Предмету метод и задачи курса «Правоведение»
В системе социогуманитарного образования курс "Правоведение” способствует пониманию содержания неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод человека, выражающихся в том, что государство связано ими и не должно по своему усмотрению отменять или ограничивать их. Будучи непосредственно действующими, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение права, деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Провозглашена ответственность государства за реализацию политических, экономических, социальных и иных возможностей личности, за создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Такое правопонимание отвечает идеям демократического правового государства, ибо воспитание правосознания законопослушного гражданина основано на развитии не столько принудительного потенциала права (от этого в нашей жизни пока не уйти), сколько на его характеристике как одного из важнейших эталонов цивилизованных отношений между людьми.
1. Предмет и метод теории государства и права Многообразие объектов и предметов человеческого познания обусловливает наличие множества наук. Все науки подразделяются на естественно-математические и технические, а также гуманитарные и общественные. К последним, в частности, относится и правоведение. От всех остальных наук правоведение отличается именно спецификой предмета и метода. Предметом «Правоведение» являются: 1) закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права; 2) сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система;
3) основные государственно-правовые понятия, общие для всей юридической науки в целом. 4) общие положения основных отраслей российского права. Если понятие предмета отвечает на вопрос «что изучает наука», то понятие метода — «как изучает наука». Метод правоведения включает способы, приемы и средства изучения предмета данной науки. Вообще, метод есть теория, обращенная к практике исследования. Разнообразие составных частей предмета правоведения обусловливает и разнообразие используемых наукой методов. Все методы правоведения подразделяются следующим образом: 1) общие методы: метод исторического материализма — распространение диалектического материализма на исследование явлений общественной жизни. Здесь необходимо выделить ключевые моменты специфики применения основных черт исторического материализма при изучении вопросов теории государства и права: а) соотношение общества, государства и права; б) государство и право как важнейшие части надстройки над экономическим базисом; в) общечеловеческое и классовое начала в государстве и праве; • исторический метод (обращение к историческим закономерностям); • логический метод, наиболее используемыми приемами которого в теории государства и права являются анализ (разложение целого на части) и синтез (соединение частей в целое); 2) частные методы: системно-структурный (системный) метод исходит из того, что: а) система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов; б) система образует единство со средой; в) как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка; г) элементы же любой системы, в свою очередь, обычно выступают как системы более низкого порядка; функциональный метод используется для выделения в государственноправовых системах составляющих структурных частей с точки зрения их социального назначения, роли, функций, связи между ними;
статистический метод основывается на количественных способах получения данных, объективно отражающих состояние, динамику и тенденции развития государственно-правовых явлений; метод моделирования — изучение государственно-правовых явлений, процессов и институтов на их моделях, т. е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов; метод конкретно-социологических исследований состоит в совокупности элементов рассмотренных выше частно-научных методов; сравнительный метод — происходит сопоставление различных государственных и правовых систем и отдельных институтов в целях выявления черт сходства или различия между ними. Следует отметить, что рассмотренные общие и частные методы правоведения применяются комплексно, в тесной связи между собой.
Общественно-родовой строй: экономические отношения и власть Более 1,5 миллиона лет назад человек, выделившись из мира животных, жил в условиях первобытного общества. Это был самый продолжительный и самый значимый период существования человечества. В тех суровых природных и климатических условиях индивид мог выжить только в созданном коллективе, а не сам по себе. Подобные коллективы носят название «община». Основной формой социальной организации первобытных людей был «род», отличавшийся последовательным коллективизмом в производстве, управлении и уравнительном распределении добываемых благ. Разделение труда было обусловлено половозрастным критерием. Вообще, на ранних стадиях существования человечества семья была полигамна. Иначе говоря, все мужчины и женщины принадлежали друг другу. Постепенно обычаи запрещали браки между родственниками, а позже и браки внутри рода. Родословная, как правило, велась по материнской линии. Материнский род был не территориальной, а кровнородственной организацией. Женщина в условиях матриархата решала жизненно важные вопросы деятельности рода, кроме того, женщины зачастую являлись даже вождями племени. Для координации отношений между индивидами была необходима власть как отношения между властвующим и подвластным. Высшей властью считалось народное собрание всех взрослых членов рода. Подобный орган управления решал вопросы войны и мира, проводил или запрещал религиозные обряды, избирал предводителей. Кроме того, народное собрание также являлось и судебным органом. Постановления народного собрания были обязательны для всех членов рода.
