Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия и мировоззрение

Философия и мировоззрение. Философия и жизнь.

Структура лекции:

1.4.1 Философия и мировоззрение

1.4.2 Философия и жизнь

 

Философия и мировоззрение

1.4.1.1 Человек вплетён в окружающий его мир, он множеством нитей связан не только с окружающими его в повседневной жизни вещами, процессами и людьми, но и с обществом и природой в целом. Эта взаимосвязь реализуется в том числе через мироощущение, мировосприятие, миропонимание и практическое отношение к миру. С самого детства у человека начинает формироваться определённое мироощущение, определённая специфика переживания бытия, событий окружающего мира, определённое чувственно-эмоциональное отношение к ним. Мироощущение – это результат воздействия внешнего мира на сознание личности, можно сказать, что это чувственно-эмоциональный отклик нашей души на полученный ей опыт. Однако каждый индивид уникален, каждому свойственно уникальное мировосприятие, которое зависит от того, в какое отношение внешний мир встаёт к его как к глубинным (чаще врождённым качествам), так и новоприобретённым, ещё только формирующимся. Специфика такого мировосприятия играет роль призмы, через которую отсеивается и упорядочивается вся получаемая нами информация. Она задаёт то, что для нас важно, а что не очень, что приятно, а что неприятно и т.д. Так, мировосприятие во многом накладывает отпечаток на наше мироощущение. Как мы воспринимаем этот мир, так в конечном счёте мы его и ощущаем. Одни и те же события жизни порой вызывают в каждом из нас различную чувственно-эмоциональную реакцию. Для кого-то эти события затрагивают тонкие грани его души, для кого-то они нейтральны, безынтересны, для одних они вызывают эмоциональный дискомфорт, а другим приносят радостные впечатления. И всё это определяется не только содержанием самих этих событий, но и тем, как мы эти события воспринимаем, в какое отношение к ним становимся. Мировосприятие – это и есть специфика нашего восприятия в целом. Оно может быть склонно к оптимизму или пессимизму, к критически-пытливому анализу или нигилизму, к протестному, враждебному отношению или же добродушному, наполненному терпимостью, милосердием, благожелательностью и добротой. В то же время то, как мы ощущаем окружающий мир, то, как мы переживаем его события и закладывает в нас особенности восприятия мира в будущем.

По мере жизни наше мироощущение под влиянием жизненного опыта и развития личности наполняется всё большим количеством оттенков и граней, становится всё более богатым и чутким, а в процессе нашего мировосприятия всё большую роль начинают играть разум и рациональные мотивы. Так, наш взгляд на мир, наши представления о нём всё больше приобретают форму миропонимания, всё более гибко и точно начинают отражать действительные взаимосвязи мира, что в свою очередь отражается на качестве нашего и мировосприятия и мироощущения, их адекватности. Все эти три ступени и составляют в целом мировоззрение человека, формируют его. Мировоззрение – это диалектическое единство мироощущения, мировосприятия и миропонимания, выражающееся в системе взглядов на мир.

1.4.1.2 Мировоззрение человека предполагает взгляды как на настоящее и прошлое, так и на будущее, на ожидаемое и должное. Ожидания и надежды человека, вера в своё будущее и будущее всего общества играют важную роль в его жизни. Индивид оценивает мир в первую очередь через призму возможности самореализации и самоутверждения себя как полноценной, многогранной личности, что во многом и формирует его представления о нормах, ценностях и идеалах. Каждый человек стремиться к лучшему будущему для себя и своих близких. Исходя из этого, у него выстраиваются представления о том, каковы должны быть приоритеты развития, ценности и нормы поведения в обществе, что в целом выражается в его представлении об идеале общественного устройства. Идеалы формируются во всех сферах человеческой жизнедеятельности, поскольку они отражают понимание должного и совершенного. Они представляют собой ту путеводную звезду, стремлению к достижению которой люди способны отдавать всю свою жизнь. Будучи тесно сопряжены с возможностью самореализации и самоутверждения, наши идеалы определяют видение смысла собственной жизни и жизни всего общества. Однако наши, индивидуальные идеалы могут быть затемнены эгоистичными мотивами, прямолинейностью мышления и недостатком духовности, что может привести человека на путь заблуждения.

