Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия нового времени (XVII—XVIII вв. )

Философская мысль в это время разделилась на два основных направления развития:

1. Эмпиризм (Сенсуализм), который делает акцент в познании на чувственный опыт, но не доверяет разуму. Представители – Бэкон, Гоббс, Локк.

2. Рационализм – ставит акцент в познании на разуме, поскольку сомневается в достоверности чувственных данных (Декарт, Спиноза).

Фрэнсис Бэкон (1561—1626) — философ и государственный деятель, один из основоположников современной науки. Он первым догадался, что сохранению мяса от порчи способствует его заморозка. Но после того как ставил опыты на тушах куриц, набивая их снегом, он простудился и умер.

Основные труды: «Новый Органон» (органон переводится как новый метод), «Новая Атлантида» – в ней Бэкон поставил цель построить новую технически развитую цивилизацию, подобную Атлантиде.

Он обосновывал, что наука и полученные знания должны приносить плоды на практике, должны служить развитию техники и промышленности, облегчать человеческую жизнь. А это возможно благодаря познанию и практическому использованию законов природы, её скрытых сил, причинно-следственных связей.

Познание законов природы осуществляется путём наблюдения, сбора фактов, их систематизации, обобщения, анализа, сравнения и эксперимента. Бэкону принадлежит разработка опытно-индуктивного метода познания, который состоит в обобщении единичных фактов и тем самым познании всё более общих законов и взаимосвязей.

Заблуждения или ошибки человеческого ума, мешающие расцвету общества, он называет идолами и указывает их:

1.Идолы рода – связаны с природой человека, спецификой устройства человеческого мозга, разума и несовершенством органов чувств; Человек мыслит свойственным его существу образом и это иногда является препятствием для познания истины.

2. Идолы пещеры – ошибки, свойственные отдельному человеку в силу особенности условий его воспитания, информации которую он получает, определённых симпатий и предпочтений. При этом каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры (вспоминаем образ пещеры Платона).

3. Идолы площади или рынка – ошибки, связанные с особенностями речевых структур и форм общения из-за неточности языка и неправильного словоупотребления. Языковые структуры навязывают человеку определённый образ мысли, определённые стереотипы понимания реальности.

4. Идолы театра – связаны с некритическим усвоением информации. Например, порождаются слепой верой в авторитетный источник.

Т. Гоббс 1588-1679

Для его философии характерен механистический материализм, т.е. упрощённое истолкование принципов бытия. Под влиянием механики Ньютона все виды движения он объяснял лишь механическими причинами, чем сильно огрублял понимание действительности.

Гоббс остро поставил проблему происхождения государства. Историю человечества он делил на 2 стадии: догосударственную («естественное состояние») и государственную. В естественном состоянии люди жи­вут разобщенно и находятся в состоянии войны «каждого против всех», поскольку каждый действует ради собственной пользы (по принципу «человек человеку — волк»).

Но на каком-то этапе люди осознали, что жить сообща, в гармонии друг с другом более выгодно и безопасно. Поэтому они решили создать государство на основе добровольного договора между собой и в целях всеобщего мира и сотрудничества. При этом граждане сами ограничили свою свободу и отдали часть своих прав государю и государственным органам. На правителя (государя) возлагается обя­занность охраны мира и всеобщего благоденствия. Благо народа — это высшая цель государства; для этого государство должно быть цен­трализованным и единым.

 

Дж. Локк 1632-1704

Он многим известен по фразе: «Нет ничего в разуме, чего бы прежде небыло в ощущениях». Гоббс считал, что все идеи, суще­ствующие в человеческом сознании, возникают из опыта. При рождении душа (сознание) ребёнка — это чистый лист бумаги или «чистая доска» («tabula raza»), и весь материал, которым оперирует разум, берется из опыта, получаемого в течение жизни. Луч сознания блуждает по опытным данным и тем самым образуются мысли и представления (письмена на чистой доске).

