Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Библиотека как объект социального исследования




Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3

Глава 1. Теоретико – методологическая основа социологического исследования роли библиотеки. ……………………………………………………………………7

1.1. Библиотека как объект социального исследования.……………………….....7

1.2. Библиотека как социальный институт и её социальные функции.………....11

1.3. Основные показатели и методы социологического исследования библиотечных ресурсов.…………………………………………………………...16

Глава 2. Использование библиотечных ресурсов в учебном процессе ТвГУ на Факультете управления и социологии..…………………………………………...23

2.1. Основные услуги научной библиотеки ТвГУ.……………………………….23

2.2. Динамика спроса студентов на библиотечные ресурсы…….................……28

2.3. Изменение статуса и деятельности библиотеки вследствие использования новых информационных технологий……………………………………………30

Заключение………………………………………………………………………….35

Список литературы…………………………………………………………………37

Приложение №1. …………………………………………………………………...39

Приложение №2. ………………………………………………………………….43


Введение

Актуальнοсть. Актуальнοсть даннοй темы вытекает из οсοбοй ситуации библиοтек в сοвременнοм οбществе.

Библиοтеки – οдин из древнейших культурных и сοциальных институтοв челοвечества. За дοлгий периοд существοвания сοстав и фοрма хранимых ими дοкументοв, назначение и функции библиοтек претерпели существенные изменения: древнее хранилище глиняных табличек весьма οтличается οт сοвременнοй библиοтеки. Οднакο все эти изменения прοисхοдили на прοтяжении векοв пοследοвательнο и закοнοмернο, и лишь 21 век привнёс в эту эвοлюцию небывалую стремительнοсть.

Пοявление нοвых инфοрмациοнных οбразοваний, привелο к тοму, чтο в сοвременнοм οбществе теперь существует альтернатива, замена библиοтеке – этο и инфοрмациοнные пοрталы, и интернет-кафе, и технοпарки, и культурнο-дοсугοвые центры. Читатели массοвο пοкидают библиοтечные залы. Прοисхοдит глοбальнοе удаление аудитοрии οт книги. С οбесцениванием печатнοгο дοкумента и ускοрением дοступа к цифрοвым ресурсам исчезают и утрачиваются навыки чтения. Οсοбеннο этο касается студенчества. Мοлοдοе пοкοление не пοнимает, для чегο им нужна библиοтека, если есть Интернет, и даже не представляет, какую рοль οна играет в их вοспитании и сοциализации.

Студенты считают, чтο пοсещение библиοтеки – этο ненужнοе занятие, кοтοрοе занимает мнοгο времени. Зачем тратить время, если дοма, сидя на диване, мοжнο найти любую неοбхοдимую литературу, а лучше всегο найти уже гοтοвую рабοту.

В сοвременнοм высшем учебнοм заведении, где οбразοвательная деятельнοсть пο мнοгим специальнοстям сοвмещается с бοльшим οбъемοм научных рабοт, важнейшей задачей является удοвлетвοрение инфοрмациοнных пοтребнοстей студентοв. Сοвременный этап развития характеризуется изменением οснοвных приοритетοв деятельнοсти библиοтек. К традициοнным задачам пο οбеспечению сοхраннοсти фοнда и οбслуживанию читателей дοбавляется функция инфοрмациοннοгο центра, испοльзующегο сοвременные инфοрмациοнные сети и ресурсы.

Степень разработанности данной темы в зарубежной и отечественной литературе. Литература по данной теме весьма обширна и включает как фундаментальные работы, так и множество статей. Авторы, в свою очередь, придерживаются различных точек зрения. Одни видят в библиотеке преимущественно информационное учреждение и связывают будущее библиотек, прежде всего, с развитием информационных технологий[1]. Другие - подчёркивают социальную направленность деятельности библиотек, исследуют такие проблемы, как психология библиотечного общения, диалог читателя и библиотекаря, уделяют больше внимания именно этим функциям[2]. Третьи авторы анализируют какие-то отдельные функции библиотеки, например, такие, как социальная функция и коммуникационная функция[3]. Но, хотелось бы отметить, все они считают, что именно библиотека прививает молодёжи, в частности студенчеству, нравственно-культурные ценности и способствует становлению молодого человека в обществе.

Цель и задачи курсовой работы. Целью данной работы является анализ роли научной библиотеки ТвГУ в учебном процессе на Факультете управления и социологии. Для достижения данной цели необходимо поставить следующие задачи:

1. Рассмотреть библиотеку как социальный институт, выявить её социальные функции.

2. Описать основные показатели и методы социологического исследования библиотечных ресурсов.

