Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационно–методическая часть

ГЕЙМИФИКАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ (22/12)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

Раздел 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ГЕЙМИФИКАЦИИ

Тема 1.1. Введение. История геймификации.

Общие теории игры (Д.Б. Эльконин, Хейзинга Й. «Человек играющий». Условия возникновения игры. Структура игр. Правила игр. Виды игр. Цели, задачи, виды и направления геймификации (в жизни, в бизнесе, в образовании и др).

Структура и элементы геймификации. Игровые механики. Типы игроков. Способы поддержания мотивации игроков. Критерии эффективности геймификации.

 

Тема 1.2. Возрастные особенности детей как субъектов геймификации.

Игра и психическое развитие ребенка в онтогенезе. Психологический потенциал игрушки. Виды игрушек и их значение в развитии ребёнка дошкольного возраста. Мотивация познавательной деятельности, развития мышления, правильного поведения и коммуникации детей в играх. Герой игры: игровая история, цели, мотивы детей разного возраста. Особенности восприятия игры в разном возрасте.

Тема 1.3. Игровая развивающая среда в ДОУ, начальной и средней школе.

Различные классификации игр и игрушек. Информационные ресурсы для выбора игр и игрушек. Связь различных видов игр и игрушек с психическим развитием детей разного возраста. Связь различных видов игр и игрушек с предметным содержанием образования.

Процесс геймификации и его эффективность на разных ступенях образования. Примеры геймификации в ДОУ, начальной и средней школе. Проектирование игровой развивающей среды в ДОУ и процесс геймификации.

 

Раздел 2. МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИГР И ИГРУШЕК

Обзор методов и техник поиска новых идей и решений.

Тема 2.1. Морфологический анализ

История возникновения морфологического анализа. Цели и задачи. Алгоритм проведения морфологического анализа. Морфологическая таблица. Морфологический ящик. Методы оптимизации. Метод отрицания и конструирования. Морфологический синтез.

Использование морфологического анализа для проектирования настольных и подвижных игр. Поэлементный анализ настольных и подвижных игр, игровых механик, игровых элементов. Проектирование игрового поля и аксессуаров к игре.

Тема 2.2. Метод фокальных объектов

История возникновения метода. Цели и задачи. Алгоритм проведения метода фокальных объектов. Использование метода фокальных объектов для проектирования игрушек различных видов.

Тема 2.3. Типовые приёмы изобретательства по ТРИЗ

История возникновения ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач). Цели и задачи. Обзор 40 типовых приёмы изобретательства по ТРИЗ. Алгоритм проектирования игр и игрушек с использованием типовых приёмов изобретательства.

Изобретательская деятельность в области игр и игрушек. Цели изобретений в области игр и игрушек. Проектирование игр и игрушек различных видов на основе прототипа-изобретения.

Тема 2.4. Уровни новизны творческих продуктов

История возникновения метода. Цели и задачи. Алгоритм анализа разработки по уровням новизны. Алгоритм повышения уровня новизны разработки.

Повышение уровня новизны спроектированных ранее игр и игрушек различных видов. Использование алгоритма повышения уровня новизны разработки к творческим работам различного уровня (конспект занятия, курсовая работа, дипломная работа, статья, диссертация).

Раздел 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИГР И ИГРУШЕК

Тема 3.1. Психологические аспекты проектирования настольных игр

Виды и функции настольных игр. Психологические аспекты проектирования настольных игр: что необходимо учитывать автору при разработке. Правила игры: структура действий, описания.

Создание многофункциональных игр.

 

Тема 3.2. Разработка игр и игрушек по основным направлениям развития ребёнка

Разработка игр и игрушек различных видов по основным направлениям развития ребёнка в ДОУ. Разработка настольных игр по безопасности дорожного движения. Разработка настольных дидактических игр по предметам школьной программы.

Тема 3.3. Разработка игр и игрушек для развития высших психических функций, воспитания характера и качеств личности

Разработка игр и игрушек различных видов для развития интеллекта, эмоционального интеллекта, воспитания характера и качеств личности. Разработка игр и игрушек для проведения воспитательной работы. Разработка настольных игр по предпринимательству, экономике, бизнесу, профориентации, подбору персонала. Разработка настольных игр краеведческого и патриотического содержания.

