Организационные особенности в деятельности аппаратов УР по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
В 1993 году из уголовного розыска выделены подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, которые стали самостоятельными структурными единицами в системе службы криминальной милиции. В УВД, МВД республик организованы отделы по незаконному обороту наркотиков, которые в свою очередь состоят из двух отделений и секретариата. В задачи отделения по раскрытию преступлений связанных с НОН входят: - выявление и оперативная разработка преступных групп, занимающихся распространением наркотиков, имеющих межрегиональные и межгосударственные связи; - выявление и разработка лиц, распространяющих наркотические средства в пределах обслуживаемой области, республики: - обеспечение взаимодействия с государственными таможенными комитетами и ФСБ с целью выявления и прикрытия каналов контрабанды наркотиков. К задачам отделения по борьбе с преступлениями связанными с незаконные хранением и производством наркотиков, относятся такие как: - выявление и уничтожение подпольных лабораторий по производству наркотических средств; - оперативное обслуживание медицинских и аптечных учреждений в целях недопущения совершения в них хищений наркотикосодержащих лекарств; - проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления и прикрытия каналов незаконной транспортировки наркотических средств; - организация проведения на территории области операций "Мак" и "Допинг"[3]. Одной из особенностей оперативно-розыскной деятельности по борьбе с НОН является тесное взаимодействие подразделений и служб органов внутренних дел, которое позволяет добиться лучших результатов, избежать дублирования и полнее использовать возможности каждой службы в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
Организационной платформой взаимодействия служат комплексные планы, в которых предусматриваются мероприятия входящие в компетенцию всех служб подразделений органов внутренних дел. Планированию комплексных мероприятий предшествует аналитическая работа. Специализированные подразделения по незаконному обороту наркотиков не могут действовать вслепую, без постоянного учета не только своей работы, но и деятельности других служб и подразделений. В организации деятельности по предупреждению распространения наркотиков, выявлению преступных связей разрабатываемых лиц, источников, каналов и мест сбыта наркотических средств, подразделения по НОН взаимодействуют с другими службами криминальной милиции: - по организованной преступности; - уголовного розыска; -по экономическим преступлениям. Взаимодействуя с подразделениями по организованной преступности: - проводятся мероприятия по выявлению и документированию участников организованных преступных групп наркодельцов. в т.ч. располагающих межрегиональными и межгосударственными связями; -обмениваются информацией о таких группах и осуществляют совместные оперативно-розыскные мероприятия с целью изобличения их лидеров и участников. Во взаимодействии с подразделениями уголовного розыска: - устанавливаются места сбыта наркотиков; - обеспечивается раскрытие краж наркотических средств; - перекрываются каналы поступления в незаконный оборот наркотиков; - выявляются факты незаконных посевов или выращивания запрещенных к возделыванию наркотикосодержащих растений. Совместно с подразделениями по экономическим преступлениям: - обеспечивается раскрытие хищений наркотических средств, фактов получения наркотиков по поддельным рецептам; - осуществляется контроль за учетом, хранением и реализацией наркотических и сильнодействующих лекарственных средств;
- выявляются объекты производства, хранения и использования химических веществ, которые могут применяться при незаконном изготовлении наркотиков, принимаются меры по предупреждению и пресечению хищения этих веществ; - выявляются и документируются факты легализации доходов, полученных от наркобизнеса. Сотрудники подразделений по незаконному обороту наркотиков в ходе организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий используют помощь отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе. При раскрытии преступлений связанных с наркотиками применяется весь комплекс ОРМ. Однако при проведении этих мероприятий имеются свои специфические особенности, касающиеся агентурной работы и прежде всего при подборе кандидата в агенты. На этой стадии оперативный работник должен прежде всего учитывать его потенциальную способность: 1. выявить в конкретных условиях лиц, представляющих оперативный интерес, устанавливать с ними доверительные отношения; 2. внедряться в среду наркоманов, лиц совершающих преступления, связанные с наркотиками и вести их активную разработку. Указанные агенты могут быть условно разделены на 2-е группы. 1 группа: - лица по роду своей деятельности или месту жительства способные систематически оказывать помощь подразделениям по НОН лица, участвующие в выращивании, уборке, перевоза, отгрузке, хранении, уничтожении отходов наркотике содержащих растений; - жители сельской местности, проживающих вблизи концентрации массивов дикорастущей конопли и мест, используемых для незаконного посева наркотикосодержащих культур; - служащие гостиниц, вокзалов, пристаней, отделений связи, так как именно эти учреждения используются преступниками при незаконной перевозке, пересылке наркотиков; - сотрудники медицинских учреждений - провизоры-технологи, химики-аналитики аптек, средний медицинский персонал ССП. онкологических, травматологических и иных мед. учреждений; - агенты из числа научных сотрудников НИИ и химических лабораторий могут оказывать помощь в выявлении лиц. занимающихся незаконным изготовлением наркотиков, а также хищением оборудования, приборов, реактивов.
