Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технические требования, предъявляемые к оформлению отчета по преддипломной практике

ФАКУЛЬТЕТ ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА И ЭКОНОМИКИ

КАФЕДРА БИЗНЕС ПРОЦЕССОВ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры Бизнес-процессов и экономической безопасности Академии ИМСИТ протокол № 1 от «29» августа 2016 г. зав. кафедрой БП и ЭБ, доцент К.В. Писаренко     УТВЕРЖДЕНО   Научно-методическим советом Академии ИМСИТ протокол № 1 от «31» августа 2016 г. председатель НМС, профессор Н.Н. Павелко  

 

 

ПРОГРАММА ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

 

для студентов очной и заочной форм обучения

направления подготовки 38.03.01 «Экономика»

Направленность (профиль) образовательной программы

«Финансы и кредит»

квалификация (степень) выпускника

«БАКАЛАВР»

 

Краснодар

 

Рецензенты: доктор экон. наук, проф. Кухлев Е.Д.. (профессор кафедры бизнес-процессов и экономической безопасности Академии маркетинга и социально-информационных технологий – ИМСИТ (г. Краснодар);

доктор экон. наук, проф. Молчан А.С. (зав. кафедрой «Экономической безопасности» Кубанского государственного технологического университета)

 

Писаренко К.В., к.э.н., доцент

 
 


Мадатова О.В., к.э.н., доцент

 
 


Мусиенко С.А., к.э.н., доцент

 

Программа преддипломной практики для студентов 4 и 5 курсов очной и заочной форм обучения направления подготовки 38.03.01 «Экономика» в разрезе всех профилей. – Краснодар: Академия маркетинга и социально-информационных технологий – ИМСИТ (г. Краснодар), 2016. – 60 с.

 

Программа преддипломной практики предназначена студентам выпускных курсов направления подготовки 38.03.01 «Экономика» всех форм обучения, а также их руководителям. Она определяет цели, задачи, формы проведения и место преддипломной практики в структуре ОПОП; содержит требования к составу и содержанию, рекомендации по написанию отчета по практике. Особое внимание в программе уделено учебно-методическому и информационному обеспечению, а также представлению примерных планов отчетов, соответствующих месту прохождения преддипломной практики.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования, основной профессиональной образовательной программой высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» в разрезе всех профилей подготовки (степень «бакалавр»), а также учебным планом, утвержденным Ученым советом Академии ИМСИТ.

 

Программа преддипломной практики рассмотрена и одобрена на заседании кафедры бизнес-процессов и экономической безопасности протокол заседания № 1 от «29» августа 2016г

Утверждена на заседании Научно-методического совета Академии маркетинга и социально-информационных технологий – ИМСИТ Протокол
№ 1 от «31» августа 2016г

© Академия маркетинга и социально-информационных технологий – ИМСИТ (г. Краснодар)

© Писаренко К.В.

СОДЕРЖАНИЕ

  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ  
  МЕСТО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОПОП, ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРАКТИКИ  
  ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ  
  МЕСТО, ВРЕМЯ И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ  
  4.1 Обязанности кафедры по организации практики  
  4.2 Обязанности студента при прохождении практики  
  4.3 Обязанности руководителя практики  
  КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ  
  СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ  
  6.1 Общие требования, предъявляемые к содержанию отчета  
  6.2 Примерные программы преддипломной практики по местам её прохождения  
  6.3 Технические требования, предъявляемые к оформлению отчета по преддипломной практике  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ПРАКТИКЕ  
  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПРАКТИКЕ  
  ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ  
  ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРАКТИКЕ  
  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ  
  11.1 Основная литература  
  11.2 Дополнительная литература  
  11.3 Интернет-ресурсы  
  ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИКИ  
  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ  
  ПРИЛОЖЕНИЯ  
  Приложение А - Методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций  
  Приложение Б - Образец оформления таблиц  
  Приложение В - Карта форм текущего контроля прохождения практики  
         

 

1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

 

Практика – это неотъемлемая часть учебного процесса, требований государ­ственного образовательного стандарта высшего образования и необходимая составляющая в подготовке студентов по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика».

