Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ритмичность и школьный режим

 

Все известные человеку явления, происходящие как в целом во Вселенной, так и в Солнечной системе, пронизаны ритмами. Вполне естественно, что ритмы человеческого организма и других биологических объектов, являющихся частицей этой системы, подчиняются ее законам: ведь за многовековую эволюционную историю своего развития жизнь биологических организмов сформировалась благодаря именно этим ритмам.

Человек является частью природы, поэтому в его жизни, как и в природе, все должно совершаться ритмично. Под влиянием центральной нервной системы все системы и органы человека функционируют согласованно, последовательно и ритмично. Их комплексная деятельность обеспечивает жизненно важное единство организма с окружающей средой, а ритмичность природных явлений оказывает решающее влияние на течение различных процессов в организме. Например, смена сна и бодрствования обусловлена регулярным чередованием дня и ночи; процесс дыхания, сердечная деятельность, пищеварение, движение также протекают ритмично и последовательно. Кроме того, смена различных состояний организма осуществляется с определенной скоростью, свойственной только данному возрасту. Так, длительность периодически наступающего сна в различных возрастных периодах неодинакова. Если новорожденный для правильной деятельности организма спит почти 23 часа, просыпаясь 6-7 раз к каждому кормлению, то суточная продолжительность сна школьника 7-8 лет составляет 11,5 ч., а у 15-летних подростков — 9ч. Также ритмично, только с различными интервалами, происходят прием пищи и последующее пищеварение, процесс дыхания, сердечная деятельность. Следовательно, режим дня является определенным отражением необходимых организму правильных физиологических процессов.

Соблюдение режима особенно важно для детей, так - как это необходимо их еще слабому организму, а выработанные в детстве привычки сохраняются на всю жизнь. При соблюдении режима у школьников образуются условные рефлексы на время: установленное время пребывания ребенка на свежем воздухе создает у него привычку гулять именно в эти часы, привычка ложиться спать и вставать всегда в одно и то же время способствует быстрому засыпанию и пробуждению.

Ребенок, которого кормят когда придется, обычно сам не просит есть. А дети, приученные, например, обедать в 14 часа, уже за 10-15 мин спрашивают, скоро ли обед. Это вполне закономерно — у них выработался соответствующий рефлекс на время.

Продолжительность различных видов суточной деятельности в часах

 


Табл. 1.

Возраст лет Класс Учебные занятия в школе Учебные занятия дома Спорт, игры, прогулки Чтение, занятия в кружках, помощь семье Прием пищи, туалет, зарядка Ночной сон
7 1-й 3-4 1 3.5 2.5 2.5 11-10.5
8 2-й 4 1-1.5 3.5 2.5 2.5 11-10.5
9 3-й 4 1.5-2 3.5 2.5 2.5 11-10.5
10 4-й 4-5 2-2.5 3.5 2.5 2.5 10.5-10
11 5-й 5-6 2-2.5 3 2.5 2.5 10-9.5
12 6-й 5-6 2.5-3 3 2 2 9.5-9
13 7-й 5-6 3-4 2.5 2 2 9.5-9
14 8-й 5-6 3-4 2.5 2 2 9.5-9
15 9-й 5-6 3-4 2.5 2 2 9-8.5
16 10-й 5-6 3-4 2.5 2 2 8-8.5

 

К определенному времени пищевой центр в мозге возбуждается, пищеварительные железы выделяют необходимые соки, приходит аппетит: организм готов к приему пищи и усваивает ее наилучшим образом.

Еще в конце прошлого столетия немецкий врач В. Флисс заметил, что приступы астмы и некоторых других болезней проявляются через строго определенное число дней — 23 или 28. Австрийский психолог Г.Свобода обнаружил ту же закономерность в проявлении простудных заболеваний, мигрени, сердечных приступов. Ф. Тельтшер установил, что способность студентов усваивать учебный материал колеблется с интервалом в 33 дня.

Н.А. Агаджанян выдвинул специальную гипотезу о существовании у человека физического (Ф), эмоционального (Э) и интеллектуального (И) циклов, которые непосредственно связаны с характером движения Луны по эллиптической орбите вокруг Земли.

За продолжительность эмоционального цикла принято среднеарифметическое от синодического (27,32 суток) и сидерического (29,53 суток) времени обращения Луны вокруг Земли (Э = 28,426 суток).

Физический и интеллектуальный циклы являются равноотстоящими от эмоционального цикла

 

Табл. 2. Таблица определения критических дней

Номер критического дня Время (в сутках) от начала биологического дня Тип критического дня
1 42 Ф+Э
2 49 Ф+И
3 59 Э+И
4 84 Ф+Э
5 98 Ф+И
6 118 Э+И
7 126 Ф+Э
8 147 Ф+И
9 168 Ф+Э
10 177 Э+И
11 196 Ф+И
12 210 Ф+Э
13 236 Э+И
14 245 Ф+И

 

Ф=Э×5/6= 23,688 суток; И=Э×7/6=33,163суток.

Перестройка организма человека происходит через четверть каждого из трех циклов («критические» дни).

Ф/4=5,922 СУТОК; Э/СУТОК; И/4=8,2907 СУТОК.