Локк развивает теорию первичных и вторичных качеств Демокрита. Первичные качества –-. объективно присущие данным объектам: протяженность, форма, плотность, движение. Вторичные качества (цвет, звук, запах, вкус) –. не присущи самим объектам; а являются нашим субъективным восприятием первичных качеств.

Рене Декарт (1596—1650)

Он известен тем, что дал полное научное объяснение явления радуги, ввёл понимание рефлекторной природы психики, разработал дедуктивный метод науки, что сделало его основоположником рационализма.

Декарт не доверял авторитетам, книгам, считал, что все знания о мире можно обрести, опираясь лишь на собственный опыт и умение рационально рассуждать. Так, он ставит своей задачей пересмотреть все прошлые истины и создать философию заново, на основах несомненного знания.

Декарт разрабатывает метод очищения знаний от всего сомнительного. Однако оказывается, что единственное, в чём нельзя абсолютно усомниться есть лишь то положение, что «если я мыслю, значит, я существую». Отсюда он приходит к представлению о существовании мыслящей, духовной субстанции – «я». Тогда, то, что ей противостоит, он называет материальной субстанцией. И отсюда уже выводит все остальные знания о мире. Но поскольку все эзотерические и мистические знания таким образом не выводимы, то они отходят на второй план, оказываются рационально (дедуктивно) недоказуемы.

Субстанцией Декарт называет то, что для своего существования не нуждается ни в чем другом, поэтому единственная субстанция — Бог. Тем не менее, человеческое сознание и материя им характеризуются как субстан­ции, поскольку они, в отличие от всех остальных сотворенных вещей, для своего существования нуждаются только в «обычном содействии Бога» и не нуждаются в содействии других объектов и процессов.

Первоначально природа находилась в состоянии хао­са. Но Бог с самого начала придал материальным частицам вихревое центробежное движение, именно оно и привело к возникновению того орга­низованного и упорядоченного мира, каким мы его знаем.

Процесс становления мира из хаоса протекал по законам механики, которые были вложены в природу Богом. Однако в сам процесс становления мира Бог уже не вмешивался. Такое представление называется деизмом, точно также полагали многие мыслители этой эпохи, такие как Ньютон, Лейбниц, Ломоносов, Ламарк, Руссо, Вольтер, Бенджамин Франклин и.т.д..

Поскольку в основе мира у Декарта лежали сразу две первоосновы (материальная и духовная субстанции), то он является дуалистом (ни материалистом, но и ни идеалистом, нечто среднее). Но отсюда вставала проблема как эти субстанции взаимодействуют? Например, как взаимодействуют в человеке душа и тело? Он считал, что душа человека расположена в шишковидной железе мозга (современное название эпифиз, многие экстрасенсы и эзотерики издревле и до сих пор отводят большое значение этой части мозга, в которой якобы заложены экстрасенсорные способности). Она воздействует на нервы, а они на все остальные части организма. И наоборот, чувства передают нам информацию о внешнем мире через нервы в шишковидную железу, т.е. в душу, сознание. Наука до сих пор окончательно не решила проблему как мысль в мозге возникает из сложного ансамбля химических, физических и физиологических процессов.

Декарт также разработал учение о врождённых идеях – это те идеи разума, которые нам представляются с самого рождения абсолютно ясно и отчётливо, как несомненные. К таким идеям он относил, например, аксиомы математики, идеи существования мира, бога и т.д.

Б. Спиноза 1632— 1677

Центральное место в философии Спинозы занимало понятие суб­станции, которую он понимал как то, что является причиной самой себя, т.е. не нуждается в своём существовании ни в чём другом. Такой субстанцией, по Спинозе, может являться только природа в целом, понимаемая как бог (хотя в современности материалисты активно используют это понятие, имея в виду, что субстанция = материя).

