Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах
Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.
К.Р. Итоговый тест.
3. Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе (204 ч.)
Дата
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Требования к уровню подготовки учащихся
Технологии
Предметные
Личностные
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ (2 ч.)
Русский язык – один из развитых языков мира.
1ч.
Урок «открытия» нового знания
Научиться понимать высказывания на лингвистическую тему и составлять рассуждение на лингвистическую тему
Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста
Слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию
Здоровьесбережения, проблемного обучения, проектной деятельности
Р.Р.
Язык, речь, общение. Ситуация общения.
1ч.
Урок развития речи
Научиться различать способы передачи мысли, настроения, информации; составлять рассуждение по алгоритму выполнения задачи
Формирование навыков конструирования текста-рассуждения
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры
Проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений
Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Здоровьесбережения, развивающего обучения, проектной деятельности, развития исслед. навыков
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ (13 ч.)
Фонетика.
Орфоэпия.
1ч.
Урок систематизации и обобщения
Освоить алгоритм проведения фонетического разбора слова, освоить навыки различения условий написания разделительных ъ и ь знаков
Выразительное чтение поэтических текстов.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования фонетической структуры слова
Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка
Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности
Здоровьесбережения, проблемного обучения, проектной деятельности
Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов.
Контрольный словарный
диктант№1
1ч.
Урок систематизации и обобщения
Научиться определять орфограмму по образцу, находить и объяснять орфограммы в разных частях слова (корень, приставка)
Выразительное чтение прозаических текстов.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова
Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт
Здоровьесбережения, проблемного обучения, проектной деятельности, ИКТ
Проверочная
работа № 1
по темам
«Фонетика», «Морфемика»
1ч.
Урок развивающего контроля
Научиться составлять и использовать алгоритм нахождения и проверки орфограммы, пользоваться орфографическим словарём
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова
Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)
Формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операционального опыта (учебных знаний и умений)
Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, самодиагностики
Части речи.
Орфограммы в окончаниях слов.
1ч.
Урок систематизации и обобщения
Научиться производить устный и письменный морфологический разбор слова, анализировать текст
Выразительное чтение прозаических текстов.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения морфологического разбора слова, анализа текста
Формировать навыки речевых действий: использования адекватных речевых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний
Осознать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию
Здоровьесбережение, ИКТ, педагогика сотрудничества
Орфограммы в окончаниях слов
1ч.
Урок общеметодической направленности
Научиться определять орфограммы в корне слова, проводить фонетический анализ, подбирать проверочное слово, составлять и использовать алгорить нахождения и проверки орфограммы
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста
Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
Формировать ситуацию эмоциональных и функциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт
Здоровьесбережение, ИКТ, педагогика сотрудничества
Проверочная
работа №2
по теме
«Части речи»
1ч.
Урок развивающего контроля
Научиться составлять и использовать алгоритм нахождения и проверки орфограммы, пользоваться орфографическим словарём
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова
Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)
Формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операционального опыта (учебных знаний и умений)
Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, самодиагностики
Словосочетание.
1ч.
Урок систематизации и обобщения
Научиться применять алгоритм различения словосочетаний от предложений и других конструкций
Выразительное чтение прозаических текстов.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования словосочетания
Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности
Здоровьесбережения, педагогика сотрудничества, развивающего обучения, проектной деятельности
Простое предложение. Знаки препинания.
1ч.
Урок систематизации и обобщения
Научиться применять алгоритм различения словосочетаний от предложений и других конструкций
Выразительное чтение прозаических текстов.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования словосочетания
Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности
Здоровьесбережения, педагогика сотрудничества, развивающего обучения, проектной деятельности
Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений.
1ч.
Урок систематизации и обобщения
Научиться определять структуру сложного предложения, применять правила постановки запятой в ССП с союзом а
Выразительное чтение поэтических текстов.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры сложного предложения
Формировать навыки речевых действий: использования адекватных речевых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний
Осознать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию
Здоровьесбережения, педагогика сотрудничества, развивающего обучения
Прямая речь.
Диалог.
1ч.
Урок систематизации и обобщения
Научиться оформлять прямую речь и диалог на письме
Выразительное чтение поэтических текстов; стремление к речевому самосовершенствованию.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова
Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
Формировать ситуацию эмоциональных и функциональных состояний
Здоровьесбережение, ИКТ, педагогика сотрудничества
Проверочная
работа №3
по темам
«Словосочетание»,
«Предложение»
1ч.
Урок развивающего контроля
Научиться составлять и использовать алгоритм нахождения и проверки орфограммы, пользоваться орфографическим словарём
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова
Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)
Формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операционального опыта (учебных знаний и умений)
Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, самодиагностики
14-
Входная контрольная работа №1
Работа над ошибками
2 ч.
Урок контроля и
коррекции
Проверка степени усвоения пройденного материала; проверка орфографических и пунктуационных навыков
Способность к самооценке
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова
Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)
Способность осуществлять самоконтроль
ТЕКСТ (7ч.)
