Ответьте на вопрос и приведите три условия. За ответ на вопрос и каждое положение от 0 до 2 баллов. Всего за задание 8 баллов.
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП - 2019 ГОД
Задание 1.
Изначально экология была определена как часть биологии. Почему сегодня Всероссийская олимпиада школьников проводится не только по биологии, но и по экологии? Как экология соотносится с естественными науками? Как с социальными?
Ответьте на вопросы. За ответ от 0 до 2 баллов. Всего за задание 6 баллов.
Примерный вариант ответа:
1. Экология сегодня – межпредметная дисциплина, отдельные направления которой охватывают не только биологию, но и другие естественные и социальные предметы.
2. Современная экология опирается на знания практически из всех естественных наук (многие из которых считают экологию своей неотъемлемой частью).
3. Социальные науки все больше нуждаются в экологических знаниях и должны учитывать экологические аспекты.
Задание 2.
Почему, говоря об экологии человека, приходится в большей степени говорить о социальной экологии?
Ответьте на вопрос. За ответ от 0 до 2 баллов. Всего за задание 2 балла.
Примерный вариант ответа:
Человек – биосоциальное существо и практически все его взаимоотношения со средой прямо или косвенно оказываются опосредованными социальными отношениями.
Задание 3.
Почему есть экономисты, юристы и представители других специальностей, которые называют себя экологами (появляются всё новые направления экономика природопользования, экологическое право и другие)?
Ответьте на вопрос. За ответ от 0 до 2 баллов. Всего за задание 2 балла.
Примерный вариант ответа:
Экология сегодня становится всё больше основой мировоззрения, представители самых разных специальностей сталкиваются с необходимостью учёта экологических факторов в своей профессии.
Задание 4.
Почему в естественных условиях перенаселение экосистемы каким-то видом обычно не наблюдается или наблюдается крайне редко? Почему это явление нередко наблюдается при вселении новых видов? Почему вспышки численности видов нередко наблюдаются на антропогенно – трансформированных территориях?
Ответьте на вопросы. За ответ от 0 до 2 баллов. Всего за задание 6 баллов.
Примерный вариант ответа:
1. В обычных условиях в экосистеме за счет внутри- и межвидовых механизмов поддерживается относительное постоянство численности каждого вида.
2. Резкие вспышки численности могут наблюдаться при вселении новых видов, которое происходит вследствие антропогенного воздействия и изменения климата. Это нарушает прежние экологические связи и может приводить к непредсказуемым последствиям для экосистемы.
3. На изменённых в результате деятельности человека территориях нарушается прежнее биоразнообразие и экологические связи, обеспечивающие регуляторные механизмы поддержания относительного постоянства численности любого вида экосистемы.
Задание 5.
Укажите две основные формы реакции вида на неблагоприятное воздействие. Возможна ли смена оптимума в процессе эволюции?
Приведите два положения. За положение от 0 до 2 баллов. Ответьте на вопрос. За ответ от 0 до 2 баллов. Всего за задание 6 баллов.
Примерный вариант ответа:
1. Возможной реакцией вида является приспособление к новым условиям за счет физиологических и генетических адаптаций.
2. Возможной реакцией вида является избегание этого воздействия, изменение ареала вида.
3. При обитании в изменившихся условиях в результате адаптивных эволюционных преобразований возможна смена оптимума, то есть неоптимальные условия становятся оптимальными.
Задание 6.
За счет механизмов отрицательной обратной связи (так называемых гомеостатических механизмов) происходит регуляция численности популяции. Что происходит при увеличении численности? Что происходит при снижении численности?
Ответьте на вопросы. За ответ от 0 до 2 баллов. Всего за задание 4 балла.
Примерный вариант ответа:
1. При увеличении численности обычно происходит торможение размножения (за счет воздействия эффекта переуплотнения популяции, внутри- и межвидовой конкуренции, исчерпания ресурсов и других факторов).
2. При снижении численности происходит нарастание темпа размножения (за счет снятия сдерживающего воздействия эффекта переуплотнения популяции).
Задание 7.
Какие фенологические сдвиги (то есть изменения сроков наступления определенных фаз в жизни природы) наблюдаются сегодня? В чем их основная причина? Почему они все больше волнуют ученых? Почему они должны учитываться при принятии управленческих решений?
Ответьте на вопросы. За ответ от 0 до 2 баллов. Всего за задание 8 баллов.