Общественные идеалы вырабатываются всем обществом, они корректируют наше собственное представление об идеалах и показывают тот путь развития для личностей, который ведёт к общественному благу, а значит в конечном счёте положительно скажется на интересах всех и каждого. Однако общественные идеалы могут быть излишне политизированными и идеологизированными, вырабатываться с акцентом на интересы правящей верхушки общества. Они также могут быть недостаточно дальновидными в силу недостаточной мудрости и компетенции, вырабатывавшей их интеллигенции. Наиболее ценны те общественные идеалы, что проверены временем, являются обобщением опыта многих поколений людей. Такие идеалы побуждают человека не ждать чуда в виде перемен «сверху», создания более благоприятных условий развития вне нашего участия, а начинать с самого себя, побуждают к стремлению постоянно превосходить самого себя ради самосовершенствования, саморазвития, искоренения недостатков и открытия перед собой и обществом всё новых и всё более радужных возможностей. Таким образом, в мировоззрении духовно развитой личности «должное» для себя совпадает с «должным» для общества.

1.4.1.3 Убеждения – это самое ядро нашего мировоззрения. Это наиболее характерные нам взгляды и представления о действительности, которые настолько закрепились в нашем сознании, что порой приобретают эмоциональную окраску. Этот эмоциональный заряд порой служит мощным источником энергии и стимулом для наших волевых решений и поступков. Убеждения – это стержень нашей личности, показывающий наше внутреннее, глубинное «я», то ядро личности, которое проявляется даже в условиях экстремальных ситуаций.

Как правило, убеждения формируются как результат определённой направленности, акцентированности нашего жизненного опыта. Чем больше наши взгляды и представления находят своё подтверждение в опыте, тем больше мы в них убеждены. Однако мы не всегда адекватно осмысляем свой опыт, что может быть причиной наших заблуждений, иллюзий, предубеждений и в дальнейшем нашей предвзятости по отношению к получаемой информации. Так, убеждения закладывают в нас определённую предрасположенность к тому или иному восприятию и пониманию нашего опыта. Мы упорядочиваем его, прежде всего, через призму тех представлений, в которых мы убеждены. В то же время наш опыт, будучи критически осмысленным, способен скорректировать наши убеждения.

Убеждение также может быть результатом самовнушения, внутренней установки, продиктованной внутренней потребностью в том, что индивиду было бы удобно и приятно думать, что дело обстоит именно так, а не иначе. В этом случае его сложно убедить в обратном, логических доводов здесь может оказаться недостаточно. Его мысль в таком случае стремится всячески извернуться, чтобы оправдать выгодный образ мышления, игнорируя неудобные для такого мышления факты и аргументы.

1.4.1.4 Стремление к самоутверждению и самореализации порой деформирует, искажает наши оценки и суждения в эгоистичную сторону, а вместе с ними и наше видение иерархии ценностей. Для оправдания стремления к самоутверждению любой ценой, пусть даже если при этом приходится идти по головам других, многие из нас, в своём ходе мышления, выпячивают, преувеличивают те оттенки смысла, которые им наиболее выгодны, удобны и приуменьшают значение тех, что им невыгодны. При этом чаще это происходит незаметно для нас самих. Такова склонность нашего мышления, если оно не воспитано на критически-пытливом, глубоком, мудром образе мысли.

Наша вера чаще формируется на основе наших убеждений, специфики нашего опыта. Мы, как правило, верим в то, в чём мы убеждены или к чему склонно наше мышление. И чем глубже убеждения, склонность к определённого рода мыслям, тем больше мы в них верим. Однако вера может возникать и под внешним влиянием, например, под влиянием внушения, внешне навязываемых установок. Особенно часто внушение происходит под влиянием культуры общества или ближайшего окружения, пропагандируемых ими идеалов. В этом усматривается серьёзная ответственность представителей культуры за пропагандируемые ими ценности и идеалы. Ведь их недальновидное содержание способно зародить негативные и даже пагубные тенденции и последствия в обществе, способны разрушить его изнутри.

Мировоззрение в целом по своему содержанию может быть более или менее ответственным, эгоистичным или альтруистичным, глубоким или поверхностным и т.д. Содержание мировоззрения определяет наше отношение к тем или иным людям, событиям и фактам действительности, той или иной информации. Это отношение во многом формирует нас как личностей, ибо прививает определённый образ мышления, определённые обороты мысли, и вместе с тем, постепенно закладывает в нас те или иные склонности и черты характера, а значит, закладывает и направление нашей судьбы, её основных тенденций. Недальновидность, поверхностность мировоззрения, как правило, рано или поздно приводит человека к жизненному кризису, разочарованию в собственных взглядах и крушению всей системы его мировоззренческих ориентиров, и тогда ему приходится формировать её заново, переосмыслять весь свой жизненный опыт, пересматривать своё отношение к миру и людям.

