Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пример выполнения самостоятельной работы




ФИЛОСОФИЯ

 

Методические указания по самостоятельной работе студентов очной формы обучения направления подготовки 270800.62 – Городское строительство и хозяйство

 

Краснодар


 

Составители: канд. филос. наук, доц. Л. В. Корсакова;

канд. филос. наук, доц. О. Н. Оплетаева;

ст. преп Е. В. Пархоменко

 

Философия: Методические указания по самостоятельной работе студентов очной формы обучения направления подготовки 270800.62-Городское строительство и хозяйство / Сост.: Л.В. Корсакова, О.Н. Оплетаева, Е.В. Пархоменко; Кубан. гос. технол. ун-т. Каф. философии. - Краснодар, 2013. - 35 с.

 

Представлены вопросы и задания к практическим занятиям, вопросы для самоподготовки, темы рефератов и контрольных работ для студентов заочной формы обучения, вопросы для тестирования и ключи к предложенным вопросам, а также списки основной, специальной и дополнительной литературы по каждому из разделов курса.

 

 

Рецензенты: д-р филос. наук, проф., зав. кафедрой философии КубГТУ П. М. Хакуз;

д-р филос. наук, проф. кафедры философии КубГУ П.Е. Бойко

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

1 Цель, задачи и структура курса «Философия». 5

2 Теоретический материал и методы выполнения самостоятельной работы………………………………………………………………………...6

3 Пример выполнения самостоятельной работы…………………………..9

4 Вопросы для самоподготовки. 21

5 Вопросы для тестирования. 24

Список литературы.. 36


Цель, задачи и структура курса «Философия»

Философия является обобщающей дисциплиной, направленной на формирование целостного мировоззрения человека и развитие основных методов мышления, применимых в естественных и гуманитарных науках. В содержательном плане данная дисциплина дает базовую классификацию важнейших этапов развития человеческой мысли и деятельности, знакомит с начальным понятийно-категориальным аппаратом современного философского и научного дискурса.

Место дисциплины в базовой части «Гуманитарного, социального и экономического цикла» в структуре общей образовательной программы высшего профессионального образования определяется следующими целями и задачами.

Цель: сформировать целостное представление о философии как об универсальной дисциплине и области человеческого мышления, позволяющей познавать и описывать наиболее общие закономерности бытия мира, человека и общества.

Задачи:

- рассмотреть общую историческую логику формирования и развития философской мысли;

- изучить основные философские направления, школы, персоналии, их идеи и концепции;

- освоить базовый категориальный аппарат философии и основные приемы философского мышления;

- выработать навыки философской грамотности, глубины, тонкости и гибкости мышления;

- развить способность разбираться в основных проблемах современной культурной, социальной, политической и духовной жизни людей.

Содержательная структура курса для студентов очной и заочной форм обучения такова (в часах):

№ раз-дела Наименование раздела дисциплины Очная форма Заочная форма
Лекции   Практич. занятия Лекции   Практич занятия
  Природа философии и ее роль в жизни общества. Исторические типы философии        
  Философские проблемы и категории        
  Человек и общество в философии        
Всего        

 

Теоретический материал и методы выполнения самостоятельной работы.

В предлагаемой структуре практического занятия обязательно присутствуют темы для теоретической подготовки с последующим контролем усвоения материала при помощи устного опроса, коллоквиума, тестирования, письменной проверочной работы, экзамена. Далее представлена практическая часть в виде задач и упражнений. Данные упражнения не носят специфически учебного характера и поэтому могут использоваться для самых разных целей, в том числе: 1) для написания эссе, небольших философских работ, герменевтических практикумов; 2) в качестве тем для обсуждения, дискуссий, круглых столов; 3) для конкурсных заданий.

Задача по философии указывает на философскую проблему и помогает ее решить (устранить); тренирует мыслительные способности, развивает и совершенствует ум, способствует закреплению знаний (сведений) по философии. Ответы на задачи и упражнения можно давать как в письменном, так и в устном виде. В последнем случае ответы могут стать предметом обсуждения-дискуссии на семинарском занятии. Письменные ответы-работы студенты могут готовить непосредственно на семинарском занятии (не больше 30-и минут) или как домашние задания.

