Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вводное. Методика подготовки к занятиям




Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

 

Российской Федерации

Казанский государственный медицинский университет

 

Кафедра биомедицинской этики и медицинского права

с курсом истории медицины

 

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ

 

Методические рекомендации к практическим занятиям

 

Казань, 2005


УДК: 61.93(072)

 

 

Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета

 

 

Составители:

Зав.кафедрой биомедицинской этики и медицинского права с курсом истории медицины д.м.н., проф. Созинов А.С., д.м.н., доцент Гурылева М.Э.,

асс. Поспелова Е.Ю.

 

Рецензенты:

д.м.н., проф. Вахитов Ш.М., к.и.н., доц. Красильников С.Н.

 

История медицины: Методические рекомендации к практическим занятиям Созинов А.С., Гурылева М.Э., Поспелова Е.Ю. – Казань: КГМУ, 2005. – 135 с.

 

Методические указания призваны оказать помощь студентам КГМУ при подготовке к практическим занятиям по курсу история медицины. В приложении приведены темы курсовых работ, вопросы к зачету, выдержки из текстов исторических источников.

 

 

© Казанский государственный медицинский университет, 2005.

 

 

-3-

 

ВВЕДЕНИЕ

К МЕТОДИЧЕСКИМ РЕКОМЕНДАЦИЯМ ПО ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ПЕДИАТРИЧЕСКОГО, МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО, СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ И МВСО

КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Цель преподавания дисциплины «история медицины» – изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины, медицинской деятельности и ее лекарственного обеспечения в различные периоды во взаимосвязи с настоящим.

Задачами занятия являются:

· показать общие закономерности всемирно-исторического процесса становления врачевания и лекарственного лечения в различное время и в различных странах;

· сформировать системные знания о развитии медицинской деятельности в интегративной связи процессом исторического развития;

· раскрыть достижения различных культур и цивилизаций в области медицины;

· научить анализировать достижения медицинской мысли;

· ознакомить студентов с жизнью выдающихся ученых, внесших вклад с развитие медицинской науки и практики;

· расширить общий культурный кругозор студентов.

Требования к уровню усвоения содержания

Студент должен знать:

· основные этапы и общие закономерности становления врачевания и лекарствоведения, развитие приемов профилактики заболеваний;

· характерные черты развития медицины;

· достижения мировой, отечественной и татарстанской медицинской науки и практики;

· вклад выдающихся ученых, определивших развитие медицинской мысли.

 

- 4-

Студент должен уметь:

· анализировать исторический материал;

· понимать логику и закономерности развития медицинской науки и практики;

· грамотно вести дискуссию по вопросам истории врачевания;

· применять полученные знания при изучении профильных дисциплин;

· использовать в практической деятельности в общении с пациентами знания по истории медицины, приобретенные в период обучения;

· постоянно совершенствовать и углублять свои знания по истории избранной специальности;

· стремиться к повышению своего культурного уровня.

 

Основные знания, необходимые для изучения:

· всеобщая история

· философия

· основные медико-биологические дисциплины.

 

Обеспечение практического занятия:

o лекционный материал

o учебник Сорокина Т. С. История медицины М.: Медицина, 1994. – 384 с.

o дополнительная литература (она указана отдельно к каждому занятию).

Место проведения занятий аудитория кафедры биомедицинской этики и медицинского права с курсом истории медицины Казанского государственного медицинского университета (ул. Университетская, 14).

Длительность каждого занятия: 2 академических часа.

 

- 5-

 

Количество аудиторных часов

факультет Лекции семинары
Лечебно-профилактический 14 ч. (7 л.) 28 ч. (14 с.)
Педиатрический 16 ч. (8 л.) 28 ч. (14 с.)
Медико-профилактический 14 ч. (7 л.) 21 ч. (11 с.)
Стоматологический 16 ч. (8 л.) 24 ч. (12 с.)
МВСО 14 ч. (7 л.) 20 ч. (10 с.)
Фармацевтический 12 ч. (6 л.) 22 ч. (11 с.)

ТЕМАТИКА

Семинарских занятий по курсу истории медицины

(из расчета 28 часов)

Вводное занятие (1 – 2 часа).

2. Медицина древнего мира.

3. Средневековая медицина.

4. Отечественная медицина.

5. Развитие медико-биологических дисциплин в Новое время.

6. Золотой век клинической медицины в России.

7. Развитие гигиены. Общественная и земская медицина в России.

8. Медицинская наука и здравоохранение в Советской России (СССР).

9. Казанские медицинские школы.

10. Клиническая медицина в Татарстане.

11. Музей. Экскурсия.