Тема 3.4. Психолого-педагогическая апробация игр

Профессиональные сообщества разработчиков и производителей игр.Профессиональный стандарт «Дизайнер детской игровой продукции ». Психолого-педагогические требования к игрушке как к средству игры. Психологическая экспертиза игрушки. Игры и игрушки: как оценить их качество. Психолого-педагогическая апробация игр в учебном процессе ВУЗа. Цели, задачи, правила проведения.

Раздел 4. ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Тема 4.1. Основные понятия интеллектуальной и промышленной собственности.

Интеллектуальная и промышленная собственность – нормативная база в Республике Беларусь. Авторское право. Изобретения. Полезные модели. Патентный поиск для определения прототипа и аналогов. Структура документов для подачи заявки на регистрацию: Заявление. Описание изобретения. Формула изобретения. Чертежи. Реферат.

ИНФОРМАЦИОННО–МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Основная литература

 

1. Альтшуллер, Г. Найти идею: Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач / Г. Альтшуллер. – 4-е изд. – Москва: Альпина Паблишерз, 2014. – 400 с.

2. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. – Москва: Академия, 2002. – 320 с.

3. Грановская, Р. М. Творчество и преодоление стереотипов / Р. М. Грановская, Ю. С. Крижанская. – Санкт-Петербург: ОМС, 1994. – 192 с.

4. Джонс, Дж. К. Методы проектирования / Дж. К. Джонс. ­– Москва: Мир, 1986. – 326 с.

5. Зикерманн, Г. Геймификация в бизнесе: как пробиться сквозь шум и завладеть вниманием сотрудников и клиентов / Г. Зикерманн, Д. Линдер. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2014.

6. Козырева, Н. А. Начинай изобретать! / Н. А. Козырева. – Москва: ГБОУ «ИннАрт», 2014. – 150 с.

7. Кудашов, В. И. Интеллектуальная собственность: охрана и реализации прав, управление: ученое пособие / В. И. Кудашов. – Минск: БНТУ, 2004. – 322 с.

8. Куприянов Б. В. Организация и методика проведения игр с подростками: взрослые игры для детей: учебно-методическое пособие / Б. В. Куприянов, М. И. Рожков, И. И. Фришман. – Москва: Владос, 2004. – 216 с.

9. Развиваем в игре: пособие для педагогов и практических психологов дошкольных учреждений / О. А. Анищенко, Л. А. Вяткина, М. В. Мащенко. – Минск: Асар, 2000. – 112 с.

10. Развитие игровой деятельности дошкольников: методическое пособие / А. В. Калинченко, Ю. В. Микляева, В. Н. Сидоренко. – Москва: Айрис-пресс, 2004. – 112 с.

11. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии: методология и практика проведения: учебное пособие для вузов / В. А. Трайнев. – Москва: Владос, 2005. – 303 с. – (Учебник для вузов)

12. Хейзинга, Й. Homo ludens. Человек играющий / Й. Хейзинга. – Санкт-Петербург: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 416 с.

13. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учебное пособие для вузов / Д. Б. Эльконин. – Москва: Академия, 2007. – 194 с.

14. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – Москва: ВЛАДОС, 1999. – 360 с.

15. Якимахо, А. П. Управление объектами интеллектуальной собственности в Республике Беларусь / А. П. Якимахо, Г. И. Олехнович. – Минск: ГИУСТ БНУ, 2006. – 335 с.

Дополнительная литература

 

16. Абдулаева, Е. А. Игрушки для экспериментирования / Е. А. Абдулаева // Психолог в детском саду. – 2011. – № 1. – С. 27-34.

17. Бережнова, Л. Н. Роль игры в народной педагогике // Этнопедагогика: учебное пособие для студентов вузов / Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов. – 2-е изд., стер. – Москва: Академия, 2008. – С. 186-191.

18. Блехер, Ф. Н. Изготовление детьми игр и пособий / Ф. Н. Блехер // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 1. – С. 49-54.