Представителями власти, помимо народного собрания, были также и советы старейшин, сами старейшины, вожди, военачальники, а также жрецы. Экзогамные отношения между родами предполагали объединение нескольких кровнородственных родов, связанных брачно-семейными узами, для совместных производственно-военных мероприятий. Такие объединения брачно-семейных коллективов носили название «фратрия» (братство). По мере усложнения межродовых отношений появляются более крупные объединения родов, которые уже управлялись едиными органами власти. Возникают племена, а далее и союзы племен. Процессу консолидации общества в племенные ассоциации в значительной степени способствовали и изменившиеся природно-климатические условия. Колебание климатических условий, уменьшение биомассы животных, возросшая плотность населения общин в совокупности привели к тому, что многие племена стали заниматься земледелием вместо охоты. Помимо этого, существовали племена, которые занимались исключительно скотоводством. Выбор вида занятия опять-таки основывался на природно-климатическом факторе той местности, где преимущественно проживала община. Кроме того, развитию земледелия и скотоводства в различных районах также способствовала вырубка лесов (степи). Так, произошло первое в мире разделение труда (выделились охота, земледелие и скотоводство). Совершился революционный переход от присваивающе-потребительской к производящей экономике. Одновременно возросла роль отдельной личности, на смену матриархату приходит патриархат (власть мужского населения). Позднее в экономической жизни общества вновь появляется новая тенденция — возникновение и накопление избыточного продукта. С выделением ремесла в отдельную отрасль производства произошло второе разделение труда мирового человечества. Со временем возникла необходимость обмена товарами, хотя такой обмен все еще носил натуральный характер, но позже в процесс обмена был включен денежный элемент. Сам по себе процесс обмена товарами на рынке представлял собой отдельную отрасль общественно-полезной деятельности общества (общины) — так произошло третье и последнее разделение труда.
Индивидуализация труда и получение избыточного продукта стали сами по себе основой изменения отношений собственности. Право собственности выделяло различия между частной и общественной формами собственности. К последней, в частности, относились земля и вода. В связи с усложнением и возрастанием объема управленческой деятельности повышалась численность родоплеменой верхушки. Постепенно шел процесс самоизоляции такой верхушки, ее отделения от остальных членов родовой общины. Сама же община такому процессу активно сопротивлялась. Однако усиление публичной власти и расслоение общества (социальное и имущественное) было исторически предопределено. Кроме того, активизации данной закономерности явно способствовали и изменения в содержании производственной деятельности. Весь происходящий в родовой общине процесс структурного изменения и усиления власти приводил также к увеличению объема производства, что в свою очередь требовало притока дополнительной рабочей силы. Во время набегов на чужие племена община не только грабила дома, но и захватывала пленников, которые впоследствии и становились рабочими рабами. Из вышерассмотренного материала можно сделать вывод, что три крупнейших последовательных разделения труда ознаменовали переход общества к «производящей» экономике, возникновению частной формы собственности и классов, а также привели к несовместимости первобытно-общинной организации общества и новых условий политики и экономики. Последние дали мощный толчок к формированию государства как особого проявления публичной власти, стоящей над обществом и регулирующей проходящие в нем процессы с позиций различных социальных групп.