Целью преддипломной практики является систематизация, обобщение и углубление теоретических знаний, формирование практических умений, общекультурных, профессиональных компетенций и профессиональных компетенций профиля на основе изучения работы организаций различных организационно-правовых форм, в которых обучающиеся проходят практику, проверка готовности обучаемых к самостоятельной трудовой деятельности, а также сбор материалов для выполнения бакалаврской работы.

Задачами преддипломной практики являются:

- расчетно-экономическая деятельность подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

- проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик, с учетом действующей нормативно-правовой базы;

- разработка экономических разделов планов предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств;

- аналитическая, научно-исследовательская деятельность поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов;

- построение стандартных теоретических и эконометрических моделей ис­следуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессио­нальной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов;

- анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро- уровне как в России, так и за рубежом;

- проведение статистических обследований, опросов, анкетирования и пер­вичная обработка их результатов;

- участие в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ;

- оперативное управление малыми коллективами и группами, сформированными для реализации конкретного экономического проекта;

- участие в подготовке и принятии решений по вопросам организации управ­ления и совершенствования деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств с учетом правовых, административных и других ограничений;

- педагогическая деятельность преподавание экономических дисциплин в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования.

Целью составления данной программы является обеспечение студентов методическими материалами, помогающим приобретать навыки самоанализа и систематизации опыта собственной профессиональной деятельности. Также методические разработки необходимы студентам для успешного прохождения практики и оформления отчетных документов.


2 МЕСТО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП, ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРАКТИКИ

 

Преддипломная практика обучающихся является обязательной частью подготовки бакалавров по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика».

Преддипломная практика проводится в соответствии с актуализированным Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) названного направления и учебным планом.

Преддипломная практика является обязательным этапом обучения бакалавра экономики и предусматривается учебным планом; ей предшествует изучение всех дисциплин, предусмотренных учебным планом направления подготовки 38.03.01 «Экономика», таких как: Экономический анализ, Финансы, Финансовый учет, Статистика, Управленческий учет, Корпоративные финансы, Деньги, кредит, банки, Банковское дело, Государственные и муниципальные финансы, Финансовый менеджмент и др.

В результате успешного усвоения программ теоретических курсов этих дисциплин обучающийся обладает знаниями, умениями и готовностью освоения программы преддипломной практики.


3 ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

 

Формы проведения преддипломной практики определяются программой практики и осуществляются непрерывным циклом в определенные рабочим учебным планом сроки с учетом возможностей учебно-производственной базы в учреждениях и организациях.

Тип преддипломной практики: работа по сбору, обработке, систематизации и обобщению данных о деятельности объекта изучения и материалов, необходимых для написания обучающимся выпускной квалификационной работы.

Способ проведения преддипломной практики – стационарная.

Преддипломная практика осуществляется в форме участия практиканта под руководством руководителя практики в деятельности экономических, финансовых, маркетинговых, производственно-экономических и аналитических служб организаций различных отраслей, сфер и форм собственности, а также в финансовых, кредитных и страховых учреждениях, органах государственной и муниципальной власти, академических и ведомственных научно-исследовательских организациях, общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования.

Одной из форм прохождения преддипломной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося, которому предоставляется возможность: изучать литературу, достижения отечественной и зарубежной науки и другую необходимую научную информацию; участвовать в проведении научных исследований по плану соответствующей кафедры; осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по выбранной теме (заданию); регулярно выступать с докладами и сообще­ниями на конференциях, семинарах.

Во время прохождения практики студент обязан соблюдать правила внутреннего распорядка и иные нормативные акты, определяющие порядок деятельности работников соответствующих органов и организаций, выполнять указания руководителя практики.


4 МЕСТО, ВРЕМЯ И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

 

Местом прохождения преддипломной практики являются экономические, финансовые, маркетинговые, производственно-экономические и аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности, а также финансовые, кредитные и страховые учреждения, органы государственной и муниципальной власти, академические и ведомственные научно-исследовательские организации, общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования, а также иные профильные учреждения и организации, с которыми заключены договоры о прохождении обучающимися практики.