Эта субстанция является:

1) свободной, (так как существует и действует исключительно в силу своей собственной природы);

2) вечной (не имеющей начала и конца во времени),

3) бесконечной (в пространстве);

4) не делимой и не имеющей частей.

Субстанция обладает бесконечным количеством атрибутов (неотъемлемых свойств) и про­является в бесконечном количестве модусов, т.е. своих конечных проявлений, которые мы с вами видим в виде отдельных вещей и процессов.

Субстанция с ее атрибутами составляет «природу творящую» (бог), a модусы есть «природа сотворенная» (видимый мир). Природа творящая — это причина, а природа сотворенная — следствие данной причины. Таким образом, все существующее в природе сотворенной — является причинно-обусловленным, закономерным и необходимым, нет ничего случайного; Случайность – это лишь наше субъективное восприятие необходимого (детерми­низм [1]).

 

Главную цель философии Спиноза видит в обретении счастья. Но препятствием для этого является непостоянство наших чувств, страстей. Поэтому чтобы суметь стать счастливым, необходимо уметь контролировать свои чувства, направлять их, не зависеть от того, что тебе они диктуют, т.е. уметь быть свободным. Однако, по его выражению: «человек по своей природе раб своих желаний». И чтобы избавится от этой предопределённости и стать свободным, он должен сначала осознать те чувства, которые им движут и в силу каких причин им движут. Осознав это, он становится способным их направлять разумом, а значит, быть по-настоящему свободным. Так, Спиноза первым вводит научное понимание свободы. Свобода – это есть осознанная и принятая необходимость.

Лейбниц 1646-1716

Математик, физик, юрист, историк и философ. Это был очень разносторонне развитый человек. В своих работах Лейбниц стремился создать новый син­тез всех предшествующих ему европейских учений. Вобрав в себя всё самое ценное из них, в его философии примиряются почти все эти философские учения.

Согласно Лейбницу, мир в целом, и все отдельные организ­мы в нем похожи на «огромный механизм». Но и у мира в целом, и у каждого отдельного организма есть определенная ко­нечная цель, намеченная Богом. Поэтому действия всех этих механиз­мов, хотя и подчиняются законам механики, сами эти законы – лишь способ достижения данной цели.

Монадология. Видимый нами мир состоит из беско­нечного количества самостоятельных «центров сил», «духовных атомов», или «монад». Все существующее есть либо монада, либо совокупность монад. Монады подобны живым клеткам организма животных. Развитие всех монад идет по принципу «предустановленной гармонии» — плану, заранее заложенному в структуру бытия Богом. Каждая монада отражает в себе весь мир, она есть «жи­вое зеркало Вселенной».

Всякая совокупность монад, которая нам видится как отдельная вещь, система, объединенная в целое одной высшей мо­надой. У животных такой доминирующей монадой является душа, у человека — дух или интеллект. И поскольку каждая монада живая, то даже тела, которые мы считаем неодушевленными, обладают духовными качествами.

Учение о возможных мирах. Теоретически могло бы существовать множество различных миров. Эти возможные миры могут отличаться не только набором существующих в них объектов, но и совершенством своего бытия. Но поскольку бог совершенен, то мир, созданный им, отличается наилучшим порядком. А значит, наш мир — это «наилучший из всех возможных миров». Этот вывод сделан на основании обобщения многих известных на тот момент научных фактах, восновном касающихся физики и биологии, точнее из-за поразительной упорядоченности, закономерности, как бы продуманности устройства мироздания, его законов вплоть до мельчайших деталей и нюансов (вспомним, например, сильную формулировку антропного принципа в физике).

Но если наш мир совершенен, то почему же в нём есть место злу? (теодицея)

Существование в мире зла — это:

1. результат невыполнения человеком целей, ради которых он соз­дан (если бы люди не были эгоистами, а использовали тот позитивный потенциал, который в них заложен, то они бы перестали друг другу причинять зло, и наоборот, делали бы много взаимно полезного, всё более улучшая условия жизни каждого).