2 группа агентов включает в себя граждан имеющих в силу своего прошлого и настоящего образа жизни и поведения непосредственную связь с лицами, занимающимися незаконными операциями с наркотиками. Наиболее целесообразно иметь агентов на контрактной основе и обладающих соответствующими опытом, знающих каналы поступления наркотиков, располагающих межрегион-лльными связями. Необходимо сказать о том, что привлечение к негласному сотрудничеству наркоманов не целесообразно, так как из-за своего пристрастия они находятся в полной зависимости от сбытчиков наркотиков, что может спровоцировать их к дезинформации и двурушничеству. Имеющийся опыт ОВД свидетельствует об эффективности проведения отдельных оперативно-розыскных действий и операций по выявлению и задержанию сбытчиков наркотиков силами самих оперативных работников криминальной милиции, внедрению в преступную среду, использующих агентурный метод в процессе оперативной разработки организованных преступных групп сбытчиков наркотиков. Рассматривая данный вопрос курсовой работы необходимо разобрать такое понятие как "оперативное обслуживание объектов". Цель данной работы является сбор, всесторонняя проверка и своевременная реализация поступающей из гласных и негласных источников информации о лицах, совершающих, совершивших, замышляющих или подготавливающих преступления, связанные с наркотическими средствами, источниках поступления наркотиков в нелегальный оборот, условиях, способствующих распространению наркоманами. Основные объекты подлежащие оперативному обслуживанию, можно разделить на ряд групп, различающихся между собой целью функционирования, размером и характером производственной деятельности. 1 группа - предприятия, перерабатывающие наркотикосодержащее сырье (пеньковые заводы, химико-формацевтические заводы и фабрики). 2 группа - склады, базы и иные места хранения наркотико-содержащего сырья и полуфабрикатов наркотических лекарственных средств.
3 группа - аптеки, лечебно-профилактические учреждения и иные объекты временного хранения, реализации и использования наркотических средств. 4 группа - научно-исследовательские учреждения, химические предприятия и лаборатории, учебные заведения, организации и учреждения, имеющие соответствующие реагенты и оборудование, использование которых возможно для нелегальной переработки и изготовления наркотиков; 5 группа - учреждения связи, посредством которых незаконно перерабатываются наркотики; 6 группа - транспортные предприятия, занимающиеся осуществлением перевозки наркотиков, наркотикосодержащего сырья, отходов производства[4]. Оперативное обслуживание данных групп объектов направлено в основном, на выявление фактов хищений наркотикосодержащего сырья, полуфабрикатов, наркотических средств, обеспечение их сохранности, а также выявление и полное раскрытие преступлений, связанных с незаконной пересылкой и изготовлением наркотиков. Выявлению и раскрытию фактов замаскированных хищений наркотических средств на предприятиях, занимающихся их изготовлением переработкой, хранением и реализацией способствует изучение: - технологии производства, порядка учета, расходования, транспортировки, хранения этих средств; - данные в отношении материально ответственных лиц и иных лиц, имеющих непосредственный доступ к наркотикам, образа жизни, связей, наличия судимостей и других материалов, свидетельствующих о вероятной преступной деятельности проверяемых; - материалов ревизий хозяйственной деятельности предприятий и учреждений, других документов, касающихся производства, приобретения, хранения, уничтожения, отпуска и расходования наркотиков; - структуры и порядка осуществления охраны предприятий, учреждений и организаций, осуществление пропускного режима на них; - порядок подбора и расстановки кадров, имеющих непосредственное отношение к операции с наркотиками. Проводя оперативно-розыскные мероприятия на объектах оперативного обслуживания оперативные работники должны быть нацелены на выявление: - наркоманов, лиц ранее судимых за хищения чужого имущества и преступления связанные с наркотическими средствами. среди материально ответственных и иных лип, имеющих доступ к наркотикам; - рецептов, выписываемых на вымышленных больных и лиц, которым не предписано медицинское потребление наркотических средств; - случаев замены наркотиков в ампулах и иных емкостях другими веществами; - фактов присвоения наркотиков за счет их фиктивного списания на научные исследования или лечение онкологических или других категорий больных;
