Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы исторического и методологического рассмотрения: особенности методологии технических наук и методологии проектирования.




В технических науках развиты особые теоретические принципы, построенные специфически идеальные объекты, введены новые научные законы, разработан оригинальный математический понятийный аппарат. Технические науки удовлетворяют сегодня всем основным критериям выделения научной дисциплины. В то же время следует помнить, что технические науки достаточно четко ориентированы решение инженерных задач и имеют вполне определенную специфику. Конечно, в них должны основываться теоремы и строиться теоретические системы. Однако, наряду с этим, важное место занимают описания расчетов и приборов и различные методические рекомендации. Главная цель технических наук – выработка практико-методологических рекомендаций по применению научных знаний полученных теоретическим путем в инженерной практике. Специфика технической науки определяется необходимостью использования ее результатов не столько для объяснений естественных процессов, сколько для конструирования технических систем. С появлением и развитием технических наук применялась и сама инженерная деятельность. В ней постепенно выделялись новые направления, тесно связанные с научной деятельностью (но не сводимые с ней), с проработкой общей идеи, замысла создаваемой системы, изделии и сооружения, устройство и прежде всего проектирования.

Проектирование как особый вид инженерной деятельности формируется в начале 20 столетия и связанно первоначально с деятельностью чертёжников, необходимостью особого «точного» графического изображения замысла инженеров для его передачи исполнителям на производстве. Однако постепенно деятельность связывается с научно-техническими расчетами на чертеже основных параметров будущей технической системы, и её предварительным исследованиям. В инженерном проектировании следует различать «внутреннее» и «внешнее» проектирование. Первое связано с создание рабочих чертежей (технического и рабочего проектов), которые служат основными документами для изготовления технической системы на производстве; Второе – направлено на проработку общей идеи системы, её исследования с помощью теоретических средств, разработанных в соответствующей технической науке. Для проектировочной деятельности исходным является социальный заказ, т.е. потребность в создании определённых объектов. Продукт проектировочной деятельности выражается в особой знаковой форме – в виде текстов, чертежей, графиков, расчетов, моделей в памяти ЭВМ и т.д. Выделение проектирования в сфере инженерной деятельности и его обособления в самостоятельную область деятельности во второй половин 20 века привело к кризису традиционного инженерного мышления, ориентированного на приложение знаний лишь естественных и технических наук и созданию относительно простых технических систем. Результатом этого кризиса было формирование системотехнической деятельности, направленной на создание сложных технических систем. Системо-техническая деятельность распадается на следующие 6 фаз: подготовка технического задания (аванпроекта) – предпроектная стадия, разработка эскизного проекта, изготовление и внедрение, эксплуатация и оценка. На каждой фазе системотехнической деятельности выполняется одна и та же последовательность обобщённых операций:

- анализ проблемной ситуации;

- синтез решений;

- оценка и выбор альтернатив;

- моделирование;

- корректировка и реализация решения.

Сегодня проектирование уже не может опираться только на технические науки. Выход инженерной деятельности в сферу социально-технических и социально-экономических разработок привёл к обособлению проектирования в самостоятельную область деятельности и трансформации в его системного проектирования, направленное на проектирование (реорганизацию) человеческой (например управленческой) деятельности, а не только на разработку машинных компонентов. Если традиционное инженерное проектирование входит составной частью в инженерную деятельность, то системное проектирование напротив, включать (если речь идёт о создании новых машинных компонентов) или не включать в себя инженерную деятельность. Сфера приложения системного проектирования расширяется, оно включает в себя все сферы социальной практики (обслуживание потребление, обучение, управление и т. д.), а не только промышленное производство. Формируется социотехническое проектирование, задачей которого становится целенаправленное изменение социально-организационной структуры [11, c. 22-29, с. 157-160].

4. Природа и техника, "естественное" и "искусственное", научная техника и техника науки.