Р/Р
Текст, его особенности.
1ч.
Урок развития речи
Научиться определять текст по форме, виду речи, типу речи, выделять устойчивые разновидности текстов
Осознавать красоту и выразительность речи; стремление к речевому самосовершенствованию.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста
Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность)
Формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач
Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, проблемного обучения, проектной деятельности
Р/Р
Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.
1ч.
Научиться определять тему и основную мысль текста
Представлять конкретное содержание
Р/Р
Начальные и конечные предложения текста.
1ч.
Урок развития речи
Научиться определять тип речи текста на основе его языковых и композиционных признаков; выделять ключевые слова в тексте разных типов речи
Осознавать красоту и выразительность речи; стремление к речевому самосовершенствованию.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста
Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка
Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
Здоровьесбережения, коллективного выполнения заданий
Р/Р
Ключевые слова.
1ч.
Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)
Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
Здоровьесбережения, ИКТ, развития творческих способностей
Р/Р
Основные признаки текста.
1ч.
Р/Р
Текст и стили речи.
1ч.
Урок развития речи
Научиться составлять текст на основе композиционных и языковых признаков типа и стиля речи
Осознавать роль слова в выражении мысли.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста
Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении
Здоровьесбережения, проблемного обучения
Р/Р
Официально-деловой стиль речи.
1ч.
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (19 ч.)
23-24
Слово и его лексическое значение.
2ч.
Урок актуализации знаний и умений
Научиться с помощью толкового словаря определять лексическое значение слова, отличать омонимы и многозначные слова, синонимы, антонимы
Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к самосовершенствованию.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова
Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми
Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач
Здоровьесбережения, ИКТ, развития исследовательских навыков
Проверочная работа №4
по теме
«Слово и его лексическое
значение»
1ч.
Урок развивающего контроля
Научиться составлять и использовать алгоритм нахождения и проверки орфограммы, пользоваться орфографическим словарём
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова
Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)
Формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операционального опыта (учебных знаний и умений)
Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, самодиагностики
Р/Р
Собирание материалов к сочинению. Устное сочинение – описание картины (А. П. Герасимов «После дождя»)
1ч.
Урок развития речи
Научиться находить материал для сочинения-описания по картине из словаря синонимов, толкового словаря, справочных материалов, составлять план сочинения-описания картины
Интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста
Представлять конкретное содержание и передавать его в письменной и устной форме
Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности
Здоровьесбережения, ИКТ, развития творческих способностей учащихся
Общеупотребительные слова.
1ч.
Урок усвоения новых знаний
Научиться различать слова общеупотребительные и
необщеупотребительные
Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста с точки зрения его лексического состава
Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
Здоровьесбережения, ИКТ, развития творческих способностей учащихся
Профессионализмы.
1ч.
Урок усвоения новых знаний
Диалектизмы.
1ч.
Урок усвоения новых знаний
Научиться определять диалектизмы в тексте, формировать навыки лингвистического анализа
Формировать навыки работы в группе
Применять методы информационного поиска
30-31
Р/Р
Сжатое
изложение
2ч.
Урок развития речи
Знать приёмы сжатия текста; формулировать основную мысль текста; озаглавливать текст; отбирать в исходном тексте основное; производить исключения и обобщения; излагать отобранный материал обобщенными языковыми средствами в письменной форме.
Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста.
Воспроизводить прочитанный художественный текст в сжатом виде в письменной форме
Соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.
Сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении текста в свёрнутой форме
Здоровьесбережения, развития творческих способностей учащихся
32-33
Исконно русские и заимствованные слова.
2ч.
Урок усвоения новых знаний
Научиться различать лексику исконно русскую и заимствованную, составлять текст лингвистического описания по алгоритму выполнения задачи
Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования лексического состава текста
Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка
Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, проблемного обучения, проектной деятельности
Новые слова (неологизмы)
1ч.
Урок усвоения новых знаний
Научиться определять неологизмы в тексте художественной литературы, публицистических текстах
Устаревшие слова.
1ч.
Урок усвоения новых знаний
Научиться определять устаревшие слова в тексте художественной литературы и объяснять их значение
Р/Р
Словари.
1ч.
Урок развития речи
Научиться читать и понимать содержание словарной статьи, определять лексическое значение слова
Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста
Представлять конкретное содержание и передавать его в письменной и устной форме
Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности
Здоровьесбережения, педагогика сотрудничества, развития исследовательских навыков
37-38
Р/Р
Семинар«Как это по-русски?»
2ч.
Урок развития речи
Научиться составлять словарную статью, конструировать текст типа речи описание по алгоритму выполнения задания
39-40
Обобщение
знаний по теме
«Лексика»
2ч.