Виды практик Срок прохождения (семестр) Продолжительность Форма контроля
ОФО ЗФО
преддипломная практика восьмой 4 недели 2 недели дифференцированный зачет

Место прохождения преддипломной практики определяется с учетом пожелания обучающегося, но в рамках профиля подготовки и может быть выбрано студентом самостоятельно.

 

 

Рекомендуемые базы практик:

- производственно-экономические, финансовые, маркетинговые, аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности;

- финансовые, кредитные и страховые учреждения;

- органы государственной и муниципальной власти;

- академические и ведомственные научно-исследовательские организации;

- общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования.

 

4.1 Обязанности кафедры по организации практики

Перед проведением практики выпускающая кафедра проводит собрание студентов, на котором излагаются общие организационные вопросы. Студентам выдаются договоры, установленного образца (в 2 экземплярах), которые заключаются с хозяйствующим субъектом, являющимся базой практики. Заключаются договоры на длительный срок, который включает период прохождения преддипломной практики и получение рецензии на выпускную квалификационную работу, выполненную по материалам субъекта хозяйствования, являющегося базой практики.

На основании заключенных договоров, сданных в 1 экз. на кафедру (2 экз. остается в хозяйствующем субъекте), кафедра готовит приказ о прохождении студентами преддипломной практики.

Студенты знакомятся с приказом ректора о прохождении практики, местами ее прохождения, сроками проведения, руководителями практики от академии, порядком прохождения инструктажей по технике безопасности, перечнем документов, предоставляемых субъект хозяйствования, являющийся местом прохождения практики, перечнем отчетных документов, обязательных для сдачи на кафедру.

Студенты направляются на практику без оплаты расходов со стороны Академии ИМСИТ.

Студентам перед началом практики выдается задание на практику установленного образца. Данный документ служит основанием для отражения информации, связанной с характеристикой работы студента в период практики и отзывом на него руководителя практики от предприятия. Руководитель практики от Академии на данном бланке по итогам сдачи отчета оформляет краткий отзыв на работу и выставляет оценку.

При прохождении практики руководители от Академии ИМСИТ и субъекта хозяйствования контролируют:

- фактические сроки пребывания студентов на практике;

- наличие документов, определяющих порядок прохождения практики (приказы о зачислении на практику, планы-графики, документы, удостоверяющие проведение инструктаж по охране труда и технике безопасности и др.);

- соблюдение графиков выполнения работы по сбору материалов;

- условия труда, быта и отдыха студентов.

Объем и содержание отчета должен соответствовать данной программе. Отчет проверяется и подписывается руководителем практики от субъекта хозяйствования, после чего им дается отзыв о прохождении студентом практики.

Подписи руководителей от субъекта хозяйствования в отчете (на титульном листе отчета) и отзыве должны быть заверены печатью субъекта хозяйствования.

По возвращению с практики студент сдает руководителю практики от Академии ИМСИТ отчет для проверки полноты, правильности и качества их выполнения.

Защита отчетов по практике организуется кафедрой не позднее 7 дней после завершения практики или начала учебного года.

Защита отчета практики оценивается на основании Методики применения 100-балльной шкалы оценок знаний при промежуточной аттестации студентов по образовательным программам, реализуемым на основе ФГОС ВО.

Баллы фиксируются в ведомости промежуточной аттестации по преддипломной практике наряду с пятибалльной оценкой в соответствии со следующей шкалой:

Балл по дисциплине Традиционная система оценок Соотнесение с системой оценок ECTS*
Экзамен Зачет
90-100 «Отлично» Зачтено А – отлично
89-89 «Хорошо» B – очень хорошо
70-79 С – хорошо
60-69 «Удовлетворительно» D - удовлетворительно
50-59 Е – посредственно
30-49 «Неудовлетворительно» Не зачтено FX – условно неудовлетворительно
0-29 F - неудовлетворительно

* - European.Credil Transfer System (Европейская система перевода зачётных единиц)

 

Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите, считается не выполнившим учебный план.