Философия и жизнь

1.4.2.1 Значение философии в нашей жизни невозможно переоценить. Однако в сознании большинства современных людей философия противопоставляется жизни как что-то абстрактное, слишком отвлечённое, оторванное от реальных жизненных проблем и забот. И не сложно понять из-за чего такое отношение сложилось. Действительно, большинство проблем, которые рассматриваются великими философами, на первый взгляд, не являются актуальными в нашей повседневной жизни. Тем не менее, именно их идеи и размышления способствовали прогрессивному развитию общества, которое сопровождалось созданием всё более комфортных условий жизни для всё большего числа слоёв общества. Именно идеи гуманизма эпохи Возрождения, французского Просвещения, рационализма и эмпиризма Нового времени и т.д. привели к формированию того типа современного цивилизованного общества без комфорта которого мы свою жизнь уже не мыслим. Более того, потенциал идей и размышлений великих философов не ограничен достижениями прошлого, этот бесценный опыт человеческой мысли будет ещё долго служить пищей для ума и вдохновением для многих будущих поколений гениальных личностей, способных изменить наш мир к лучшему.

Философия многолика, она не исчерпывается истинами, способствующими общественному прогрессу, а также затрагивает аспекты личностного существования, в том числе и те из них, что будут извечно актуальны. Однако проблемы личности таковы, каковы выстроены отношения внутри общества, а любые отношения – это продукт деятельности и мышления самих же людей. Поэтому степень решения проблем воспитания личности, её нравственного совершенствования и духовного роста, искоренения эгоизма и корыстных ориентаций будет извечно служить показателем гармонии внутри общества, а значит, в конечном счёте и качества жизни в нём. Чем более духовно развито и нравственно совершенно большинство людей в обществе, тем больше они облагораживают отношения в нём и тем проще становится самореализоваться каждому, раскрывать свои таланты и способности на благо всего общества, повышая его качество жизни. Эти темы глубоко раскрыты в трудах восточных мудрецов (Конфуций, Лао-цзы, Ошо Раджаниш), русских мыслителей (Л.Н. Толстой, Н.А. Бердяев, В.С. Соловьёв и т.д.), в марксизме, в творчестве И. Канта, Джеймса Редфилда и других.

Но и этим роль философии в нашей жизни не ограничивается. Философия – это не только мудрость великих мыслителей прошлого и исследования в области научной философии, философия это ещё и образ мышления, мировоззрение современного образованного человека. Любой человек, обладая качественным образованием и достаточным жизненным опытом, точно также способен к философскому мышлению. Все мы пользуемся плодами развития философской мысли. В нашей жизни мы, сами того не подозревая, пользуемся понятиями и суждениями, оборотами мысли, отражающими те знания, которые формировались и оттачивались путём многовекового философского осмысления действительности. Мы рождаемся и воспитываемся уже с заданным, готовым языковым полем (речевыми структурами) и нам кажется, что так было всегда и со всеми, что из века в век человеческая речь оставалась более или менее неизменной, настолько же приспособленной к общению и объяснению глубоких смыслов, что и сейчас. Но это не так. Чтобы достичь такого достаточно совершенного языка, при помощи которого мы теперь способны излагать самые утончённые оттенки смысла, человечество прошло через очень сложный, противоречивый процесс его формирования. Язык – это поле для нашего мышления, всё о чём мы мыслим, мы мыслим на основе речевых структур. Поэтому качество нашего мышления во многом определяется тем, насколько тонко мы владеем современными понятиями и суждениями, насколько умело выстраиваем между ними связи. Другими словами, насколько глубже мы впитали в себя мудрость веков.

