Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подходы формирования правовой компетенции студентов колледжа





В настоящее время формирование конкурентоспособной личности, адекватно ориентирующейся в социуме, невозможно без освоения ею комплекса правовых знаний. Современное общество всё больше осознаёт свою зависимость от качества правового образования, поскольку уровень и система юридических знаний существенным образом влияют на эффективность деятельности человека в социуме.

Начиная с 90-х годов XX века в России происходит переоценка значимости права в общественной жизни. Об этом свидетельствуют повышение престижа юридических специальностей, возрастание количества правовой литературы, повышение интереса к значимой юридической информации. В научной литературе доминирует подход к праву как важнейшему социальному феномену[12].

Вместе с тем следует отметить, что в российском обществе встречаются массовые проявления правового нигилизма, нередко возникают настроения социально-правовой незащищённости. В современных условиях остро ощущается необходимость правовых изменений, способствующих преодолению негативных проявлений. Успех проводимых в России преобразований во многом предопределяется уровнем правовой компетентности и правовой культуры общества, которые, в свою очередь, формируются в процессе правового образования. От качества правового образования в стране зависит не только состояние правовой культуры общества в целом, но и результат правовой деятельности, в которой эта культура находит своё отражение.

Правовая культура личности определяется знаниями в области права, уважением к закону, сознательным соблюдением правовых норм, пониманием юридической ответственности, непримиримостью к правонарушениям. Традиционно в образовательных учреждениях, в том числе средних профессиональных учреждениях культуры приоритет отдаётся специальным дисциплинам. Такая ситуация вполне понятна, поскольку обучение осуществляется с учётом профиля учебного заведения. Вместе с тем следует отметить, что недооценка значимости правовых дисциплин в профессиональной подготовке студента способна повлечь негативные последствия.



Низкий уровень правовой компетентности, формирующейся в том числе при изучении права в колледже, может поставить выпускника в условия социальной незащищённости, сложной адаптации к дальнейшей профессиональной деятельности. Так, выпускник колледжа культуры с присвоенной квалификацией «преподаватель» нередко оказывается неспособным решать правовые вопросы в сфере своей профессиональной деятельности. В то же время к числу обязательных требований к педагогическому работнику относятся не только знание предмета, методики, педагогики, но и основ права, нормативных правовых актов в сфере образования[13].

Качественная правовая подготовка специалиста любого профиля, в том числе социокультурного, имеет большое значение ещё и потому, что в настоящее время в обществе идёт процесс формирования личности нового типа – «право сознательного гражданина», для которого характерен высокий уровень правовой компетентности и правовой культуры. Огромная роль в становлении такой личности принадлежит образовательным учреждениям[14].

Современный этап развития профессионального образования характеризуется процессом модернизации, суть которого заключается в переводе студентов с репродуктивного уровня усвоения знаний на уровень формирования компетенций. Ведущей идеей образования является компетентностный подход. В настоящее время назрела необходимость в качественно иной подготовке специалиста, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным подходом к решению конкретных задач в сфере профессиональной деятельности.

Как справедливо отмечает Н.Л. Гончарова, «компетентностный подход – попытка привести в соответствие образование и потребности рынка, сгладить противоречие между учебной и профессиональной деятельностью»[15]. В современных условиях уровень образованности не определяется объёмом знаний. Времена энциклопедистов, обладающих обширным, но константным багажом знаний, прошли. В век информационных технологий особо ценятся такие специалисты, которые способны оперативно находить и анализировать быстро меняющуюся информацию. В связи с этим одной из главных задач образования должно являться не предоставление большого объёма фактического материала, подлежащего запоминанию, а обучение эффективным способам получения и анализа доступной информации. Одной из важнейших задач преподавателя становится правильная организация деятельности студентов, а не просто передача готовых знаний. Это особенно актуально с позиции компетентностного подхода, который не отрицает значения знаний, но акцентирует внимание на способности использовать их на практике, на умении самостоятельно решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. При изучении правовых дисциплин необходимость применения компетентностного подхода ощущается наиболее остро, так как право представляет собой один из самых динамичных регуляторов общественных отношений. В связи с изменением тех или иных нормативных правовых актов ранее освоенная информация не только утрачивает актуальность, но может стать принципиально неверной. Один из основоположников гуманистической педагогики Мишель Монтень ещё в XVI веке писал: «ничто в нашей жизни не подвергнуто столь многочисленным изменениям, как законы и право, а потому обучение кого-нибудь их премудростям может превратиться в сложную и невыполнимую задачу» [16]. С учётом быстрого роста объёмов правовой информации, её нестабильности задачи правового образования не должны сводиться только к изучению действующего законодательства или «юридическому ликбезу».

