Глава 1. Понятие и виды законов.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Глава 2. Юридическая сила закона. «Война законов». 2.1 Юридическая сила закона……………………………………………………...11 2.2 «Война законов»………………………………………………………………..13 Глава 3. Законотворчество. Проблемы современного законодательства. 3.1 Законотворчество………………………………………………………………16 3.2 Проблемы современного законодательства…………………………………..26 Глава 4. Юридическая техника. ………………………………………………..32 Глава 5. Действия закона во времени, в пространстве и по кругу лиц. …..37 Заключение………………………………………………………………………….38 Библиографический список………………………………………………………..39 Приложения: Приложение 1. Признаки нормативно-правового акта…………………………..40 Приложение 2. Виды законов в Российской Федерации………………………...41 Приложение 3. Законодательный процесс в Российской Федерации…………..42
Введение Актуальность темы. Вопрос о наивысшей юридической силе закона и об иерархии нормативно-правовых актов в целом является острейшей проблемой современного законодательства. Федеративное устройство российского государства требует слаженной системы законодательства, которая смогла бы обеспечить четкую иерархичность нормативно-правовых актов: превосходство федеральных – над актами субъектов федерации, а Конституции – над всеми действующими в стране нормативно-правовыми актами. Но, в настоящее время, к сожалению такого слаженного механизма не существует и в стране происходит так называемая «Война законов», которая приводит к изданию противоречивых или даже взаимоисключающих правовых актов, которые как бы нейтрализуют друг друга и бездействуют. А ведь именно закон является главным ориентиром и регулятором общественных отношений, от системы законодательства зависит весь государственный механизм и жизнь общества. А в идеале законотворчество должно обеспечивать условия, при которых отсутствуют как пробелы в праве, так и излишняя зарегламентированность общественных отношений. И к этой «золотой середине» необходимо стремиться российскому государству в настоящее время.
Цель данной работы – исследовать место закона в иерархии нормативно-правовых актов. Задачи работы заключаются в том, чтобы рассмотреть иерархию нормативно-правовых актов, определить место закона в ней, рассмотреть виды законов, порядок их принятия, вступления в силу, обозначить элементы юридической техники, проанализировать действие закона во времени, пространстве и по кругу лиц. Предметом исследования являетсязакон как нормативно-правовой акт высшей юридической силы. Объектом исследования является процесс законотворчества. Методы исследования: исторические, аналитические, хронологические, информационные. Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что ее можно использовать в качестве материала к семинару. Структура работы. Работа включает введение, основную часть, заключение, библиографический список, приложения. Для выполнения работы использовались следующие источники: 1) Конституция РФ. 2) ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов, конституционных законов, актов палат Федерального Собрания». 3) " Теория государства и права: учебник " (А.В. Мелехин –Маркет ДС, 2007) 4) " Теория государства и права: учебник" (Н.И. Матузов, А.В. Малько – Юристъ, 2004) 5) " Теория государства и права: учебник для юридических вузов" (под ред. А.С. Пиголкина – ОАО "Издательский Дом "Городец", 2003)
6) А.И. Абрамова «Взаимодействие палат российского парламента в современном законодательном процессе» ("Журнал российского права", 2008, N 7) 7) В.А. Куроптев «Проблемы законодательной техники» ("История государства и права", 2008, N 10) 8) Г.И. Денисов «Юридическая техника: теория и практика» ("Журнал российского права", 2005, N 8) 9) О.А. Иванюк «Качество закона и проблемы юридической техники (Обзор научно-практической конференции) ("Журнал российского права", 2008, N 2) 10) Р.Н. Донченко «Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление» ("Юрист", 2005, N 6)
Dura lex sed lex (лат.) - закон суров, но он закон.
Глава 1. Понятие и виды законов. Нормативный правовой акт - установленный государством акт, содержащий общие правила поведения (норма права). Данная форма права известна всем обществам. По юридической силе нормативные акты делятся на законы и подзаконные акты. (Приложение 1) Постановление Пленума Верховного Суда РФ дает следующее определение нормативного правового акта - "изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом" Нормативный правовой акт, имеющий межведомственный характер - это "акты, содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт". Исторически выделяют две тенденции развития права и закона - европейскую и восточную. В рамках каждой из них существуют свои разновидности верховенства права (и закона): в Европе - англосаксонская и романо-германская, на Востоке - индусская, исламская и т.д. Так, если в Европе еще в древности складывается светская концепция закона, то на Востоке до прихода европейцев понятие закона либо отсутствует, либо имеет иной смысл, нежели в европейском праве, то есть, религиозная концепция закона.
Сами термины "закон", "законодательство" во многих европейских языках происходят от латинского lex (множественное число leges). Роль закона возрастает по мере создания централизованных государств и особенно усиливается в период абсолютизма. Но его верховенство утверждается лишь с наступлением буржуазной эпохи и только в странах романо-германской правовой семьи. Сегодня под верховенством закона в большинстве стран понимают прежде всего верховенство конституции. Конституцию определяют как центр, ядро правовой системы, источник государства и т.д. Неодинаковая юридическая сила иных законов порождает проблему их соподчиненности. Она дополняется проблемой соотношения закона и подзаконных актов, а в федеративных государствах - соотношения нормативных актов федерации и ее субъектов. С тех пор как право приобрело национальный характер, закон в силу его связей с верховной властью государства можно рассматривать как проявление государственного суверенитета. Два аспекта суверенитета - внутренний и внешний - обусловливают и соответствующие аспекты проблемы верховенства закона. В принципе верховенство закона отражает лишь внутренний аспект суверенитета, т.е. верховенство государственной власти внутри страны. Внешний аспект суверенитета проявляется в соотношении закона международного права, значимость этой проблемы возрастает по мере усиления интеграции государств. Европейская доктрина предполагает формальное закрепление закона в системе источников права и наличие политико-правовых гарантий верховенства закона, а также ряда неправовых условий. [3] Верховенство закона неразрывно связано с его легитимностью. Легитимность (от лат. legitimus — согласный с законами, законный, правомерный) — политико-правовое понятие, означающее положительное отношение населения страны, его больших групп, общественного мнения к действующим в конкретном государстве институтам государственной власти, признание их правомерности.