Критериями оценки ответа являются: обстоятельность (от нескольких предложений до 1-3 страниц; ответы типа «да», «нет» не принимаются); аргументированность (логическая обоснованность, связность, использование примеров); точность (ответ именно на этот вопрос и ни на какой другой).

К теме каждого занятия рекомендуется специальная литература для подготовки.

В соответствии с учебным планом каждому студенту-заочнику необходимо выполнить контрольную работу по дисциплине «Философия». Контрольная работа выполняется письменно. Ее объем составляет 15-25 страниц, шрифт 14 pt, через полуторный интервал, поля по всему тексту 2 см со всех сторон. Это соответствует объему ученической тетради (24 страницы) в рукописи. Тему контрольной работы студент выбирает из предложенной тематики.

Содержательно контрольная работа состоит из теоретического материала, посвященного рассмотрению основных философских категорий и исторических этапов развития философии, и практического задания (герменевтического практикума).

Текст работы должен быть структурирован, что отражается в оглавлении, раскрывающем выбранную тему (тема и сумма пунктов оглавления должны быть соразмерны, адекватны). В конце работы необходимо указать список использованных источников и литературы.

При условии удовлетворительного раскрытия пунктов плана и темы теоретической части в целом, а также обстоятельности (от нескольких предложений до 1-3 страниц), аргументированности (логической обоснованности, связности, наглядности) и точности (ответ именно на этот вопрос и ни на какой другой) изложения решения задачи контрольная работа зачитывается. Перед экзаменом, на практических занятиях она должна быть защищена. При невыполнении контрольной работы студент не допускается к экзамену.

Вариант 1

1. Проблема происхождения философии.

2. Монтень: «Видимо, справедливее всего распределен в мире разум: ведь никто не жалуется на нехватку ума». Почему так случается?

Вариант 2

1. Представители и проблематика школ философии Древнего Китая.

2. Почему «наука, которая не решается забыть своих основателей, погибла»?

Вариант 3

1. Философия Древней Индии: предпосылки, школы, проблемы. Философские основания буддизма.

2. Известно, что Платон упрекал Диогена Синопского в «неумении смотреть разумом». Что означает «смотреть разумом»?

Вариант 4

1. Проблема поиска первоэлемента как сквозная проблема для натурфилософских школ античной философии.

2. Как можно обосновать тезис: «свобода, честь и совесть – причины самих себя»?

Вариант 5

1. Теория познания Сократа. Метод майевтики.

2. Гегель: «Голый результат есть труп, оставивший позади себя тенденцию». О чем здесь сказано?

Вариант 6

1. Теория идей Платона. Познание как припоминание.

2. Как можно объяснить высказывание Гегеля о том, что «истина возникает как ересь, а умирает как предрассудок»?

Вариант 7

1. Философская система Аристотеля: метафизика, политика, этика, логика.

2. А. Эйнштейн: «Я хорошо понимаю, почему многие любят колоть дрова, - тут сразу виден результат работы». Над каким отношением к фундаментальной науке он иронизирует?

Вариант 8

1. Этические системы Древнего Рима: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, кинизм.

2. Ларошфуко: «Философия усложняет жизнь в поисках ее простоты». В чем же «полезность» философии?

Вариант 9

1. Философия Средневековья: основные этапы и проблемы. Доказательства бытия Бога Фомы Аквинского.

2. Гегель: «Противоречие есть критерий истины. Отсутствие противоречия - критерий заблуждения». Как вы это объясните?

Вариант 10

1. Характер философии эпохи Возрождения.

2. Декарт: «Прошлое – враг мысли». Почему?

Вариант 11

1. Теории познания Нового Времени. Эмпиризм. Учение Фр. Бэкона о «великом восстановлении наук».

2. «Будет ли слышен звук падающего дерева в лесу, в котором никого нет?» О чем спрашивает Дж. Беркли.

Вариант 12

1. Теории познания Нового Времени. Рационализм. Учение Декарта о методическом сомнении.