Становление технически подготовленного эксперимента. В древних мифах часто трудно отделить естественное от искусственного, как и безличное от персонифицированного. Например, в мифах океан выступает и как объект, и как субъект, и как безличная стихия, и как персонифицированное божество. Искусственно созданный рецепт или проект воспринимается через призму поколений лишь как естественная (безличностная) традиция. Позднее естественное отделяется от искусственного. В античности естественное рассматривалось первоначально как антитеза сверхъестественному. Платон различал существующее "по природе" и "по закону", то есть с помощью искусства, старанием, упражнением, обучением созданное может быть даже противно природе. В средние века естественное понималось как сотворенное Богом в отличие от искусственного, как созданного человеком. В Новое время в связи со становлением экспериментального естествознания возникает проблема взаимодействия естественного и искусственного. Например, Галилей, в отличие от Аристотеля, рассматривает естественное движение в искусственных условиях, создаваемых для идеализированного эксперимента. Сам эксперимент выступает, с одной стороны, как искусственное, техника, а с другой - как репрезентант естественного, природы. Именно поэтому естественный, природный закон может быть доказан подтверждением в "техническом" эксперименте, а знания, полученные искусственным путем, могут быть в свою очередь распространены на природные объекты. Техническая же деятельность должна основываться на знании природных законов, на естественнонаучном знании. Из этого убеждения вырастает научное инженерное образование и позднее техническая наука. Технический объект рассматривается уже как "естественно-искусственная" система, которая представляет собой, с одной стороны, явление природы, а с другой - то, что необходимо искусственно создать. Однако одного только учета естественного как природного становится мало. Само понятие естественной среды расширяется, включая в себя социальные и хозяйственные структуры, без учета "естественного" развития которых становится невозможной реализация современной технологии. Но сегодня и этого оказывается недостаточно. Сама естественная среда становится элементом создаваемой технологии в том смысле, что результаты функционирования последней (как прямые, так и побочные) не рассматриваются уже как нечто, лежащее за ее пределами. Экологичность технологии не является лишь задачей устранения последствий, а становится предпосылкой ее создания и функционирования, например при создании малоотходных технологий. Таким образом, "естественное" и "искусственное" снова сливаются в единое неразрывное целое. Изменение понимания технического, искусственного, технологического развития вообще не может быть осознанно лишь с естественнонаучных позиций или с точки зрения конкретных социальных наук. Это уже задача философского осмысления - философии техники. Потребность в такого рода осмыслении техники вытекает из ее имманентного развития, а также всевозрастающей роли ее в культурном прогрессе человечества в XIX - XX вв. Хотя философы техники постоянно обсуждали проблему связи техники с гуманитарным познанием, со всей культурой, реально эта точка зрения начинает проникать в научно-технические дисциплины и инженерную деятельность только в самое последнее время. Необходимость этого начинали понимать уже в начале нашего века. Однако ориентация самой инженерной деятельности XIX — начала XX в. была иной. Она и сегодня еще недостаточно изменилась. Тогда казалось, что технический прогресс решит все или, по крайней мере, многие острые человеческие проблемы. Такая позиция инженера, проектировщика в корне отличается от позиции античного и средневекового ремесленника, постоянно озабоченного "вселенским" контекстом его частных технических действии [12, c. 55-67].

Заключение

Подводя итог нашей работы мы еще раз убеждаемся в том что целью философии есть знания, свободное от утилитарных практических интересов. Это относится и к философии науки и техники. Этим качеством философия отличается от большей части знаний, прежде всего, научных и технологических, которые призваны обслуживать практические нужды. Полезность не является целью философии. Характерное изречение Аристотеля: «Все другие науки более необходимы, но лучше нет ни одной» - справедливо для всех разделов философии. Таким образом, имея своим непосредственным предметом науку и технику, философия не сливается с ними, сохраняя всеобщие черты философского знания. Философия науки и техники хотя и связана с самой системой «наука-техника», так и с изучением истории науки и техники, тем не мене остается и должна оставаться, прежде всего, философией. Она изучает свой предмет с особой точки зрения, присущей только философии. Значение философии, в том числе и философии науки и техники, состоит не столько в практической полезности, сколько в нравственном, мировоззренческом, социальном и методологическом аспектах. В своем исследовании мы ставили цель рассмотреть и показать основные достижения философии науки и техники на современном этапе: итоги философского осмысления понятия техники и становления инженерной этики; соотношения философии науки и философии техники; основные концепции взаимоотношения науки и техники; принципы исторического и методологического рассмотрения; особенности методологии технических наук и методологии проектирования; соотношение природы и техники.