12. Архив музея. Практика.

13. Тестирование.

14. Зачет.

- 6 -

(из расчета 24 часа)

Вводное занятие (1 – 2 часа).

2. Медицина древнего мира.

3. Средневековая медицина.

4. Отечественная медицина.

5. Развитие медико-биологических дисциплин в Новое время.

6. Золотой век клинической медицины в России.

7. Развитие гигиены. Общественная и земская медицина в России.

8. Здравоохранение в Советской России (СССР).

9. Казанские медицинские школы. Музей. Экскурсия.

10. Архив музея. Практика.

11. Тестирование.

12. Зачет.

(из расчета 20 – 21 час)

Вводное занятие (1 час).

2. Медицина древнего мира.

3. Средневековая медицина.

4. Отечественная медицина.

5. Развитие медико-биологических дисциплин в Новое время.

6. Золотой век клинической медицины в России. Развитие гигиены. Общественная и земская медицина в России.

7. Здравоохранение в Советской России (СССР).

8. Казанские медицинские школы. Музей. Экскурсия.

9. Архив музея. Практика (на факультете МВСО не проводится).

10. Тестирование.

11. Зачет.

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ

По курсу истории медицины

(из расчета 14 часов)

История медицины как наука и предмет преподавания. Медицина первобытного общества.

2. Медицина Древнего Востока.

3. Медицина раннего и классического Средневековья.

4. Медицина эпохи Возрождения.

- 7 -

 

5. Медицина Нового времени. Развитие медико-биологических дисциплин.

6. Отечественная медицина и медицинское образование.

7. Казанские медицинские школы.

(из расчета 16 часов)

История медицины как наука и предмет преподавания. Медицина первобытного общества.

2. Медицина Древнего Востока.

3. Медицина Средневековья.

4. Медицина Нового времени. Развитие медико-биологических дисциплин.

5. Отечественная медицина и медицинское образование.

6. Земская медицина.

7. Казанские медицинские школы.

8. Клиническая медицина в Татарстане (от ТАССР до РТ).

Занятие 1

ВВОДНОЕ. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ

Цель практических занятий: сформировать представление об особенностях и закономерностях развития мировой и отечественной медицины.

Задачи практического занятия:

· ознакомиться с классическими образцами мировой медицинской литературы,

· работами отечественных и зарубежных исследователей по истории медицины,

· усвоить основные понятия историко-медицинского характера, овладеть информационным минимумом (факты, даты, персоналии, открытия и др.),

· умением применять историко-аналитический подход, исторический метод при оценке развития медицины в различные эпохи, использовать знания по истории медицины для профессионального совершенствования и самовоспитания, овладеть методикой исследовательской работы,

- 8 -

· научиться работать со справочной литературой, составлять библиографию по теме, анализировать первоисточники, реферировать, анализировать и обобщать научную литературу, формулировать проблему, цель и выводы исследования, выступать перед аудиторией, вести дискуссию.

· в рамках практических (семинарских) занятий студентам предлагается освоить следующие виды работ: конспектирование и анализ источников, подготовка устного ответа на вопросы семинара; сообщений (докладов), написание рефератов.

План конспектирования источника:

1. Студент читает документ полностью.

2. Записывает название источника, время его создания и имя автора.

3. Выделяет основную мысль, которая излагается в 1-2 предложениях.

4. Основные положения источника записывает по пунктам.

5. Завершает конспект кратким выводом в 1-3 предложениях.

План анализа источника:

1. Время и место создания источника (характеристика эпохи и медицины).

2. Сведения об авторе; значение этого труда для развития медицины.

3. Жанр источника (мемуары, публичная речь, научный труд, учебник, др.)

4. История создания и судьба текста.

5. Анализ, проблематика, новые методы, концепция, новизна источника.

6. Вывод.

Подготовка устного ответа на вопросы семинара:

1. Ознакомиться со всем имеющимся материалом по заданной теме.

2. Вычленить общее с другими эпохами и государствами.

3. Вычленить особенное для данной эпохи или государства.

4. Подготовить краткие (1-2 предложения) ответы на пункты, расшифровывающие основные вопросы семинара.

 

- 9 -

План подготовки сообщений (докладов):

Время сообщения не должно превышать 5 - 7 минут.

1. Подобрать литературу по заданной теме (не менее 2-3 источников)

2. Четко сформулировать тему сообщения (доклада).

3. Заявить датировку событий, о которых будет сообщено.

4. Определить новые термины и понятия, которые будут фигурировать в сообщении.

5. Кратко изложить материал, сделав акцент на новшествах и открытиях.

6. Сделать вывод, охарактеризовав какое именно влияние излагаемые события оказали на развитие медицины.