2. «Интеллигент, - пишет Ю. Нагибин, - это Сократ, Сенека, Цицерон, а не специалист по паровозным топкам». Человека с какими качествами вы бы назвали интеллигентом?

Вариант 13

1. Теории общественного договора в истории философии.

2. Как бы вы обосновали одну из благородных истин Будды: «Жизнь есть страдание»?

Вариант 14

1. Философская система И. Канта: теория познания.

2. По мысли Сенеки, «бесстыжего человека воспитать нельзя». Почему?

Вариант 15

1. Категорический императив И. Канта.

2. Аристотель полагал, что «сомнение - это начало мудрости». Как же они связаны?

Вариант 16

1. Учение об абсолютной идее Гегеля.

2. Ницше: «Христианство дало Эроту выпить яду. Он не умер от этого, но выродился в порок». Объясните мысль философа.

Вариант 17

1. Проблемы философии жизни. Ф. Ницше. А. Шопенгауэр.

2. Ницше: «То, что совершается из любви, лежит по ту сторону добра и зла». Ваши пояснения.

Вариант 18

1. Особенности русской философии: этапы развития от IX до

XX веков; основные направления и представители.

2. Лао-Цзы: «Хороший человек есть учитель дурного, дурной человек есть учитель хорошего». Объясните, как дурной научит хорошему?

Вариант 19

1. Русская религиозная философия.

2. Аристотель: «О чем бы то ни было либо утверждение, либо отрицание». Что это значит?

Вариант 20

1. Краткая характеристика основных философских школ XX века: феноменология, экзистенциализм, фрейдизм, герменевтика, позитивизм, персонализм, неотомизм, структурализм, аналитическая философия, постструтурализм.

2. Чжуан-Цзы: «Большой человек лишен самого себя». Почему?

 

 

Пример выполнения самостоятельной работы

Вариант №1

1. Проблема происхождения философии

2. Монтень: «Видимо, справедливее всего распределен в мире разум: ведь никто не жалуется на нехватку ума». Почему так случается?

Содержание

1. Проблема происхождения философии

1.1 Что есть философия……………………………………………

1.2. мифогенная теория…………………………………………..

1.3. первые философские концепции……………………………….

2. Монтень: «Видимо, справедливее всего распределен в мире разум: ведь никто не жалуется на нехватку ума». Почему так случается?............

Список использованных источников и литературы…………………..

 

1.1 Что есть философия

На заре развития человечества, когда были еще в силе родовые принципы в хозяйственной и культурной жизни, господствующей формой мировоззрения была мифология. Мифология есть результат настоятельной духовной потребности объяснить мир. Мифология — образно-художественный способ объяснить мир, явления природы и жизни людей. В мифах человек не выделяет себя из природы.

Философия - любовь к мудрости, особая система знаний предназначенная для решения целого ряда взаимосвязанных проблем, возникающих и в естественно научном исследовании, историческом познании, и в повседневной производственной и политической деятельности. Зародилась около 2500 лет назад в странах древнего мира (Индия, Китай, Египет).Классическая форма - Древняя Греция. Понятие введено Пифагором. В качестве особой науки выделена Платоном. Hеобходимые (но не достаточные) предпосылки возникновения философии: разделение умственного и физического труда, создание прибавочного продукта, pецептуpно-технологические знания («смотри на меня, делай как я, делай лучше меня»), наличие развитых текстовых сообщений (указы, эпосы, мифы). Требуется определенное развитие уровня абстрактного мышления. Наличие денег. Функции языка: сигнальная, коммуникативная, описательная, аpгументивная (критика). Три необходимых предпосылки. Структура мышления. Отсутствие тоталитаризма. Должен быть плюрализм, демократический режим. Особенности мифа: принципиально новый уровень мышления (субъективно-объективный), ориентирован на стабилизацию самого себя (догматическое мышление). Философия делает акцент на новациях, то есть акценты смещаются. Проблема устройства мира. Существует большое число мифов, посвященных этой теме. Инициирование ученика на то, чтобы он шел дальше своего учителя. Hадо рассуждать критически.