3. Проанализировать использование библиотечных ресурсов в учебном процессе ТвГУ на Факультете управления и социологии, в частности:

¾ рассмотреть основные услуги научной библиотеки ТвГУ;

¾ проследить динамику спроса студентов на библиотечные ресурсы;

¾ проанализировать изменение статуса и деятельности библиотеки вследствие использования новых информационных технологий.

Теоретико-методологические основы исследования. Итоговый отчёт по научной библиотеке ТвГУ за 2011 год. Работы отечественных учёных Самохиной М. М. «Социолог в библиотеке, или Библиотекарь как социолог: Практическое пособие для тех, кто хочет и любит исследовать», «Интернет и аудитория современной библиотеки»; Гусановой М. И. «Библиотекарь и читатель: проблема общения», Мотульского Р. С. «Библиотека как социальный институт». Также работы учёных, которые специализируются на изучении использования Интернета в библиотеках: Андриянова Н. Е. «Асинхронное и синхронное справочно-библиографическое обслуживание в Интернете»; Андреева Н. Е. «Виртуальное справочное обслуживание читателей», Ерохо Т. А. «Тенденции развития виртуального справочного обслуживания», Жабко Е. Д. «Интернет как среда виртуального общения: справочное обслуживание удаленных пользователей».

Методы. При исследовании роли научной библиотеки ТвГУ в учебном процессе был использован метод массового опроса.

Структура курсовой работы. Данная работа состоит из содержания, введения, двух глав. Первая глава состоит из трёх параграфов; в первом - рассматривается история библиотек (где они впервые зародились, какие были древние библиотеки, библиотеки средних веков и библиотеки сегодня), её виды и структура; во втором - библиотека как социальный институт (её социальные функции); в третьем – описываются основные показатели и методы социологического исследования библиотечных ресурсов. Вторая глава состоит из трёх параграфов: в первом – рассматриваются основные услуги научной библиотеки ТвГУ; во втором – выявляется динамика спроса студентов на библиотечные ресурсы; в третьем – анализируется изменение статуса и деятельности библиотеки вследствие использования новых информационных технологий. Далее идут заключение, список литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы, делается обзор литературы, формулируются цель и задачи исследования, описываются теоретико-методологические основы исследования, применяемые методы и структура курсовой работы.

 


Глава 1. Теоретико – методологическая основа социологического исследования роли библиотеки

Библиотека как объект социального исследования

Библиοтеки впервые пοявились на древнем Вοстοке. Οбычнο первοй библиοтекοй называют сοбрание глиняных табличек, приблизительнο 2500 гοд дο н. э., найденнοе в храме вавилοнскοгο гοрοда Ниппур. В οднοй из грοбниц близ египетских Фив был οбнаружен ящик с папирусами времени II перехοднοгο периοда (XVIII — XVII вв. дο н. э.). В эпοху Нοвοгο царства Рамзесοм II былο сοбранο οкοлο 20 000 папирусοв. Самая известная древневοстοчная библиοтека — сοбрание клинοписных табличек из двοрца ассирийскοгο царя VII века дο н. э. Ашшурбанипала в Ниневии. Οснοвная часть табличек сοдержит юридическую инфοрмацию. В древней Греции первая публичная библиοтека была οснοвана в Гераклее тиранοм Клеархοм (IV век дο н. э.).

Крупнейшим центром античной книжности стала Александрийская библиотека. Она была создана в III веке до н. э. Птолемеем I и была центром образования всего эллинистического мира. Александрийская библиотека являлась частью комплекса «музей». В комплекс входили жилые комнаты, столовые помещения, помещения для чтения, ботанический и зоологический сады, обсерватория и библиотека. Позднее к нему были добавлены медицинские и астрономические инструменты, чучела животных, статуи и бюсты, которые были использованы для обучения. В музей входило 200 000 папирусов в Храме (почти все библиотеки античности были при храмах) и 700 000 документов в Школе. Музей и большая часть Александрийской библиотеки были уничтожены приблизительно в 270 году нашей эры.

В Средние века очагами книжности были монастырские библиотеки, при которых действовали скриптории. Там переписывалось не только Священное писание и сочинения Отцов Церкви, но и произведения античных авторов. В эпоху Ренессанса деятели Возрождения, буквально, охотились за сохранявшимися в монастырях греческими и латинскими текстами. Из-за огромной стоимости манускриптов и трудоёмкости их изготовления, книги приковывались к библиотечным полкам цепями.

Появление книгопечатания внесло огромные изменения в облик и деятельность библиотек, все более теперь отличавшихся от архивов. Библиотечные фонды начинают стремительно разрастаться. С распространением грамотности в Новое время растёт также число посетителей библиотек.

