды. 7. Изменение привычной логики действия, например, не дым ядовит для человека, а человек ядовит для дыма. 8. Многократно усиливается свойство объекта, например, свойство автобуса перевозить людей многократно усиливается -перевозить очень много людей. VI. Какие задания из перечисленных выше вы можете предложить ребенку, который не умеет находить существенные признаки предметов- при выполнении теста «4-й лишний» обобщает, например, следующим образом рисунки 3-х цветков и кошки: «Тут одинаковые эти -показывает два цветка и кошку — у них тут одинаково нарисованы... у кошки усы нарисованы, а у цветков - цветы?» VII. Какие из перечисленных ниже заданий вы предложили бы как психокоррекционныс для ребенка, который испытывает затруднения в воспроизведении графического образца:
I См.: Психологический журнал. - 1987. - Т. 8. - № 6. - С. 90-97. 138 Возможные видь! психокоррекционных заданий: 1. «Нарисуй, чтобы я догадался, где, например, мишка, а где обезьяна», - это тип задания, где ребенок должен по инструкции взрослого воспроизвести графический образец, заданный в слове. 2. Нарисуй деталь предмета, например лапу или нос. 3. Изображение фантастических персонажей, например жар-птицы в волшебном саду. 4. Рисовать точки в разных комбинациях. 5. Наметить точками контур предмета и дать ребенку обвести. 6. Рисование дорожек: взрослый рисует сложную линию дороги -ребенок проводит параллельную ей. 7. Рисование прямых линий без отрыва карандаша. 8. Лепка различных форм из пластилина. 9. Построение в игре планов - квартиры, улицы, города и др. 10. Обсуждение с ребенком его предстоящих действий, планирование их словами и движениями. 11. Рисование с натуры. Предложите свои задания. VIII. Проанализируйте возможные пути психологической коррекции для младшего школьника, который при работе с тестом Бурдона пропускает строчки текста, строчку может начать проверять слева, справа или с середины.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|