Сначала философия включала в себя всю совокупность знаний, позже превратилась в систему общих знаний о мире.Разделы философия: онтология (бытие и его сущности), гносеология (познание), логика (мышление, законы и формы), этика (мораль), эстетика (прекрасное), социальная философия (человеческое общество), история философии. Предметом философия являются всеобщие свойства и связи.

Основной вопрос: 1- что первично материя или сознание дух или природа;2- познаваем ли мир;3- проблема “ мир-человек”. ОВФ — вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному, решение которого предопределяет поляризацию фил. учений, их принадлежность к одному из двух гл. направлений в ф. — материализму и идеализму. М.- одно из гл. ф. направлений, кот. признает объективность, первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, существующей вне и незав. от сознания и выступающей первоосновой действительности. И. — одно из гл. напр. ф.; исходит из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического. Функции Ф: 1-объяснение мира; 2-методологическая (накопление и обобщение) 3-отображение своего времени 4.мировоззренческая.

1.2. мифогенная теория

Происхождение философии – одна из удивительных загадок истории культуры.
Любовь к мудрости послужила основой становления философии как отрасли духовной культуры. Если уподобить (что делали древние греки) философию древу, то любовь к мудрости – корень, из которого она произрастает в том смысле, что развитие философии вдохновлено любовью к мудрости. Материалом же для построения духовного древа философии послужила предшествовавшая ей по времени отрасль духовной культуры – мифология.
Мифология как система, уходящая своими корнями к временам первой цивилизации и являющаяся их духовной основой, состоит из двух уровней: образного, доставшегося ей от искусства, и более глубокого – смыслового, который по мере эволюции логического мышления и развития тенденции рационализации становился все более важным. В определенное время в определенном месте этот развившийся в мифологии глубинный уровень прорвал оболочку образов и вышел на поверхность, заявив о своей самоценности. Философия начинается с осознанной замены образов понятиями. Это точка перехода от мифологии к философии.
В процессе философской рационализации мифа образы мифических сказаний из личных существ превращаются в безличные категории. Постепенное выхолащивание мифологических представлений хорошо видно на примере перехода от образа бабочки-Психеи к понятию души-Психеи (а затем к науке психологии).
Предпосылкой становления философии служит введение отвлеченных сущностей, а окончательно утверждается она тогда, когда эти сущности начинают рассматриваться как понятия, формирующиеся в мозгу человека и выступающие в качестве предмета мышления. От вечных и неизменных понятий берет начало философия, и они – гарант бессмертия человеческого духа.
Когда говорят, что философия – высшее достижение человеческого разума, то под этим можно иметь в виду, что отличающее человека от животных понятийное, абстрактное, отвлеченное мышление достигает в философии своего расцвета. В этом смысле философия в наибольшей степени соответствует понятию Homo sapiens – человек разумный. Этот вид по современным антропологическим данным, возник примерно 100000 лет назад, но философию он создал только 2500 лет назад. Известный афоризм французского философа Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую» можно интерпретировать таким образом: разумно мысля, я существую как представитель человеческого рода.