 

4.2 Обязанности студента при прохождении практики

При прохождении практики студент обязан:

- полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики и индивидуальным заданиям;

- подчиняться действующим в организации правилам внутреннего трудового распорядка;

- изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;

- участвовать в рационализаторской и изобретательской работе;

- нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками;

- изучить научно-методическую литературу по исследуемой проблеме;

- участвовать в научно-исследовательской работе по заданию кафедры и руководителя практики от Академии ИМСИТ;

- представить своевременно руководителю практики дневник, письменный отчет о выполнении всех заданий и сдать зачет по практике.

Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики в организациях, учреждениях и на предприятиях составляет более 40 часов в неделю.

С момента зачисления студентов в период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации, с которыми они должны быть ознакомлены в установленном в организации порядке.

Изучив программу преддипломной практики и собрав необходимый материал для выполнения выпускной квалификационной работы, студент должен обобщить и отразить результаты работы в отчете о практике. Объем и содержание отчета должно соответствовать данной программе.

Отчет по преддипломной практике проверяется и подписывается руководителем практики (от банка, инспекции, организации и др.), после чего им дается отзыв о прохождении студентом практики.

Подписи руководителей от банка (инспекции, организации) на титульном листе отчета и бланке направления на практику должны быть заверены печатью данного учреждения или предприятия.

 

4.3 Обязанности руководителя практики от предприятия

 

Ответственность за проведение практики в организации возлагается приказом руководителя организации на одного из руководящих работников или высококвалифицированных работников этой организации, который:

- подбирает опытных специалистов в качестве руководителей практики студентов в цехе, отделе, лаборатории, школе и т.д.;

- совместно с руководителем практики от Академии ИМСИТ организует и контролирует организацию практики студентов в соответствии с программой и утвержденным графиком прохождения практики;

- обеспечивает качественное проведение инструктажа по охране труда и технике безопасности;

- организует совместно с руководителем практики от Академии чтение лекций, докладов, проведение семинаров и консультаций ведущими специалистами организации по новым направлениям науки, техники и культуры, проводит экскурсию внутри предприятия;

- контролирует соблюдение практикантами производственной дисциплины и сообщает в Академию обо всех случаях нарушения студентами правил внутреннего трудового распорядка и наложенных на них дисциплинарных взысканий;

- осуществляет учет работы студентов-практикантов;

- организует совместно с руководителем практики от Академии перемещение студентов по рабочим местам;

- отчитывается перед руководством организации за проведение практики;

- дает краткую характеристику работы студента.

 

 


5 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

 

В результате прохождения преддипломной практики, студент должен приобрести практические умения и навыки работы с документами, характеризующие предприятие (Устав, свидетельства, лицензии, Положения об отделах и инструкции, регламентирующие деятельность предприятия и его работников); изучить структуру управления предприятия (организации), состав и взаимосвязь основных его (её) структурных подразделений.

Преддипломная практика выполняется в тесном учебном и социальном общении студентов между собой, с преподавателями, сотрудниками, что обеспечивает формирование их общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

В результате прохождения преддипломной практики, студент должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

- способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

- способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);

- способностью выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы (ОПК-3);

- способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовностью нести за них ответственность (ОПК- 4);

- способностью собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

- способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);

- способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

- способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-4);

- способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5);

- способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6);

- способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные, анализировать их и готовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7);

- способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8).

Прохождение преддипломной практики заканчивается аттестацией в форме дифференцированного зачета.

 


6 СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ООРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ

 

6.1 Общие требования, предъявляемые к содержанию отчета

 

Преддипломная практика является завершающим этапом учебного процесса. До начало данной практики студенты должны утвердить базу преддипломной практики со своим научным руководителем, который в последующем будет принимать отчет по этой практике. Согласовав объект (базу практики) с заведующим кафедрой и оформив заявление на выпускную квалификационную работу с указанием конкретного предприятия (кредитной организации, налоговой инспекции), студент должен оформить направление на преддипломную практику, выданное кафедрой.