Рекомендации по написанию реферата:

Реферат – форма учебно-исследовательской работы студентов, позволяющая овладеть навыками исследовательской работы, определить степень изученности проблемы, выделить узловые вопросы, сделать выводы по теме. Это обобщенное и систематизированное изложение темы на основе изучения источников и литературы, а также мнения и выводы автора.

Порядок работы:

а) составить библиографию по теме,

б) продумать план работы,

в) сформулировать проблему, цель работы, актуальность темы,

г) подготовить выписки из источников и литературы,

д) скорректировать план и цель работы,

е) написать текст, сформулировать выводы.

 

Структура работы:

1. Титульный лист (указывается название вуза, кафедры, название темы, фамилия и номер группы студента, год и город создания работы) см. Приложение №15.

2. План или содержание с указание страниц.

 


- 10 -

 

3. Введение (постановка проблемы, актуальность темы, цель и задачи работы, обзор источников и литературы) – объем 1-2 страницы.

4. Основная часть (содержит от двух до четырех глав, которые можно разделить на параграфы, и каждая глава обязательно заканчивается выводом) – объем 10 – 15 страниц.

5. Заключение (обобщает выводы в главах, соответствует поставленной во введении цели) – объем до 1 страницы.

6. Список использованных источников и литературы.

Пример: Глязер Г. От Гиппократа до Павлова. – М., 1956.

Королюк А.М. Аристовский В. М. //Каз.мед.ж. – 1983. – №3. – С.19 – 21.

Занятие 2

МЕДИЦИНА ДРЕВНЕГО МИРА

 

Вопросы к обсуждению:

1. Медицина Древнего Востока. Врачевание в Древней Месопотамии. Развитие медицинских знаний в Шумере, Вавилонии и Ассирии. Древний Египет – общая характеристика, источники. Врачевание и гигиеническая культура древнего Египта. Передача медицинских знаний.Особенности медицинского и санитарного дела в Индии. Древнекитайская медицина.

2. Врачевание в Древней Греции. Связь мифологии и врачевания. Храмовая медицина. Философские основы медицины. Врачебные школы. Гиппократ и его вклад в медицину. «Гиппократов сборник». Аристотель, Герофил, Эрасистрат.

3. Медицинское дело в Древнем Риме. Правовая регламентация медицинской деятельности. Санитарно-технические сооружения. Организация медицинского дела. Философские основы медицины. Военная медицина. Становление светской медицины. Выдающиеся врачеватели (Авл Корнелий Цельс, Плиний Старший и др.). Клавдий Гален и значение его изысканий для развития медицины. Галенизм.

- 11 -

Источники для анализа и конспектирования:

1. Гиппократ. Клятва (см. Сорокина Т.С. История медицины. С.103 –104.)

2. Гален. О назначении частей человеческого тела (См. Приложение №1).

Темы для сообщений:

1. Медицина древнего Шумера.

2. Медицина древнего Междуречья.

3. Медицина Древней Индии.

4. Медицина Древнего Китая.

5. Медицина Древней Иудеи.

6. Тибетская медицина.

7. Медицина Древнего Закавказья.

8. Источники по истории медицины Древней Греции.

9. Учение Аристотеля, его влияние на развитие медицины.

10. Врачи-философы.

Важнейшие даты по данной теме: 1 – 7.

 

Основная литература:

1. Сорокина Т.С. История медицины. – М.,1994. Гл.2 – 3. С.35 – 130, 133-136.

 

Дополнительная литература:

1. Глязер Г. Исследователи человеческого тела от Гиппократа до Павлова. – М., 1956.

2. Дубровин Д.А. Трудные вопросы классической китайской медицины. – Л., 1991.

3. Крамер С. История начинается в Шумере. – М., 1989.

4. Цельс Авл Корнелий. О медицине (в восьми книгах) перевод с латинского. – М, 1959.

5. Шульц Ю.Ф. Медицина в памятниках античной литературы. – М., 1980.

 

- 12 -

Занятие 3

СРЕДНЕВКОВАЯ МЕДИЦИНА

 

Вопросы к обсуждению:

1. Медицинское дело и образование в Византии. История Византии. Взаимоотношения христианства и медицинской науки. Вклад византийских ученых в развитие медицины. Больничное дело. Медицинское образование.

2. Медицина исламского Востока. Общая характеристика (история). Достижения медицины арабо-язычных культуры и медицины. Выдающиеся ученые и врачеватели Востока. Больничное дело. Абу Али ибн Сина (Авиценна). Канон врачебной науки. Гигиенические правила мусульман.