Причины и формы возникновения государства Как было указано выше, толчок к формированию государства как особой социальной организации около пяти-шести тысяч лет назад дали три последовательных разделения труда. Однако наряду с этими общими предпосылками можно выделить следующий перечень конкретных исторических явлений, которые, следуя одно за другим, привели в итоге к возникновению государства:
1) совершенствование орудий труда и развитие производства, 2) разделение труда в обществе, 3) появление избыточного продукта, а как следствие —имущественное расслоение общества, 4) обособление верхушки общества, а как следствие —социальное расслоение общества в целом, 5) усиление публичной власти, формирование органов управления, а как следствие — создание государственного аппарата. Однако сам процесс формирования государства в разных странах и у различных народов шел по-разному. Так, Ф. Энгельс в своем научном труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» выделил следующие три основные модели возникновения государства в мире: 1. Афинская модель — для такой формы возникновения государства был свойствен классический путь развития, т. е. из внутренних противоречий, царивших в обществе. Этапами формирования государства при данной модели служили последовательные реформы Тезея, Солона и Клисфена. Реформы Тезея состояли в учреждении обособленной центральной власти, а также в разделении всего населения Афин на три класса. При этом в основу данного разделения был положен не принцип родовой принадлежности, а профессионально-социальный критерий. Иначе говоря, Тезей разделил народ на три слоя: • эвпатриды — благородные лица, не занимавшиеся никаким физическим трудом, которые наделялись исключительным правом замещения должностей в государственных структурах; • геоморы — лица, занимавшиеся земледелием; • демиурги — лица, занимавшиеся каким-либо видом ремесла. Реформы Солона также были направлены на разделение общества, уже на четыре класса. Однако Солон положил в основу разделения народа на классы имущественный ценз, а именно — размер и доходность землевладения. При этом только первые три классы могли занимать управленческие должности в государственном аппарате, а на наиболее ответственные должности назначались лица только из первого, высшего класса. Четвертый же класс имел лишь право выступать и голосовать на народном собрании. Третий реформатор — Клисфен — пошел по другому принципу, нежели его предшественники. Клисфен поделил не население Афин, а территорию страны. Так, вся территория Аттики была поделена на сто общин-округов, которые получили название «демы». Каждая из этих общин была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной — демархом. 2. Древнеримская модель — формирование государства у древнеримского народа было обусловлено борьбой между двумя противоречащими слоями римского населения: плебеи —бесправные пришлые люди, которые ни в каком виде не допускались к управлению обществом, и патриции — лица, составлявшие коренную римскую аристократию. 3. Древнегерманская модель — возникновение государства у ского народа было ускорено завоеванием обширной территории Римской империи в результате многочисленных набегов воинствующих германцев. При этом существовавшие у германского народа органы власти родовым строем не были приспособлены к управлению завоеванной Римской империей. Кроме того, в сложившихся исторических условиях того времени древнегерманское общество не могло ни принять многочисленное население римлян в свои родовые общины, ни господствовать над ними. Таким образом, необходимость формирования иной организации публичной власти, стоящей над всем обществом (и коренным населением, и завоеванным) и располагающей разветвленным аппаратом управления, была исторически обусловлена. Следует отметить, что в странах Азии и Древнего Востока, в отличие от древних западных стран, ни частная собственность, ни классы, ни захватнические набеги не оказали существенного влияния на строительство государственного механизма. Напротив, основу складывающегося аппарата государственной власти составили межобщинные органы управления ирригационными работами, общинные администраторы и иные представители общинной власти. Своеобразие факторов, обусловивших возникновение государства у различных народов, сказалось на формальных и типологических особенностях появившихся государств. Это были и доклассовые древневосточные деспотии Египта и Малой Азии, и первые города-государства Месопотамии, и рабовладельческие государства Балканского полуострова, и федеративные государства Западной и Восточной Европы. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя Для начала следует заметить, что при всем многообразии форм возникших государств всем им были присущи некоторые свойства, отличавшие их от первобытной организации публичной власти. В самом общем виде можно составить следующий перечень таких отличительных признаков государства: 1. Если первобытно-общинная организация власти основывалась на принципе кровного родства всех членов родоплеменного объединения, то государство, в свою очередь, опиралось на принцип территориальной общности своих граждан (подданных). Вообще, территория отдельного государства предполагает под собой пространственные пределы, границы, отделяющие его от иных мировых государств. Кроме того, от территории также зависят порядок формирования и структура органов управления, их задачи и функции. При рассмотрении первого отличительного свойства государства — территориальности — важно отметить, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту проживания. При этом устанавливается принадлежность лица определенному государству — территориальная принадлежность. 2. В возникшем государстве публичная власть уже не совпадает с волей всего населения в целом, а носит конкретный политический характер. В данном
случае государственная воля обладает следующими специфическими характеристиками: • если общественная власть первобытно-общинного строя выражала интересы всего общества в целом и в ее формировании принимало участие все взрослое население, то политическая власть в первую очередь представляет корпоративные интересы определенной части населения, социальной группы, класса; • реализация общественной воли самим обществом осуществлялась на добровольной и безвозмездной основах, тогда как реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые профессионально выполняют вверенные им управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение; • выполнение решений, принимаемых государственными органами управления, обеспечивается специально созданным для этого карательным аппаратом, аппаратом насилия (силы армии, разведки, отряды милиции, управление исполнения наказаний и т. п.). 3. Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, в лице которых олицетворяется политическая власть, необходимы различные денежные средства, взимаемые с населения в форме налогов и сборов. 4. Если при первобытно-общинной организации общества господствовала так называемая «власть авторитета» (т. е. власть старейшин общества), то политическая (государственная) власть представляет собой так называемый «авторитет власти». 5. Публичная власть в государстве, в отличие от общественной власти, включает в себя не только классовое, но и общечеловеческое начало. Таким образом, государство и, соответственно, государственная власть обладают пятью основными признаками, отличающими их от общественной власти родового строя. Основные теории происхождения государства Существует множество различных теорий происхождения государства. Такое разнообразие научных взглядов обусловлено тем, что имела место специфика возникновения государственного механизма у различных народов. Рассмотрение всех существующих теорий происхождения государства не представляется целесообразным, так как многие из них оперируют схожими взглядами. Однако основные теории, не похожие одна на другую, следующие: 1. Теологическая теория. Автор Фома Аквинский. Эта теория имела широкую популярность во времена феодального строя. Согласно теологической теории государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти Бога на земле. По мнению многих богословов, любая светская власть производна от власти божественной, церковной, власти религиозных организаций. Следовательно, народ должен беспрекословно подчиняться государственным правилам, являющимся продолжением церковных догм.