При совпадении критических дней по двум каким-либо циклам образуются так называемые двойные критические дни. При совпадении же критических дней по всем трем циклам образуются тройные критические дни. В двойные и тройные критические дни наблюдается расстройство всего организма, поэтому они могут играть особую роль в возникновении катастрофических для здоровья и жизни человека состояний.

Наименьший отрезок времени, в течение которого происходит двукратная перестройка организма по всем трем биологическим циклам, определяет биологический год человека (Б). Последний составляет 248, 729 суток и представляет собой наименьший общий делитель из трех чисел: Ф/4, Э/4, И/4. В пределах каждого биологического года у человека возникает 14 двойных и один тройной критические дни.

По таблице нетрудно установить даты всех двойных критических дней и их тип в пределах текущего года устанавливают следующим образом:

1. Вычисляют общее число прожитых на текущий момент дней (N).

2. Выделяют дробную часть отношения N/Б и умножают ее на длительность биологического года Б.

3. Вычитают найденный результат из числа Б. Получают число
суток, которое нужно отсчитать назад по календарю для получения
даты начала текущего биологического года.

Дату промежуточного тройного критического дня в пределах текущего биологического года определяют следующим образом:

1. Выделяют дробную часть отношения (6400x N)/ФЕН и умножают ее на число ФЭИ/64

2. Вычитают найденный результат из числа Б. Получают число суток, которое нужно прибавить к дате начала текущего биологического года, чтобы получить промежуточный тройной критический день (табл. 2).

 

4. Ритмы Солнца и энергетика организма

 

Солнце, как и другие звезды, обладает волновым излучением. Его видимой частью является свет, невидимой — рентгеновские, ультрафиолетовые, инфракрасные и гамма-лучи. Излучение это, непостоянное по своей интенсивности, достигает Земли всего за несколько минут. Время от времени на Солнце происходят процессы, подобные мощным термоядерным реакциям, во время которых на разных частотах наблюдаются многократно усиливающиеся излучения, сопровождающиеся потоками электрически заряженных частиц. Последние фактически заполняют все пространство Солнечной системы.

Чтобы попасть на Землю, солнечное излучение и заряженные частицы должны пройти через ее атмосферу. Это удается сделать только частичкам излучения с определенными частотами, которые не поглощаются атомами и молекулами атмосферных газов. Главной защитой биологических организмов на Земле от губительного действия заряженных частиц служит магнитное поле. Магнитное поле Земли по своей сути аналогично полю, создаваемому небольшим намагниченным бруском, торцы которого образуют противоположно заряженные полюса. Ось земного магнита отклонена от географической оси на 11 градусов, причем в Южном полушарии Земли расположен Северный магнитный полюс, Северном полушарии – Южный. Интенсивность магнитного поля наименьшая у экватора и возрастает в направлении к полюсам пропорционально кубу расстояния от экватора. В экваториальной области магнитные силовые линии параллельны поверхности Земли, в то время как у полюсов они направлены перпендикулярно этой поверхности. Такая закономерность в распределении магнитных силовых линий обусловливает наибольшую безопасность от электрически заряженных частиц солнечного излучения на экваторе и наименьшую — у полюсов.

Магнитные силовые линии пронизывают все живые системы — от организма до клеточных структур. Клеточная энергетическая станция отнесена двойной мембраной, конструкция которой отвечает технологическому процессу получения энергии. Энергия вырабатывается в системе клеточного дыхания, выделяясь в результате расщепления глюкозы, жирных кислот и аминокислот. Процесс превращения глюкозы в углекислоту, при котором выделяется энергия, идет с участием электрически заряженных частиц — ионов. Этот процесс называют биологическим окислением.

В организме человека содержатся как разнозаряженные ионы, так и электроны, имеющие отрицательный электрический заряд. В процессе биологического окисления участвуют как ионы, так и электроны. На последнем этапе этого процесса образуются молекулы воды. Если по какой-либо причине на этом этапе недостает атомов кислорода, то оказавшийся свободным водород, предназначенный для образования воды, накапливается в виде положительно заряженных ионов. В этом случае дальнейшее протекание процесса биологического окисления прекращается и наступает энергетический кризис клетки.

Возбуждение клетки от внешнего раздражителя происходит лишь в том случае, когда она расположена в среде, где присутствуют ионы кальция. При этом величина пор в клеточной мембране зависит от концентрации ионов кальция: чем их меньше, тем ниже порог возбуждения. Если в среде, окружающей клетку, кальция совсем мало, то генерацию электрических импульсов начинают вызывать незначительные изменения напряжения на мембране, возникающие даже в результате теплового шума. Такое положение является ненормальным. Если ионы кальция вообще удалить из раствора, то способность волокна к нервному возбуждению полностью теряется. Таким образом, ионы кальция обеспечивают мембране избирательную проницаемость для ионов натрия и калия, а именно: они закрывают в мембране поры для ионов натрия, в то время как маленькие ионы калия имеют возможность проникать в клетку. Чем больше ионов кальция в организме, тем выше клеточного возбуждения. Из сказанного понятна та роль, которую играет кальций в проблеме нормального функционирования не ной системы человека, а следовательно, и в формировании характера.