В этой связи компетентностный подход, направленный прежде всего на приобретение выпускником компетенций в различных сферах, приобретает особую актуальность. Понятие и сущность компетентности, возможности использования компетентностного подхода в образовании изучались разными исследователями[17]. Знакомство с указанными работами позволяет сделать вывод о том, что в науке пока нет однозначного толкования понятия «компетентность». В связи с этим имеет место плюрализм подходов и к понятию «правовая компетентность». С нашей точки зрения, правовая компетентность представляет собой совокупность качеств, отражающих степень квалификации, уровень правовых знаний, умений, навыков, готовности и способностей, необходимых для решения правовых вопросов в сфере профессиональной деятельности.

Для разработки модели формирования правовой компетентности студентов колледжа культуры необходимо не только выявить суть правовой компетентности, но и охарактеризовать её структуру. Исходя из данного определения правовой компетентности, в её структуре можно выделить следующие компоненты: когнитивный, мотивационный, деятельностный, личностный. Когнитивный компонент правовой компетентности отражает усвоение важнейших юридических знаний, правовой терминологии, содержания различных нормативных правовых актов. Мотивационный компонент включает в себя эмоционально-чувственные проявления личности по отношению к правовым нормам, фактам, явлениям, правонарушениям и правонарушителям; мотивацию правового поведения. Деятельностный компонент отражает умение применять полученные правовые знания на практике, ориентировать своё поведение на правовые нормы, проявлять правовую активность в различных сферах деятельности. Личностный компонент непосредственно связан с личными качествами студентов: восприимчивостью к правовой информации, коммуникативностью, умением планировать свою деятельность, способностью критически оценивать её результаты и т.д.

При разработке модели формирования правовой компетентности студентов колледжа культуры нами учитывались структурная и содержательная характеристики правовой компетентности, а также особенности восприятия права студентами культуры и искусства. Следует отметить, что в педагогической науке и практике моделирование как метод научного исследования используется достаточно часто. Оно позволяет глубже вникнуть в сущность объекта исследования, в качестве которого в данном случае представлен процесс формирования правовой компетентности студентов колледжа культуры. Результатом моделирования является модель. В работе А.М. Новикова и Д.А. Новикова «Методология научного исследования» дано следующее общее определение модели: «модель – это образ некоторой системы»[18]. При построении модели формирования правовой компетентности студентов колледжа культуры в процессе их профессиональной подготовки они исходят из общепринятого в педагогической и философской науке представления о модели как системе, включающей в себя цель, содержание, способы и средства, а также результат образовательного процесса.

Модель формирования правовой компетентности студентов колледжа культуры включает в себя четыре блока:

1) блок целеполагания отражает планируемый результат обучения, представление об уровне правовой компетентности, который должен быть достигнут студентами. В представленной модели целью является формирование правовой компетентности как составной части профессиональной компетентности будущего специалиста;

2) содержательный блок включает в себя когнитивный, мотивационный, деятельностный и личностный компоненты правовой компетентности. Формирование правовой компетентности студента колледжа культуры рассматривается как процесс, направленный на самого обучаемого с целью развития его личности как профессионала. В связи с этим в содержание данного процесса должно входить не только получение студентами правовых знаний, но и формирование мотивации, развитие у них интереса к закону и праву в целом, умения применять полученные знания в практической деятельности, формирование ценностного отношения к профессии и её правовому регулированию;

3) организационный блок представлен рядом педагогических условий, реализация которых, с нашей точки зрения, может значительно повысить эффективность формирования правовой компетентности студентов колледжа культуры;

4) результативный блок отражает эффективность протекания педагогического процесса, характеризует достигнутые изменения в соответствии с поставленной целью. В качестве оценки результативности обучения выступает диагностика уровня сформированности компонентов, входящих в состав правовой компетентности. Таким образом, представленная модель формирования правовой компетентности студентов имеет определённую структуру, нацеленную на совершенствование правовой подготовки специалистов социокультурной сферы и учитывающую основные направления модернизации профессионального образования, потребности практики и особенности восприятия права студентами неюридических специальностей. Как справедливо отмечает М.В. Немытина, «чтобы ясно представлять себе, чему и как учить, надо постараться понять современного студента, его социальные и профессиональные ориентиры»[19]. Предложенная модель формирования правовой компетентности студентов колледжа культуры позволяет более чётко представить процесс подготовки студентов к дальнейшей профессиональной деятельности и её правовому регулированию.


Заключение

Изменение политической и социально-экономической обстановки в стране, резкое расширение международных контактов во всех сферах жизни общества привели к тому, что каждый специалист должен владеть правовыми основами. Плохое знание правовых основ осложняет внедрение в учебный процесс, а также затрудняет общественную жизнь, в том числе и студентов колледжей, так как без знания правовых основ нельзя быть полноправным членом общества.