2. Патриархальная теория. Авторы: Аристотель, Фильмер, Н.К. хайловский. Согласно Аристотелю, государство — это наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага; это своеобразная разросшаяся семья. При этом власть монарха — это естественное продолжение власти отца (патриарха), который управляет своей семьей. 3. Патримониальная теория. Автор: А. Галлер. В соответствии с патримониальной теорией государство произошло от права собственности на землю ИВ- патримониума. В дальнейшем из права владения землей власть автоматически получает распространение и на людей, которые населяют данную землю. 4. Договорная теория. Авторы: Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев. По мнению указанных мыслителей, государство возникло в результате заключения внутри населения общественного договора о правилах совместного проживания. При этом на тот случай, если условия заключенного договора будут нарушены, тогда народ приобретает право на революцию, то есть на изменение условий общественного договора. 5. Теория насилия. Авторы: Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский. Согласно теории насилия государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными. Иначе данную теорию можно было назвать «теорией соревнования». Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоеванных племен от возможных посягательств со стороны аналогичных сильных племен. Кроме того, К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага (как сильных, так и слабых). 6.Психологическая теория. Автор: Л.И. Петражицкий. По данной теории возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, желанием повелевать и подчиняться. Таким образом формируется идеология власти вождя. 7. Марксистская теория. Авторы: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов. Согласно этой теории, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Кроме того, государство выступает как средство угнетения людей, поддержания господства одного класса над другим. Однако с уничтожением классов ликвидируется и само государство. Помимо рассмотренных, существует еще множество теордаНтроисхожде— ния государства, но ни одна из них не может претендовать на абсолютную достоверность. Соотношение общества и государства В паре взаимосвязанных понятий-феноменов «общество» и «государство» ведущую роль все-таки играет общество. Именно оно изначально порожда- ет государство, становясь его содержанием и отводя ему тем самым место одной только политической формы существования общества. В наше время государство — это лишь сторона гражданского общества, которая, помимо прочего, обусловливает демократический характер такого общества (правовое государство). Принцип преобладания института общества над государственным остается объяснимым и понятным даже тогда, когда речь заходит о политической системе тоталитарного типа. Вообще, тоталитаризм, как и противоположная ему демократия, социально обусловлен. Историческими предпосылками тоталитаризма являются такие общественные условия, при которых деклассированные, люмпенизированные элементы общества и маргинальные группы готовы объединиться и образовать тем самым социальную базу политического режима. Они готовы принять полное или частичное обобществление или передел собственности в любой форме и даже насилие как одно из политических средств. Победа либерализма как идеологии свободного рынка в XX веке поставила вопрос: «Какой должна быть организационная форма государства?» Так вот, если исходить из того, что государство — это объединение суверенных индивидов, то оно не может быть не чем иным, как корпорацией, которая строится по принципу «снизу вверх», основывает все на открытом и прямом голосовании и является выражением демократии. Противники либеральной философии Е9 марксисты и консерваторы — усматривали сущность государства в публичной власти, которая стоит над населением, и полагали, что государство не может быть не чем иным, как учреждением, которое строится по принципу «сверху вниз». Указанные выше две точки зрения представляют собой противоположные полюса. Ознакомление же с существующими в мире примерами государств свидетельствует о том, что государство носит в своем составе как элементы корпорации, так и элементы учреждения. Если при построении государства реализовать только принцип корпорации, то общество неизбежно окажется в состоянии анархии. Государственное же управление, напротив, требует профессионализма, которым рядовые граждане без специальных знаний никогда не обладали. Таким образом, логично предположить, что государство должно строиться по принципу учреждения либо хотя бы включать его элементы. Если все же государство будет построено лишь по принципу пентрализованногр учрежде- ния, тогда оно лишит своих граждан возможности проявить активность, жестко ограничит их свободу, оставит нереализованными многие из имевшихся у людей идеи. Вообще, теория государства и права определила ряд взаимосвязанных факторов, которые непосредственно влияют на соотношение в государственном устройстве двух начал: корпоративного и учрежденческого. Можно привести следующие такие факторы: • величина территории, • плотность населения, • характер государственной политики,