19. Вилейто, Т. В. Дидактическая игра "Открытие Америки" / Т. В. Вилейто, Ю. В. Громов // География в школе. – 2016. – № 3. – С. 39-51.

20. Гaфитулин, М. С. Урoвни нoвизны: Мeтoдикa oцeнки твoрчeскoй дeятeльнoсти и пoлучeния нoвизны / М. С. Гaфитулин // Адукaцыя i выхавaннe. – Минск, 1994. – № 7. – С. 103-108.

21. Иванов, Г. Денис-изобретатель. Книга для развития изобретательских способностей детей младших и средних классов / Г. Иванов. – Москва: Весь, 2012. – 256 с.

22. Игра в мире детства: материалы Республиканской конференции "Современные игры и игрушки в образовательном процессе дошкольного учреждения: состояние, проблемы, перспективы" // Пралеска. – 2008. – № 1. – С. 3-14.

23. Инструкция о порядке проведения психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. РБ. – 2007. – № 301. – С. 38-42.

24. Карабанова, О. А. Теория детской игры / О. А. Карабанова // Возрастная психология: учебное пособие для вузов / О. А. Карабанова. – Москва: Айрис-пресс, 2005. – С. 186-198.

25. Каспарова, О. Профессиональные игры: сюжетно-ролевые игры / О. Каспарова // Обруч. – 2005. – № 1. – С. 28-29.

26. Кожокина, Л. Н. Многофункциональные игры для детей с ДЦП / Л. Н. Кожокина, Т. В. Черных // Ребенок в детском саду. – 2014. – № 4. – С. 48-50.

27. Козырева, Н. А. Анализ российской изобретательской деятельности в области игр и игрушек, 1971-2002 гг. / Н. А. Козырева // Тезисы II Международной педагогической конференции по раннему развитию и развивающим играм «Игровые технологии развития и обучения детей от младенчества до школы». – Москва, 2004. – с. 45-50

28. Козырева, Н. А. Игровая развивающая среда (в контексте программы дошкольного образования "ДИАЛОГ") / Н. А. Козырева // Тезисы докладов Международной научно-практической конференции «Современное образование и воспитание: тенденции, технологии, методики». – Могилев: МГУ им. Кулешова, 2013 г.

29. Козырева, Н. А. Изобретательская деятельность в России в области игр и игрушек в 2003-2007 гг. / Н. А. Козырева // Планета Детства. – 2008. – № 2. – С. 10-12.

30. Козырева, Н. А. Настольно-печатные развивающие игры по сюжетам сказок для детей 5-7 лет / Н. А. Козырева. – Могилёв: МГУ им. Кулешова, 1998. – 52 с.

31. Козырева, Н. А. Научно-теоретические основы апробации настольных игр по безопасности дорожного движения для детей дошкольного возраста / Н. А. Козырева, Э. В. Котлярова // Дошкольное образование: наука – практике: сборник научных статей Международной научно-практической конференции. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2015. – С. 177-180.

32. Козырева, Н. А. Педагогика творчества / Н. А. Козырева // Новые ценности образования. – 2003. – № 1. – С. 96-102.

33. Козырева, Н. А. Пространство игры и игрушки в изобретательском творчестве / Н. А. Козырева // Московская игротека. – Москва, 2003. – Вып. 3. – С.34-45.

34. Козырева, Н. А. Развитие творческой позиции дошкольников в играх с противоречиями / Н. А. Козырева // Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А.А. Куляшова. – 2008. – № 4 (31). – С. 221-225.

35. Козырева, Н. А. Развитие творческой позиции старших дошкольников в игре с противоречиями / Н. А. Козырева // Вопросы психологии: Возрастная и педагогическая психология / Рос. академия образования. – 2007. – № 2. – С. 80-91.

36. Козырева, Н. А. Система развивающих настольных игр / Н. А. Козырева // Пачатковая школа.– 1997. – № 3. – С. 26-28.

37. Козырева, Н. А. Система развивающих настольных игр / Н. А. Козырева // Пачатковая школа. – 1997. – № 4. – С. 15-17.

38. Козырева, Н. А. Система развивающих настольных игр / Н. А. Козырева // Пачатковая школа.– 1997. – № 5-6. – С. 16-18.

