Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экспериментальные методики

Изучение психологических характеристик детей с отклонениями в развитии и личностных особенностей их родителей осуществляется путем использования специальных методик личностной диагностики: опросников и проективных методик. В этих же целях применяются некоторые клинико-психолого-диагностические методики. Применение стандартизированных методик требует использования следующих критериев:

жесткой регламентации процедуры, т. е. точного соблюдения инструкции, строго определенных способов предъявления стимульного материала, невмешательства психолога в деятельность испытуемого;
стандартизации единых требований к процедуре эксперимента и единых критериев оценки результатов;
надежности, точности психологических измерений, их согласованности при первичном и повторном применении теста на одних и тех же испытуемых;
валидности (комплексной пригодности методики для обследования той или иной характеристики объекта), т. е. соответствия методики измеряемому свойству.

Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов. Среди них выделяют: личностные опросники, опросники состояния и настроения, опросники-анкеты. При изучении проблем родителей и других членов семьи рекомендуется использовать личностные опросники.
Личностные опросники охватывают спектр проблем, которые характеризуют кардинальные черты личности — психические свойства индивида. Выявление психических свойств позволяет определить направленность личности, в рамках которой раскрываются особенности ее потребностей, мотивов и целей. К психическим свойствам относят также темперамент, характер и способности личности. Личностные опросники (Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов, 2000, с. 225) включают следующие виды:
опросники черт личности,
типологические опросники,
опросники мотивов,
опросники интересов,
опросники ценностей,
опросники установок.
Проективные методики — это методики, которые позволяют, опосредствованно моделируя некоторые жизненные ситуации и отношения, исследовать свойства личности, выступающие прямо или в виде различных установок, таких как «значащие переживания», «личностные смыслы» и др. Проективные методики (лат. projectio — выбрасывание вперед) основаны на феномене проекции, смысл которого выражается в приписывании внешним объектам (другим лицам, предметам) свойств, присущих самому индивиду.

Изучение эмоционально-личностной сферы ребенка, его отношения к родителям и социуму

Для изучения эмоционально-личностной сферы детей, их взаимоотношений с родителями и другими субъектами внешнего мира используются разнообразные проективные методики.

Методика «Фильм-тест» Р. Жиля

Методика Р. Жиля «Le Test-Film» в адаптированном варианте И. Н. Гильяшевой и Н. Д. Игнатьевой «Межличностные отношения ребенка» (1994) предназначена для исследования социальной приспособленности ребенка, особенностей межличностных отношений, некоторых поведенческих характеристик и черт личности. По данным авторов адаптированного варианта методики, она может быть использована для детей с нормальным психическим развитием в возрасте от 4—5 до 11—12 лет. Наш опыт свидетельствует о том, что эту методику можно использовать при изучении детей с задержкой психического развития с 6—7 лет, а при изучении детей с легкой степенью умственной отсталости — с 9 лет. Преимущество данной методики состоит в том, что она является визуально-вербальной проективной методикой. Слабовидящим детям стимульный материал по этой методике предъявляется в увеличенном масштабе.
В соответствии с инструкцией ребенку предлагается выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. С помощью ответов можно получить информацию об отношении ребенка к окружающим людям и выяснить характерные варианты его поведения в некоторых типичных ситуациях. Данная методика позволяет оценить следующие параметры личностной сферы ребенка:

особенности его взаимоотношений со значимым окружением (матерью, отцом, родителями, бабушкой, дедушкой и другими родственниками, братьями и сестрами, друзьями, учителем и воспитателем);
характерологические особенности ребенка (любознательность, лидерство, общительность, конфликтность, тревожность и отгороженность).

С помощью полученных данных выстраивается профиль доминирующих личностных тенденций в системе отношений ребенка с его ближайшим окружением и поведенческих характеристик. Полученные при подсчете количественные показатели соотносятся с числовыми значениями в процентах, которые затем для удобства анализа ранжируются по трем уровням сформированности отношений или личностных черт:
низкий уровень — 0—30%;
средний уровень — 30—60%;
высокий уровень — 60—100%.