С возникновением философии развитие духовной культуры происходит в явном виде, что облегчает ее изучение. Можно наблюдать, как в процессе критического обсуждения происходит смена одних представлений другими. «Философия – это попытка заменить утраченную магическую веру рациональной верой». Философия имеет дело с теми же вечными проблемами, что и мифология, но рассматривает их по-своему.
Философское творчество предполагает личные усилия, а критическая направленность мышления заставляет подвергать сомнению как общепринятые, так и собственные выводы. В обсуждении фундаментальных проблем, стоящих перед человеком, философия тем самым вносит личностную ноту и беспокойство. Это служит стимулом развития культуры в целом.
Примерно 2500 лет тому назад мифологическому периоду с его спокойствием и самоочевидностью пришел конец. Сразу в нескольких точках «началась борьба рациональности и рационально проверенного опыта против мифа… и вызванная этическим возмущением борьба против ложных образов бога». В результате целостность мифа была разрушена, и он стал элементом рефлексирующего сознания. Новое воплощение, обращенное к миру, привело к иным ответам. Человек открыл внутри себя духовный источник, поднявший его над самим собой и миром. Общим было растущее осознание человеком себя как индивидуальности в пределах целого.
Философия могла возникнуть в Индии, Китае, Греции. Политическая ситуация в трех регионах была сходной: небольшие свободные государства, взаимодействующие друг с другом. Индийская и китайская культуры подготовили появлении философии, но возникла она в культуре греческой. Становлению философии в Индии и Китае помешал мистицизм, греческая же мифология оказалась благотворной почвой, создав набор образов, перешедших в понятия. На то были свои причины. Греция – страна наиболее четкой, последовательной и логичной мифологической системы. По мере нарастания драматизма ситуации в мифах боги очеловечивались; недаром именно в Греции возникла концепция Эвгемера о том, что боги – это мифологизированные культурные герои. Человекоподобное изображение богов подрывало веру в мифы (на что справедливо указывали впоследствии христиане) и способствовало переходу к философии, который совершился, когда мифология достигла апогея.
Необходимость систематизации мифов вела к формированию логики и правил понятийного мышления и тем самым была внутренней культурной причиной, приведшей к возникновению философии. Выход философии из мифа хорошо виден в «Диалогах» Платона, например в «Пире», где миф, во-первых, выступает в качестве отправной точки философствования, во-вторых, в качестве иллюстрации.
Миф широко использовался в период становления философии как удобная, привычная всем согражданам форма, в которую вкладывалось новое, рациональное содержание. Например, пишется, что для обеспечения возможности совместной жизни людей боги решили «ввести среди людей “стыд и правду”», но что это такое, определяется по-философски. Исследователи отмечают, что довольно длительное время античная философия была своеобразной рационалистически стилизованной мифологией.