Во первых мы выяснили, что, философия техники имеет отличный от технологии и технической науки объект и предмет: техника, техническая деятельность и техническое знание как феномен культуры (объект); развитие технического сознания, рефлектирующего этот объект (предмет).

Во вторых: главная задача философии техники - исследование технического отношения человека к миру, то есть технического миропонимания, а оно стало развиваться с появлением человека разумного. Соотношение естественного и искусственного менялось и соотношение науки и техники на различных этапах развития культуры:

 

В третьих: понятие «техника» многозначно. Оно происходит от греческого слова «тэхнэ», которое означало умение, мастерство, искусство. Сейчас термин «техника» используется, в основном, в двух смыслах: 1) как общее название технических устройств, применяемых в разных сферах деятельности; 2) как обозначение совокупности приемов действия, используемых в деятельности. Это может быть техника письма, рисования, техника выполнения физических упражнений и т.д.

4.Мы выделили основные концепции взаимоотношения техники и науки. Можно выделить четыре альтернативных концепции взаимосвязи философии и частных наук, каждая из которых представляется достаточно «кредитоспособной» с точки зрения, как ее теоретической разработанности, так и степени ее массовой поддержки учеными и философами:

1) трансценденталистскую (метафизическую);

2) позитивистскую;

3) антиинтеракционистскую;

4) диалектическую.

В технических науках развиты особые теоретические принципы, построенные специфически идеальные объекты, введены новые научные законы, разработан оригинальный математический понятийный аппарат.

 

5. Изменение понимания технического, искусственного, технологического развития вообще не может быть осознанно лишь с естественнонаучных позиций или с точки зрения конкретных социальных наук. Это уже задача философского осмысления - философии техники.

Список литературы

Основная литература:

1. Шаповалов, В. Ф. Философия науки и техники: О смысле науки и техники и о глобальных угрозах научно-технической эпохи: учебное пособие / В. Ф. Шаповалов. – М.: Фаир-Пресс, 2004. – 320 с.

2. Розин В. М. Философия техники. М.: Градарика 2001. – 318 с.

3. Ж. Эллюль // Технологический блеф //Это человек: антология философских работ / сост. П.С. Гуревич. – Москва: Высшая школа, 1995. – 265 с.

4. Г. Йонас, Принцип ответственности. Айрис-Пресс, 2004. - 480 с.

5. Степин В. С., Горохов В.Г. Введение в философию науки и техники. М.: Градарика 2003. – 278 с.

6. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Гардарики 1996. – 400 с.

7. Горохов В. Г. Эрнст Капп, П. К. Энгельмейер и П. Флоренский — Принцип «органопроекции» и «антропологический критерий» как основоположения философии техники // Глобальные проблемы устойчивого развития и современная цивилизация: Материалы Междунар. конф. — М., 2008. – 150 с.

8. Митчем К., Что такое философия техники? - М.: Аспект Пресс, 1995. – 149 с.

9. Хайдеггер М. Вопрос о технике // время и бытие. М.: Республика, 1993. 281 с

10. Интернет-ресурс: http://fry141.narod.ru/phil/1/11/1_4_1.html

11. Горохов В. Г. Концепции современного естествознания и техники. М., 2000. – 250 с.

12. Степин В.С., Кузнецова Т.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. – М., 2004. – 124 с

 

 

Дополнительная литература:

 

1. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под общ. ред. В. В. Миронова. – М.: Гардарика, 2006. – 639 с.

2. Шаповалов Е. А. Курс лекций по философии техники. – СПб, 1998. – 201 с.

3. Интернет-ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/Философия_техники

4. Электронное издание: Философия техники, история и современность. — Москва, 1997: http://www.philosophy.ru/iphras/library/filtech.html

5. Электронное издание: Корнилов И., «Философия техники» П. К. Энгельмейера: http://www.metodolog.ru/00195/00195.html

6. Электронное издание: Сухоруков В. В., Философия техники. Смысл сущности понятия техники: http://www.countries.ru/library/technics/fftech.htm

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...