Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура научных революций

Койре

ОТ МИРА «ПРИБЛИЗИТЕЛЬНОСТИ» К УНИВЕРСУМУ ПРЕЦИЗИОННОСТИ

● Автор размышляет над проблемой, почему Греция не породила собственной физики и технологии, почему за Архимедом не последовал Галилей. Он приходит к выводу, что греческие мыслители к этому просто не стремились, были уверены в невозможности добиться успеха на этом пути.

● «Действительно, создать физику в нашем смысле слова, а не в том, как ее понимал Аристотель, означает применить к действительности строгие, однозначные, точные математические, и прежде всего геометрические, понятия. Предприятие, прямо скажем, парадоксальное, так как повседневная действительность, в которой мы живем и действуем, не является ни математической, ни математизируемой.»

● Греки были уверены, что окружающую действительность нельзя описать математическими формулами. По-другому они относились к астрономии. Для них математическая астрономия возможна, а математическая физика нет, небесные законы не применимы на Земле. Греки измеряли только расстояние, всё остальное они определяли приблизительно, на глаз.

● Койре заостряет внимание на том, что физика и технология, то есть теоритическое и практическое знания, идут рука об руку. Таким образом, он не считает время до Ренессанса упадком науки, поскольку в это время было найдено большое количество практических применений теоретическим знаниям, в эту эпоху создали свои творения многие великие архитекторы.

● Крупным шагом от мира приблизительности к миру прецизионности стало изобретение Галилеем телескопа, а затем и микроскопа. Он впервые использовал точные расчёты перед созданием инструмента. Декарт, в свою очередь, создал первую машину для точной нарезки параболических линз.

● Другой инструмент, изобретение которого приблизило общество к универсуму прецизионности,- хронометр. В античную эпоху время измерялось приблизительно, с помощью песочных или водяных часов. Точного определения времени требовали две отрасли: наука, в первую очередь, физика для точного проведения экспериментов; и мореплавание для определения долготы, так как без знания своего местоположения не может быть безопасного плавания в открытых водах. До изобретения Харрисоном хронометром важнейшими вехами на пути к точному измерению времени были теоретические исследования маятников Галилеем и Гюйгенсом. Именно эти теоретические исследования заразили часовщиков «духом прецизионности» и позволили им создавать точные приборы.

ГАЛИЛЕЙ И ПЛАТОН

● Имя Галилея прочно связано с научной революцией 16 в. Галилей пытался бороться с античными авторитетами, учения которых в то время были парадигмой. Кремопини даже отказывался смотреть в телескоп Галилея, чтобы не увидеть что-то противоречащее общепринятым взглядам.

● Физика Аристотеля, в отличие от физики Нового времени, не признавала инерции. Для Аристотеля любое движение тела существует только при взаимодействии с другим телом, то есть тело можно тащить или толкать. Противоречащее этому утверждению движение свободно брошенного тела Аристотель объясняет влиянием воздуха или среды.

● Аристотель отрицает возможность движения в пустоте. К этому выводу он приходит, исходя из того, что без сопротивления воздуха скорость движущегося тела стремится к бесконечности, то есть оно перемещается мгновенно, а этого быть не может.

● Физике Аристотеля противопоставляется физика «импетуса», считающая, что движение возникает исключительно благодаря внешнему воздействию и может продолжаться после удаления этого воздействия. При отсутствии сопротивления движению «импетус» пребывает бессмертным. Это утверждение очень близко к закону инерции. Против физики Аристотеля обычно выдвигали 2 вида доводов: 1) как может воздух приводить в движение такие большие тела как, например,

● Один из старейших вопросов науки заключается в применимости или неприменимости математического аппарата в физике. Как известно, Платон верил в особенную пригодность математики для физических исследований, в то время как Аристотель придерживался обратной точки зрения. Галилей, первоначально придерживаясь аристотелевских взглядов, позже придёт к платонизму, создав численную теорию движения падающих тел. Согласно Галилею, новая наука является экспериментальным доказательством платонизма.

Абсолютное пространство и абсолютное время в новоевропейской космологии

● Согласно Ньютону, «Абсолютное, истинное, математическое время само по себе, по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью. Относительное, кажущееся или обыденное время есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами внешняя, совершаемая при посредстве какого-либо движения мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени, как-то: час, день, месяц, год»

Таким образом, абсолютное время – это время, не зависящее ни от каких-либо астрономических движений, ни от электромагнитных колебаний между уровнями атома цезия. Все эти величины относительны, поскольку они могут изменяться. Абсолютное же время не изменяется, оно существует независимо от Вселенной, его невозможно измерить. Койре называет его длительностью Бога.

● Про пространство Ньютон пишет так: «Абсолютное пространство по самой своей сущности безотносительно к чему бы то ни было внешнему остается всегда одинаковым и подвижным. Относительное есть его мера или какая-либо ограниченная подвижная часть, которая определяется нашими чувствами по положению его относительно некоторых тел».