• уровень хозяйственного развития страны, • национальный и религиозный состав страны, • социальная структура общества, • уровень развития правосознания и правовой культуры общества. Итак, рассмотрев вопрос соотношения понятий «общество» и «государство», можно сделать вывод, что общество во всех случаях определяет характер государства. Государство, политическая власть — это лишь форма того или иного социального (общественного) содержания. Политическая власть как особая разновидность Для того чтобы разобраться в сущности понятия «политическая власть», необходимо уяснить, что такое «власть» вообще, т. е. нужно рассмотреть власть как общесоциологическую категорию. Политическая (государственная) власть — это не единственный вид общественной власти. Власть изначально присуща любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Вообще, существуют следующие основные разновидности общественной власти: 1) власть рода, племени, общины, 2) политическая (государственная) власть, 3) экономическая власть, 4) власть различных общественных объединений, 5) родительская власть, 6) церковная власть. Каждая из названных разновидностей власти обладает известным своеобразием, отличается от иных видов специфическими особенностями. Вместе с тем всем из перечисленных видов общественной власти присущи общие черты, совокупность которых позволяет определить власть как социальную категорию. При всем многообразии научных взглядов на понятие «власть» всем течениям общественной мысли присуща характеристика власти как авторитета, который обладает возможностью заставить повиноваться, подчинить своей воле волю других людей. Итак, все разновидности общественной власти, несмотря на обширное многообразие, обладают следующими общими характеристиками: 1. Неотъемлемым элементом содержания любого вида власти является принуждение, которое в соответствии с исторической обстановкой и характером власти приобретает различные содержание и форму. Общественная власть немыслима без мер обеспечения выполнения распоряжений властвующих структур. 2. либо из совокупности указанных отношений, либо только на отношении «руководства-подчинения». Власть является непосредственным воплощением разносторонних устойчивых связей между людьми, их устремлений к удовлетворению общих и личных интересов и смягчению при этом противоречий, а как следствие этого — к возможному компромиссу и определенному порядку управления. Таким образом, власть представляет собой объективно необходимое условие для участия членов общества в производстве и воспроизводстве общественной жизни. Кроме того, власть — это средство функционирования любой социальной общности, которое проявляется в виде отношения непосредственного подчинения лиц, входящих в данную социальную общность, единой руководящей воле. Исходя из рассмотренного материала, можно дать следующее целостное определение любой общественной власти. Итак, власть — это соответствующее характеру и уровню общественной жизни средство функционирования любой социальной общности, которое заключается в отношении подчинения воли отдельных лиц и их объединений руководящей в данном сообществе воле. Политическая (государственная) власть представляет собой особую разновидность общественной власти. Термины «политическая власть» и «государственная власть» являются синонимами. Политическая власть в собственном смысле этого слова и есть власть государственная, то есть такая, которая исходит непосредственно от государства и реализуется только при его прямом либо косвенном участии. Как отмечал К. Маркс, политическая сущность всякого вопроса заключается в его отношении к власти государства. Государство и все его разнообразные институты есть политическое бытие гражданского общества. К. Маркс приравнивал понятия «политическая власть» и «государственная власть». Однако сторонники разделения указанных понятий употребляют термин «политическая власть» в широком смысле этого слова, по их мнению синонимичное отождествление понятия «политическая власть» с понятием «государственная власть» с точки зрения научного подхода весьма условное, т. к. сама политическая власть, с одной стороны, и степень участия в ней, в ее реализации некоторых политических организаций (партий, массовых общественных объединений), с другой стороны, не одно и то же. Однако данная точка зрения нецелесообразна, т. к. даже в том случае, если политическая власть осуществляется некоторыми политическими объединениями, все равно она остается государственной, т. к. санкционируется самим государством.. Итак, политическая (государственная) власть -3- это такая разновидность общественной власти, которая или осуществляется непосредственно самим государством, или делегирована, или санкционирована им, т. е. проводится от имени государства, по его уполномочию и при его поддержке. Ф. Энгельс отмечал следующие характерные черты политической власти, отличающие ее от общественной власти доклассового общества, т. е. власти в родовом строе: 1. При родовом устройстве власть выражала интересы всего общества, не поделенного на классы. Политическая же власть при классовом обществе выражает интересы определенных слоев населения — классов. 