 

1.3. Первые философские концепции

Античная философия представляет собой совокупность учений, развивавшихся в Древней Греции и в Древнем Риме с VI в. до н. э. по VI в. н. э. Это целая историческая эпоха от формирования архаических полисов на ионийском и италийском побережье до расцвета демократических Афин и последующего кризиса и крушения полиса, перехода в Древнем Риме от республики к монархии. Обычно начало древнегреческой философии связывают с именем Фалеса Милетского (625—547 гг. до н. э.), конец — с декретом византийского императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г. н. э.). Это тысячелетнее развитие философских идей демонстрирует удивительную общность, обязательную направленность на объединение в едином космическом универсуме природы, богов и человека. Во многом это объясняется языческими (политеистическими) корнями античной философии, и в то же время свидетельствует об особом, присущем данной эпохе теорий-ном настрое, созерцательности, стремлении одним взглядом охватить всю ойкумену, мироздание в целом. Основное содержание античной философии составляет философия древних греков, собственно римскую философию вычленяют из философии эллинистического периода, развивавшейся в Греции и Риме с III в. до н. э. Для греков природа выступает единственным абсолютом, она не сотворена богами, а сами боги составляют ее неотъемлемую часть и олицетворяют основные природные стихии. Человек же не теряет своей изначальной связи с природой, но живет не только «по природе», но и «по установлению», на основе разумного обоснования. Человеческий разум у греков освободился от власти богов, грек их уважает и не будет оскорблять, но в своей повседневной деятельности он будет преследовать собственные интересы и полагаться на самого себя, зная, что не потому человек счастлив, что его любят боги, а потому его любят боги, что он счастлив. Важнейшим открытием человеческого разума для греков выступает закон (nomos), который возвышается над частными интересами. Номос — это разумное установление, принятое всеми жителями города, его гражданами, и равнообязательное для всех. Поэтому такой город есть также государство, город-государство, полис. В полисе закон (nomos) приобретает характер рациональной правовой идеи, подлежащей обсуждению. Полисный характер греческой жизни с ее ролью народного собрания и публичных ораторских состязаний объясняет доверие греков к разуму, теории, а поклонение безличному абсолюту (природе) — постоянный интерес философии к проблемам физики (от слова «фюсис» — природа), которая в дальнейшем развитии философии оказывается тесно связанной с метафизикой (учением о первоосновах бытия). Гражданский характер общественной жизни и роль личностного начала в ней нашли обоснование в этике (практической философии), обосновывающей человеческие добродетели, должную меру человеческой жизни. Созерцательность, рассмотрение проблем мироздания в единстве природы, богов и человека служила обоснованием норм человеческой жизни, положения человека в мире, путей достижения благочестия, справедливости и даже личного счастья. Сама картина мироздания, характерная для возникающей философии, представляет собой данный в наглядно-образной форме ответ на вопросы полисной жизни. Здесь присутствуют основные реалии личной и общественной жизни древнего грека; человек, бог и государство. Но боги не могут дать ответа на ставшие жизненно важными вопросы о справедливости и благочестии, силе и мудрости и т.д. На эти, бывшие привилегией богов вопросы (собственно, каждый бог — это персонифицированный ответ на вопросы хозяйственной, политической, семейной и общественной жизни) дерзает ответить философия, открыто заявляющая о своей любви к мудрости, считающейся отныне «полезной», в отличие от мифов, расцениваемых отныне как «вымыслы прежних времен», бесполезные и бессмысленные. Обостренный интерес к явлениям политической жизни, межполисным и внутриполисным отношениям, сочетается у первых философов, начиная с Фалеса, с размышлениями о судьбах мироздания. При этом они переносят и политическую терминологию, и политическую (от слова «политес» — гражданин) проблематику на модель мироздания. Но было бы неправомерно рассматривать эту особенность лишь как следствие мифологического мышления, от которого нарождающаяся философия не могла избавиться. Благодаря перенесению проблем борьбы и справедливости на космос и рассмотрению его в рамках космической компенсации и меры, открывался целый спектр возможностей рационального обсуждения фундаментальных вопросов философии и разрушения мифологической картины мира, где господствовали боги-олимпийцы. Философия приходит на смену предфилософским описаниям мира, содержащимся уже в поэмах Гомера и Гесиода, тогда, когда происходит отказ от персонифицированного взгляда на мир, при котором каждый из богов-олимпийцев олицетворял ту или иную природную стихию, тот или иной социальный навык (Зевс, Посейдон, Аид, Афродита, Афина, Гефест, Арес и другие боги-олимпийцы), и начинается поиск безличного основания всех вещей, первосубстанции, которая у первых философов и отождествлялась чаще всего с той или иной природной стихией. Соответственно природа («фюсис») занимает центральное место в философских размышлениях, что позволяет характеризовать первых философов как «физиков», «фисиологов» в терминологии Аристотеля. При этом природа не обосабливается как объект самостоятельного и специального рассмотрения и не отрывается от окружающих человека вещей, не изначально трансцендируется, а предстает перед человеком труднопостижимым, но доступным абсолютом и оказывается предметом созерцания прежде всего как совокупность окружающих человека вещей. Другое дело, что человек не может и не должен останавливаться на феноменах, «человек философствующий» начинает «удивляться» повседневному окружению, он ищет подлинной природы, которая «любит скрываться». Не случайно названия философских работ носят традиционный характер «О природе вещей» («Пери фюсеос»). На этом пути возникающая философия обращается к началам мироздания — «архе».