Критерием легитимности законов выступает конституция. Критерием ее легитимности - высшие принципы справедливости. В процессе судебного конституционного контроля происходит отсев не конституционных законов (норм), т.е. по существу их корректировка с позиции легитимности. Одновременно корректируется путем толкования сама конституция. [4] В России законы делятся на конституционные и обыкновенные. К конституционным законам относятся прежде всего сама Конституция и законы, которые упоминаются в Конституции (всего их около 20). Федеральные конституционные законы занимают особое место в российском законодательстве. Особая юридическая сила федеральных конституционных законов состоит в том, что им не должны противоречить обыкновенные федеральные законы. В Конституции Российской Федерации дается перечень вопросов, по которым должны приниматься федеральные конституционные законы. К ним, в частности, отнесены законы: - об условиях и введении чрезвычайного положения, а также режиме военного положения (ст. 56, 87, 88); - о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта, а также об изменении конституционного статуса Федерации (ст. 65, 66, 137); - о государственном гербе, флаге, гимне России (ст. 70); - о референдуме (ст. 84); - об Уполномоченном по правам человека (ст. 103); - о деятельности Правительства (ст. 114); - о судебной системе Российской Федерации, о порядке образования и деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и иных федеральных судах (ст. 118, 128); - о Конституционном Собрании (ст. 135). [1] По органу, принимающему закон, в Российской Федерации различают законы федеральных представительных органов и законы федеральных органов субъектов Федерации. По объему и объекту регулирования законы делятся на общие и специальные. Общие законы посвящены определенной сфере общественных отношений. К ним относятся основы законодательства, основные принципы законодательства, кодексы. Специальные законы регулируют более узкие сферы общественных отношений (например, Законы РФ "О милиции", "О залоге" и др.). Подзаконный нормативный правовой акт - это документ, издаваемый в соответствии с законом и ему не противоречащий, содержащий нормы права, конкретизирующие, детализирующие и организационно обеспечивающие действие закона. Он является понятием собирательным и представляет собой иерархию актов, начиная от высших представительных органов, Президента, Правительства и кончая актами местных органов власти и управления. В федеративном государстве необходимо также различать подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти и субъектов Федерации.
Указом Президента РФ от 5 декабря 1991 г. на Министерство юстиции была возложена функция по государственной регистрации издаваемых министерствами и ведомствами нормативных актов, которые регулируют права и законные интересы граждан или носят межведомственный характер. Постановлением Правительства РФ от 8 мая 1992 г. было утверждено Положение о порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов. Начало регистрации установлено было с 15 мая 1992 г. Новое направление в деятельности Министерства юстиции представляет собой контрольную функцию, преследующую цель обеспечить соблюдение законности. Таким способом исполнительная власть осуществляет внутренний контроль за министерствами и ведомствами, направленный на пресечение возможных нарушений в процессе осуществления ими своих нормотворческих функций. К подобной практике проявляют интерес правительства и органы юстиции государств - участников СНГ (Украина, Казахстан, Узбекистан и др.), а также республики в составе РФ (Карелия, Коми и др.). В некоторых субъектах Федерации органами юстиции введена и успешно осуществляется регистрация нормативных актов, издаваемых органами управления. [3] Множественность источников права наиболее ярко проявляется как отражение возрастающей роли и объема нормотворческой деятельности органов исполнительной власти в таких странах, как Франция, Великобритания, США. Конституция Франции 1958 г., чрезвычайно расширив сферу нормотворческой деятельности исполнительной власти, вместе с тем не определила системы нормативных актов. Не фиксирована, прежде всего, нормотворческая компетенция правительства и центральных органов управления. В Англии можно отметить следующие виды правительственных нормативных актов: постановления, приказы, правила, указания, распоряжения, циркуляры, уведомления. Множественность источников права типична и для США. К разнообразию видов нормативных актов, издаваемых органами исполнительной власти, добавляется еще и неопределенность их соотношения, регулирование однородных вопросов разнородными нормативными актами. Президент США, объединяющий полномочия главы государства, главы исполнительной власти (правительства) и верховного главнокомандующего вооруженными силами, издает следующие виды нормативных актов: исполнительные приказы, административные приказы, планы реорганизации, директивы, прокламации, военные приказы. Министерствами и иными федеральными ведомствами издаются приказы, инструкции, правила производства и процедуры. Нормативные положения формулируются также в актах, носящих самые различные наименования: директива министерства, меморандум министра, циркуляр, публичное заявление. [5]
Таким образом, исторически выделяют две тенденции развития права и закона - европейскую и восточную. В рамках каждой из них существуют свои разновидности верховенства права (и закона). Сами термины "закон", "законодательство" во многих европейских языках происходят от латинского lex (множественное число leges). Роль закона возрастает по мере создания централизованных государств и особенно усиливается в период абсолютизма. Но его верховенство утверждается лишь с наступлением буржуазной эпохи и только в странах романо-германской правовой семьи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|