Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристики отдельных видов топлива

Глава 1. Энергетические ресурсы

Основные понятия и сведения

Энергетические ресурсы - это материальные объекты, в кото­рых со­средоточена возможная для практического использования человеком энер­гия. Энергоресурсы подразделяются на:

-возобновляемые и невозобнов­ляемые;

- топливные и нетопливные;

- природные (первичные) и искусственные (вто­ричные).

Существуют 4 основных критерия энергетических ресурсов:

- объём запасов;

- энергоёмкость;

- стоимость добычи и транспортировки;

- влияние технологии использования ресурсов на экологию.

Представление о природных ресурсах энергии и их величинах можно по­лучить, исходя из следующих данных, с учетом, что ежегодное мировое потреб­ление энергоресурсов :

а) невозобновляемые ресурсы (общие запасы):

Ресурсы Относительные единицы
Термоядерная энергия ~200
Ядерная энергия деления ~10
Химическая энергия органиче­ского топлива  
Внутреннее тепло Земли ~0,0025

 

б) ежегодно возобновляемые ресурсы:

Ресурсы Относительные единицы
Энергия солнца ~10
Энергия морских приливов ~1,2
Энергия ветра ~0,3
Энергия рек ~0,0003

в) соотношение между различными категориями запасов органиче­ского топлива:

Категория запасов Время полного использования Относительные единицы
Геологические за­пасы 500-1000 лет  
Разведанные за­пасы 100-200 лет 0,5
Готовые к использованию в современных условиях 50-100 лет 0,25

 

Около 90% используемых в настоящее время энергоресурсов состав­ляют невозобновляемые (уголь, нефть, природный газ, уран и т.п.) благодаря их относительно высокому энергетическому потенциалу, относительной дос­тупности и целесообразности добычи.

Для характеристики степени использования энергетических ресурсов (ЭР) в технологических процессах и установках применяется энергетический КПД технологического процесса (%):

,  

где – количество полезно использованной энергии; – количество подве­денной энергии к данной установке. Энергетический КПД данного тех­нологического процесса, называемый также коэффициентом топливоисполь­зования, определяется в общем случае из выражения:

,  

где – КПД добычи, транспорта и переработки топлива; – КПД произ­водства энергии (тепловая и электрическая энергия); – КПД транс­порта энергии; – КПД приводов механизмов; – КПД рабочей ма­шины, технологического агрегата.

Суммарный КПД использования ЭР составляет 30-50%. Остальные 50-70% - это потери, в том числе в процессах, в %:

- добыча, транспорт и переработка топлива……… 3-5;

- генерирование энергии ………………………….15-21;

- распределение энергии…………………………… 2-4;

- использование энергии………………………… 30-40.

По возможности устранения потерь они могут быть классифицированы на неизбежные (или собственные) и технические.

Под неизбежными потерями понимаются такие, которые при данном принципе организации процесса не могут быть устранены или снижены без радикаль­ного изменения самого процесса. Потери, уменьшение или устранение кото­рых технически возможно при данном принципе организации процесса, от­носятся к техническим.

На повышение КПД влияет снижение потерь во всех элементах цепи технологического процесса и особенно при генерировании и использовании энергии. Важным направлением повы­шения КПД является регенерация энергии, а также более полное использова­ние вторичных энергетических ресурсов (ВЭР).

Для определения КПД по приведенному выражению используются энергобалансы технологических процессов и установок. Эти балансы дают наглядную картину количественного расхода энергоресурсов для процессов, где применяется один вид энергоносителя. В промышленности (химия, ме­таллургия, энергетика и т.д.) широко распространены технологические про­цессы и установки, в которых одновременно используются энергоносители нескольких видов. В этом случае необходим также учет качественного раз­личия разных видов энергоресурсов.

Согласно второму закону термодинамики существует два класса видов энергии: виды, способность которых к преобразованию не ограничена, и виды, преобразуемые из одного вида в другой только в ограниченной мере. Следовательно, любой вид энергии можно представить в виде двух состав­ляющих: энергии, которая при заданных свойствах окружающей среды мо­жет быть преобразована в любой другой вид энергии и энергии, преобразо­вание которой в данных условиях в другие виды невозможно. Первая состав­ляющая энергии называется эксергией, вторая – анергией, при этом каждая из этих составляющих в данном виде энергии может равняться нулю.

К неограниченно преобразуемым относятся механические виды энергии и электрическая энергии, т.е. они полностью состоят из эксергии. Ограни­ченно превратимыми являются внутренняя и тепловая энергии, которые со­стоят из двух составляющих – эксергии и анергии.

Например, подведенное к тепловому двигателю тепло полностью преоб­разовать в механическую работу невозможно, поскольку тепло лишь час­тично состоит из эксергии. Причем величина доли эксергии в тепловой энер­гии существенно зависит от свойств окружающей среды. КПД, определяе­мый формулой , оценивает эффективность теплосиловой уста­новки несовершенно, т.к. сравнивает достигнутое, , не с эксергией подве­денного тепла, а с теплом, полное преобразование которого не может быть достигнуто.

Поэтому целесообразнее оценивать совершенство теплосиловых устано­вок по эксергическому КПД:

,

где – величина затраченной эксергии; – потери эксергии; – за­траты энергии при идеальном ведении технологического процесса.

Например, КПД простой паросиловой установки составляет ~ 35%, в то время как эксергический КПД ~ 75%.

Отклонение эксергического КПД от единицы служит мерой принципи­ально устранимых потерь эксергии, уменьшение которых возможно при бо­лее рациональном проведении процессов и использовании более совершен­ного оборудования

Таким образом, определение потерь эксер­гии в различных звеньях лю­бого технологического процесса или установки позволяет выявить и количе­ственно оценить причины низкого уровня энер­гоиспользования и дать ин­формацию о возможностях повышения КПД этих процессов или установок.

Оценивая эффективность тех или иных ЭР с помощью энергетического или эксергического КПД, необходимо иметь ввиду, что невозможно до­быть и использовать все 100% ЭР, имеющегося в данном месторождении. Коэффи­циент извлечения зависит от вида топлива, характера месторождения и тех­ники добычи: для нефти он равен 0,3-0,4, для природного газа – 0,5-0,8, для угля – 0,25-0,5.

Наконец, что касается общей структуры мирового потребления энерге­тических ресурсов:

 

Ресурс 1980 г. 2000 г. 2020 г.
Уголь 25% 25% 30%
Нефть 45% 35% 25%
Природный газ 14% 14% 10%
Возобнов­ляе­мые ресурсы 13% 15% 20%
Ядерная энер­гия 3% 11% 15%

 

§2. Классификация, состав и основные технические характери­стики топливных невозобновляемых ресурсов

Топливные ресурсы, или топливо - это горючие вещества, выделяю­щие при сжигании значительное количество теплоты, которая используется непосредственно в технологических процессах или преобразуется в другие виды энергии и не даёт вредных продуктов сгорания. К ним отно­сятся полез­ные ископаемые органического происхождения – уголь, горючие газы, горю­чие сланцы, нефть, торф, а также древесина и растительные от­ходы.

В ядерной энергетике применяется понятие ядерного топлива - веще­ства, ядра которого делятся под действием нейтронов, выделяя при этом энергию в основном в виде кинетической энергии осколков деления ядер и нейтронов.

В зависимости от агрегатного состояния органическое топливо де­лится на:

1) газообразное;

2) жидкое;

3) твёрдое.

Каждое из них в свою очередь делится на:

1) естественное (природное) – добытое в недрах Земли и

2) искусственное (переработанное природное).

Доля органического топлива в балансе мировой энергетики составляет около 65 %, из которых 39 % приходится на уголь, 16 % на природный газ, 9 % на жидкое топливо.

Для анализа тепловых характеристик топлив, определения состава га­зов и других расчетов необходимо знать химическую структуру каждого вида топлива. Органическая часть твердых и жидких топлив состоит из большого количества сложных химических соединений, в состав которых в основном входят пять химических элементов: углерод С, водород Н, кисло­род О, сера S и азот N. Кроме того, топливо содержит минеральные примеси А и влагу W, представляющие вместе внешний балласт топлива.

Химический состав твердых, жидких и газообразных топлив опреде­ляют не по количеству соединений, а по суммарной массе химических эле­ментов (в процентах на 1 кг или 1 куб. м топлива), т.е. устанавливают эле­ментарный состав топлива. Различают три основных элементарных состава топлива:

1) рабочая масса топлива C + H + O + N + S + A + W =100%;

2) сухая масса топлива C + H + O + N + S+A =100%;

3) горючая масса топлива C + H + O + N =100%.

Рабочей считается масса топлива в том виде, в каком она поступает на предприятие.

Если топливо нагреть до 102-105ºС, то испарится влага, тогда полу­чится сухая масса топлива. Название горючей массы является условным, так как входящие в его состав азот и кислород не являются горючими элемен­тами и составляют внутренний балласт топлива. Азот и кислород способст­вуют процессу горения топлива.

Горючими элементами топлива являются углерод, водород и сера. Уг­лерод – основной, горючий элемент топлива. Он имеет высокую теплоту сго­рания (33600 кДж/кг) и составляет большую часть рабочей массы топлива (50-75% для твердых топлив и 80-85% для мазутов). Водород имеет более высокую теплоту сгорания чем углерод (примерно 130000 кДж/кг), однако его количество в твердых топливах невелико (2-6%) и несколько больше в жидких (около 10%). Это делает теплоту сгорания жидких топлив выше, чем твердых.

Сера имеет невысокую теплоту сгорания (9000 кДж/кг). Содержание ее в топливах невелико (0,2-4%), поэтому сера, как горючая составляющая, не ценится.

Наличие окислов серы в продуктах сгорания при определенных кон­центрациях опасно для организмов и растений и требует определенных мер и средств для ее улавливания.

Основными техническими характеристиками топлива являются:

1) теплота сгорания;

2) выход газообразных веществ при нагреве;

3) зольность топлива;

4) свойства зольного остатка;

5) влажность топлива;

6) сернистость топлива.

Теплота сгоранияявляется основной характеристикой топлива. Это количество тепловой энергии, которая может выделиться в ходе химических реакций окисления горючих компонентов топлива с газообразным кислоро­дом, измеряется в кДж/кг для твердого и жидкого, и в кДж/м3 для газооб­разного топлив. Различают высшую и низшую теплоту сгорания. Высшей те­плотой сгорания называют количество тепла, которое выделяется при сго­рании 1 кг твердого (жидкого) или 1 куб. м газообразного топлива. Низ­шая теплота сгорания отличается от высшей на теплоту испарения влаги и влаги, образующейся при горении водорода. Чем больше влажность топ­лив, тем меньше будет величина .

Высшая величина сгорания твердого и жидкого топлива определяется экспериментально. Низшая теплота сгорания положена в основу классифика­ции топлив.

Для сравнения различных видов топлива их приводят к единому экви­валенту – условному топливу, имеющему теплоту сгорания 29308 кДж/кг. Для пересчета реального топлива в условное, используется тепловой эквива­лент: .

Выход летучих веществ.Если сухую массу топлива поместить в ти­гель и постепенно нагревать в инертной среде без доступа воздуха, то будет происходить уменьшение ее массы. При высоких температурах начинается разложение кислородосодержащих молекул топлива с образованием газооб­разных продуктов, получивших название летучих веществ. Выход летучих веществ из твердых топлив происходит в интервале температур от 110 до 1100ºС.

Выход летучих веществ определяет температуру воспламенения топ­лива и условия его хранения, сильно влияет на конструкцию топок, где сжи­гается это топливо.

Чем больше выход летучих веществ, тем легче воспламеняется топливо (газообразные, летучие вещества имеют низкую температуру воспламене­ния).

Зольность топлива.В процессе горения топлива его минеральная часть подвергается химическим преобразованиям. Масса несгораемого ос­татка – золы оказывается на 10-15% меньше, чем масса исходной минераль­ной части топлива и существенно отличается от нее по составу. Свойства золы играют большую роль при сжигании топлива.

Образовавшаяся после сгорания топлива зола – это смесь минералов, а их сплавы, возникающие в зоне высоких температур, называют шлаками. Суммарное количество золы и шлаков принято называть зольностью топ­лива.

Влажность топлива.Влажность топлива (W) в процентах от его рабо­чей массы определяется опытным путем его сушки при температуре 105ºС до достижения постоянства массы.

Большая влажность топлива вызывает трудности при сжигании. Сни­жается теплота сгорания, растет расход топлива, увеличиваются потери тепла с уходящими газами. Влажность топлива вызывает усиление коррозии ме­талла отдельных конструкций топок, приводит к повышенному загрязнению поверхностей нагрева.

Сернистость топлива. При сжигании сера создает серьезные экологи­ческие проблемы. Окислы серы и азота, образующиеся в зоне высоких тем­ператур, представляют большую опасность для жизнедеятельности. Для улавливания этих окислов строят сложные очистные сооружения, что приво­дит к удорожанию примерно вдвое энергетических установок.

К природному твёрдому топ­ливу относятся:

1) древесина;

2) торф;

3) бурый уголь;

4) каменный уголь;

5) антрацит;

6) горючие сланцы.

К искусственному твёрдому топливу относят:

1) кокс;

2) угольную пыль и угольные брикеты.

К природному жидкому топливу относится нефть.

Ко вторичному жидкому топливу "принадлежат" продукты перера­ботки нефти:

1) бензин,

2) керосин,

3) мазут,

4) дизельное топливо.

Природное газообразное топливо- природный газ (сухой газ) и по­путный газ.

Искусственное газообразное топливо может быть получено в ряде технологических процессов переработки твёр­дых и жидких топлив:

1) генераторный газ;

2) коксовый газ;

3) доменный газ;

4) продукты перегонки нефти;

5) водород.

Ядерное (расщепляющееся) топливо – природный изотоп урана 235 и искусственно получаемый изотоп плутония 239 .

Ядерным топливом для термоядерной реакции являются изотопы водо­рода – дейтерий и тритий.

Твёрдое органическое топливо используется в ос­новном на тепло­вых электростанциях, для отопления и технологических нужд промыш­ленности, а также, в незначительной степени, для судовых и локомотивных двигателей. До 70% и более жидких топлив сжигается на транспорте - авиа­ция, автомо­били, тракторы, суда, а в последние годы всё больше и на желез­нодорожном транспорте; менее 30% - в виде мазута на те­пловых электро­станциях. Нако­нец, газообразное топливо применяется на ТЭС, для техноло­гических нужд промышленности и для отопления в быту (плюс в незначи­тельных количест­вах на транспорте).

Жидкое и газообразное органические топлива имеют ряд преимуществ перед твёрдым:

1) добыча их (особенно газа) и транспортировка обходятся гораздо де­шевле;

2) теплота сгорания выше;

3) перемешивание с окислителем (смесеобразование) проще и совер­шеннее, т.е. совершеннее и процесс горения;

4) продукты сгорания не содержат твёрдых и жидких (например, смолы) составляющих, что исключает износ или за­сорение элементов генера­торов полезной энергии.

 

Характеристики отдельных видов топлива

Средняя удельная теплота сгорания основных видов топлива (в кДж/кг(м3)):

Углерод   Бензин  
Водород   Керосин  
Древесина   Диз.топливо  
Торф   Мазут  
Бурый уголь   Сжиженный газ  
Каменный уголь   Природный газ 28000-46000
Антрацит   Попутные газы  
Кокс   Сланцевый газ  
Сланцы   Изотопы урана 8 109

 

Характеристики видов топлива находятся в зависимости от химиче­ского возраста этих топлив.

Торф.Самый молодой вид топлива. Энергетические установки сжи­гают преимущественно фрезерный торф, получаемый путем срезания с по­верхности тонкого слоя фрезами. Фрезерный торф имеет высокую влажность рабочей массы (W до 50% и более) и в связи с этим низкую теплоту сгорания Q = 8500 кДж/кг. Как молодое топливо торф обладает большим выходом ле­тучих веществ (V = 70%), что позволяет успешно его сжигать в пылевидном состоянии. Из-за большой влажности и низкой теплотворности его не пере­возят на расстояния более 100 км. Торф используют как местное сырье.

Бурые угли по содержанию влаги в рабочей массе делятся на сильно влажные, повышенно влажные, влажные. Кроме большой влажности, бурые угли имеют высокую зольность и невысокую теплоту сгорания (Q = 6,7-17000 кДж/кг), поэтому дальние перевозки также нецелесообразны. Большой выход летучих веществ обеспечивает высокоэкономичное сжигание этих уг­лей в виде подсушенной пыли.

Каменные углиобъединяют большое количество углей различного химического возраста. Молодые каменные угли по выходу летучих веществ, близки к бурым углям, но имеют меньшую влажность и зольность. Это уве­личивает их теплоту сгорания (Q = 19000-27000 кДж/кг). Средняя, по воз­расту группа углей отличается повышенной зольностью. Их теплота сгорания ниже, чем у молодых углей. Более старые угли имеют малую влажность, не­высокую зольность и соответственно высокую теплотворную способность (Q = 25000-27000 кДж/кг), однако низкий выход летучих веществ затрудняет их воспламенение в топках.

Полуантрациты и антрациты это наиболее старые угли с низким выходом летучих веществ, низкой влажностью и зольностью. Также явля­ются хорошим сырьем для металлургической промышленности.

Горючие сланцы. Благодаря большому содержанию водорода сланцы являются ценным сырьём для производства газа и жидкого топлива.

Нефть. В состав нефти входят: углерод - 80%, водород - 15% и кислород с серой - 5%. При первичной добыче добы­вается только 20% всей нефти (под действием естественного давления), после вторичной - 50-60% (с помощью закачки воды под слой нефти или нагнетания газа выше уровня нефти) и третичной - 90% (при за­качке азота или водяного пара). Высокая удельная теплота сгорания, от­сутствие балласта, лёгкая транспортировка - всё это присуще нефти. Нефть обычно не сжигается как топливо, а идёт на переработку для получения ис­кусственных видов топлива и других продуктов для химической промыш­ленности.

Бензин— горючая смесь лёгких уг­леводородов с температурой кипе­ния от 30 до 200 °C. Плотность около 0,75 г/см³. Температура замерзания ниже −60 °C в случае использования специ­альных присадок.

Бензин получают путем возгонки и отбора фракций нефти, выкипаю­щих в определенных температурных пределах; до 100 °C — бензин I сорта, до 110 °C — бензин специальный, до 130 °C — бензин II сорта, до 270 °C — керосинобыкновенный, примерно до 300 °C — производится отбор масля­ных фракций. Остаток считается мазутом.

Так как запасы нефти ограничены, а не­которым потребителям необхо­димо только жидкое топливо, получаемое в результате переработки нефти, то большое значение приобрёл вопрос о по­лучении жидкого искусственного то­плива - керосина, бензина - из угля, ресур­сов которого гораздо больше. В на­стоящее время имеются 4 основных спо­соба переработки угля в жидкое топ­ливо:

- синтез, в основе которого лежит превращение под давлением угля в смесь горючих газов с использованием при этом водяного пара, воздуха или кислорода;

- экстракция, т.е. термиче­ское растворение угля, причём в качестве растворителей используются веще­ства, участвующие в процессах дальней­шей переработки угля;

- гидрирова­ние (гидрогенизация) - способ, заключающийся в насы­щении угля водородом и взаимодействии угля с содержащими водород веще­ствами при высоких температуре и давлении;

- пиролиз - нагрев угля в отсутствии окислителя.

Ни один из названных способов не имеет явного преимущества над другими, и каждый из них заслуживает дальнейшей разработки.

Естественные горючие газы подразделяется на газы природные и газы нефтяные попутные.

Месторождения, содержащие только природное газовое топливо, в за­висимости от состава последнего делятся на чисто газовые и газоконденсат­ные.

Природные газы преимущественно содержат метан и его гомологи (этан, пропан, бутан и другие). В них также присутствуют углекислый газ, азот, сероводород и другие компоненты. Природные газы – это высокоэкономичное энергетическое топливо, имеющее высокую теплоту сгорания.

Газ чисто газовых месторождений состоит почти из одного метана. Этан и пропан содержатся в общем объеме в незначительных количествах, другие углеводороды и прочие газы практически отсутствуют. При таком со­ставе газ называют бедным или тощим.

Газ газоконденсатных месторождений помимо метана содержит значи­тельное количество высших углеводородов, главным образом пропан и бу­тан. Газ с высоким содержанием гомологов называют богатым или жирным.

Газы нефтяные попутные содержат в значительных количествах гомо­логи, в том числе высокомолекулярные предельные углеводороды, кроме того, в них присутствуют пары воды, углекислый газ, азот, сероводород, ред­кие газы - гелий, аргон. Попутный газ (нефтепромысловый) получают при разработке нефтяных месторождений. Количество газов (в куб. м), приходя­щихся 1 т добытой нефти (т. н. газовый фактор), зависит от условий форми­рования и залегания нефтяных месторождений и может изменяться от 1-2 до нескольких тысяч куб. м/т нефти.

Искусственные газы содержат больше негорючих компонентов (бал­ласта). Газ коксовых печей содержат до 57% водорода, 22% метана, около 7% окиси углерода, остальное – балластные газы. Газ получают в процессе коксования каменного угля, то есть при нагревании его без доступа воздуха до 900—1100 ° С. Теплота сгорания коксового газа около 17000 кДж/кг. До­менный газ содержат около 30% горючих компонентов, остальное - балласт. Поэтому теплота сгорания доменного газа низкая и немного превышает 4000 кДж/кг.

