Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Недосмотр психологов и педагогов




Недосмотр психологов и педагогов

В решении проблем воспитания, как и везде в нашей (не в «этой») трагически любимой стране, много неувязок и противоречий, грозящих катаклизмами. Ведь все мы родом из детства. А потому, например, и чеченский синдром в целом, и каждый чеченский след в частности — это, наверное (или даже наверняка), результат просчетов в дореволюционных, послереволюционных и современных психолого-педагогических концепциях. Но разве только о Чечне речь? И коррупция, и заказные убийства — это тоже недосмотр, по большому счету, психологов и педагогов. Значит, не смогли они как следует донести до родителей и их детей простые христианские заповеди «служи Богу, а не мамоне», «скапливай богатства на небе, а не на земле», «не убий». Эти заповеди священны независимо от того, кто какую религию исповедует или отрицает.

Конечно, никто из педагогов и психологов, ни из творцов, ни из исполнителей, ни в чем особенно не виноват... Мы живем в своем времени и не можем перескочить в некое идеальное будущее.

Интересно, однако, понять причины. И построить перспективы.

Всем сейчас вроде бы ясно, что для дела воспитания важна психология. А в начале XX века она только пробивала себе дорогу в школьную практику, превращаясь постепенно сама в самостоятельную науку. В советскую эпоху психология стала как бы основой для педагогики, но не имела своего собственного дела в школе. Она не имела своего дела и вообще в ленинско-сталинской стране. Целиком завися от тяжелой поступи псевдокоммунистической идеологии, психология была тоже в основном лишь деталью идеологической машины. Настолько, что в хрущевские времена были кандидаты и доктора педагогических наук (по психологии) и философских наук (по психологии). То есть не было вообще психологической науки. Не было института психологии в «большой» Академии наук, и, например, всемирно известная знаменитость, создатель целого направления в психологии А. Р. Лурия был действительным членом Академии тоже лишь педагогических наук. Все время быть в скобках, понятно, психология не могла, и стоило ослабнуть идеологическим цепям, чему способствовали, разумеется, и сами психологи, психология вышла на широкую арену практической помощи людям в их собственно психологических проблемах. Прежде всего

В медико-психологической сфере

Медицинская психология в соавторстве с психиатрией и в особенности с психотерапией оказала влияние и даже давление на психологическую помощь в школе. Как только возникла возможность получения ставок и в школах стали работать практические психологи, они занялись в первую очередь задержкой психического развития, отклонениями в поведении, неврозами, наркоманиями... Одновременно с этим, пусть и с меньшей интенсивностью, пробуждается интерес к одаренным детям. Появились государственные стандарты преподавания психологических дисциплин, вузовские программы... И это дает основания для «осторожного оптимизма».

Почему не для бурной овации? Ну, во-первых, потому, что мы насытились разочарованиями. А чтобы не разочаровываться, не надо очаровываться. А во-вторых, психология БОЛЬШАЯ и возможности ее практического приложения выходят далеко за рамки отрицательных и положительных отклонений. Много трудных проблем в пределах статистической и медицинской «нормы». И, оказывая помощь небольшому числу детей с пограничными состояниями, мы не вправе оставлять без внимания кричащие или молчащие (но это грозное молчание! ) психологические проблемы обычных школьников, их родителей, их учителей... Это, кстати, будет и профилактикой болезней. Однако важнее, что сами эти проблемы, будучи непатологическими, тяжело переживаются, заставляют страдать. В то же время не составлен еще даже полный реестр таких проблем. И мы обсудим здесь лишь те

Проблемы, которые бьют по глазам

Дедовщина в школе

Много говорится о дедовщине в армии. Но она начинается в школьных дворах и коридорах. Каждый в детстве испытал на себе гнет более старших агрессивных ребят. И здесь для понимания уже недостаточно житейской психологии («все мы психологи! »), здесь требуется не слишком сложная, но все-таки научная концепция. Школьник гиперкомпенсирует за счет младшего свой комплекс неполноценности по отношению к старшему. Этот психологический механизм впервые описал ученик Зигмунда Фрейда Альфред Адлер.

В особенности тягостна ситуация с второгодником в младших классах. Ребенок, интеллектуально отставший от одногодков, «возвращает» утраченную самооценку по отношению к его теперешним одноклассникам за счет их подавления благодаря связям с одногодками и превосходству в биомассе и физическом развитии. Страдает при этом не только подавляемый. Резко искажается личностное развитие подавляющего. Он учится пресмыкаться перед сильным и получать удовольствие от своего насилия. Так рождается «обыкновенный фашизм». Но потом-то его все равно (помните? ) осудят, осадят или даже посадят — вот и крах, вот и его страдание.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...