Так что же такое библиотека в Наше время? «Библиотека — учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу. В настоящее время всё более распространяются и входят в фонд библиотеки микрофиши, микрофильмы, аудио- и видеокассеты, диапозитивы, оптические носители»[4].

Различают следующие виды библиотек[5].

1. Национальная библиотека призвана обеспечить сохранность и доступность всей печатной и смежной продукции, выпущенной и выпускаемой данным государством или имеющей к нему то или иное отношение, могущей быть востребованной читателями. Для обеспечения полноты фонда национальной библиотеки во многих странах используется система обязательного экземпляра. В России функции национальной библиотеки выполняют Российская государственная библиотека (быв. имени Ленина) в Москве и Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге.

2. Региональные библиотеки выполняют роль филиалов национальной библиотеки, что особенно актуально для отдалённых регионов страны. В России особенно важную роль играют несколько региональных библиотек Урала и Сибири, наряду с двумя национальными библиотеками наделённых правом получения обязательного экземпляра.

3. Публичные библиотеки обеспечивают читателей наиболее употребительными и популярными изданиями.

4. Специальные библиотеки собирают издания определённого типа (нотные издания, книги для слепых, государственные стандарты, патенты, предсказания на пальмовых листьях и т. п.) или определённой тематики. Необходимость специальных библиотек в ряде случаев вызывается особыми условиями хранения изданий и пользования ими, но по большей части связана с невозможностью сосредоточить слишком большое количество изданий в одном помещении и обеспечить работу в одном учреждении высококвалифицированных специалистов по слишком разным отраслям книжного дела. В России в последние десятилетия особенно важную роль стала играть Всероссийская Государственная библиотека иностранной литературы, взявшая на себя ряд периферийных для библиотеки функций и превратившаяся благодаря этому в крупный культурный центр.

5. Библиотеки для слепых обеспечивают доступ к информации для слепых и слабовидящих читателей. Такие библиотеки содержат книги, набранные рельефным шрифтом Брайля и аудиокниги на разных носителях. Крупнейшая в России библиотека для слепых - Российская Государственная библиотека для слепых. Помимо книг, набранных рельефным шрифтом и аудиокниг, она содержит большую коллекцию рельефно-объёмных моделей, позволяющих слепым узнать облик различных объектов.

6. Университетские, институтские, школьные библиотеки нацелены, главным образом, на обеспечение учащихся литературой, необходимой для учебного процесса и по составу фонда приближаются к специальным. То же можно сказать и о ведомственных библиотеках. Однако, в отличие от специальных библиотек, институтские и ведомственные библиотеки не являются общедоступными и обслуживают только читателей, относящихся к соответствующему учебному заведению или ведомству. Впрочем, реализация этого принципа зависит от национальной традиции и конкретных социокультурных условий: так, в США ряд университетских библиотек обеспечивают свободный доступ к своим фондам для всех желающих.

Также библиотеки бывают: 1) Частные 2) Государственные 3) Муниципальные 4) Личные (семейные) 5) Учебные и т. д. Специальные отраслевые библиотеки бывают: 1) Медицинские 2) Сельскохозяйственные 3) Технические 4) Художественные 5) и другие

Деятельность библиотек по обслуживанию читателей осуществляется в двух основных формах. Библиотечный абонемент предоставляет читателю право получить издание из библиотеки в своё полное распоряжение на определённый срок. В другом случае читатель имеет возможность знакомиться с книгой только в помещении библиотеки (как правило, в специально отведённом читальном зале). В некоторых библиотеках работает только абонемент или только читальный зал, в других эти формы обслуживания сочетаются, хотя не для всех единиц хранения возможны обе.

Другой важной характеристикой библиотеки является структура её фонда. В большинстве случаев часть изданий (наиболее востребованная читателями) располагается в открытом доступе и может быть просмотрена читателем непосредственно у книжной полки, тогда как большинство изданий располагается в книгохранилище и может быть оттуда получено лишь через некоторое время посредством заказа по каталогу. В некоторых случаях на выдачу особо редких, повреждённых или содержащих государственную тайну изданий накладываются ограничения, требующие от читателя специального запроса или разрешения; в СССР эта практика использовалась особенно широко и вошла в историю как спецхран.

Передвижные библиотечные пункты облегчают доступ к книгам для населения удаленных районов, жителей домов престарелых и т. п. Для доставки книг используются автобусы, автофургоны, а в некоторых странах (Зимбабве) даже ишаки.

Таким образом, библиотеки появились ещё до нашей эры и выглядели довольно примитивно. В наше же время библиотеки «разрослись», имеют много видов и сложную структуру.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...