Как и время, пространство не связано прямо и существенным образом с миром, или материей. Очевидно, мир существует в пространстве, как и во времени; но если бы не было мира, пространство все-таки было бы. Согласно Ньютону, это было бы пространство бога. Думать так он еще думает, но уже не говорит: он называет пространство абсолютным. Верно, что абсолютное пространство не дано нам прямо; в своем восприятии мы воспринимаем только тела, и именно по отношению к телам — подвижным телам — мы определяем наше пространство или наши пространства. Однако было бы ошибкой признавать, что наши относительные, подвижные «пространства» возможны лишь в неподвижном пространстве.

Кун

Структура научных революций

Конституирование «нормальной науки», образование «горизонта легитимных вопросов»

● Нормальная наука конструируется посредством последовательного накопления фактов, знаний в рамках господствующей парадигмы. Создание нормальной науки начинается со смены парадигм. Вслед за этим ход всех исследований перестраивается в соответствии с новой парадигмой. Нормальную науку интересуют только те вопросы, которые вписываются в концепцию данной парадигмы. Все остальные вопросы/факты она либо игнорирует, либо пытается придумать им объяснение, расширив рамки парадигмы.

РОЛЬ НАУКИ

● История науки по Куну совсем не обязательно представляет собой набор изобретений и открытий, расположенных в хронологическом порядке. Отвергнутые современной наукой концепции не всегда нужно считать ненаучными: часто они не менее, а то и более научные, чем современные.

● Нормальная наука основывается на допущении, что научное сообщество знает, каков окружающий нас мир. Нормальная наука всегда стремится защитить это допущение, часто дорогой ценой, подавляя, например, фундаментальные новшества.

● Аномалии – факты, разрушающие существующую традицию научной практики. Когда нормальная наука больше не может избежать аномалий, начинаются нетрадиционные исследования, которые, в конце концов, приводят всю отрасль к новой системе предписаний, к новому базису для практики научных исследований.

НА ПУТИ К НОРМАЛЬНОЙ НАУКЕ

● Нормальная наука – исследование, опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений, достижений, которые в течение некоторого времени признаются научным сообществом как основа для его дальнейшей практической деятельности.

● Парадигмы – достижения науки, обладающие двумя характеристиками: 1) их создание было в достаточной мере беспрецедентным, чтобы привлечь на свою сторону сторонников конкурирующих взглядов; 2) они были достаточно открытые для того, чтобы новые поколения учёных могли найти в их рамках задачи для исследований.

● Примером смены парадигм может служить смена представлений о природе света. В оптике Ньютона свет принимался за поток материальных частиц, до двадцатого века господствовала идея, берущая своё начало в работах Юнга и Френеля, что свет – поперечная волна. Наконец, Эйнштейном, Планком и др. физиками начала двадцатого века была разработана теория корпускулярно-волнового дуализма света. В античном мире не было смены парадигм, поскольку тогда существовало множество школ, каждая из которых придерживалась своих взглядов.

● Смена парадигм всегда происходит постепенно. Исчезновение старых школ частично обусловлено обращением её членов к новой парадигме. Однако всегда остаются учёные, отстаивающие старые взгляды. В конечном счёте они тоже вынуждены будут поменять свои взгляды, либо их будут просто игнорировать.

ПРИРОДА НОРМАЛЬНОЙ НАУКИ

● Цель нормальной науки – «втиснуть» природу в тесную коробку парадигмы.

● По мнению Куна, обычно существует три центральных момента в исследовании некоторой области фактов: 1) факты, наиболее покзательно передающие суть вещей. К ним относятся, например, уточнение положения звёзд, повышения точности определения удельных весов и т.д.; 2) факты, которые сами по себе не представляют большого интереса, однако могут сопоставляться с предсказаниями парадигмальной теории; 3) разработка теоретической основы парадигмы, включающая в себя, в частности, вычисление значений констант и вывод численных законов.

НОРМАЛЬНАЯ НАУКА КАК РЕШЕНИЕ ГОЛОВОЛОМОК

● По мнению Куна, нормальная наука занимается решением «задач-головоломок». Таким образом, главной мотивацией для нормального учёного является желание добиться успеха, обнаружить закономерности, проверить правильность старых убеждений, то есть найти решение поставленной головоломки.

● Если головоломка не решается при данных условиях игры, учёные вынуждены, в конце концов, изменить эти условия. Так, например, было решено, что ньютоновские законы притяжения неприменимы на малых расстояниях.

АНОМАЛИЯ И ВОЗНИКОНОВЕНИЕ НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ

● Научным открытиям обычно предшествуют аномалии, которые не вписываются в ход исследования. Такие открытия можно назвать случайными, так как они не были запланированы, а были сделаны благодаря аномалиям. Так, например, Лавуазье открыл кислород, а Рентген – излучение, названное впоследствии его именем. Аномальный ход эксперимента позволяет исследователю почувствовать новшество. Учёный направляет ход исследования в новое русло, пытаясь выяснить причину аномалии и, в конечном итоге, при благоприятном стечении обстоятельств делает открытие.