Таким образом, у каждого современного образованного человека (осознаёт он это или нет) есть свояфилософия жизни, собственная жизненная философская позиция. Каждый стремится осмыслить, проанализировать важные ситуации в своей жизни, извлечь из них ценный опыт, обобщить его, исходя из чего сформировать определённые стратегии и принципы поведения. Другое дело, что для одних она служит неким маяком на их жизненном пути, помогает им выбирать правильный путь, принимать правильные решения, избегая возможные проблемы, а другим их философская позиция, их понимание жизни лишь, наоборот, эти проблемы притягивает. Всё дело в том, что чем более грубо, прямолинейно, упрощённо человек относится к жизни, тем больше у него формируется иллюзий и предубеждений, а значит, рано или поздно эти заблуждения начинают негативно сказываться на его жизни (через ошибочные решения). Действительность начинает «наказывать» за её неверное понимание, разрушать иллюзии, «опускать человека на землю». Однако более тонкое, глубокое, мудрое отношение к жизни, как правило, облегчает человеку жизнь, особенно во второй её половине, когда становятся всё более заметны результаты того пути, который он себе выбрал ранее, т.е. когда начинает пожинать плоды заложенного ранее.

Вот такое чуткое, мудрое отношение к жизни имеет более прямую связь с философией в её исконном смысле. Философия в узком, дословном смысле связана со стремлением к мудрым мыслям и поступкам. Именно такая форма философии наиболее близка к актуальным, повседневным проблемам личности. Быть мудрым, прежде всего, означает понимать законы природы, истории, жизни, улавливать глубинные взаимосвязи в них и согласовывать собственную жизнь с этими законами. С этим тесно связана другая важная характеристика мудрости – дальновидность. Дальновидное решение исходит из наиболее благоприятного результата не только здесь и сейчас, но и учитывает перспективы развития ситуации. Как говорил Конфуций: «человека, который не заглядывает далеко, непременно ждут близкие беды». Сегодняшний успех быстро становится вчерашним, а будущие нерешенные проблемы, сколько их не перекладывай на завтра, рано или поздно станут настоящими. Мудрый человек готов пожертвовать сегодняшним днём ради открывающихся длительных благоприятных перспектив. Мудрость также связана со способностью находить разрешение самых сложных жизненных ситуаций и проблем, находить компромиссы, избегать крайности, находить во всём меру, золотую середину. Все эти способности являются следствием глубокого понимания законов и взаимосвязей жизни.

1.4.2.2 Мудрость является важным показателем нашего ума. Многие люди, специализирующиеся лишь на развитии интеллектуальных навыков, упускают нечто очень важное и их не всегда можно охарактеризовать как умных. Можно всю жизнь увлекаться различными развивающими интеллект занятиями, будь то шахматы, различные головоломки, пазлы или разгадывание кроссвордов и т.п., но это не тот путь, который гарантировано сделает человека действительно умным. Ум – это нечто большее, чем просто интеллектуальные навыки. Умный человек – это тот, кто тонко понимает и предвидит ход реальных событий жизни, а интеллектуальные навыки ещё не гарантируют этого, хотя и являются важным условием для этого. Ум – это ещё и способность мыслить мудро, способность схватывать саму суть, избегая стереотипов, предвзятости и другого рода заблуждений, а также умение делать меткие выводы. Интеллектуальные навыки и мудрость – это те качества, что взаимодополняют друг друга. Человек, обделённый интеллектуальными способностями, врядли способен разобраться во всей тонкости взаимосвязей, определяющих события нашей жизни. Мудрым человека может сделать богатый жизненный опыт, но без интеллекта, способного благодаря глубокому анализу предвосхитить ход течения событий – это опыт проб и ошибок. Человека, который обрёл мудрость, наступая по множеству раз порой на одни и те же грабли, сложно назвать мудрецом. Мудр тот, кто черпает свою мудрость больше не из опыта ошибок, а из глубокого понимания ситуации. В то же время интеллект без мудрости слеп, это все равно, что мощное орудие труда в руках неумелого человека. Можно быть искусным игроком в шахматы, просчитывая многие ходы соперника наперёд, и в то же время быть слишком недальновидным в жизни, ибо жизнь гораздо более глубока, тонка и гибка, чем варианты действий на шахматной доске. Жизнь всегда сложней уже сформировавшейся логики, она всегда способна удивлять логическое мышление, которое должно совершенствоваться под её влиянием. Мы должны постоянно преодолевать самих себя, свою логику мышления, чтобы избегать стереотипов и предубеждений, чтобы становиться действительно умными, мудрыми людьми.

Можно сказать, что философия как мудрость – это искусство познания истины, умение правильно осмыслять и применять свой жизненный опыт. В этом смысле философ – это не профессия, а степень развития личности, позволяющая овладеть этим искусством. Например, к философам относят также некоторых писателей, таких как Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.И. Солженицын, П. Коэльо, Дж. Рэдфилд. Многие учённые считали себя в первую очередь философами и только уж потом математиками, физиками и т.д. (Г. В. Лейбниц, Р. Декарт, Б. Паскаль, Ф. Бэкон, И. Кант). В данном смысле можно выделить также философов-врачей: Гиппократ, Авиценна, Парацельс.