Урок систематизации и обобщения
Научиться применять правила написания гласных и согласных в корне и окончании, определять часть речи, тему текста, его основную мысль
Способность к самооценке.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе повторения и обобщения материала
Формировать навыки речевых действий: использования адекватных речевых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений
Осознать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции
Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, самодиагностики и взаимодиагностики
Контрольная работа №2
по теме
«Лексика»
1ч.
Урок развивающего контроля
Научиться воспроизводить приобретённые знания, навыки в конкретной деятельности
Способность к самооценке
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы
ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (5 ч.)
42-43
Фразеологизмы.
2ч.
Урок усвоения новых знаний
Научиться различать единицы языка, определять, какую роль играют фразеологизмы в языке
Осознание отражения во фразеологии духовной культуры русского народа
Объяснять языковые явления, процессы, выявляемые в ходе исследования фразеологизмов
Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать в группе
Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении
Здоровьесбережения, проектной деятельности
Р/Р
Источники фразеологизмов.
1ч.
Урок развития речи
Научиться составлять текст лингвистического описания по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя
Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; осознание отражения во фразеологии материальной и духовной культуры русского народа; стремление к речевому самосовершенствованию.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста лингвистического описания
Представлять конкретное содержание и передавать его в письменной и устной форме
Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности
Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, проблемного обучения
Обобщающий урок по теме «Фразеология. Культура речи».
1ч.
Урок систематизации и обобщения
Научиться определять структуру и значение фразеологизмов, составлять текст с использованием фразеологизмов
Способность к самооценке.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста
Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствлвать продуктивной кооперации
Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности
Здоровьесбережения, ИКТ, развития творческой деятельности
Контрольная работа №3
по теме
«Фразеология. Культура речи»
1ч.
Урок развивающего контроля
Научиться воспроизводить приобретённые знания, навыки в конкретной деятельности
Способность к самооценке
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы
Использование адекватных речевых средств для отображения своих чувств и мыслей
Осознать себя как движущую силу своего научения
Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (28ч.)
47-48
Морфемика и словообразование.
2ч.
Урок актуализации знаний и умений
Научиться выделять состав слова и определять путь (способ) его образования
Осознавать возможность русского языка для самовыражения и развития творческих способностей.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования состава слова
Использовать адекватные речевые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки
Осознать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции
Здоровьесбережения, развития развивающего обучения, проблемного обучения, проектной деятельности
Р/Р
Описание помещения.
1ч.
Урок развития речи
Научиться составлять план текста-описания помещения, определять композиционные и языковые признаки типа речи
Осознание эстетической ценности русского языка.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования и исследования текста
Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)
Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
Здоровьесбережения, ИКТ, развития творческих способностей учащихся
50-51
Основные способы образования слов в русском языке.
Объяснять явления, выявляемые в ходе исследования слова
Буквы а и о в корнях -гор- -
- гар-.
1ч.
Буквы а и о в корнях -зор- -
- зар-.
1ч.
Буквы ы и и после приставок.
1ч.
Комбинированный урок
Научиться применять правило написания букв ы и и после приставок
Интерес к изучению языка.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования языковых единиц
Управлять поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действия, умение убеждать)
Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, проектной деятельности, ИКТ
62-63-64
Гласные в приставках пре- и при-.
3ч.
Комбинированный урок
Научиться объяснять написание гласных е и и в приставках пре- и при-
Интерес к изучению языка.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования слов с приставками пре- и при-
Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы
Соединительные гласные о и е в сложных словах.
1ч.
Урок актуализации знаний и умений
Научиться реализовывать алгоритм написания соединительных гласных о и е в сложных словах
Интерес к изучению языка.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования сложных и сложносокращённых слов
Управлять поведением партнёра (контроль, коррекция, умение убеждать)
Сложносокращённые слова.
1ч.
Комбинированный урок
Научиться реализовывать алгоритм конструирования и написания сложносокращённых слов
Интерес к изучению языка.
Владеть монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка
Проектировать развитие через включение в новые виды деятельности
Здороьесбережения, ИКТ
67-68
Р. Р.
Сочинение
по картине
Т. Н. Яблонской «Утро»
2ч.
Урок развития речи
Научиться составлять план к сочинению-описанию картины
Интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию
Объяснять языковые явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста
Здоровьесбережения, развития творческих способностей
Морфемный и словообразовательный разбор слова.
Контрольный словарный диктант №2
1ч.
Урок комплексного применения знаний и умений
Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон
Стремление к совершенствованию собственной речи.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова
Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
Здоровьесбережения, ИКТ, развития творческой деятельности
70-71-72
Обобщающие уроки по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи»
3ч.
Урок систематизации и обобщения
Отвечать на контрольные вопросы по разделу; группировать слова по способу образования; правильно писать слова с изученными видами орфограмм
Способность к самооценке.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста
Контрольный диктант № 1
по теме
«Словобразование»
1 ч.
Урок контроля
Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки; выявить наиболее часто встречающиеся ошибки и отработать их
Способность к самооценке
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы
Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации