Психология судебной деятельности
1. Психологическая структура судебной деятельности (ПССД). 2. Психологическая структура судебной деятельности. 3. Формирование убеждения и вынесение приговора судом в судебных коллегиях.
Психологическая структура судебной деятельности: а) рассмотрение дела судом; б) судебное следствие; в) обвинение и защита (прения); г) последнее слово; д) уходит в совещательную комнату; е) вынесение приговора. Психологическая структура судебной деятельности складывается из познавательной, воспитательной, конструктивной деятельности суда. Особенность познавательной деятельности в суде, заключается в том, чтобы изучить материалы предварительного расследования. Как мы выяснили, предварительное расследование берёт на себя всю поисковую часть познавательной деятельности. Производится отбор и систематизация информации, что существенно облегчает познание судом обстоятельств дела. Однако, данная модель всегда должна восприниматься судом только как вероятность (вероятная) истина, подлежащая проверке с соблюдением принципа гласности, устности, непосредственности судебного разбирательства. Краткость времени восприятия информации в суде приводит к необходимости особой дисциплины мыслительной деятельности. Это достигается строгим контролем за воспринимаемой информацией. Этой же цели служит и процессуальный принцип непрерывности судебного разбирательства и неизменность состава суда. В случае отсутствия надлежащего контроля поток информации может стать таким, что судьи не будут успевать её перерабатывать. Суд сам определяет порядок восприятия информации. Последовательность допросов. Скорость поступления информации, условия её восприятия. Сложность познания в суде объясняется тем, что в одно и тоже время суду в заседании необходимо воспроизвести факты и источники добытые на следствии, получить новые факты, сопоставить факты, внутренне подготавливаясь к вынесению приговора. Познавательная деятельность в уголовном процессе, кроме состава суда осуществляется прокурором, адвокатом. Каждый из них в зависимости от своих субъективных прав воспринимает, объясняет и анализирует события по-разному. Суд, заслушивая их объяснения, тем самым воспринимает результаты познания этими лицами обстоятельств дела, что создаёт условия для раскрытия преступления. Познавательная деятельность суда обеспечивает выражение конструктивной функции суда, которая заключается в вынесении приговора.
Сам процесс судопроизводства оказывает воспитательное значение на всех присутствующих. При этом, приговор должен быть справедливым, отвечать требованиям закона по соразмерности наказания и личности подсудимого. Психологическая структура судебной деятельности. Судебная деятельность развивается в строго регламентированной последовательности, которая создаёт стадии развития общей судебной деятельности. Уголовный процесс определяет следующие стадии развития судебной деятельности: предание суду; судебное рассмотрение; вынесение и исполнение приговора. На каждой из перечисленных стадий суд не только решает самостоятельные задачи, но регламентирует психологические отношения, которые складываются в процессе правосудия. В судебной практике встречаются случаи разногласия судейской коллегии. Вынесение приговора по единогласному мнению состава суда можно рассматривать как дополнительную гарантию законности и обоснованности приговора, так как внутреннее убеждение всех участников судебной коллегии совпадают, что делает приговор несомненным.
Единогласное решение судей встречается и при вынесении приговора, отменённого в последствие вышестоящим судом, что может свидетельствовать о давлении неправильного мнения большинства судебной коллегии на формирование собственного мнения каждого участника состава суда. Поэтому все участники состава суда должны подвергать внутреннему самоконтролю свои выводы по уголовному делу, чтобы лишний раз проверить, что они не поддаются влиянию большинства. Согласно процессуальному законодательству председательствующий судья подаёт свой голос в процессе совещания судей последним. Данное ограничение в законе имеет цель сократить влияние мнения более авторитетного судьи на мнение других участников состава суда. Таким образом, деятельность судьи предполагает определённую концентрацию мыслительных процессов на всех этапах судопроизводства. 3. Формирование убеждения и вынесение приговора судом в судебных коллегиях. Успех деятельности коллегии судей находится в прямой зависимости от деятельности каждого из них. У всех участников коллегии должно быть чёткое понимание целей их деятельности, сознание высокой ответственности, что должно обеспечить повышенную психологическую активность каждого судьи. Формирование судейского убеждения всегда складывается на основе рационального познания причинно-следственных и иных связей между фактами объективной действительности, ценностного к ним подхода, их соотношения к с запретами уголовного процесса, чувственного переживания полученных по уголовному делу результатов познания, сделанных их них правовых выводов. На формирование судейского убеждения влияют социально - психологические и внесудебные факторы (поведение подсудимого в суде, оценка СМИ и т.д.) В психологическом аспекте существенном для процесса формирования судейского убеждения является перерастание сомнения, как последствия вероятностного знания, в убеждённость судьи, характеризующую достоверность полученных знаний и готовность действовать в соответствие с законом. Этапы формирования убеждения судьи: предварительное изучение материалов уголовного дела с целью решения вопроса о предании обвиняемого суду;
планирование судебного разбирательства и выдвижение судебных версий; проверка материалов предварительного следствия в судебном разбирательстве. Данный этап называется этапом судебного следствия. судебные прения и сопоставление оценок с оценками обвинения и защиты; окончательное формирование убеждения судьи в совещательной комнате. Первый и второй этапы характеризует убеждение как вероятностное знание. В психологическом плане данные этапы характеризуются наличием сомнений у судьи или судей. Судья в ходе судебного следствия изучает доказательства, направляет свою деятельность на устранение сомнений, вероятностные предположения подтверждаются или приводят к выводу, что они были необоснованными. На третьем и четвёртом этапах происходит окончательное формирование судейского утверждения. Судья, как организатор процесса, должен обладать целеустремлённостью, настойчивостью, самоорганизованностью и другими волевыми качествами. Каждый приговор суда должен воспитывать и воспитательное воздействие будет осуществляться в том случае, если приговор правильно понят всеми присутствующими, если он отвечает их нравственному убеждению и соответствует воспринятыми обстоятельствами дела.
ТЕМА № 11
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|