Рисуночные тесты

В качестве психодиагностических методик используются следующие рисуночные тесты: «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Дом, дерево, человек». Эти методики применяются при обследовании детей в возрасте от 4—5 лет (А. Л. Венгер, 2002). В отдельных случаях перечень методик дополняется «Кинетическим рисунком семьи».
Рисунки детей по своему содержанию многозначны. Особенно это проявляется в плане изучения внутрисемейного климата и характера межличностных отношений. Особенностью рисуночных тестов является то, что ребенку не нужно вербализовывать характеристики этих отношений, а достаточно их изобразить. Другим важным преимуществом рисуночных тестов является то, что в любом детском рисунке может быть отражено содержание межличностного и внутрисемейного конфликта. При этом ребенок может быть лишен художественного таланта или у него может страдать качество графического изображения. Во всех случаях рисунок ребенка отражает взгляд маленького человека на взрослый мир.
Исследование межличностных контактов ребенка в семье с помощью методики «Рисунок семьи» осуществляется следующим образом. Вначале психолог проводит беседу с ребенком о его семье, выясняя ее состав. Затем перед ребенком кладут чистый лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать свою семью. На вопросы ребенка о том, кого рисовать, психолог отвечает: «Рисуй тех, о ком сейчас рассказывал». После завершения рисования психолог продолжает беседу с ребенком и просит рассказать о тех, кого он изобразил на листе бумаги. При этом вопросы типа: «Это мама? А это папа?» — должны быть исключены. Задается лишь вопрос: «Кто это? А это кто?» В протоколе обязательно отмечается последовательность изображения ребенком членов семьи.
С целью интерпретации детских рисунков мы рекомендуем пользоваться тестовыми показателями, разработанными А. Л. Венгером (2002, с. 142—153).

Методика «Два дома» (И. Вандвик и П. Экбланд)

Эта методика используется для изучения общения ребенка с членами своей семьи (Т. Д. Марцинковская, 1997). С помощью этой методики определяются особенности взаимоотношений близких людей с ребенком и устанавливается его оценка, данная этим отношениям. В качестве иллюстративного материала методики используется предварительно подготовленный рисунок. Вверху альбомного листа помещается многоэтажный дом, нарисованный простым карандашом. Внизу располагаются два других дома: один в виде коттеджа, большой и красивый, выполненный в красном цвете, а другой — поменьше, обычный, нарисованный простым карандашом.
Вначале психолог беседует с ребенком о его семье и выясняет ее состав. Затем психолог показывает ребенку рисунок и просит переселить членов своей семьи из многоэтажного дома в новые дома, расположенные в нижней части листа. Ребенку сообщают, что в большом красном доме поселится он сам. В свой дом он может взять с собой тех близких, кого захочет. Всех остальных можно поселить в домике, который расположен рядом. В конце беседы психолог задает ребенку вопрос: «Кого из членов семьи ты возьмешь в свой новый дом, а кого поселишь рядом?»
При оценке результатов в первую очередь обращается внимание на то, всех ли членов семьи ребенок разместил в своем доме. Если он кого-то «забыл» или переселил в маленький домик, то это свидетельствует о неоднозначном или негативном отношении ребенка к этому члену семьи. При этом также оценивается быстрота ответа. Чем больше ребенок думает, тем менее достоверным расценивается его ответ. Если в семье доминируют гармоничные отношения и ребенок чувствует любовь близких, то в этом случае он располагает в своем домике всех близких.

Методика «Лесенка для детей» (B. B.Ткачева)