Сравнение философии с искусством, мастерством связано с тем, что в познании истинного и мудрого нам мешают многие психологические моменты: предвзятость, шаблонность, схематизм и стереотипность мышления. Мудрость великих философов как раз в том, что они искусно отделяют субъективное от объективного, «зерна от плевел», «мух от котлет». Нужно учитывать, что тот мир, каким мы его видим, на самом деле не всегда таков, каким он нам кажется. Каждый человек видит и понимает этот мир по-разному, с разных углов зрения. Каждый получает по-своему уникальный поток знаний, информации, эмоций, опыта; находится в по-своему уникальной жизненной ситуации; как правило, общается с людьми лишь определённого круга (по общим интересам, по общему видению мира или отношению к нему); избирательно смотрит передачи, фильмы, подбирает книги, журналы и статьи в интернете. Поэтому информация, которая до него доходит и им осмысляется, оказывается в какой-то степени неполной и односторонней, иногда даже искаженной. А это способствует формированию многих заблуждений и иллюзий. Так, любой человек живёт как бы в собственной смысловой реальности, в чём-то отличной от тех реальностей, в которых живут другие люди. В этих реальностях, безусловно, много общего (в силу общей системы образования, культуры, СМИ, общих сторон жизни), но они никогда не совпадают до конца, что сказывается, например, в сложностях взаимопонимания между людьми. По сути, любой конфликт и представляет собой столкновение тех смысловых реальностей, которыми мы живём. Когда эти реальности во многом совпадают, то всегда есть почва для понимания, нахождения компромиссов, корректировки своего понимания жизни. Но когда люди слишком далеки по миропониманию и мировосприятию, то их смысловые реальности могут жёстко сталкиваться между собой, так и не находя точек соприкосновения. Каждый исходит из того как он видит и понимает жизнь, а поведение другого, его речи могут не вписываться в то осмысление действительности, которым каждый из них живёт, в их ожидания от другого. Так, суть конфликта – это почти всегда желание навязывать другому своё понимание реальности, что именно его смысловая реальность, его понимание жизни более правильные. Однако далеко не всегда дело именно в различии понимания правильного и разумного, иногда сталкиваются желания, интересы и эгоистичные побуждения людей. Конструктивный путь решения такого рода проблем связан со стремлением понять другую сторону, выйти за пределы собственной смысловой реальности, чтобы суметь встать на её место, взглянуть на противоречие со стороны и, тем самым, найти объективную почву для решения проблем.

1.4.2.3 Мы часто недооцениваем нашу склонность принимать желаемое и удобное за действительное. Дело в том, что нам свойственно осмыслять новую информацию, сопоставляя её с уже известным нам, опираясь на свой прошлый опыт, выстраивая те или иные ассоциации с его элементами. В то же время мы склонны эмоционально переживать события, которые вокруг нас происходят. Опыт, который откладывается в нашей памяти почти всегда в той или иной степени эмоционально окрашен, и к какой-то информации человек позитивно расположен, а к какой-то – негативно. В результате, по мере накопления жизненного опыта, у человека формируются эмоционально-значимые акценты в понимании мира и жизни. Т.е. некоторые моменты для него становятся более важны или актуальны чем другие, а некоторые его восприятием пренебрегаются. Так, в цельной речи, тексте человек больше акцентирует внимание лишь на отдельных фразах, оборотах речи и понимает всю речь несколько иначе, чем тот смысл, который в неё вкладывался. То, что не соответствует сложившемуся у него пониманию жизни или неактуально для него (не соответствует его системе акцентов мировосприятия), его сознание, как правило, игнорирует (средний, несколько вариантов ответа). Другими словами, у него формируются пристрастия, предубеждения и предпочтения, он оказывается в плену иллюзий. Поэтому впоследствии, суждения, мысли, которые человек выстраивает, осмысляя полученный опыт, зачастую неполноценно отражают действительность, существующие в ней взаимосвязи. В этом случае, принимая решения, исходя из таких рассуждений, он сам себе притягивает лишние проблемы, действительность его начинает как бы «наказывать» за её неверное понимание, «давать уроки жизни », корректировать его мировосприятие.

Эта особенность восприятия часто используется в политике. Например, чтобы дискредитировать какого-либо человека, его слова вырывают из контекста в результате смысл получается искажённым, вплоть до обратного. Эта психологическая особенность применяется также при тоталитарных режимах для манипуляции общественным сознанием. При помощи культуры, средств массовой информации, системы образования, расставляются выгодные режиму акценты в сознании людей, и тогда суждения, выстраиваемые их ассоциативным мышлением, связывающим эти акценты между собой, будут иметь заданный, изначально продуманный, выгодный для режима смысл.

Этот механизм сознания можно проиллюстрировать на образе сетки или рисунка на листе бумаги. Наша картина мира не является абсолютно полным и точным воспроизведением действительности. Мы познаём внешний мир по частям, всё более наполняя нашу картину мира деталями и нюансами. Последние можно сравнить с точками или узелками на чистом листе бумаги. Чем богаче наш опыт, тем больше этот листок испещрён такими точками, а чем более осмысленно мы живём, чем более стремимся понять как устроен мир, выявить взаимосвязи и закономерности жизни, тем больше эти точки переплетены между собой узорами. Так, в этом отношении наше восприятие подобно рыболовной сети: чем больше опыта и знаний, тем меньше ячейки в сетке (отражающие взаимосвязи мира), меньше пробелов, пустот и тем более тонкие и глубокие знания мы способны воспринимать. И наоборот, чем меньше осмысленного опыта, тем крупней ячейки в сети, а значит, тем больше потенциально полезной информации может сквозь неё просачиваться. Для того чтобы овладеть более тонким и глубоким знанием, необходимо сначала овладеть более простыми знаниями, лежащими в его основе. Чтобы изучать высшую математику, необходимо владеть базовыми навыками алгебры и геометрии. И если у нас нет базового знания в какой-то области, то и нет и той ячейки, той полочки в сознании, благодаря которой можно было бы упорядочить, с целью понимания, более сложные знания в этой области. В этом случае мы не способны извлечь из получаемой информации полезный опыт, знания. Наше сознание игнорирует её важность, в тенденции формируя предвзятое или даже негативное к ней отношение.

В то же время, если наше мировосприятие искажено (система акцентов, рисунок взаимосвязей неверны), то мы охотно готовы поверить в то, что не соответствует действительности (но соответствует системе акцентов, рисунку взаимосвязей в сознании), в нашу сеть попадает то, что потенциально способно принести нам вред под влиянием заблуждений. Так, от процесса восприятия мира и его осмысления зависит степень приближения нашего рисунка к пониманию сути реальных событий действительности. Важно не только обладать богатым жизненным опытом, но и правильно его осмыслять. Соединить точки, символизирующие данные нашего опыта, можно совсем по-разному, а от этого зависят те фигуры, которые получаются на рисунке. Т.е. два человека, получившие абсолютно одинаковый опыт, могут осмыслить его по-разному (соединить между собой единицы опыта), а значит, их картина мира будет различной. Так, большое значение имеет специфика упорядочивания, осмысления нашего опыта, способность уловить действительные взаимосвязи мира, жизни. В этом нам часто мешают также эмоциональные ассоциации, во многом под влиянием которых мы осмысляем получаемую информацию.

Если к источнику, от которого получена информация или к самой этой информации у нас негативное отношение, либо мы находимся под влиянием негативного настроения, то такая информация воспринимается нами настороженно или даже скептически, в негативном ключе, с недоверием. И наоборот, когда у нас позитивное настроение или положительный настрой к источнику, то восприятие также не совсем адекватно, в речи, тексте выхватываются фразы, ассоциируемые для себя в позитивном ключе.

Другой важный момент, влияющий на наше восприятие – это наши ожидания. Они влияют на формирование понимаемого смысла, исходя из них, мы делаем предварительные наброски смысла, которые сказываются на последующем ходе нашего мышления. Нужно всегда учитывать собственную предвзятость, быть способным к самокритичному, вдумчивому анализу.

Мудрый человек – это как раз тот, кто умело избегает своей предвзятости, стремиться понять мир таким, какой он есть на самом деле, кто умело расставляет акценты в понимании, а значит, кто живёт смысловой реальностью, наиболее приближенной к действительным событиям жизни, мира, действительным его взаимосвязям. Благодаря чему он и обретает способность часто «выходить сухим из воды», избегать погружения в проблемы быта. Он почти всегда увидит ниточку взаимосвязей, уцепившись за которую, можно найти выход из любой самой сложной, запутанной и даже экстремальной ситуации, но чаще он не допустит самой такой ситуации, обойдёт её стороной.

Так, философия несёт в себе те знания, которые позволяют человеку не идти по жизни «вслепую», путём проб и ошибок, а быть дальновидным, избегать многих проблем. И в этом смысле она и является рациональным стержнем, фундаментом правильного мировоззрения. Философия – это всё то, что связывает нас с жизнью, т.е. даёт нам не иллюзорное, а истинное понимание происходящих событий, схватывает саму их суть, всю тонкость их причинно-следственных взаимосвязей. Философское знание, вбирая в себя понимание этих взаимосвязей, помогает нам ориентироваться в мире, правильно расставить акценты и приоритеты в жизни, принимать правильные решения, избегать лишних проблем, находить оптимальные пути для достижения своих целей.

Краткие итоги: Мировоззрение – это диалектическое единство мироощущения, мировосприятия и миропонимания, выражающееся в системе взглядов на мир. Индивид оценивает мир в первую очередь через призму возможности самореализации и самоутверждения себя как полноценной, многогранной личности, что во многом и формирует его представления о нормах, ценностях и идеалах. Будучи тесно сопряжены с возможностью самореализации и самоутверждения, наши идеалы определяют видение смысла собственной жизни и жизни всего общества. Наиболее ценны те общественные идеалы, что проверены временем, являются обобщением опыта многих поколений людей. В мировоззрении духовно развитой личности «должное» для себя совпадает с «должным» для общества. Убеждения закладывают в нас определённую предрасположенность к тому или иному восприятию и пониманию нашего опыта. Стремление к самоутверждению и самореализации порой деформирует, искажает наши оценки и суждения в эгоистичную сторону, а вместе с ними и наше видение иерархии ценностей. Наша вера чаще формируется на основе наших убеждений, специфики нашего опыта. Содержание мировоззрения определяет наше отношение к тем или иным людям, событиям и фактам действительности, той или иной информации.

Философия – это не только мудрость великих мыслителей прошлого и исследования в области научной философии, философия это ещё и образ мышления, мировоззрение современного образованного человека. Все мы пользуемся плодами развития философской мысли. Более тонкое, глубокое, мудрое отношение к жизни, как правило, облегчает человеку жизнь. Быть мудрым, прежде всего, означает понимать законы природы, истории, жизни, улавливать глубинные взаимосвязи в них и согласовывать собственную жизнь с этими законами. С этим тесно связана дальновидность. Интеллектуальные навыки и мудрость – это те качества, что взаимодополняют друг друга. Мы должны постоянно преодолевать самих себя, свою логику мышления, чтобы избегать стереотипов и предубеждений, чтобы становиться действительно умными, мудрыми людьми. Философ – это не профессия, а степень развития личности. Нужно учитывать, что тот мир, каким мы его видим, на самом деле не всегда таков, каким он нам кажется. Мы часто недооцениваем нашу склонность принимать желаемое и удобное за действительное. По мере накопления жизненного опыта, у человека формируются эмоционально-значимые акценты в понимании мира и жизни. Наше восприятие подобно рыболовной сети. Любой конфликт и представляет собой столкновение тех смысловых реальностей, которыми мы живём. Большое значение имеет специфика упорядочивания, осмысления нашего опыта, способность уловить действительные взаимосвязи мира, жизни. В этом нам часто мешают также эмоциональные ассоциации, во многом под влиянием которых мы осмысляем получаемую информацию. Философское знание, вбирая в себя понимание взаимосвязей действительности, помогает нам ориентироваться в мире, правильно расставить акценты и приоритеты в жизни, принимать правильные решения, избегать лишних проблем, находить оптимальные пути для достижения своих целей.

 

Список используемых источников:

Алексеев П.В., Панин А.В Философия: учебник. /П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2008. – 608 с.

Гриненко, Г.В. История философии / Г.В. Гриненко. – М.: Юрайт, 2008. – 688 с.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учебное пособие для студентов вузов. /В.Д. Губин. – М., 2005. – 288 с.

Спиркин А.Г. Философия/ А.Г. Спиркин М.: Гардарики, 2008. – 735 с.

Орлов В.В. Основы общей философии / В.В. Орлов. – Пермь, Изд. ПГУ. 2007. – 258 с.

 

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...