Руководитель практики утверждает график прохождения преддипломной практики, разрабатывает вместе со студентом план выполнения выпускной квалификационной работы, который является основой в ходе прохождения данной практики.

Кроме того, руководитель практики утверждает план сбора материала необходимого для студента, определяет необходимые источники для получения исходного материала при написании отчета.

Программа преддипломной практики строится на основе утвержденного плана научным руководителем.

Содержание преддипломной практики включает в себя следующие основные аспекты:

1. Сбор общих сведений о предприятии (кредитной организации, налоговой инспекции, организации), вид деятельности, ресурсное обеспечение, финансовый анализ, анализ сфер обслуживания, организационный и производственный статус предприятия.

2. Проведение предварительного анализа основных технико- или организационно-экономических показателей коммерческого предприятия (кредитной организации, налоговой инспекции, бюджетного учреждения) за последние три года с выводами по сложившимся тенденциям и проблемам развития.

3. Сбор данных по выбранной теме (согласно теме выпускной квалификационной работы): анализ бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности за последние три года, анализ внутренней отчетности по работе отдела кредитования юридических или физических лиц, или анализ работы отдела по расчетно-кассовому обслуживанию. На основании собранного материала необходимо провести подробный анализ показателей работы отдела, проанализировать причины, по которым могут возникнуть отрицательные показатели, наметить мероприятия и дать рекомендации, способствующие повышению эффективности работы отдела или организации (банка) в целом.

В целом отчет по преддипломной практике должен содержать материал, являющийся основой для написания выпускной квалификационной работы.

6.2 Примерные программы преддипломной практики по местам её прохождения

 

1) Программа преддипломной практики в нефинансовой коммерческой организации

Преддипломная практика в нефинансовой коммерческой организации предполагает углублённое изучение студентами организации финансово-экономической работы по всем направлениям. В ходе практики студент должен не только развить навыки в части финансового анализа, но и приобрести практический опыт в области финансового планирования деятельности организации.

Отчет по практике состоит их трех разделов:

1) организационно-экономическая характеристика организации;

2) анализ результатов деятельности и финансового состояния организации;

3) совершенствование финансового управления по конкретному направлению (и/или планирование деятельности).

Раздел 1. Организационно-экономическая характеристика организации (предприятия), которое является местом прохождения практики.

В процессе прохождения предыдущих практик студент уже должен был получить навыки изучения необходимой для написания данного раздела документации.

В данном разделе отчета должны быть раскрыты следующие вопросы:

1) основные положения Устава организации и/или выписки из ЕГРЮЛ (единого государственного реестра юридических лиц);

2) управленческая и организационная структура организации с краткой характеристикой функций финансово-экономических служб;

3) виды деятельности по ОКВЭД, ассортимент выпускаемой продукции или выполняемых услуг (работ);

4) географическая структура реализации товаров;

5) основные положения учетной политики организации, принятая система налогообложения, автоматизация бухгалтерского, управленческого, налогового учета.

Раздел 2. Анализ результатов деятельности и финансового состояния организации

Большинство вопросов данного раздела были изучены обучающимися в процессе теоретического освоения дисциплин учебного плана и прохождения учебной практики. Однако на выпускном курсе теоретические знания студентов расширились за счет изучения таких дисциплин, как «Корпоративные финансы», «Финансовый менеджмент», «Финансовый анализ», «Инвестиционный анализ» и др., поэтому данный раздел отчета может представлять собой законченное исследование рассматриваемого вопроса.

В данном разделе отчета должны быть раскрыты следующие вопросы:

1) анализ основных экономических показателей деятельности организации за три последних года: выручка от реализации продукции, (работ, услуг); себестоимость продукции; прибыль (убыток); численность работающих; итог актива баланса; величина внеоборотных и оборотных активов, капитала и обязательств и др. При этом определяются как темпы изменения показателей по годам (горизонтальный анализ), так и (при необходимости) структура (вертикальный анализ), на основе чего обязательно формулируются выводы;