Методика «Лесенка...» используется при изучении самооценки детей (Т. Д. Марцинковская, 1997). Содержание методики было адаптировано нами для исследования проблем семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. В результате модификации методики стало возможным ее использование в психодиагностической работе как с родителями («Лесенка для родителей»), так и с детьми («Лесенка для детей»).
Вариант методики «Лесенка для детей» используется с целью определения оценки ребенком его взаимоотношений с близкими в семье и другими значимыми лицами. Первый вопрос, на который отвечает ребенок («С кем тебе чаще приходится общаться?»), определяет степень его близости с окружающими людьми. Второй вопрос («Кто лучше к тебе относится? Кто больше тебя ценит?») оценивает характер и качество этих отношений. Ребенок сам устанавливает иерархию связей и определяет глубину чувств, которые, по его мнению, испытывают к нему значимые близкие.
Вначале, беседуя с ребенком, у него выясняют состав его семьи, определяют друзей и любимых учителей. Затем перед ребенком кладут бланк, на котором изображена первая лесенка. Ребенку объясняют, что на верхней ступеньке лесенки находится он сам. Затем ребенка просят расположить на лесенке членов его семьи и близких людей. После ответа на первый вопрос ребенку предлагают второй бланк. Теперь ему нужно оценить чувства близких людей, которые они испытывают к нему.

CAT (Children’s Apperception Test) — Детский апперцептивный тест

В отдельных случаях, с целью дополнения информации об испытуемых, используется методика CAT (Детский апперцептивный тест), предложенная Л. Беллаком для обследования детей в возрасте от трех до десяти лет (Тесты детской апперцепции, 2000). С помощью этой методики оценивается уровень тревожности детей и особенности их взаимоотношений со значимым социальным окружением. Ребенку предлагается посмотреть на картинки и рассказать о том, что там происходит.
В качестве стимульного материала используются следующие стандартные рисунки из методики САТ: лев и мышонок, зайчик в кроватке, собака со щенком, медведи перетягивают канат, кенгуренок со сломанной ногой, беременная кошка, медведица качает медвежонка, обезьянки в классе.

Анкета «Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития» (B. B. Ткачева)

С целью изучения эмоционально-личностных и коммуникативно-поведенческих особенностей детей-инвалидов (детей с умственной отсталостью в тяжелой степени, детей с выраженными нарушениями двигательной сферы, аутичных детей) нами была разработана и апробирована анкета «Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития».
Анкета позволяет раскрыть особенности контакта между детьми с тяжелыми отклонениями в развитии и значимыми для них взрослыми, а также дает возможность определить перспективы развития ребенка по ряду параметров.
Особенности личности и эмоциональных контактов детей изучаются с помощью 9 шкал. Оценка результатов осуществляется простым подсчетом баллов. При выраженном снижении интеллекта, низком уровне общения или тяжелых двигательных расстройствах квалификация результатов деятельности ребенка осуществляется исходя из доступных его психофизическим возможностям заданий. Анкета заполняется специалистом (педагогом, психологом) и является его эмпирической оценкой особенностей развития эмоционально-личностной сферы ребенка.

Изучение личностных особенностей родителей

С целью определения характера реакций родителей на сложившуюся психогенную ситуацию (рождение в семье ребенка с недостатками в развитии) используются методики, направленные на изучение их психических свойств.
В связи с этим задачи этого вида диагностической деятельности включают:

исследование личностных особенностей родителей детей с отклонениями в развитии и определение психологического типа (авторитарный, невротичный, психосоматичный психологические типы);
оценку интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных свойств, характеристик адаптационных механизмов, способности переносить длительный стресс;
определение уровня тревожности, типа реакции на стресс, а также уровня предрасположенности к неврозу, психопатии;
анализ внутрисемейных отношений и определение уровня интегрированности семей данной категории;
установление типа родительско-детских отношений, детско-родительских отношений и причин их нарушений;
определение модели семейного воспитания;
изучение динамики детско-родительских и родительско-детских отношений под воздействием коррекции.

Для реализации поставленных задач могут быть использованы следующие методики.