Поскольку каждая клетка организма имеет электрохимический генератор, то и во всем организме в целом также должен реализовываться подобный генератор.

По представлениям древней восточной медицины, энергия человеческом организме циркулирует по некоторым меридиан проходя по различным органам и активным точкам тела в определенном порядке и ритме. На рисунке показана схема расположения потенциалов и меридианов типа "ян" и типа "инь".


Рис. 2. Схема потенциалов «Инь» и «Янь»

 

Циркуляция энергии начинается с меридианы легких, где наибольшая ее интенсивность отмечается в 3 – 5 часов. Легкие помогай сердцу в его работе. Ритмичные колебания давления в грудной клетке, возникающие при дыхании, облегчают приток крови к сердцу. В периоды космических возмущений эта помощь ослабляется. После легких последовательно волна энергии проходит по меридианам толстой кишки (5-7 часов), желудка (7-9 часов), селезенки — поджелудочной железы (9-11 часов), сердца (11-13 часов), тонкой кишки (13-15 часов), мочевого пузыря (15-17 часов), почек (17-19 часов), перикарда (19-21 час), "трех частей туловища" (21-23 часа), желчного пузыря (23-1 час), печени (1-3 часа) и снова возвращается 'к легким. Максимальное значение показателя энергии в одном из меридианов соответствует минимальному в противоположном меридиане.

Тот факт, что волна энергии обнаруживается в каждом органе, в каждой функции в строго определенное время, необходимо учитывать в диагностике, профилактике и лечении соответствующих заболеваний. Наиболее благоприятным для терапии считается тот отрезок времени, во время которого интересующий орган находится в состоянии покоя.

Под действием потока солнечных заряженных частиц в магнитной оболочке Земли развиваются электромагнитные процессы (магнитные бури), которые оказывают воздействие на организм человека как на электрически заряженную биологическую систему. Это воздействие называют геофизическим. Метеотропные процессы (перепады атмосферного давления, температуры, влажности) не являются независимыми от геофизических, поскольку служат проявлением единого физического процесса, который начинается на Солнце и заканчивается на Земле.

Геофизические и метеотропные процессы оказывают заметное влияние на состояние здоровья человека и качество функционирования различных его органов и систем. Наиболее подверженными их воздействию оказываются кровь, нервная и сердечнососудистая системы людей с ослабленным здоровьем.

Действие внешнего электромагнитного поля вызывает повышенную свертываемость крови не только прямым путем (действуя на кровь), но и через центральную нервную систему, которая также очень чувствительна к действию электромагнитных полей. Все это, вместе взятое, ведет к усилению тромбообразования. Вязкость крови бывает наибольшей в день самой высокой геомагнитной активности. Только спустя три дня после геомагнитной бури уровень вязкости крови приходит к исходному состоянию.

Более всего подвержены пагубному влиянию геомагнитных бурь больные с острым нарушением мозгового кровообращения. У них происходит усиленное слипание тромбоцитов. Здоровый организм способен включить свои компенсаторные механизмы адаптации, и поэтому в нем не происходит отрицательных сдвигов. Тем не менее, частые воздействия космических возмущений на пока еще здорового человека, создают благоприятную почву для таких сдвигов в будущем.

В проблеме психоэмоциональных нарушений в периоды геофизических возмущений весьма важен еще один аспект, который связан с ролью правого полушария головного мозга в формировании эмоций. Доказано, что правое полушарие участвует в создании эмоций в значительно большей мере, чем левое. При нарушении функций правого полушария обычно отмечается повышенный фон настроения, эйфория, агрессивность, психосенсорные расстройства в форме зрительных или слуховых галлюцинаций. Правое полушарие доминирует в контроле за агрессивным поведением, состоянием тревоги.

Наиболее распространенными сердечнососудистыми заболеваниями являются гипертония, стенокардия, анемическая болезнь сердца. Они нередко способствуют возникновению инфарктов миокарды. Ишемическая болезнь сердца почти одинаково часто встречается у представителей умственного и физического труда.

Стенокардия напряжения чаще встречается у лиц, занимающихся физическим трудом. Что касается инфаркта миокарда, то он мне характерен для людей умственного труда.

Ухудшение состояния людей с сердечнососудистыми заболеваниями происходит как во время геомагнитной бури, так и за сутки до ее начала, а также после ее окончания. Дело в том, что воздействие импульсного электромагнитного поля, порожденного вспышкой на Солнце, начинается вскоре после вспышки.

Хотя погодные условия сами по себе не могут служить причиной психических заболеваний, но они способны создавать дополнительные стрессы для людей, переживающих семейные неурядицы, неприятности по службе. Так, симптомы угнетения у сердечников и возбуждения у нервнобольных могут вызываться знойными ветрами. Дождливые погоды способны приводить к депрессиям. Наличие отрицательных ионов в воздухе считается полезным и здоровья человека. Они улучшают настроение и психическое состояние. Противоположным эффектом обладают положительно заряженные ионы воздуха: они угнетают настроение и приводят к депрессиям.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...