Аспекты характеристики речевого развития.
1.03.2017 Логопедическое воздействие – это педагогический процесс осуществляется с помощью следующих средств: а) обучение б) воспитание в) коррекция г) адаптация д) компенсация е) и профилактика речевых нарушений Обучение – это процесс усвоения определенных ЗУН под руководством логопеда, включающее активную познавательную деятельность. Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в соответствии с потребностями общества. В свою очередь коррекция нарушения – это исправление недостатков речи и преодоления речевых нарушений. Компенсация – это восстановление или замещение утраченных функций по средствам использования сохранных функций. Адаптация – это приспособление ребёнка с патологией к условиям общества Профилактика речевых нарушений – это совокупность предупреждающих мер, направленных на сохранение речевых функций и предупреждения нарушений. Эффективность логопедического воздействия обусловлена следующими факторами: 1) степень выраженности дефекта; 2) особенности возраста ребёнка; 3) степень соматического состояния; 4) особенности психики; 5) эмоционально-волевой сферы; 6) микро-социальное окружение; 7) сроками начала логопедической работы и её преодоления; 8) использование комплексного воздействия Всё логопедическое воздействие на ребёнка направлено на планомерное и целенаправленное воздействие, которое реализуют коррекционные и профилактические задачи С точки зрения дидактической классификации все типы логопедических занятий делятся: На занятия с целью овладения новыми знаниями Занятия направлены на накопление фактического материала, где изыскиваются языковые явления и процессы, что является основой формирования различных понятий;
2) занятия с целью совершенствования формирования практических умений и навыков при этом предусматривается проведение упражнений, направлены на длительное и многократное повторение; Занятия с целью обобщения ЗУН На данных занятиях систематизируются и воспринимаются наиболее существенные вопрос из раннее пройденного материла; Занятия с целью повторения На которых учитываются особенности психических процессов детей с речевой патологией, закрепляются приобретённые навыки; Комбинированные На которых одновременно решаются несколько дидактических и коррекционных задач В зависимости от типа занятия (коррекционные или воспитательные) формируются структура занятия и подбираются те или иные компоненты дидактической классификации. Логопедическое воздействие реализуется на занятиях, направленных (по Филичевой, Чиркиной): 1) развитие понимания речи, воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности; формирования обобщений понятий; формирование практических навыков словообразования и словосочетания и воспитание умения употреблять простые распространённые предложения; 2) формирование правильного произношения звука; развитие фонематического слуха и восприятия; закрепление навыков произношения слов и подготовка к усвоению элементарного анализа и синтеза; 3) обучение детей самостоятельному высказыванию На основе сформировавшихся навыков использования различных типов предложений, умение передавать впечатление об увиденном. По видам логопедические занятия делятся на: 1) фронтальные; 2) подгрупповые; 3) индивидуальные Виды ЛЗ
Фронтальные подгрупповые индивидуальные Педагогическая классификация логопедической диагностики:
- ОНР; - ФФН; - ФН; - Заикание ОНР I уровня
Алалия зрр Афазия Анартрия Уо Дизартрия ОНР II уровня Алалия Афазия Уо Дизартрия ОНР III уровня Алалия Афазия Дизартрия ЗПР Дислалия Аспекты характеристики речевого развития.
По Сохиной были сформулированы 3 основных аспекта развития речи: 1) структурный, включающий в систему языка по фонематическому, лексическому и грамматическому значению; 2) функциональный аспект – умение формировать владения зыка для речевого общения; 3) познавательный аспект – каждый из аспектов единицы речи (звук, слово, предложение, текст); Задачи развития словаря: 1) закрепление и уточнение имеющегося словарного запаса у ребёнка; 2) активизация словаря через ознакомления с окружающей средой (игры, наблюдения, загадки, рассматривание предметов); 3) развитие представлений о смысловой стороне слова: - работа над правильным пониманием значений многозначного слова; - раскрытие семантических отношений (ознакомление с синонимами, антонимами; понимание различных частей речи; формирование умений точно отбирать слова) Задачи восприятия звуковой стороны речи: 1) работа над звуковыми и интонационными характеристиками речи; 2) формирование представлений о звуковой единице (звук, слог, слово, предложение, текст); 3) различие звука по их характеристикам (гласные – согласные, звонкие – глухие, твёрдые – мягкие); 4) обучение звуковому анализу слова (выделение звука в начале, в середине, в конце слова); 5) развитие умения анализировать слова различной слоговой структуры; 6) нахождение слов со сходными по звучанию Задачи формирования грамматического строя речи: 1) формирование умения согласовывать существительное и прилагательное в роде, числе и падеже; 2) обучение правильному склонению и употреблению слов в ед.ч и мн.ч; 3) обучение умению соотносит названия глаголов с действиями; 4) составление предложений различных типов Задачи развития связной речи: 1) формирование элементарных представлений о структуре текста; 2) обучение соединению предложений разными способами; 3) развитие умений раскрыть тему и основную мыль высказывания;
4) обучение построению высказывания разных типов (описание, повествование, рассуждение); 5) проводится работа к осознанию содержания и структурным особенностям художественного текста; 6) составление повествовательных текстов с соблюдением логики изложения и использованием средств художественной выразительности. 03.03.2017 Индивидуальное логопедическое занятие – основная задача индивидуальных занятий в первоначальном формировании звуковой стороны речи, учитывая фонетический уровень и включает комплекс подготовительных артикуляционных упражнений, коррекцию произношения дефектных звуков, слоговую структуру и развитие фонетического восприятия. При формировании звукопроизношения основная задача состоит в правильном подборе артикуляционной базы, которая обеспечивает наиболее успешное овладение навыками правильного произношения. При фонематическом недоразвитии недостатки речи выражаются в недостаточном различии звуков и в затруднении звукового анализа. Тогда перед логопедом стоит 2 задачи: 1) восприятие артикуляционных навыков 2) развитие фонематического восприятия
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|