Невские старты, бега. Беговые общества
И все же наибольшее развитие в России получили рысистые бега. Впервые они состоялись в 1826 году в Лебедяне близ Москвы. Позже очень известными стали бега в Санкт-Петербурге. На этом ипподроме бежали известные на всю Россию Крепыш и Прости, решались судьбы рысистых пород лошадей. Когда же возникли первые стихийные бега в Санкт-Петербурге, сказать трудно, началом же официальных рысистых испытаний следует считать 1846 год, когда Управление Государственным коннозаводством стало ежегодно устраивать беговой круг по замерзшей Неве напротив здания Биржи на Стрелке Васильевского острова и учреждать призы, подчинив эти соревнования особому Комитету. Летом бега и скачки проводились в Царском Селе. Как ни странно, вначале Петербург отставал в части испытаний скаковых и рысистых лошадей как от провинции, так и от Москвы, где второй в России ипподром возник в 1834 году. Годы расцвета бегов в северной столице были еще впереди. Впрочем, если бы современный любитель рысистого спорта побывал на тогдашних бегах, он был бы немало удивлен не только внешними отличиями (рысаки бежали в тяжелых беговых дрожках в русской упряжи, а наездники были одеты по-кучерски), но и самой организацией соревнований. Рысаков пускали поодиночке, победитель определялся по лучшей резвости. Кстати, призы, где лошади стартовали по одной, сохранялись до конца дореволюционной беговой истории. Например, по таким правилам разыгрывался Императорский приз. Дистанция, на которую бежали рысаки, была очень велика – от трех до восьми верст. Эти призы были традиционны, но случались заезды и на тридцать верст. Поэтому сами соревнования были не очень зрелищны: попробуйте на двадцатиградусном морозе дождаться конца хотя бы одного приза, если он разыгрывается с так называемой перебежкой. Правда, лошадей на каждый приз бежало немного: не более двух-трех. Бывали случаи, когда и вовсе на приз была записана только одна лошадь, как это случилось, например, в 1880 году в день открытия Петербургского ипподрома. К бегам допускались лошади только старшего возраста, беговая карьера рысака начиналась с пяти-шести лет.
Правила, конечно, менялись, но медленно. Так, в 1850 году на Царскосельском ипподроме впервые в истории русского рысистого спорта был разыгран трехгитовый приз на дистанцию полторы версты (1600 м). Постепенно обновлялись и рекорды, устанавливали их и на дорожке Царского Села. Так, например, в 1856 году орловский рысак Дружок установил рекорд на три версты (2400 м) – 5.12. Уже в начале 1840-х годов, говоря словами хроникеров «Санкт-Петербургских ведомостей», делались «совершенно грандиозные ставки», причем коммерческие сделки захватывали как «сиятельных», так и простых горожан. К 1859 году среди любителей рысистого спорта, коннозаводчиков и владельцев лошадей созрело решение о создании Санкт-Петербургского общества зимних бегов. Впоследствии оно несколько раз меняло свое название, окончательное звучало как «Императорское Санкт-Петербургское общество поощрения рысистого коннозаводства». К первому и последнему юбилею общества – его пятидесятилетию, пышно отпразднованному, был выпущен прекрасный альбом с фотографиями и родословными лучших лошадей, блиставших в Петербурге, портретами всех членов общества и подробным изложением его истории. Впрочем, в юбилейный 1911 год вышел не только альбом, но и многочисленные брошюры, и специальные номера рысистых журналов, посвященные юбилею. Стоит особо отметить петербургские издания – старейший «Журнал коннозаводства» (первоначально назывался «Журнал коннозаводства и охоты» издан впервые в ноябре 1841г.; от этого издания ведет свою историю нынешний «Коневодство и конный спорт»), «Конский спорт», «Фавориты».