С М О Л (С М И Л) — M M P I

Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМОЛ (СМИЛ) является модифицированным вариантом теста MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory). Он был разработан в 1942—1949 гг. американскими учеными Дж. Маккинли и С. Хатэуем с целью профессионального отбора летчиков. В своей основе данная методика имеет статистически достоверную математическую базу.
Методика СМИЛ — русскоязычный вариант MMPI — получила широкое распространение в нашей стране (Ф. Б. Березин, 1976; Л. Н. Собчик, 1990).
СМОЛ (Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности) является русскоязычным адаптированным и стандартизированным вариантом методики Mini-Mult. Эта методика представляет собой сокращенную форму MMPI и содержит 71 утверждение. СМОЛ является объективным психодиагностическим инструментом, обеспечивающим многофакторную оценку психических состояний, особенностей личности, социально-психологических и других характеристик обследуемых лиц.
Профиль СМОЛ (СМИЛ) — MMPI представляет собой графическое изображение количественных показателей базисных шкал, каждая из которых определяет степень выраженности той или иной личностной тенденции. Для осуществления оценки показателей базисных шкал вводятся три оценочных шкалы (шкала «лжи» — L; шкала «достоверности» — F; шкала «коррекции» — К). Обследование методикой СМОЛ (СМИЛ) — MMPI осуществляется с помощью автоматизированной системы психологической диагностики «СМОЛ-Эксперт».

Методика «16 — ФЛО — 105 — С» (16-факторный личностный опросник, 105 вопросов, форма «С») Р. Б. Кеттелла

Методика представляет собой один из вариантов опросника Р. Б. Кеттелла, предназначенного для измерения 16 личностных факторов (А. Н. Капустина, 2001). Данная методика позволяет получить многогранную информацию об индивидуальных особенностях личности. Черты личности, которые исследуются с помощью этой методики, Р. Б. Кеттелл называл конституциональными факторами. Факторы обозначаются соответствующими латинскими буквами. Максимальные отклонения в личностных характеристиках определяются высокими или низкими оценками, получаемыми по факторам.
Количественный и качественный анализ базисных факторов методики позволяет объединить их в три блока. Первый блок характеризует интеллектуальные особенности личности. Это факторы В, М, Q1. Второй блок характеризует эмоционально-волевые особенности личности. К нему относятся факторы С, G, I, О, Q3, Q4. Третий блок раскрывает коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия. Это направление оценивается факторами А, Н, F, E, Q2, N, L.

Методика аутоидентификации акцентуаций характера по словесным характерологическим портретам (13 СХП)

Методика Э. Г. Эйдемиллера «Аутоидентификация акцентуаций характера...» (13 СХП) используется для определения испытуемыми своих характерологических особенностей (акцентуаций характера). Аутоидентификация осуществляется с помощью набора словесных описаний-портретов тринадцати характерологических типов (Г. С. Абрамова, 1995; Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, 1999). Портреты составлены Э. Г. Эйдемиллером на основании классических клинических описаний различных личностных типов известными авторитетами в области психиатрии и медицинской психологии (П. Б. Ганнушкиным, Э. Крепелином, К. Леонгард, К. Шнейдером, К. Юнгом). Словесные портреты характерологических типов зашифрованы следующими буквенными обозначениями:
А — меланхолический, Б — гипертимный, В — циклоидный, Г — эмоционально-лабильный, Д — неврастенический, Е — сензитивный, Ж — психастенический, З — шизоидный, И — паранойяльный, К — эпилептоидный, Л — истерический, М — неустойчивый, Н — конформный.
Результаты аутоидентификации обязательно сопоставляются с данными других экспериментальных методик.

Анкета «Психологический тип родителя» (В. В. Ткачева)

В анкете содержатся утверждения, которые позволяют дифференцировать свойства личности родителей. Анкета «Психологический тип родителя» дает возможность быстро определить психологический тип родителя путем простого подсчета баллов.

Клинико-психологические методы

С целью углубления и расширения полученных данных о личностных особенностях родителей в исследовании также используются:

  • методика определения уровня невротизации и психопатизации (УНП);
  • тест М. Люшера.

Основная цель применения клинико-психолого-диагностических методов — определение лиц, предрасположенных к нервно-психическим расстройствам, т. е. лиц группы риска.

Методика определения уровня невротизации и психопатизации (УНП)

Данная методика разработана в 1974 г. сотрудниками отдела медицинской психологии Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева.
Методика определения уровня невротизации и психопатизации (УНП) является надежным и валидным инструментом, предназначенным для первичной диагностики пограничных форм невроза и психопатии. Она служит для выявления на предварительном (доврачебном) этапе лиц группы риска, предрасположенных к той или иной форме нервно-психической патологии.