39. Козырева, Н. А. Система развивающих настольных игр / Н. А. Козырева // Пачатковая школа.– 1997. – № 8. – С. 32-34.

40. Козырева, Н. А. Формирование игровой развивающей среды в группе ДОУ / Н. А. Козырева // Диалог. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. О. Л. Соболевой. – Москва: Дрофа, 2013. – С. 567-609.

41. Козырева, Н. А. Формирование игровой развивающей среды в дошкольной образовательной организации / Н. А. Козырева // Стандарты нового образования. – 2014. – № 2. – С. 24-29.

42. Козырева, Н. А. Формирование творческой когнитивной стратегии с помощью настольных, ролевых и компьютерных игр / Н. А. Козырева // Тезисы докладов научно-практической конференции «Развитие системы подготовки преподавателей, специалистов и исследователей ТРИЗ». – Петрозаводск, 18-20 июля 2003г.

43. Малютина, И. Интерактивные игры / И. Малютина // Воспитание школьников. – 2005. – № 1. – С. 53-54.

44. Педагогика и психология игры: межвузовский сборник научных трудов / М-во просвещения РСФСР, Новосибирский гос. пед. ин-т. – Новосибирск: Новосибирский гос. пед. ин-т, 1985. – 128 с.

45. Проблемы современной игрушки: исследования и экспертиза // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 2. – С. 5-109.

46. Профессиональный стандарт «Дизайнер детской игровой продукции». ПриказN 892н от 18 ноября 2014 г. Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. http://base.garant.ru/70822132/

47. РД РБ 02100.3.104 - 2010. Образовательный стандарт. Профессионально-техническое образование. Учебная специальность 3-52 01 51 Производство игрушек // Зборнiк нарматыўных дакументаў Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь / НМЦэнтр вучэб. кнiгi i сродкаў навучання, М-во образования РБ. – 2011. – № 2. – С. 27-48.

48. Савенков, А. И. Игрушка как фактор развития исследовательского поведения / А. И. Савенков // Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников: учебное пособие / А. И. Савенков. – Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2004. – С. 121-125.

49. Семенова, А. Спорт начинается: настольные игры / А. Семенова, П. Петрова // Обруч. – 2005. – № 3. – С. 37-38.

50. Смирнова, Е. Игрушки: как оценить их качество / Е. О. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4. – С. 68-73.

51. Смирнова, Е. О. Выбирая игрушку... / Е. О. Смирнова // Семья и школа: для родителей / Семья и школа. – 2007. – № 2. – С. 8-9.

52. Смирнова, Е. О. Психологическая экспертиза игрушки / Е. О. Смирнова, Н. Г. Салмина, И. Г. Тиханова // Психологическая наука и образование. – 2008. – № 3. – С. 5-19.

53. Смирнова, Е. О. Психолого-педагогические основания экспертизы игрушек / Е. О. Смирнова [и др.] // Вопросы психологии: Возрастная и педагогическая психология / Рос. академия образования. – 2008. – № 1. – С. 16-25.

54. Смирнова, Е. О. Психолого-педагогические требования к игрушке как к средству игры / Е. О. Смирнова // Психолог в детском саду. – 2011. – № 1. – С. 44-56.

55. Смирнова, Е. О. Типология сюжетных игр дошкольника / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова // Вопросы психологии: Возрастная и педагогическая психология / Рос. академия образования. – 2011. – № 3. – С. 42-48.

56. Технический регламент Республики Беларусь "Игрушки. Безопасность" (ТР 2010/007/BY) // Пралеска: Штомесячны навукова-метадычны iлюстраваны часопiс / М-во образования РБ. – 2010. – № 10. – С. 16-19.

57. Чижевская, Н. Э. Творческие игры с использованием элементов ТРИЗ / Н. Э. Чижевская // Пачатковая школа. – 2001. – № 7. – С. 28-30.

58. Шустерман, З. Г. Новые приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких / З. Г. Шустерман. – Москва: Педагогика-Пресс, 1993.

59. Шустерман, М. Н. Новейшие приключения Колобка / М. Н. Шустерман, З. Г. Шустерман. – Москва: Весь, 2016. – 176 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...