● Некоторые открытия происходят на стыке нескольких парадигм, при отсутствии господствующей парадигмы. Так произошло с изобретением лейденской банки (первого конденсатора).

● Открытие всегда сопровождается трудностями, встречает сопротивление со стороны парадигмы. Лишь многократное повторение аномалии приводит к осознанию некоторых погрешностей в эксперименте или нахождению связей между результатом и тем, что привело к ошибке. В конце концов, аномалия становится ожидаемым результатом. Здесь процесс открытия заканчивается.

● Хотя нормальная наука пытается подавить новые открытия (проявление своеобразного инстинкта самосохранения), именно она является эффективным инструментом для порождения этих открытий. Нормальная наука ведёт к накоплению данных и к уточнению соответствия между теорией и наблюдениями. Кроме того, нормальная наука создаёт специальную технику для регистрации ожидаемых явлений. Таким образом, распознать аномалию может только тот исследователь, который имеет представление об ожидаемом результате. Аномалия проявляется только на фоне парадигмы.

Тоффлер

ТРЕТЬЯ ВОЛНА

Роль науки в индустриальной революции

● Тоффлер выделяет три волны социальных революций, которые повлияли на все стороны жизни общества. Первая волна – сельскохозяйственная революция – началась примерно 8 тыс. лет назад и разделила первобытное и аграрное общество. Вторая волна, возникшая в 17 в., представляла собой индустриальную революцию. Индустриальная цивилизация просуществовала около трёх веков, и в середине 20 в., достигнув своего расцвета, стала постепенно отдавать позиции цивилизации третьей волны – информационной.

● В эпоху индустриальной революции наука была направлена, в основном, на создание машин. Началась она вскоре после открытия Ньютоном закона всемирного тяготения. Законы простейшей механики были необходимы для создания более или менее сложных механизмов. Сначала создавались простейшие механизмы, затем всё более и более сложные, увеличивалась точность нарезки деталей. Был изобретён паровой двигатель, паровоз, самолёт. Позже силами науки на алтарь индустриальной революции было брошено электричество, а затем и ядерная энергия. Индустриализация охватила практически весь мир, достигнув своего апогея в 60-е годы. В это время начинает набирать мощность новая сила – информационная. Суть в том, что она не могла бы родиться без индустриальной науки, которая была направлена на создание машин. Без создания компьютеров не могло возникнуть информационной цивилизации.

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

● Специализация стала одним из главных отличительных признаков индустриального общества. Индустриализаторы делали из крестьян узких специалистов, которые должны были по методу Тейлора многократно выполнять одну и ту же монотонную операцию. Специализация охватила как капиталистическое общество, так и социалистическое. Одним из первых людей, заявивших об экономической выгоде разделения труда, был Адам Смит. Самым ярким «специализатором» был Генри Форд. К тому времени, когда Генри Форд начал производство «Модели Т», в 1908 г. для изготовления одного изделия потребовалось 7882 различные операции. Форд отмечает в своей автобиографии, что из этих 7882 специализированных работ для 949 требовались «сильные, здоровые и практически совершенные в физическом отношении мужчины», для 3338 были нужны мужчины с «обычной» физической силой, большую часть оставшихся могли выполнять «женщины или подростки», и, хладнокровно продолжает он, «мы обнаружили, что 670 могут быть выполнены безногими мужчинами, 2637 — одноногими, две — безрукими, 715 — однорукими и 10 — слепыми».

СИНХРОНИЗАЦИЯ

● В доиндустриальную эпоху люди работали соответственно с природными ритмати, в индустриальную – с ритмами машины. Пунктуальность стала острой социальной необходимостью. Не случайно дети должны были приходить в школу по звону колокола, чтобы затем приходить на фабрику по гудку. Синхронизации подверглись все стороны жизни общества. Дети начинали и заканчивали учебный год в одно и то же время. Госпитали одновременно будили на завтрак всех своих пациентов. Транспортные системы сотрясались в часы пик. Работники радио помещали развлекательные программы в специальные промежутки времени, например «prime time» (т. е. лучшее время, когда большее число слушателей оказывается у приемников). Любой бизнес имел свои собственные пиковые часы или сезоны, синхронизованные с таковыми у его поставщиков и распространителей. Появились специалисты в области синхронизации — от фабричных диспетчеров и табельщиков до автодорожной полиции и хронометристов.

КОНЦЕНТРАЦИЯ

● Ещё один принцип индустриального общества – концентрация. Общества Второй волны практически тотально зависят от в высокой степени сконцентрированных запасов природного топлива. Однако Вторая волна концентрировала не только энергию, но и население, переселяя людей из сельской местности и помещая их в гигантские урбанизированные центры. Она концентрировала рабочих на фабриках, детей - в школах, преступников – в тюрьмах и т.д. Концентрация также затронула и капитал, что проявилось в монополизации практически всех сфер производства крупнейшими компаниями. Как в энергии, населении, трудовой деятельности, образовании, так и в организации экономики принцип концентрации, присущий цивилизации Второй волны, проник очень глубоко — поистине намного глубже, чем любые идеологические различия между Москвой и Западом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...