Тест М. Люшера

Цветовой тест М. Люшера (Лучшие психологические тесты, 1992), относящийся также к клинико-психолого-диагностическим методикам, предназначен для изучения эмоциональных характеристик отношений человека к значимым для него людям и определяет как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень этих отношений. Тест М. Люшера базируется на предположении о том, что характеристики невербальных компонентов отношения человека к самому себе и к значимым лицам отражаются на цветовых ассоциациях. В связи с этим цветовой выбор испытуемого позволяет выявить достаточно глубокие частично неосознаваемые компоненты отношений, минуя при этом искажающие, защитные механизмы вербальной системы сознания.
Наиболее популярным и часто используемым является Краткий тест М. Люшера, состоящий из четырех основных (красного, синего, зеленого и желтого) и четырех дополнительных цветов (фиолетового, коричневого, серого и черного).
Краткий тест М. Люшера является вспомогательным орудием диагностики стресса, так как с помощью показателей тревоги (А) и возможности ее компенсировать (С) определяется наличие стресса. Таким образом, тест М. Люшера служит инструментом для определения проявлений стресса на самых ранних стадиях его развития.

Изучение внутрисемейных отношений и воспитательских позиций родителей
Тест «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер)

«Семейная социограмма» — проективный рисуночный тест (Э. Г. Эйдемиллер, 1996). Эта методика позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и определить структуру и характер коммуникации в семье. Родителям предъявляется бланк с нарисованным в нем кругом диаметром 110 мм. Затем вводится инструкция с просьбой нарисовать себя и членов своей семьи в виде кружков. В качестве критериев, по которым производится оценка результатов, используются следующие:

число членов семьи, попавших в площадь круга;
величина кружков;
расположение кружков относительно друг друга;
дистанция между ними.

Оценивая результат по первому параметру, психолог сопоставляет число кружков, изображенных испытуемым, с реальным количеством членов семьи. Те члены семьи, которые находятся в конфликтных отношениях с испытуемым, могут быть вынесены им из круга. Величина кружков в соответствии с мнением испытуемого указывает на значимость членов семьи. Расположение кружков относительно друг друга и расстояние между ними указывают на характер отношений между членами семьи.

Социограмма «Моя семья» (В. В. Ткачева)

Эта методика является адаптированным нами вариантом теста «Семейная социограмма» Э. Г. Эйдемиллера. Мы модифицировали эту методику в соответствии с задачами исследования семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии (см. Приложение 3). В новом варианте эта методика включает изучение трех этапов жизни семьи: до рождения ребенка с отклонениями в развитии, сразу после его рождения и в настоящий момент. Такой подход позволяет определить характер динамики в развитии каждой конкретной семьи (позитивный или негативный).
В связи с этим испытуемый заполняет три бланка: «Моя семья до рождения проблемного ребенка», «Моя семья после рождения проблемного ребенка», «Моя семья в настоящее время».
Изучение воспитательских позиций родителей осуществляется с помощью стандартизированных методик и разработанной нами анкеты.

Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер)

Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений», или АСВ (Э. Г. Эйдемиллер, 1996; Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская, 2003), в двух вариантах — детском и подростковом — предназначен для изучения стиля семейного воспитания и определения причин его нарушений.
Эта методика позволяет раскрыть способы, которыми пользуются родители при воспитании ребенка, а также определить модель воспитания. В том случае если эта модель способствует возникновению или развитию патологических изменений личности ребенка, методика дает возможность определить причины, вызывающие данный тип воспитания. Таким образом, с помощью данной методики можно найти ответ на вопрос, почему родители воспитывают ребенка именно таким образом.

Тест-опросник родительского отношения — ОРО (А. Я. Варга, В. В. Столин)

Эта методика ориентирована на изучение родительской позиции матери или отца к своему ребенку. Методика включает пять шкал: «Принятие — отвержение», «Кооперация», «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник» (В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова, 2004). Оценочные характеристики каждой из шкал могут быть соотнесены с параметрами, выделяемыми в методиках АСВ и PARI.