Понятие «начала» («архе») имеет изначальный смысл управления, власти, составлявших ранее прерогативу богов, обращение к природным стихиям как к началам мироздания свидетельствует о перенесении божественных свойств и поведенческих регуляций с богов на природу. Природа при этом рассматривалась как живое (гилозоизм), одушевленное (панпсихизм) и божественное (пантеизм) целое. Хотя природа превращается у греков в объект теорийного видения, на этом пути и развивается ее понятийный аппарат, первоначально в ранней философии сохраняются следы персонификации, а гилозоизм оказывается неискореним из философских концепций природы, что свидетельствовало не только о мифологическом прошлом философии, но в рамках философии позволяло обосновать присутствие человека в мире, его субстанциональную укорененность в природе. Космогонические учения (учение о происхождении мира), космология (учение об устройстве мироздания), на смену которой затем приходит онтология (учение о бытии), этика не отделены друг от друга, они все вместе характеризуют античную философию, которая ставила своей целью обосновать рациональное мироустройство, включая разумный порядок вещей и человеческой жизни. Размышления о том, что есть этот мир, составляют содержание «физики» (космогония и космология). Размышления о том, как существует этот мир и как осуществляется в нем порядок, как возможны справедливость, благочестие и право, каковы неизменные и вечные основания мироздания — все это входит в вопросы метафизические. Такого рода вопросы свидетельствовали о переосмыслении «божественности» космоса, его вечных законов, которые люди традиционно связывали с именами богов и которые с эмансипацией природы и человека от божественного вмешательства превратились в "вечные вопросы" философии. Соответственно первый период греческой философии (6 в. до н. э.) — это натурфилософский период, когда на первый план выходят проблемы философии природы. В пределах этого периода выделяют ранних натурфилософов (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Пифагор, Ксенофан, Парменид) и поздних натурфилософов (Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит). Ранние натурфилософы — монисты. Они обращаются к поиску одного начала, с которым и связывают происхождение и существование мира. Поздние натурфилософы — плюралисты, они вводят множество начал и обосновывают тот или иной принцип космообразования. Второй период — период классической философии (V—IV в. до н. э.), который обычно начинают философией софистов и Сократа. Соответственно за философами первого периода сохраняют при этом название «досократики», полагая, что лишь с Сократа начинается обращение к человеку, то есть собственно антропологическая ступень философии, в отличие от предыдущей, натурфилософской. Эта точка зрения не разделяется всеми исследователями. Уже в свое время Ницше подчеркивал могучий онтологизм досократиков и критиковал Сократа за то, что он завлек европейскую философию на сухую почву рационализма. Учеником Сократа был Платон, который во многом восстановил мифопоэтическую картину мира и в то же время противопоставил физическим описаниям онтологические обоснования. Аристотель создал категориальный аппарат философии и превратил ее в научное (в античном понимании этого слова как доказательное) знание. Третий период — эллинистически-римская философия (III в. до н. э. — VI в. н. э.), развивавшаяся в Древней Греции и в Древнем Риме, представлена такими течениями, как эпикурейство, скептицизм, стоицизм и неоплатонизм. В этот период не наблюдается разработки фундаментальных физических и онтологических идей. На первый план выходят проблемы этики, обоснования человеческой жизни, а аргументация черпается из предыдущих философских систем, из физики Гераклита, Демокрита, теории идей Платона, и т.д.

2. Монтень: «Видимо, справедливее всего распределен в мире разум: ведь никто не жалуется на нехватку ума». Почему так случается?

Предметом большинства эссе М. являлось поведение человека в экстремальных ситуациях, раскрывающее как самые причудливые движения его души, так и самые разнообразные патологии его характера (с точки зрения Монтеня, "истинное зеркало нашей речи - это течение нашей жизни"). Монтень сумел осуществить значимый поворот в системе ценностей западноевропейского интеллектуализма: "хорошо заполненной голове" Акцентированно предпочитал "правильно выработанный разум", воспитываемый на исторической эрудиции, склонности к парадоксам и двусмысленностям. Согласно Монтеню, природа человека двойственна: зачастую необузданные духовные устремления нейтрализуются физическими возможностями его тела. Осмысление и принятие этого как неизбежной данности позволяет людям ориентироваться на идеал подлинно счастливой жизни - жизни в умеренности. Органы чувств человека - несовершенны ("кто знает, не лишены ли мы одного, двух, трех или нескольких чувств?"), способности нашего познания ограниченны - лишь один Бог, согласно М., - всеведущ. Неспособность людей четко определиться в выборе между "Я знаю" и "Я не знаю" - естественно трансформируется, по мнению М., в единственно правильно поставленный вопрос: "А что именно я знаю/, предполагающий воздержание от суждении, подлежащих дальнейшему рассмотрению. С точки зрения М., "... если хочешь излечиться от невежества, надо в нем признаться... В начале всяческой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом - незнание". Гносеологический скептицизм М. фундировался также на его мысли о том, что все живое (в том числе и люди) находится в постоянном изменении: существование человека неизбывно состоит из "движения и деятельности". При этом, М. полагал долгом любого индивида стремиться к самосовершенствованию, рассматривая самопознание как первейшую обязанность человека. Одоление людского невежества, по М., жизненно важно, ибо "люди ничему не верят так твердо, как тому, о чем они меньше всего знают", а "...не достигнув желаемого, они делают вид, будто желали достигнутого.