Генераторный газ ( воздушный газ) — газовая смесь, содержащая окись углерода СО и молекулярный водород Н2.

Получают генераторный газ путём пропускания воздуха над раскалён­ным каменным углём или коксом в специальных печах — газогенераторах (КПД процесса 65-70 %). Далее окись углерода смешивается с водяным па­ром и получается водородная составляющая генераторного газа.

Генераторный газ применяется как топливо в металлургической, сте­кольной, керамической промышленности, для двигателей внутреннего сгора­ния, а также для синтеза аммиака.

Водород - высококалорийный газ, который может найти примене­ние в авиации и у многих других потребителей вместо жидкого топ­лива. Большим преиму­ществом водорода является то, что в результате его сжигания образу­ется только водяной пар, вследствие чего не происходит за­грязнения атмо­сферы. Водорода на Земле так много, что его ресурсы можно рассматривать как неисчерпаемые. В настоя­щее время боль­шой инте­рес вызывает вопрос о получении водорода путём электролиза воды и ис­пользовании его вместо дефицитного жидкого топ­лива. Существенно, что электролиз воды может проводиться в часы, когда потребление электри­че­ской энергии относительно невелико, т.е. в ночное время, выходные и празд­ничные дни. Поэтому проведение электролиза воды и получение водо­рода хоть и сопровождается большим расходом электро­энергии, экономиче­ски может оказаться приемлемым.

Получать водород можно, кроме того, с помощью химических про­цес­сов с участием реагентов, содержащих водород, а также катализато­ров. Ис­пользование водорода в энергетике - вопрос перспективный, и он заслужи­вает большого внимания.

Ядерное топливо.Природный уран состоит из трёх изотопов: 238 (99,282 %), 235 (0,712 %) и 234 (0,006 %). Он не всегда пригоден как ядер­ное топливо, особенно если конструкционные материалы и замедлитель ин­тенсивно поглощают нейтроны. В этом случае ядерное топливо изготавли­вают на основе обогащённого урана. В энергетических реакторах на тепло­вых нейтронах используют уран с обогащением менее 6 %, а в реакторах на быстрых и промежуточных нейтронах обогащение урана превышает 20 %. Обогащённый уран получают на специальных обогатительных заводах.

Ядерное топливо делится на два вида:

1) природное урановое, содержащее делящиеся ядра 235 , а также сы­рьё 238 , способное при захвате нейтрона образовывать плутоний 239 ;

2) вторичное топливо, которое не встречается в природе, в том числе 239 , получаемый из топлива первого вида, а также изотопы 233 , образую­щиеся при захвате нейтронов ядрами тория 232 .

Ядерным топливом для термоядерной реакции являются изотопы водорода – дейтерий и тритий. Дейтерий D - это водород Н, но более тяжё­лый, его атомное ядро состоит из протона и нейтрона, а тритий Т - ещё более тяжёлый водород, его атомное ядро состоит из одного протона и двух ней­тронов.

Следует заметить, что тяжёлый изотоп водорода тритий - веще­ство ра­диоактивное, и период его полураспада - около 12 лет. Поэтому три­тий на Земле практически не встречается. Но это не создаёт безвыходного положе­ния. Тритий можно получать из щелочного металла лития (Li) путём бомбар­дировки его атомных ядер быстрыми нейтронами, образующи­мися, в частно­сти, в той же термоядерной реакции слияния ядер дейтерия и трития. Можно даже вместо трития помещать в термоядерный реактор "тритиевое сы­рьё" - литий, и в процессе работы реактора тритий в нужных количествах бу­дет воспроизводиться из лития.

Таким образом, что касается ресурса ядерного топлива для термо­я­дер­ной дейтерий-тритиевой реакции, то в конце концов дело сводится к запасам лития. Действительно, ресурс дейтерия на Земле очень велик, и при исполь­зовании дейтерия, содержащегося в воде морей и океанов (а получе­ние дей­терия из воды рассматривается как дело несложное и экономически вполне оправданное), его запасы по энергетическому эквиваленту во много миллио­нов раз превышают ресурсы всех видов органического топлива, вме­сте взя­тых. В отноше­нии же лития, даже с учётом того, что для получения трития "в дело идёт" только изотоп лития 6 Li, содержащийся в природном литии в ко­личестве 7.4%, можно сказать, что его запасы достаточно велики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...