Примерный вариант ответа:
1. Сегодня наблюдется общий тренд изменения сроков вегетации у растений (удлинение периода вегетации), сроков миграции птиц (более ранний прилет и поздний отлет) и возрастание частоты аномальных явлений.
2. Главная причина наблюдаемых фенологических сдвигов – это последствия изменений климата, которые выражаются как в направленных изменениях, связанных с повышением температуры, так и ростом климатической нестабильности.
3. Наблюдаемые сдвиги свидетельствуют о серьезных последствиях изменений климата для живой природы, что неизбежно ведет к изменению и многих других показателей, как на уровне сообществ, так и на уровне экосистем в целом.
4. Это свидетельствует о серьезных изменениях в экосистеме, что надо учитывать при принятии решений, при планировании хозяйственной деятельности.
Задание 8.
Экологическая ниша – это «профессия» вида, его место в экосистеме. Можно говорить о более узкой и более широкой экологической нише. В чём ограничения более узкой ниши? В чём ограничения более широкой ниши? В чём преимущества более узкой ниши? В чём преимущества более широкой ниши?
Ответьте на вопросы. За ответ от 0 до 2 баллов. Всего за задание 8 баллов.
Примерные варианты ответов:
1. Узкая ниша обычно означает высокую приспособленность к строго определенным условиям, что ограничивает возможности для распространения вида и представляет угрозу для существования при изменении условий.
2. Виды с более широкой нишей имеют большие возможности для широко распространения и выживания при изменении условий, но могут уступать в конкуренции в конкретных местообитаниях узкоспециализированным формам, адаптированным для существования в этих условиях.
3. Узкая ниша обычно означает высокую приспособленность к определённым условиям, что даёт преимущества при сохранении этих условий.
4. Широкая ниша обеспечивает возможность более полного использования различных ресурсов, широкого распространения и даёт преимущества при необходимости выживания при изменении условий существования.
Задание 9.
Что происходит с близкими видами, если они оказываются на одной территории? Приведите два варианта развития событий.
Ответьте на вопрос. За вариант от 0 до 2 баллов. Всего за задание 4 балла.
Примерный вариант ответа
1. Они расходятся по разным нишам, экологические и даже морфологические различия усиливаются в зоне совместного обитания.
2. При сходстве экологических ниш в результате конкурентных отношений происходит вытеснение одного из видов.
Задание 10.
Попытка искусственного увеличения численности какого-то одного вида в экосистеме обычно затруднительна. Почему это так сложно? Понимание этого привело к формированию представлений о биоценозе и необходимости соблюдения определенных условий для решения этой задачи. Приведите три основных условия?
Ответьте на вопрос и приведите три условия. За ответ на вопрос и каждое положение от 0 до 2 баллов. Всего за задание 8 баллов.
Примерный вариант ответа:
1. Численность любого вида в экосистеме находится в балансе с другими ее компонентами. Увеличение численности какого-то вида требует соответствующих изменений и других компонентов экосистемы.
2. Прежде всего, лимитирующим фактором для любого вида являются ресурсы, повышение его численности предполагает увеличение объема ресурсов.
3. Необходимо сокращение численности конкурентов, которые обычно сдерживают рост численности вида.
4. Увеличение численности вида предполагает смягчение или устранение пресса со стороны хищников, а также болезней и паразитов.
Задание 11.
Живые организмы, производящие органические вещества, используют для этого энергию солнечного света или энергию химических реакций. Как соотносятся эти процессы в ходе эволюции Земли на более ранних этапах? И более поздних этапах?
Ответьте на вопросы. За ответ от 0 до 2 баллов. Всего за задание 4 балла.
Примерный вариант ответа:
1. На начальных этапах эволюции большая часть органического вещества получалась за счет хемосинтеза.
2. На более поздних этапах с появлением фотосинтеза у растений процесс получения органического вещества за счет энергии солнечного света превалирует.
Задание 12.
В чём особенность водно – болотных угодий? Существует даже специальная международная организация для обеспечения сохранения водно – болотных угодий. Почему так важно их сохранять?
Ответьте на вопросы. За ответ от 0 до 2 баллов. Всего за задание 4 балла.
Примерный вариант ответа:
1. Так называемые водно – болотные угодья находятся на границе двух сред - наземной и водной и поэтому, как и все экотоны, характеризуются высокой продуктивностью.
2. Эти богатые местообитания находятся под особой охраной, так как они принципиально важны для сохранения биоразнообразия, так и для поддержания водного и газового состава атмосферы.
Задание 13.
Почему осушение болот может иметь серьезные негативные экологические последствия? Приведите три положения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|