2) анализ формирования чистой прибыли организации, где представляются в динамике показатели выручки, себестоимости, валовой прибыли, прибыли от продаж, прочих доходов и расходов, а также иные показатели по данным формы № 2 годового отчета; при этом обязательно характеризуются причины существенных отклонений данных и делаются выводы;

3) оценка финансовой устойчивости организации и ликвидности бухгалтерского баланса (методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций и формулы расчета показателей представлены в приложении А);

4) оценка деловой активности организации, то есть рентабельности, оборачиваемости и эффективности использования имущества и капитала. Оценка финансовой устойчивости и деловой активности должны сопровождаться выводами об основных тенденциях и изменениях;

5) подробный анализ одного (двух) направлений финансового управления, которые более подробно будут раскрываться в третьем разделе.

Раздел 3. Совершенствование финансового управления (или планирование деятельности)

Студент по согласованию с руководителями практики от Академии ИМСИТ и от предприятия выбирает 1-2 направления из приведенных ниже для более подробного изучения.

1. Управление внеоборотными активами. Здесь рассматривается порядок учета внеоборотных активов и составление отчетности об их использовании; основное внимание уделяется основным средствам организации: по данным формы №5 изучается порядок принятия к учету, начисления амортизации, списание основных средств, пришедших в негодность или проданных; анализируются первоначальная и остаточная стоимость основных средств, оценивается эффективность их использования; обязательно рассматриваются различные возможные способы амортизации основных средств как линейные, так и нелинейные; оценивается влияние способа начисления амортизации на финансовые результаты деятельности организации; при этом необходимо учитывать также налог на имущество организаций.

2. Планирование инвестиций в организации: студент анализирует первый раздел бухгалтерского баланса и данные формы №5 с точки зрения осуществленных в предыдущих периодах инвестиций во внеоборотные активы; если в организации имеется инвестиционный план (бизнес-план), то студент его изучает; если бизнес-плана нет, то студент на основе бесед с собственниками, руководителями, специалистами определяет необходимые направления инвестирования средств (расширение производства, повышение качества продукции, выход на новые географические рынки и т.д.), в результате чего могут быть составлены основные элементы инвестиционного бизнес-плана.

3. Управление оборотными активами: изучается учет и отчетность по движению оборотных материальных ресурсов (оборотных активов), определяется тип политики управления текущими активами и источниками их формирования (текущими пассивами); оценивается их качество и эффективность использования.

4. Управление запасами в организации: первичный учет движения запасов, в том числе основные формы документов при поступлении запасов от поставщика на склад, порядок документирования отпуска со склада. Рассматривается порядок формирования учетных цен на сырье, материалы, товары; учет складских запасов (по индивидуальным ценам, средним, fifo), списания в производство или реализацию.

5. Дебиторская политика организации: политика расчетов за реализованную продукцию и дебиторская политика. Рассматриваются порядок документального оформления реализации продукции (работ, услуг), формы расчетов с покупателями, предоставление отсрочки платежа покупателям, учет и контроль дебиторов.

6. Использование заемных средств: оценивается эффективность использования заемных средств на основании расчета эффекта финансового рычага. На основании бухгалтерской отчетности определяется величина кредитных ресурсов и их роль в финансировании деятельности организации. По возможности, студент знакомится с условиями кредитных договоров, в том числе с какими кредитными учреждениями работает организация, на какой срок и под какой процент получены кредиты.

7. Управление кредиторской задолженностью организации: порядок учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Студент знакомится с порядком документального оформления кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками, по возможности анализирует эту кредиторскую задолженность по срокам возникновения, порядку погашения.

8. Управление персоналом и система оплаты труда: принятые на предприятии системы оплаты труда и учет расчетов с персоналом. На основании данных формы №5 и численности сотрудников студент может оценить среднюю заработную плату работников. По возможности выясняется, какие системы оплаты труда преимущественно используются на предприятии: сдельные или повременные, тарифно-окладные или гибкие бестарифные, в том числе балльные. Изучается порядок документального оформления начисления и выплаты заработной платы, отпускных, оплаты по листкам временной нетрудоспособности и т.д.

9. Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами: в первую очередь, студент выясняет, какие налоги уплачи<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...