2. средство недопущения ещё большего зла, либо достижения большего блага (меньшее зло для одних может обернуться большим добром для других, например, послужить уроком для них как поступать или жить не следует, а как следует).

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (18 век)

Характеристики эпохи Просвещения:

• культ разума (вера в его безграничные возможности, в способность благодаря просвещению масс достичь совершенного общества)

• культ науки;

• культ человека;

• идея общественного прогресса, впервые осмысленная в эту эпоху;

• идея всеобщего равенства, прежде всего юридического;

• идея необходимости просвещения народных масс и надежда на просвещенных правителей;

• борьба с религией, которая в той форме, в которой она на тот момент была, тормозила развитие общества

• рассмотрение проблемы наилучшего общественного устройства;

• исторический оптимизм, вера в прогресс человечества;

Философия Просвещения задала направление движения всему человечеству вплоть до конца тысячелетия, заложила основные идеи построения демократического общества.

В эпоху Просвещения складывается представление, что общественная жизнь должна быть построена на основе понимания человеческой природы, законов её развития. Так, например, Гольбах пишет: «Если бы при решении вопросов политики стали считаться с природой человека, то можно было бы сделать государства счастливыми, могущественными и процветающими под руководством просвещённой власти».

Ж.Ж. Руссо обосновывал необходимость таких законов, в которых бы выражалась воля всего народа, всех и каждого, и в которых бы закреплялось правовое равенство людей. Возможность достижения этого идеала обосновывалось на основе заключённого между людьми общественного договора, суть которого в том, что все должны были бы жить во имя каждого, а каждый во имя всех (идея конституции).

 

Беркли (1685-1753) – субъективный идеалист.

Мы в силу опыта и привычки принимаем определённую совокупность ощущений за вещь, но на деле объективного мира не существует. Им признается существование только множества индивидуальных сознаний, воспринимающих различного рода идеи. Но тогда возникают вопросы: Что является источником наших мыслей? Почему наши мысли носят стабильный, регулярный и упорядоченный ха­рактер?

Эту роль у Беркли выполняет Бог, который посылает всем человеческим сознаниям ощущения в качестве зна­ков, чтобы люди могли регулировать свою жизнь и сохранять ее. Когда люди перестают воспринимать некую вещь, та не исчезает, посколь­ку эта вещь продолжает существовать в сознании Бога.

 

Юм 1711-1776 – скептик и агностик.

Юм утверждал, что мы ничего об этом мире не знаем, и в принципе знать не можем. Всё что мы знаем о мире – это лишь наши восприятия или идеи. Но между нашими мыслями нет никакой объективной связи. Любые связи между мыслями есть лишь психологические ассоциации. Опровержением его взглядов является практика, эксперимент.

 

Теория разумного эгоизма Гельвеция: Гельвеций считал, что интерес (выгода) является основной движущей силой человеческой деятельности. Поэтому все люди по своей сути эгоистичны. Однако глубоко понятый эгоизм ведёт к пониманию разумности, большей выгодности альтрустичного поведения, поскольку чем больше человек отдаёт, тем больше он получает взамен.

К. Гельвеций также полагал, что люди будут добродетельными, если объединить личную выгоду с общей. А для этого, он считал, что законы страны и воспитание граждан должны быть такими, чтобы личные интересы, личная выгода соответствовали общему интересу.

Руссо Жан Жак (17121778)

Руссо подвергал резкой критике феодально-сословные отношения и дес­потический политический режим. Столь же резко критически он относился к частной собственности, видя в ней источник всех со­циальных зол. Основным видом социального зла он считал общест­венное неравенство. Из богатства возникают праздность и роскошь, что ведет к развращению нравов. В понятие цивилизации он вкладывал негативный смысл и связывал её с неравенством и духовным упадком людей. Он доказал, что по мере развития науки и техники, общество всё более деградировало нравственно (занял первое место в конкурсе работ о влиянии науки и техники на нравственность, чем и прославился).