2. Родовая власть доклассового общества осуществлялась старейшинами, при этом не было какого-либо особого аппарата управления. Однако осуществление политической власти производится только специальным механизмом — аппаратом государственных служащих. 3. При общественной власти родового строя не было какого-либо аппарата принуждения, кроме как сила общественного мнения. Но политическая власть носит именно принудительный характер за счет специально созданных карательных либо правоохранительных государственных органов. Понятие государства. Общечеловеческое и классовое начала в сущности государства Понятие государства включает в себя характеристику его сущности, т. е. тех признаков, которые являются определяющими, наиболее устойчивыми и закономерными в данном явлении. Кроме того, в понятие государства включается также его социальное назначение — служебная роль и историческая цель. Согласно научным положениям марксизма государство по своей сущности есть организация политической власти общества. Однако следует признать ошибочной советскую трактовку понятия «государство» исключительно с классовых позиций, согласно данной трактовке государство — это организация политической власти именно экономически господствующего класса (таково марксистское понимание государства в обществе с антагонистическими классами). Такой подход обеднял и искажал представление о государстве, так как являлся односторонним, содержал понимание сущности государства и его социального назначения только с классовых позиций, ориентировал на обострение классовых противоречий. В связи с коренными изменениями, происшедшими в мире после Второй мировой войны, трактовка сущности понятия «государство» исключительно с классовой позиции стала неприемлемой. Марксистский подход к понятию государства отвергал все немарксистские учения о государстве, начиная от Аристотеля и заканчивая современными теориями. Большинство немарксистских теорий государства и его социального назначения, сформулированных М.М. Сперанским, Б.Н. Чичериным и другими мыслителями, в той или иной мере сходились в понимании государства как института социального компромисса и достижения общественного блага. Однако указанные выше немарксистские теории также являлись односторонними, т. к. признавали в государстве лишь одну его сторону — общесоциальную, общечеловеческую. При этом следует отметить, что К. Маркс в своем научном труде «Капитал» все-таки говорил о двух основных моментах в деятельности любого государства: • выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, • выполнение специфических классовых функций. Стало быть, в приведенном выше суждении К. Маркса была сделана попытка понимания понятия «государство» как единства двух его сторон, тесно взаимосвязанных друг с другом, — общечеловеческой стороны и классовой стороны. К выполнению общих дел государства прежде всего можно отнести осуществление разнообразных коллективных потребностей общества. Общечеловеческое предназначение государства в более широком смысле состоит именно в том, чтобы стать инструментом социального компромисса между различными слоями населения и общественными силами, а также инструментом обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех государственных функций. Только учитывая одновременно и общечеловеческое, и классовое начала в сущности государства, можно достигнуть научной объективности в изучении данного понятия. При этом следует иметь в виду, что соотношение между общечеловеческим и классовым началами в государстве в различные исторические эпохи было неодинаково. В современных же условиях налицо приоритет общечеловеческих ценностей. Таким образом, можно дать следующее определение понятия «государство». Итак, государство — это такая организация политической власти, которая необходима для выполнения как сугубо классовых задач (приоритетных для того или иного слоя населения), так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества (обеспечение общественного блага). Государство, которое преимущественно выступает как орудие социального компромисса, как правило, должно соответствовать уровню развития демократии в обществе. Демократически цивилизованное государство, пределы власти которого строго основываются на праве, а также высшее предназначение которого заключается в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина, признается правовым государством. При этом демократия и правовое государство предполагают необходимые для всякого общества законность и правопорядок. Признаки государства, отличающие его от других организаций и учрежде- Для начала следует отметить, что государство — это организация (механизм) непосредственног
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|