Методика PARI (Е. С. Шефер и Р. К. Белл)

Методика PARI (Parental Attitude Research Instrument, Исследовательский инструмент родительских позиций и отношений) предназначена для изучения наиболее общих особенностей и принципов родительского воспитания, а также и внутрисемейных отношений (Лучшие психологические тесты, 1992). Авторы методики — американские психологи E. C. Шефер и Р. К. Белл.
Методика включает 115 утверждений, касающихся воспитания детей и семейной жизни. Все утверждения соответствующим образом ранжированы в 23 шкалы, каждая из которых содержит 5 вопросов. Методика позволяет оценить:

Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье      

 

Глава 5. Организация и содержание психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии Адекватная интеграция семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, в социум, обеспечение их социального статуса и расширение их возможностей требуют осуществления ряда специальных мер. Предпринимаемые меры должны быть направлены как на оптимизацию личностного развития членов семьи, так и на гармонизацию внутрисемейных и внесемейных межличностных контактов. В качестве субъектов личностной психологической коррекции выступают:
ребенок с отклонениями в развитии;
его родители или лица, их замещающие;
другие члены семьи.

Предметом психологической коррекции в межличностных взаимодействиях являются отношения между:

матерью и ребенком с отклонениями в развитии;
отцом и ребенком с отклонениями в развитии;
матерью и отцом ребенка с отклонениями в развитии;
матерью и родственниками отца ребенка с отклонениями в развитии;
матерью ребенка с отклонениями в развитии и ее родственниками;
ребенком с отклонениями в развитии и его здоровыми братьями и сестрами.

Система коррекционной помощи конкретной семье выстраивается на основе выявленной в процессе комплексного обследования специфики личностных и межличностных нарушений. Методика психологической помощи семьям, воспитывающим детей с недостатками в развитии, создавалась нами в рамках интегративного подхода, включающего использование психокоррекционных техник различных направлений. В соответствии с качественно-количественными характеристиками субъектов психокоррекционного воздействия в методике выделяются следующие направления работы:

  • коррекция эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с отклонениями в развитии;
  • коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей.

Последнее направление представлено, в свою очередь, двумя блоками: психолого-педагогической коррекцией и психокоррекцией (индивидуальной и групповой).

Коррекция эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с отклонениями в развитии

Коррекция эмоционально-волевых, коммуникативно-поведенческих и личностных проблем у детей с отклонениями в развитии осуществляется с учетом уровня их интеллектуальных возможностей и выраженности нарушений в психической сфере (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина, 2000).
Основными целями психокоррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, в рамках психологической помощи семьям являются:

  • формирование эмоционально-теплых отношений детей к их родителям и другим близким лицам;
  • развитие у детей адекватной установки на доброжелательное восприятие окружающего социального мира;
  • формирование нравственных установок и адекватных поведенческих навыков.

Поставленные цели требуют решения перечисленных ниже задач:

коррекция аффективной сферы детей, формирование положительных эмоциональных реакций и установок;
формирование навыков регуляции эмоционального состояния;
формирование коммуникативных навыков социально-адаптивного взаимодействия детей с близкими и родственниками, социализация ребенка;
развитие творческих форм сотрудничества детей с их родителями, другими членами семьи, включая сверстников;
снижение психоэмоционального дискомфорта, проявляющегося в тревожности и неуверенности, различных формах страхов;
коррекция скрытых и явных форм негативизма и агрессивного поведения, дезадаптивных состояний;
формирование самоконтроля и адекватного поведения как с близкими, так и с чужими людьми;
повышение самооценки и критичного отношения к себе и другим;
преодоление внутренних конфликтов и переживаний.