Цивилизации Руссо противопоставлял простоту и «невинность» первобытных людей. Развивая идеи общественного договора, Руссо в отличие от Т. Гоббса утверждал, что в «естественном состоянии» не только не было «войны всех против всех», но в отношениях между людьми господствовали дружба и гармония. Он смело восстал против совре­менной ему цивилизации как цивилизации неравенства, при этом различал два вида неравенства: физическое, проистекающее из раз­ницы в возрасте, здоровье, даровании и т.п., и политическое, выра­жающееся в различных привилегиях.

Государ­ство, возникает в результате появления общественного неравенст­ва и в свою очередь ведёт к дальнейшему его углублению. Противоположность между богатыми и бедными дополнилась новой противоположностью — между господ­ствующими и подвластными.

Он считал, что власть в государстве должна принадлежать народу. Руссо различал три основные формы правления: демокра­тическую, аристократическую и монархическую. При демократичес­кой форме правительственные функции возлагаются на весь народ или на его часть; при аристократической рамки правительства су­живаются, ограничивая его небольшим числом лиц; наконец, при монархической все функции правления могут быть сосредоточены в руках одного человека. Главная задача общественного договора состоит в поиске такой формы ассоциации, которая защищала и охраняла бы общей силой личность и собственность каждого и в которой каждый, соединяясь с другими, оставался бы в то же время свободным. Права всех людей, вступающих в подобную ассоциацию, должны быть отчуждены в пользу общественного це­лого.

Руссо высказал мысль об исторической необходимости противоречий в общественном процессе, он считал они способствуют развитию. Ему принадлежит также идея попеременной смены прогресса и регресса в общественном развитии.

 

Географический детерминизм Монтескье. Одной из центральных идей Мон­тескье стал тезис о том, что характер законов (полити­ческое и гражданское право) различных государств тесно связан с духом (ментальностью) людей, проживающих в данном государстве. А дух нации, в свою очередь, определяется, прежде всего, географиче­ской средой: т.е. климатом, географическими условиями, качеством почвы, образом жизни (земледельцы, охотники, скотоводы), а также религией, нравами и обычаями и т.д. Поэтому «только в чрезвычайно редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными и для другого».

В южных странах жаркий климат оказывает на людей расслабляю­щее воздействие, поэтому там люди изнежены, эмоциональны (южный темперамент, жизнерадостность), организмы у них слабые и чувствительные, люди там робкие. В северных или горных районах организм у человека крепко сложенный, характер более суровый, жёсткий (сибирский характер, горцы –чеченцы, дагестанцы, шотландцы). Севе­ряне обладают большей силой, мужеством и отвагой, в них меньше подозрительности и политиканства.

 

Краткие итоги: В Новое время зарождаются два направления развития познавательного процесса: Рационализм и Эмпиризм. Складываются базовые научные методы, важные научные понятия (такие как субстанция и её атрибуты). Ставится цель построения технически развитого общества, где приоритет – рост комфорта человеческой жизни. Формируется научное понимание свободы. Развиваются концепции равенства и братства между людьми. Возникает идея конституции. Формируются основные идеи в деле построения европейского варианта демократического общества. Приходит осознание необходимости просвещения народных масс. Возникают концепции «политического реализма», «разумного эгоизма» и «географического детерминизма.

 

 


[1] Детерминизм (от лат. determinare ­– определять, ограничивать) – учение, в котором утверждается о всеобщей обусловленности, взаимозависимости всех событий в мире, зависимости каждого из них от условий. Научный принцип детерминизма входит в структуру научного метода, нацеливая исследование на выявление причин и закономерностей в природе, обществе или мышлении. Противоположное учение, допускающее существование абсолютно случайных, не обусловленных событий, называется индетерминизм.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...