- подложных документов на уничтожение наркотикосодержащих медикаментов с просроченными сроками хранения и фактов присвоения таких лекарств; -оперативной и иной информации о появлении в незаконном обороте на обслуживаемой территории партии наркотических средств. Кроме выше перечисленных предприятий по производству, хранению и осуществлению др. операций с наркотиками подразделения по незаконному обороту наркотиков осуществляют оперативное обслуживание и таких объектов и территорий как: - колхозы, совхозы, агропромышленные комплексы по культивации конопли; - населенные пункты, где неоднократно фиксировались незаконные посевы запрещенных к возделыванию культур; - населенные пункты, расположенные вблизи массивов дикорастущей конопли; Задачами оперативного обслуживания данных объектов и территорий является: - выявление фактов незаконного посева мака и конопли; - установление лиц, прибывших в данную местность с целью хищения наркотикосодержащих растений с государственных плантаций, либо заготовки дикорастущей конопли для дальнейшего кустарного изготовления наркотиков, скупщиков сырья и кустарно изготовленных наркотиков.[5] Основу оперативного обслуживания всех перечисленных объектов и территории составляет планирование и осуществление комплекса негласных мероприятий по подбору и расстановке агентурного аппарата. Необходимость проведения оперативной проверки возникает как, при наличии обоснованных данных о признаках подготавливаемых или совершаемых преступлений связанных с наркотиками заведением соответствующего дела оперативной разработки, так и в тех случаях, когда конкретное лицо (или группа лиц) задержано за незаконные операции с наркотиками и по этому факту возбуждено уголовное дело, однако задачи расследования требуют проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий по установлению всех обстоятельств преступления. Главными задачами оперативной проверки по делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков являются: - установление и перекрытие источников и каналов распространения наркотических средств; -выявление всех участников преступления. Возможность решения этих задач предопределяется целенаправленным планированием и проведением оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выяснение следующих вопросов: - связи фигуранта, характер взаимоотношений; - характеризующий материал на фигуранта и его связи; - из какой местности поступают наркотики; - маршруты транспортировки и вид транспортного средства; - способы маскировки при перевозке; - дату очередной ожидаемой поставки и данные перевозчика; - механизм сбыта наркотических средств фигурантов; - где хранятся привозимые партии наркотиков; - кому и в каком объеме известно о незаконных операциях с наркотиками фигуранта и других разрабатываемых. Перечень вопросов может быть изменен и дополнен в зависимости от конкретно складывающейся ситуации, числа разрабатываемых по делу лиц и т.д. В зависимости от специфики исходной информации, оперативно-тактической характеристики расследуемого преступления и личности фигурантов разработки, определяется направленность документирования преступной деятельности разрабатываемых. Полученная из различных источников информация должна документироваться своевременно с целью закрепления фактических данных, способствующих успешному расследованию преступлений. Доказательственное значение информация может получить например, в процессе выявления лиц, могущих быть свидетелями по делу, предметов и документов, которые при определенных условиях становятся вещественными доказательствами. В процессе документирования необходимо принять меры по выявлению не только самих наркотических средств, но и различных приспособлений применяемых для изготовления и употребления наркотиков(шприцы, весы, спирт, вата, марганцовка, уксусная кислота и пр.), предметов и вещей, на которых могли сохраниться частицы наркотических средств, (одежда, сумки, мешки. ампулы и т.д.); устройства для сбора опия - сырца, специальных ножей, посуды, упаковочных материалов. В этот круг могут входить различные записи о "клиентах", расчетах с ними, адреса и другие сведения о преступных связях, почтовые и телеграфные отправления, багажные квитанции, железнодорожные, авиационные билеты и т.д. В качестве доказательств по делам о преступлениях, связанных с наркотиками, используются поддельные рецептурные бланки, фиктивные акты уничтожения наркотических средств, а также наркотикосодержащие и иные лекарственные препараты. являющиеся компонентами при изготовлении наркотиков. В процессе документирования изъятые предметы должны быть немедленно направлены на химическое исследование и обязательно в темной упаковке, т.