БЖД в условиях производства (Охрана труда)
Министерство образования и науки Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный горный институт Имени Г.В. Плеханова (технический университет)
Кафедра безопасности производств и разрушения горных пород
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Методические указания по дипломному проектированию для студентов специальности 280202
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ УДК 331.82 (075.83)
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Методические указания по дипломному проектированию /Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет). Сост. В.Б. Соловьев, А.Н. Никулин. СПб, 2010. 11 c.
Приведены общие требования, предъявляемые к дипломным проектам по вопросам безопасности жизнедеятельности, определено содержание раздела «Безопасность жизнедеятельности». Определены требования по формированию раздела «Безопасность жизнедеятельности при чрезвычайных ситуациях». Методические указания предназначены для студентов специальности 280202 “Инженерная защита окружающей среды”.
Библиогр.: 11 назв.
Научный редактор: проф., докт. техн. наук Г.И. Коршунов
ã Санкт-Петербургский государственный горный институт имени Г.В. Плеханова, 2010 г.
ВВЕДЕНИЕ
«… В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей…» (Статья 7, Конституция РФ). Одной из важнейших задач инженерной деятельности является защита здоровья людей и обеспечение безопасных условий труда. Любое производство, технологический процесс или объект, в первую очередь, должны быть безопасными и безвредными для человека. Поэтому требования безопасности необходимо соблюдать на всех стадиях создания и функционирования любых объектов и процессов: при научных исследованиях, технико-экономическом обосновании, конструировании, проектировании, строительстве и в процессе эксплуатации.
Возможность обеспечения безопасных условий труда на производстве в огромной мере зависит от того, насколько правильно и полно учтены требования безопасности в проекте производственного объекта. Поэтому в дипломных проектах студентов предусмотрена обязательная разработка вопросов безопасности. Эти вопросы должны получить отражение в каждом разделе дипломного проекта, в его специальной части и обобщены и сконцентрированы в разделе «Безопасность жизнедеятельности».
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ Настоящие методические указания выдаются студентам перед отъездом на преддипломную практику и служат руководством при изучении и сборе материалов по вопросам безопасности. После утверждения темы специальной части дипломного проекта студенту следует явиться к преподавателю-консультанту для уточнения перечня вопросов по безопасности жизнедеятельности, а в процессе работы над проектом приходить на консультации. Раздел «Безопасность жизнедеятельности» по объёму текстовой части не должен превышать 12-15 страниц. Материал в нем должен быть изложен грамотно, сжато и лаконично. С наибольшей полнотой следует осветить вопросы безопасности, связанные со специальной частью проекта. Нельзя заполнять раздел общими рассуждениями, пересказом правил безопасности. Нужно указать те конкретные меры и средства обеспечения безопасности, которые приняты автором в проекте. Если какие-либо из этих мер и средств достаточно полно изложены в других разделах проекта, то в разделе «Безопасность жизнедеятельности» следует сослаться на них, указав страницы пояснительной записки. Не следует приводить инструкции по безопасным приемам работы, кроме тех случаев, когда студент предлагает новый технологический процесс, новый способ его выполнения или оригинальное оборудование.
Текст раздела следует проиллюстрировать графически либо вставить ссылки на рисунки из спец части. Например, на чертежах корпусов фабрики схематично показать устройства промышленной вентиляции, системы газо- и пылеочистки, противошумовой защиты, световые проемы и т.п. На генеральном плане показать «розу ветров», санитарно-защитные зоны, противопожарные разрывы и проезды, водоемы, гидранты. В тексте раздела можно помещать схемы, рисунки, эскизы, иллюстрирующие решения по безопасности. В библиографическом списке следует указать литературу по безопасности труда, а в тексте дать ссылки на нее. Пояснительную записку дипломного проекта с разделом по безопасности следует своевременно представить преподавателю-консультанту для проверки. Титульный лист пояснительной записки дипломного проекта должен быть подписан преподавателем консультантом кафедры БП и РГП не позднее, чем пять дней до защиты. Без его подписи дипломный проект к защите не допускается. При подготовке к защите, в докладе необходимо предусмотреть время для краткого освещения содержания раздела “Безопасность жизнедеятельности”.
СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ “БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ” Каждое техническое и организационное решение, принимаемое студентом при проектировании, должно обеспечивать безопасные условия труда. Поэтому, приступая к выполнению каждого раздела, следует выявить и учесть все потенциально опасные и вредные факторы, действию которых могут подвергнуться люди на проектируемом объекте, и принять такие решения, которые исключают или сводят к минимуму действие этих факторов. Этот раздел рекомендуется представлять в виде двух подразделов: - БЖД в условиях производства (охрана труда); - БЖД при чрезвычайных ситуациях.
БЖД в условиях производства (Охрана труда)
В этом подразделе необходимо определить все опасности, связанные с окружающей средой и проектируемыми работами, выделить основные опасные и вредные производственные факторы, указать, к каким нежелательным последствиям они могут привести (аварии, несчастные случаи, профессиональные заболевания и т.д.).