Коррекция эмоционально-волевой, поведенческой, личностной и межличностной сфер ребенка с отклонениями в развитии имеет несколько направлений (Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова, 2004).
Исправление эмоционально-личностных нарушений и поведенческих девиаций у детей с отклонениями в развитии осуществляется с помощью известных приемов арттерапии, игро- и сказкотерапии в индивидуальной и групповой формах (Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская, 2001).
Оптимизация детско-родительских и родительско-детских взаимоотношений проводится под руководством психолога в процессе совместных занятий и тренинговых игр (В. В. Ткачева, 1999, 2000).
Формой реализации психокоррекционных целей являются индивидуальные и групповые занятия. С детьми, имеющими выраженные и тяжелые нарушения, занятия проводятся только в индивидуальной форме. В случае необходимости занятия с такими детьми могут проводиться в присутствии учителя, воспитателя или кого-либо из близких лиц. Занятия с детьми, проводимые в присутствии родителей, используются и для формирования адекватных взаимоотношений между ребенком и родителем.
Длительность занятий зависит от возраста и выраженности нарушений ребенка. Она варьируется от 15 до 35 минут. Частота занятий — один-два раза в неделю. Индивидуальные и групповые занятия имеют следующую структуру:
установочный этап;
коррекционный этап;
релаксационный этап;
завершающий этап.

1. Установочный этап

На этом этапе дети знакомятся с темой занятия, у них формируется положительная установка на проведение занятия, активизируется внимание. Психолог проверяет выполнение детьми домашнего задания, расспрашивает об их эмоциональном состоянии. С помощью специальных упражнений психолог формирует у детей эмоционально-доверительный контакт со сверстниками (упражнения «Здравствуй, я хороший», «Пожмем друг другу ручки» и др.).

2. Коррекционный этап

Задачи этого этапа включают преодоление основных проблем, существующих в эмоционально-волевой, поведенческой, личностной и коммуникативной сферах детей. На этом этапе решаются проблемы реконструкции эмоциональных состояний детей (тревожности, отгороженности, агрессии), формирования позитивного эмоционального настроения (как индивидуально у каждого ребенка, так и в группе), расширения сферы социального взаимодействия детей и формирования навыков адекватного межличностного сотрудничества (с родителями, другими взрослыми, сверстниками).
Детям предлагаются задания на формирование дружеских контактов в группе, умение взаимодействовать в игре, участие в исполнении ролей в играх, специально подготовленных для этих целей.

3. Релаксационный этап

На этапе релаксации у детей формируются навыки расслабления и саморегуляции. Проводится психомышечная тренировка. У детей и их родителей в процессе частичного использования метода холдинг-терапии формируются навыки тактильно-телесного контакта.

4. Завершающий этап

На этом этапе подводятся итоги занятия. Работа всех детей оценивается положительно. У детей формируется желание и интерес к продолжению психокоррекционных занятий.
Занятия не проводятся с детьми, у которых имеются какие-либо противопоказания. Противопоказаниями к проведению психокоррекционных занятий являются тяжелые прогредиентные психические заболевания (острое течение заболевания при эписиндроме, ранней детской шизофрении, глубокая степень умственной отсталости). В некоторых случаях возможна организация занятий с отдельными детьми, страдающими тяжелыми психофизическими недостатками, но только в индивидуальной форме.
Содержаниепсихокоррекционной работы на каждом этапе определяется психофизическими возможностями детей, их возрастом, степенью выраженности эмоционально-личностных нарушений (К. Фопель, 1998; М. И. Чистякова, 1995).
В качестве психокоррекционных подходов используются суггестивные, рациональные, психоаналитические, поведенческие, личностно ориентированные, семейные и другие психотехники. Широко применяется опыт как зарубежной, так и отечественной психотерапевтической школы в работе с детьми:
методы игровой психокоррекции;
методы арттерапии и музыкотерапии;
методы библиотерапии;
методы гештальттерапии и телесно-ориентированной терапии;
проективные методы.

 

Коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей

 

Психолого-педагогическая коррекция

Коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей в соответствии с разработанной нами методикой (В. В. Ткачева, 1999) может осуществляться в двух направлениях: психолого-педагогическом и психокоррекционном.
Первое направление ставит своей целью перecmpуктурирование иерархии жизненных ценностей матери ребенка-инвалида. Оно направлено на оптимизацию ее самосознания и позволяет сформировать адекватные способы взаимодействия с ребенком, имеющим проблемы в развитии. Этот пр

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...