Положительное влияние компьютерных игр на ребенка
Компьютерные игры и компьютерная аддикция у младших школьников И.С. Хирьянова Зачастую педагоги и родители считают излишнее увлечение обучающихся компьютерными играми и Интернетом одной из причин негативных результатов обучения. Действительно, существует риск развития у детей компьютерной аддикции, но некоторые онлайн-игры оказывают и положительное влияние.
Отличия компьютерных игр от традиционных В содержательном плане компьютерные игры во многом сходны с традиционными, но имеют и принципиальные отличия: · многие компьютерные игры строятся по принципу постепенного усложнения игровой и дидактических задач, как бы удерживая ребенка в «зоне ближайшего развития»; · «этапность», заложенная в программе, часто не позволяет перейти на следующий этап без выполнения задания предыдущего уровня. В других играх можно в «меню» произвольно выбирать уровень сложности задания. В некоторых играх программа сама подстраивается под ребенка и предлагает ему новые задания с учетом его прежних ответов: более сложные, если задания выполняются успешно, и наоборот; · многие игры в отличие от традиционных содержат элементы случайности — в компьютерных программах этот технический прием широко применяется для придания игре новизны и неожиданности, как бы вдруг могут возникать новые персонажи, новые ситуации, неожиданные явления и взаимосвязи. Виды компьютерных игр Среди большого разнообразия компьютерных игр можно выделить следующие их виды: адвентурные, стратегии, аркадные, ролевые, 3D-Action, симуляторы, логические. Рассмотрим каждый из видов.
Адвентурные игры (приключенческие). Оформлены как мультфильм, но с интерактивными свойствами — возможностью управления ходом событий. Для решения поставленных задач необходимо обладать хорошей сообразительностью и развитым логическим мышлением. Предполагают длительную работу за компьютером. Данный вид игр является мощным раздражителем, поэтому гиперактивным детям не рекомендуется в них играть. Стратегии. Основная цель — завоевание вражеских поселений, заключение необходимого союза, набор фиксированного количества очков, управление ресурсами, войсками, энергией и т. п. Развивают усидчивость, способность к планированию своих действий, тренируют многофакторное мышление. Не подходят детям младшего школьного возраста из-за большой продолжительности по времени. Аркадные игры. Для этих игр характерно поуровневое дробление хода действий, когда наградой и целью является право перехода к следующему эпизоду или миссии. Система набора очков и бонусов, предоставляемых за «особые заслуги», такие как быстрота прохождения, победа над сильным врагом, нахождение секретных дверей и т. п. Тренируют глазомер, внимание, скорость реакции. Не рекомендуются гиперактивным детям. Необходим контроль времени со стороны взрослых. Ролевые игры. Цель — отыскание определенного артефакта, человека или заклинания. Путь к достижению намеченной цели обычно преграждают враги, которых нужно победить в бою или обмануть хитростью. Главный принцип — использование нужного персонажа в нужном месте и в нужное время. Как и аркадные игры, тренируют глазомер, внимание, скорость реакции. Не рекомендуются гиперактивным детям. Необходим контроль времени со стороны взрослых. 3D-Action. Цель игрока в играх данного вида — уничтожить как можно больше соперников. Это сугубо развлекательный вид игр, в ходе которых развиваются моторные функции играющего.
Данный вид игр считается жестоким и категорически запрещен для использования при работе с детьми. Симуляторы, имитаторы (авто-, авиа-, спортивный и т. п.). Позволяют попробовать свои силы в новых ситуациях. Тренируют глазомер, внимание, скорость реакции. Не рекомендуются гиперактивным детям. Необходим контроль времени со стороны взрослых. Логические. Головоломки, задачи на перестановку фигур, составление рисунка, обучающие чтению, письму и т. п. Как правило, разбиты на отдельные задачи, что позволяет регламентировать время работы ребенка на компьютере. Способствуют развитию мышления, памяти, внимания. При неправильном подборе игровых программ, в т. ч. основанных на агрессивности или чистой развлекательности, возможно такое нежелательное психологическое явление, как вытеснение интересов. Это может проявляться в нежелании ребенка общаться с друзьями, заниматься учебой, общественной жизнью, в «уходе» в виртуальный мир. Поэтому для работы с детьми начальных классов целесообразно использовать именно логические игры. Положительное влияние компьютерных игр на ребенка В младшем школьном возрасте компьютерные игры оказывают следующее влияние на ребенка: · Позволяют расслабиться. Смена деятельности является отдыхом, поэтому совершенно естественно, что дети после интеллектуальной или физической нагрузки с удовольствием играют в компьютерные игры, которые могут поднять настроение, помочь успокоиться и восстановить силы. Многие игры ярко иллюстрированы, интерактивны, с юмором, что создает положительный эмоциональный настрой во время игры. · Позволяют освоить различные формы общения. Младшие школьники любят играть в компьютерные игры вдвоем или в небольшой группе сверстников. В эти моменты общение у них разворачивается вокруг сюжета игры, происходит обмен эмоциональными состояниями, обсуждается содержательная сторона игры. Дети, обсуждая происходящее в игре, вырабатывают коллективное решение по поводу дальнейших действий игрока. · Оказывают психотерапевтическое воздействие. Многим детям они позволяют избавиться от чувства неполноценности: часто то, что не получается в реальной жизни, легко реализуется с помощью компьютера. Используя компьютер, многие младшие школьники начинают петь, рисовать, даже сочинять стихи. Учебные и игровые программы с доброжелательными героями поддерживают ребенка, внушают чувство доверия.
· Позволяют ребенку моделировать различные реальные и предполагаемые жизненные ситуации. Подобные эксперименты дают возможность «проиграть» множество ситуаций, которые в последующем могут быть реализованы в жизни. · Помогают в самореализации. Одни дети предпочитают головоломки и логические игры, другим нравятся игры на быстроту реакции, третьих привлекают обучающие игры, четвертые любят раскраски и т. п. · Оказывают коррекционный эффект при работе с детьми с ОВЗ. Многие дети впервые начинают обучение с помощью ПК, им становится доступной большая часть информации, они осваивают речь, получают знания об окружающем мире и о себе. Компьютер можно эффективно использовать для коррекции речи, зрения, в работе с детьми с задержкой умственного развития. · Создают предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Игры могут обеспечивать переход от механического усвоения детьми знаний к овладению умением приобретать их самостоятельно. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств детей. В ходе компьютерных игр дети приобщаются к исследовательской работе, совершенно не замечая этого, у них развиваются умения получать, анализировать и интерпретировать информацию; создавать гипотезы и делать выводы; корректировать свои дальнейшие действия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|