При построении подраздела необходимо придерживаться следующего схематического порядка изложения материала: 1. Характеристика местности и климата. Необходимо описать местность, где проводятся проектируемые работы (лесотундровая, таежная, лесная, болотистая, высокогорная, пустынная и т.д.) и связанные с ними опасности, их последствия. Наличие на участке работ рек (их глубина, ширина, скорость течения), озер, карстов, пещер, трясин, "окон" в болотах и т.д. Трудность ориентирования на местности, продолжительность дня и ночи в планируемый период работы и связанная с этим необходимость в искусственном освещении. Возможность встречи с хищными зверями, ядовитыми пресмыкающимися и насекомыми, возможные эпидемические заболевания (клещевой энцефалит, малярия, сибирская язва и т.п.). Также необходимо охарактеризовать климат местности (максимальная и минимальная температура воздуха в планируемый период работы, максимальная скорость и господствующие направления ветра, туманы, грозы, ураганы) и связанные с ними опасности и нежелательные последствия. В случае наличия экстремальных температурных условий (-60°С, +50°С) указать соответствующий временной промежуток периода года. 2. Анализ опасных и вредных факторов производства. Перечень и краткая характеристика всех потенциально опасных и вредных факторов, которые могут действовать на работающих. Источники и причины появления этих факторов: состав и свойства исходного сырья, продуктов и отходов переработки, применяемых материалов и реагентов, принятые технологические процессы и оборудование, энергетические установки, транспортные средства, климатические условия и т.п. Характеризуя вредные факторы, нужно указать источники выделения газов и состав этих газов; состав и источники пыли; климатические особенности района, микроклиматические параметры на рабочих местах, источники тепло- и влаговыделений; источники шума и вибраций; наличие электрических и магнитных полей, радиоактивных излучений и т.п.
В составе возможных опасных факторов следует учесть наличие перепадов высоты, определяющих возможность падения людей и предметов на них; опасные элементы оборудования (движущиеся, колющие, режущие, токоведущие и т.п.); движущиеся объекты (транспортные средства, сырье и материалы, перемещаемые грузы); нагретые объекты (части оборудования, трубопроводы, растворы и др.); степень опасности поражения электрическим током и т.п. 3. Статистика травматизма и профессиональных заболеваний. Указать динамику производственного травматизма и профессиональных заболеваний в организации за последние 3-5 лет. Следует также дать сведения об основных причинах несчастных случаев и профессиональных заболеваний, указать коэффициенты частоты и тяжести травматизма и оценить эффективность мер охраны труда, применяемых на действующем аналоге проектируемого предприятия, где студент проходил преддипломную практику, описать организацию обучения работающих безопасности труда, профотбора и внести свои предложения по их улучшению. 4. Производственная санитария. Принятые в проекте конкретные организационные меры и технические средства, предотвращающие или уменьшающие действие на работающих вредных производственных факторов, выявленных при анализе условий труда. По каждому из выявленных вредных факторов нужно предусмотреть меры, позволяющие вывести людей из производственной среды или опасных зон; исключающие вредные факторы; не допускающие их появления в рабочей зоне; удаляющие вредные факторы из рабочих зон или снижающие их концентрацию; предупреждающие случайные попадания людей в опасные зоны, а также средства коллективной и индивидуальной защиты работающих, средства контроля за уровнем вредных факторов и оповещения об опасных их уровнях. Следует указать, какие меры и средства будут обеспечивать качественное освещение рабочих мест и проходов, санитарно-бытовое и медико-профилактическое обслуживание работающих. 5. Техника безопасности. Конкретные организационные меры и технические средства, обеспечивающие безопасность обслуживания производственных процессов и оборудования и предотвращающие действие на работающих опасных производственных факторов, выявленных при анализе условий труда. В составе этих мер и средств нужно обосновать применение безопасных средств труда; рациональное размещение оборудования и площадок для его обслуживания; безопасные размеры проходов и проездов; достаточное освещение рабочих мест и проходов, содержание их в чистоте и порядке; соответствующую окраску и ограждение опасных элементов оборудования, ограждение опасных зон, перепадов высоты, лестниц; использование знаков безопасности, сигнализирующих устройств. Необходимо также предусмотреть автоматическое и дистанционное управление оборудованием, применение средств коллективной (защитных, блокирующих, предохранительных устройств, защитных отключений) и индивидуальной защиты работающих. Необходима также оценка проектируемых объектов по степени опасности поражения электрическим током и описание мер предупреждения и защиты от такого поражения (привести значения сопротивления, заземления, изоляции, статического электричества). Необходимо установить виды напряжения в условиях особоопасного производства (повышенная влажность, запыленность, наличие паров легковоспламеняющихся жидкостей).
Выявить 3-4 опасных производственных фактора, по которым привести значения предельно-допустимых концентраций (уровней) и фактических, а также указать химический состав и характер воздействия на организм человека в рабочей зоне. 6. Расчет вредного производственного фактора. На основе анализа вредных производственных факторов, выбирается тот, воздействие которого на состояние здоровья рабочих имеет наибольшее влияние. Методика расчета и выбор мероприятий по снижению воздействия вредного фактора определяется совместно с преподавателем-консультантом. 7. Пожарная безопасность. Характеристика горючести и взрывоопасности исходного сырья, продуктов, отходов переработки, применяемых материалов. Категория взрыво- и пожароопасности объектов проектируемой фабрики, их этажность и степень огнестойкости. Схема размещения этих объектов с учетом «розы ветров», размеры противопожарных разрывов, источники водоснабжения, пожарные водоемы, устройство водопровода для наружного тушения пожаров, проездов для пожарных машин, размещение гидрантов. Для цеха (корпуса, отделения), с которым связана специальная часть проекта, необходимо дать перечень первичных средств пожаротушения, схему внутреннего водопровода, размещения кранов с рукавами и стволами, указать напор и расход воды, размещение эвакуационных выходов и наружных лестниц, а также описать организацию пожарной охраны, системы оповещения, сигнализации и связи, действия работающих при возникновении пожара.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|