Деятельность специалиста раскрывает не только умения и навыки, способности, но и степень развития творческих установок, готовность реализации профессиональной культуры. Уровень профессиональной культуры студентов выступает в качестве их характеристики как будущих специалистов, так как здесь определяется как уровень правовой подготовки, так и качество будущей трудовой деятельности, а также происходит формирование уважения как к своей работе, так и к работе других людей.

Профессиональное развитие в данной сфере позволяет создать новый подход к своей профессии, даже в малых масштабах, в виде нового приема или метода и т.д. При этом индивидуумы несут самостоятельную ответственность за решение, которое было ими принято, исходя из поставленной им цели.

Профессиональная компетентность, таким образом, выступает в качестве неотъемлемой части профессиональной культуры. В настоящее время понятие компетентности рассматривается также в качестве неотъемлемой части научной лексики, круг его употребления широк.

Модель формирования правовой компетентности студентов колледжей определяет главную цель в процессе профессионального обучения, определяет целеполагание на всех этапах учебного процесса, в связи с чем, оформляется логическая структура всех элементов целостного педагогического процесса обучения и функция каждого из них: преподавателя и обучаемых, пересмотр и углубление содержания, способов оценки его усвоения, а также прогнозируемого результата, завершающего функционирование реализованной модели.

Список использованной литературы и источников

1. Вафина Л.Ф. К проблеме оценивания правовых компетенций студента вуза // В сборнике: Государственное управление, право и политология - 2014 сборник статей Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.Л. Сафонова. 2014. С. 71-76.

2. Дмитриева О.А., Короткова Л.Н. Развитие профессиональных правовых компетенций у студентов направления подготовки «техносферная безопасность» в Уфимском Государственном университете экономики и сервиса // Научный альманах. 2016. № 6-1 (19). С. 437-443.

3. Жукова А.Н. Задачи и проблемы формирования информационно-правовой компетенции студентов в условиях развивающегося информационного общества // Культура и время перемен. 2016. № 2 (13). С. 9.

4. Копылова Н.С. Формы организации образовательного процесса, используемые для формирования правовых компетенций у студентов колледжа физической культуры // В сборнике: Спорт и физическая культура: теоре-тические и прикладные аспекты научных знаний Материалы III международной научно-практической конференции. Курганский государственный университет; Ответственный редактор И.А. Струнин. 2016. С. 42-43.

5. Кручинин М.В., Бутченко В.Н. Формирование правовых компетенций студентов транспортного вуза с использованием средств сетевых технологий // В сборнике: Современные концепции научных исследований Материалы IV Международной научно-практической конференции. Нижегородский филиал МИИТ; Под редакцией Н.В. Пшениснова. 2015. С. 28-32.

6. Кручинин М.В., Кручинина Г.А. Исследование внешней и внутренней мотивации учения при формировании правовой компетенции студентов вуза с использованием средств информационных и коммуникационных технологий // European Social Science Journal. 2013. № 3 (31). С. 110-118.

7. Лукаш О. А. Модель формирования правовой компетентности студентов колледжа культуры [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 49-52.

8. Максименко А.А.В. Формирование правовой компетенции студентов колледжа в процессе профессионального образования // Преподаватель XXI век. 2012. Т. 1. № 2. С. 59-67.

9. Моисеева Е.В., Столбова Е.А. Внутриличностный конфликт и особенности медиапотребления студентов в системе формирования социально-правовой компетенции //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 3. С. 134-140.

10. Румянцев С.Н., Прядко И.П. Особенности формирования правовых компетенций у студентов вузов неюридического профиля // Экономика и предпринимательство. 2015. № 3-2 (56-2). С. 730-732.

11. Сабаева Э.К. Проблема правового воспитания в студенческой среде // Развитие гуманитарной среды в техническом вузе. 2013. Т. 1. № 1-1. С. 74-76.

12. Соболева М.А. Формирование правовой компетенции студентов медицинского института: автореф. дис. … канд. юр. наук. Орел, 2013. – 28 с.

13. Смирнов Я.Ю. Оценочные средства правовых компетенций студентов бакалавриата // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 3. С. 323-326.

14. Танаева З.Р., Казарцева Г.А. Участие студентов в правовом просвещении как условие развития педагогических компетенций // Правопорядок: история, теория, практика. 2013. Т. 1. № 1 (1). С. 71-74.

15. Тимохова Н.А. Анализ правовых систем студентами с целью развития профессиональных компетенций // Актуальные вопросы современной науки. 2014. № 1 (2,3). С. 147-153.

16. Устькачкинцева Ю.Ю. Основные результаты исследовательской работы по формированию личностных компетенций студентов юридических вузов в процессе изучения гражданско-правовых дисциплин // Казанский педагогический журнал. 2014. № 1 (102). С. 101-110.