к. различные вещества в течение короткого времени под воздействием света и воздуха разлагаются. При обнаружении предметов и документов, которые предполагается использовать в качестве доказательств при расследовании должны оформляться рапорта, протоколы изъятия, справки, в которых закрепляется факт установления, негласного изъятия или другой факт фиксации соответствующих объектов. Вместе с выявлением свидетелей, предметов и документов, которые могут быть доказательствами по делу, осуществляется непосредственная фиксация преступных действий разрабатываемых. В ходе этой деятельности оперативный работник в присутствии представителей общественности составляет соответствующий документ (акт, протокол осмотра и др.) в котором отражаются результаты наблюдения. Агентам и другим источникам информации, приобретенным из числа соседей изготовителей, сбытчиков и потребителей наркотиков, даются задания по фиксированию транспортных средств. С помощью этих сведений можно установить граждан, систематически посещающих преступников. В случаях оперативной разработки работников лечебно-профилактических учреждений, совершающих хищения наркотиков путем выписывания рецептов на вымышленных лиц, необходимо устанавливать фамилии, адреса и номера историй болезни лиц. на имя которых выписывались наркотики. Если наркотики выписывались на умерших больных, такие факты следует подтвердить документальными данными. полученными из учреждений ЗАГСа. При изучении особенностей оперативной разработки организованных преступных групп сбытчиков наркотиков, вы должны обратить свое внимание на ряд характерных признаков в этом роде деятельности органов внутренних дел. К таким признакам можно отнести: - высокая степень организованности, включающая наличие руководящего ядра, распределение функций исполнителей внутри группы; - жесткая дисциплина, соблюдение конспирации, неукоснительное подчинение четко регламентированным правилам иерархических отношений внутри группы; - стремление иметь связи с коррумпированными представителями администрации, правоохранительных органов. коммерческими структурами, использованными для отмывания полученных доходов; - тесная связь руководителей групп с криминальной средой (уголовники выполняют функции защиты от рэкета расправы с конкурентами и членами группы, пытающимися прекратить преступную деятельность и т.д.); - использование средств, полученных за сбываемые наркотики для организации противодействия работе правоохранительных органов (подкуп, шантаж, дезинформация), осуществление разведывательных мероприятий; - тщательное планирование преступлений и подготовка к их совершению; - -вовлечение в группировки представителей нетрадиционных для преступной среды слоев общества - ученых, инженеров. врачей, преподавателей и т.п. - Тактика разработки организованных преступных групп распространителей наркотиков требует учитывать следующие факторы: - необходимость тщательной зашифровки внедряемых в преступную среду агентов и всесторонней проработки легенды; - подключение в ходе разработки и в период реализации сил и средств, агентуры других оперативных аппаратов органов внутренних дел и органов в ФСБ; - тщательное планирование реализации разработки; соблюдение конспирации расчет сил и средств, необходимых для задержания преступников с поличным, осмотров мест происшествия, обысков с обязательной фиксацией результатов на фото-кино. аудио-видеотехнику; - возможность и целесообразность проведения различных оперативно-розыскных действий, в т.ч. прослушивание телефонных и иных переговоров и снятие информации с технических каналов связи. В обязательном порядке разрабатываемые проверяются и на причастность к иным, не связанными с наркотиками. преступлениям. Руководитель оперативного аппарата обязан контролировать все этапы разработки, лично участвовать в инструктажах агентуры, своевременно вносить коррективы в ход разработки. Задачи и тактика действий оперативных аппаратов, осуществляющих разработку организованных групп сбытчиков наркотиков, обладающих межрегиональными связями, имеют специфические особенности, которые определяются: - заведением дел оперативной разработки во всех случаях выявления или задержания с наркотиками местных или иногородних жителей обоснованно подозреваемых в принадлежности к преступной группе, осуществляющей межрегиональную доставку наркотиков; - своевременным обменом упреждающей информацией между заинтересованными органами внутренних дел; - создание оперативно-следственных групп, способных обеспечить автономное комплексное решение задач по документированию деятельности сбытчиков наркотиков; - -включением в мероприятия разработки нескольких оперативных аппаратов при осуществлении межрегионального сотрудничества заинтересованных органов внутренних дел; - постановкой дела на контроль в УНОН МВД РФ, заведению дубликатов дел оперативной разработки в соответствующих оперативных аппаратах; Важной особенностей борьбы с организованными группами сбытчиков наркоманов является то, что перед оперативными работниками стоит задача не только осуществить оперативно-розыскные мероприятия в процессе расследования в интересах его успешного завершения, но и обеспечить безопасность как участников процесса, так и иных лиц и сотрудников правоохранительных органов, оказывающих содействие в разоблачении преступников. Перед сотрудниками подразделений но незаконному обороту наркотиков стоит задача по выявлению и ликвидации подпольных лабораторий. производящих наркотики, а также проведение контролируемых поставок наркотиков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|