Первым беговым днем общества стало 8 января 1861 года, когда было разыграно четыре приза. В качестве призов использовались красивые серебряные вещи, например, блюдо с изображением бегущих рысаков. Предоставляли эти призы обычно аристократы, увлекавшиеся лошадьми, и великие князья. Денежное поощрение победителям призов, выделенное Управлением Государственного коннозаводства, составляло всего пять тысяч рублей. Зимой беговых дней проводилось немного, ведь сезон ограничивался двумя месяцами – февралем и мартом. По уставу президентом общества являлся Главноуправляющий Государственным коннозаводством. И хотя на этом посту часто бывали замечательные личности, тонкие знатоки коневодства, такие как великий князь Дмитрий Константинович или граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков, все же главную роль в рысистом обществе играли его вице-президенты. Первым из них был Петр Александрович Дубовицкий, владелец обширных имений и конного завода, чьи статьи регулярно появлялись на страницах «Журнала коннозаводства». Он руководил обществом до самой своей смерти в 1868 году. Главной задачей общества была выработка Устава и правил испытаний рысаков. Запретили участвовать в заездах лошадям других пород – шведкам и вяткам, которых раньше можно было видеть на бегах. Отрицательно отнеслось петербургское общество и к заездам троек, считая их слишком демократической забавой, несмотря на их зрелищность и популярность. Не допускались к испытаниям и мерины. Вторым вице-президентом общества стал князь Голицын (он имел конный завод в Орловской губернии, в котором родилось несколько выдающихся рысаков). По натуре князь был человеком консервативным. Например, он стал противником строительства ипподрома, хотя в последний год существования бегового круга на Неве лед провалился, ушла под воду беседка. Хорошо, что это произошло не в беговой день. Тем не менее, князь подал в отставку, когда было принято решение о строительстве ипподрома на Семеновском плацу. Это была территория в самом центре города, граничащая с Витебским вокзалом. Сам Семеновский плац был местом печально знаменитым – именно здесь был прочитан смертный приговор Ф.М.Достоевскому, через несколько минут замененный сибирской каторгой. В 80-е годы ХIХ века место это было достаточно заброшенным, но, чтобы получить его, обществу понадобилась протекция одного из его почетных членов – великого князя Николая Николаевича.
В 1880 году беговой ипподром был построен – с верстовой шоссированной дорожкой и очень крутыми поворотами, что делало петербургскую дорожку на две секунды «тише» московской. В 1881 году на ипподроме появился тотализатор. Петербургский ипподром по значению занимал в России второе место после Московского. Если на Московском ипподроме в начале XX века находилось четыре тысячи лошадей, то в Петербурге – около восьмисот. Однако календарь ипподромов был составлен таким образом, что, выступив в главных призах в Москве, лошади могли приехать на осенне-зимний сезон в Санкт-Петербург. Это позволило публике того времени увидеть всех «звезд» того времени. Вот как вспоминает о них современник А.Н.Зотов, известный русский наездник: «Как сейчас вижу перед собой серого красавца Крепыша и его главную соперницу караковую Прости, поражавшую глубиной груди и низким, легким, четким ходом. Прославленных рекордистов я видел несколько раз, но особенно памятна мне их встреча 14 февраля 1910 года в Интернациональном призе на полторы версты (1600 м). Ехали отдельно на время с поддужными. Интерес к этому соревнованию был настолько велик, что многие любители специально приехали в Петербург из Москвы и других городов. В Петербургском архиве кинофотофонодокументов находится огромное количество фотографий тех лет. Среди них – три изображения «лошади столетия» Крепыша под управлением наездника В.Яковлева. Автор этих снимков – не менее известный К.Булла, единственный из фотографов, удостоенный в России памятника, который находится в Санкт-Петербурге. На другой фотографии – лучший российский наездник, американец Вильям Кейтон. Из всех работавших в России наездников Кейтоны без сомнения были самыми выдающимися. Франк Кейтон появился в России в 90-е годы вместе с двумя сыновьями – Вильямом и Самуилом. Вильяму тогда было восемнадцать, а Самуилу пять лет. Франк Кейтон работал у видных коннозаводчиков того времени, ездил на многих выводных и метисных жеребцах, прославился он и как наставник. Однако слава Вильяма Кейтона затмила славу отца. Современников поражало, как его умение подготовить лошадь к призу, так и с блеском проехать его.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|