17. Устькачкинцева Ю.Ю. Формирование личностных компетенций студентов в процессе изучения гражданско-правовых дисциплин: автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань, 2014. – 29 с.

18. Черникова И.В. Правовая культура и гражданственность студента как профессиональная компетенция // В сборнике: Государство, право, общество: проблемы взаимодействия (политология, философия, юридические науки, религиоведение, история, социология, общественные науки) сборник статей Международной научно-практической конференции. Под редакцией Н.Г. Карнишиной. 2014. С. 208-2013.

 


[1] Вафина Л.Ф. К проблеме оценивания правовых компетенций студента вуза // В сборнике: Государственное управление, право и политология - 2014 сборник статей Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.Л. Сафонова. 2014. С. 71.

[2] Черникова И.В. Правовая культура и гражданственность студента как профессиональная компетенция //

В сборнике: Государство, право, общество: проблемы взаимодействия (политология, философия, юридические науки, религиоведение, история, социология, общественные науки) сборник статей Международной научно-практической конференции. Под редакцией Н.Г. Карнишиной. 2014. С. 208.

[3] Тимохова Н.А. Анализ правовых систем студентами с целью развития профессиональных компетенций // Актуальные вопросы современной науки. 2014. № 1 (2,3). С. 147.

[4] Смирнов Я.Ю. Оценочные средства правовых компетенций студентов бакалавриата // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 3. С. 323.

[5] Соболева М.А. Формирование правовой компетенции студентов медицинского института: автореф. дис. … канд. юр. наук. Орел, 2013. – С. 12.

[6] Устькачкинцева Ю.Ю. Формирование личностных компетенций студентов в процессе изучения гражданско-правовых дисциплин: автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань, 2014. – С.4.

[7] Румянцев С.Н., Прядко И.П. Особенности формирования правовых компетенций у студентов вузов неюридического профиля // Экономика и предпринимательство. 2015. № 3-2 (56-2). С. 730.

[8] Максименко А.А.В. Формирование правовой компетенции студентов колледжа в процессе профессионального образования // Преподаватель XXI век. 2012. Т. 1. № 2. С. 562.

[9] Танаева З.Р., Казарцева Г.А. Участие студентов в правовом просвещении как условие развития педагогических компетенций // Правопорядок: история, теория, практика. 2013. Т. 1. № 1 (1). С. 71.

[10] Кручинин М.В., Бутченко В.Н. Формирование правовых компетенций студентов транспортного вуза с использованием средств сетевых технологий // В сборнике: Современные концепции научных исследований Материалы IV Международной научно-практической конференции. Нижегородский филиал МИИТ; Под редакцией Н.В. Пшениснова. 2015. С. 29.

[11] Кручинин М.В., Кручинина Г.А. Формирование правовых компетенций студентов вуза с использованием средств информационных и коммуникационных технологий // В сборнике: Актуальные вопросы модернизации: экономика, образование, управление и право Сборник научных трудов 2-ой Международной научно-практической конференции. 2013. С. 221.

[12] Моисеева Е.В., Столбова Е.А. Внутриличностный конфликт и особенности медиапотребления студентов в системе формирования социально-правовой компетенции //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 3. С. 134.

[13] Копылова Н.С. Формы организации образовательного процесса, используемые для формирования правовых компетенций у студентов колледжа физической культуры // В сборнике: Спорт и физическая культура: теоретические и прикладные аспекты научных знаний Материалы III международной научно-практической конференции. Курганский государственный университет; Ответственный редактор И.А. Струнин. 2016. С. 42.

[14] Жукова А.Н. Задачи и проблемы формирования информационно-правовой компетенции студентов в условиях развивающегося информационного общества // Культура и время перемен. 2016. № 2 (13). - С. 9.

[15] Кручинин М.В., Кручинина Г.А. Исследование внешней и внутренней мотивации учения при формировании правовой компетенции студентов вуза с использованием средств информационных и коммуникационных технологий // European Social Science Journal. 2013. № 3 (31). С. 110.

[16] Устькачкинцева Ю.Ю. Основные результаты исследовательской работы по формированию личностных компетенций студентов юридических вузов в процессе изучения гражданско-правовых дисциплин // Казанский педагогический журнал. 2014. № 1 (102). С. 101.

[17]Лукаш О. А. Модель формирования правовой компетентности студентов колледжа культуры [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 49.

[18] Дмитриева О.А., Короткова Л.Н. Развитие профессиональных правовых компетенций у студентов направления подготовки «техносферная безопасность» в Уфимском Государственном университете экономики и сервиса // Научный альманах. 2016. № 6-1 (19). С. 437.

[19] Сабаева Э.К. Проблема правового воспитания в студенческой среде // Развитие гуманитарной среды в техническом вузе. 2013. Т. 1. № 1-1. С. 74.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.