Список использованных источников и литературы

 

1. Асмус В. Ф. Античная философия. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 1989, 2001.

2. Богомолов А. С. Античная философия. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1985.

3. Введение в философию: Учебник для высш. уч. заведений. В 2 ч. / [Фролов И. Т., Араб-Оглы Э. А., Арефьева Г. С. и др.] 2-е изд. – М.: Республика, 2002.

 

Вопросы для самоподготовки

1. Б. Рассел: «Один из главных триумфов математики заключается в открытии, в чем действительно состоит математика». А в чем состоит философия?

2. Какие существуют теории возникновения философии?

3. Философия наука или нет? Аргументы «за» и «против».

4. Каковы специфика и источник философских проблем?

5. Был ли Бах несостоявшимся Бетховеном, а Афины - несостоявшимся Римом, а Платон - недоразвитым Аристотелем? Возможен ли прогресс в философии?

6. Что мы делаем, философствуя?

7. Что мы можем, философствуя?

8. Что «роднит» философию с наукой, религией, искусством?

9. Что такое бытие?

10. Онтология как раздел философии.

11. «Философия - это состояние, которое возникает в процессе разговора о том, что есть философия». Как Вы можете развернуть эту мысль?

12. Почему девиз древних «Познай самого себя» остается до сих пор концептуально актуальным и ядром философии?

13. Почему философию можно понять, только будучи в ней?

14. Без сомнения, в начале ХХΙ века человек стал знать больше, но стал ли он мудрее, умнее, гуманнее?

15. В чем опасность образования, не отягощенного соответствующими нормами, совестью, честью, долгом?

16. У каждого читателя философской литературы свой Платон, свой Аристотель, свой Аквинский, свой Кант, тогда как у всех один Ньютон, один Планк, один Эйнштейн. Почему так?

17. Каковы особенности мифологического мышления?

18. В чем суть мифогенной теории происхождения философии?

19. Каков «путь золотой середины» Конфуция?

20. Что значит «исправление имен» Конфуция?

21. Каково содержание «колодезной системы» Мэн-цзы?

22. Что представляют собой четыре истины Будды и восьмеричный путь спасения?

23. Каков метод философствования «семи мудрецов»?

24. Почему Гераклит говорит, что «война - условие и родитель всего»?

25. «Справедливость есть число, помноженное само на себя», - говорил Пифагор. Что он сказал?

26. «Движения нет», - сказал мудрец. Другой смолчал и стал ходить перед ним. Является ли «хождение» философским аргументом?

27. Что и как доказывают апории Зенона?

28. Зенон Элейский говорил своим ученикам, что он не только знает больше, чем они, но и большего не знает. Почему знающий больше большего и не знает?

29. Демокритово понимание случайности: почему люди сотворили кумир из случая?

30. По Демокриту, «бесстыжего человека воспитать нельзя». Почему?

31. Что означает тезис Протагора:«Человек - мера всех вещей»?

32. Каков метод познания Сократа?

33. Что было предметом спора между Сократом и софистами?

34. Сократ в конце жизни восклицал: «Я знаю, что я ничего не знаю». Что «знал» Сократ?

35. Каково содержание теории идей Платона?

36. Что означает платоновское «знание как «припоминание»?

37. В каком случае, по Платону, государство будет благоденствовать и почему?

38. Известно, что Платон упрекал Диогена Синопского в неумении «смотреть разумом». - Что значит «смотреть разумом»?

39. Что «заставило» Аристотеля создать науку о мышлении?

40. В чем Аристотель видел трудности познания?

41. По какому признаку Аристотель различал государства?

42. Что означает «абсолютное понятие гражданина» Аристотеля?

43. Как Сенека определял гнев?

44. Что отвечает Сенека своим клеветникам?

45. Сене

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...