3. Средневековая Западная Европа. Возрождение. Общая характеристика. Схоластика. Образование в Европе. Эпидемии. Выдающиеся ученые средневековья, внесшие вклад в медицину. Ятрохимия и ятрофизика.

4. Медицина Волжской Булгарии. Общая характеристика. Гигиена. Проявление влияния Востока и Руси. Развитие фармации. Оригинальные методы лечения. Труды булгарских ученых медиков (см. Приложение №5)

Источники для анализа и конспектирования:

1. Ибн Сина «Канон врачебной науки» (см. Приложение №2).

2. Арнольд из Виллановы «Салернский кодекс здоровья» (см. Приложение №3)

Темы для сообщений:

1. Гигиенические правила Корана.

2. Отношение Ислама к медицинской науке.

3. Изменения в медицинской науке в эпоху Возрождения.

4. Вклад Леонардо да Винчи в медицину.

5. Андреас Везалий и его труд.

6. Состояние гигиены в средневековой Европе.

Важнейшие даты по данной теме: 9 – 14.

 

- 13 -

 

Основная литература:

1. Сорокина Т.С. История медицины. - М., 1994. - Гл.4 - 5. С. 131 - 143, 154 - 169, 176 - 206.

2. Галиуллин А.Н., Станкевич Е.С. Медицина Волжской Булгарии и Казанского ханства. – Казань, 1997.

Дополнительная литература:

1. Бородулин Ф.Р. История медицины. Избранные лекции. - М.: Медицина, 1961.

2. Глязер Г. Исследователи человеческого тела от Гиппократа до Павлова. - М., 1956.

3. Гончаров Н.И. О строении человеческого тела (литературное наследие XVI - XVIII вв. в иллюстрациях. – Волгоград, 1976.

4. Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: духовная культура. – Казань, 1990.

5. Куприянов В.В. Андреас Везалий в истории анатомии и медицины. - М., 1964.

6. Лисицин Ю.П. История медицины. – М., 2004.

7. Петров Б.Д. От Гиппократа до Семашко. М., 1987.

8. Тикотин М.А. Леонардо да Винчи в истории анатомии и физиологии. - Л., 1957.

 

Занятие 4

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ МЕДИЦИНА

 

Вопросы к обсуждению:

1. Медицина Древнерусского государства. Общая характеристика. Народная медицина, язычество. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Монастырская медицина. Светская медицина. Санитарное дело. Представление о сущности болезней и методы врачевания.

2. Медицина в Московском государстве. XV – XVIII вв. Народная медицина. Светская медицина. Аптекарский приказ. Подготовка российских лекарей. Выдающиеся русские лекари и анатомы. Эпидемии. Д.С. Самойлович – вклад в медицину. Приказы общественного призрения (см. Приложение №4).


- 14 -

 

3. Становление медицинского образования в России. Медицинское образование: школа русских лекарей; П.В. Постников госпитальные школы. Академия наук. Первый университет. М.В. Ломоносов Петербургская медико-хирургическая академия, медицинский факультет Московского университета. Первые преподаватели и студенты. Характер преподавания.

Источники для анализа и конспектирования:

1. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (см. Приложение №6).

2. Ломоносов М.В. «О сохранении и размножении российского народа» (см. Приложение №7).

Темы для сообщений:

1. Традиции народной древнерусской гигиены.

2. Эпидемии чумы в России и меры борьбы с ними.

3. Медицинская Канцелярия и медицинская Коллегия.

4. Приказы общественного призрения.

5. Становление медицинского образования в России.

6. Становление отечественной эпидемиологии.

Важнейшие даты по данной теме: 15 – 26.

 

Основная литература:

1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 1994. – Гл.4 – 7. С. 143 – 153, 206 – 215, 232 – 236,262 – 266, 282 – 285.

Дополнительная литература:

1. Аникин И.Л. Естественные взгляды русских лекарей XVII века //Советское здравоохранение. – 1990. – №9. – С.75 - 78.

2. Аникин Л.И. Монастырская медицина древней Руси //Советское здравоохранение. - №11. - С.58.

3. Богоявленский Н.А. Древнерусское врачевание. - Л. 1961.

4. Васильев К.Г., Сигал А.Е. История эпидемий в России. - М., 1960.

5. Кузьмин М.К. История медицины. Очерки. – М., 1978.

6. Мирский М.Б. Очерки истории отечественной медицины XVI – XVIII веков. – Владикавказ, 1995.

7. Сорокина Т.С. Врачевание в средневековой Руси: период язычества //Мед. помощь, – 1994 – №2. – С.54 – 55.

 

- 15 -

Занятие 5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...