Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности защиты прав субъектов налоговых, бюджетных и валютных отношений




 

Особенность налоговых правоотношений состоит в тесном переплетении в них публичного и частного интересов в контексте достижения между ними определенного баланса, высокой доле экономико-финансовых параметров, реализации их как управленческой функции государства, зависимости от состояния всей финансово-экономической системы государства и ее места в мировом хозяйстве. [13] Учитывая обязательный правовой характер налоговых отношений, можно утверждать, что реализация прав, регулируемых отраслью налогового права, вне правоотношения невозможна.

Неисполнение налогоплательщиками своих обязанностей обеспечивается мерами государственного принуждения. Среди них: применение установленных законодательством санкций как мер ответственности за налоговые правонарушения, а также мер к принудительному взысканию недоимок по налогам. Кроме того, в качестве способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налога могут быть использованы: залог имущества, поручительство, пеня, приостановление операций по счетам и наложение ареста на имущество налогоплательщика[14].

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки, включая день уплаты (взыскания), в течение всего срока исполнения налогового обязательства начиная со дня, следующего за установленным налоговым законодательством днем уплаты налога, сбора (пошлины). Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченных сумм налога, сбора (пошлины). Процентная ставка пеней принимается равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день исполнения налогового обязательства. Пени уплачиваются (взыскиваются) после уплаты (взыскания) причитающихся сумм налога, сбора (пошлины).

Принудительное взыскание недоимки по налогу и суммы пеней производится с организаций в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном. Налоговые санкции выражены в форме денежных штрафов.

Вместе с тем, при нарушении прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов), как и других участников налоговых правоотношений, законодательство предусматривает возможности их защиты в административном или судебном порядках.

К средствам (этапам) защиты этих прав и интересов относится обжалование действий налоговых органов. Налоговый кодекс Республики Беларусь, опираясь на ранее принятое законодательство и Конституцию Республики Беларусь, конкретизировал процедуру их обжалования.

Кодекс закрепляет право каждого налогоплательщика обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика или налогового агента они нарушают его права.

Каждый плательщик (иное обязанное лицо) имеет право обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц, если он полагает, что такие решения или действия (бездействие) приняты или произведены с нарушением положений, установленных налоговым или иным законодательством, либо нарушают его права.

Решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу (административный порядок) и (или) в общий либо хозяйственный суд (судебный порядок), если иной порядок обжалования не установлен Президентом Республики Беларусь.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу не исключает права на подачу жалобы в суд. Жалоба на решение налогового органа может быть подана в хозяйственный суд в течение одного года со дня вынесения решения.

Обоснованность назначения внеплановой налоговой проверки, за исключением проводимой по поручению Президента Республики Беларусь, Премьер-министра Республики Беларусь и его заместителей, Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его заместителей, советов по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, в областях и г. Минске, может быть обжалована в вышестоящий налоговый орган либо в Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь (совет по координации контрольной деятельности в области и г. Минске).

Подача жалобы не приостанавливает проведение внеплановой налоговой проверки.

Жалоба на решение налогового органа адресуется в вышестоящий налоговый орган, но подается в налоговый орган, вынесший решение. Поступившая жалоба в течение трех дней направляется вместе с делом в налоговый орган, которому она адресована и который уполномочен ее рассматривать. Жалоба на действие (бездействие) должностного лица налогового органа, кроме жалоб на действия, связанные с административными взысканиями, подается вышестоящему должностному лицу налогового органа.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу налогового органа подается, если иное не предусмотрено законодательством, в течение десяти дней со дня получения решения налогового органа, а при обжаловании действий (бездействия) должностных лиц налогового органа - в течение одного месяца со дня, когда плательщик (иное обязанное лицо) узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Пропуск срока подачи жалобы является основанием для отказа в ее рассмотрении, за исключением случая, когда в случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом налогового органа.

Жалоба подается в письменной форме. К жалобе должны быть приложены обосновывающие ее документы. Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу налогового органа, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления.

Обжалование действий должностных лиц налогового органа, связанных с наложением административных взысканий, производится в соответствии с законодательством.

Жалоба плательщика (иного обязанного лица) рассматривается вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом налогового органа в срок не позднее одного месяца со дня ее получения. По итогам рассмотрения жалобы на решение налогового органа вышестоящий налоговый орган вправе:

оставить решение без изменения, а жалобу - без удовлетворения;

отменить решение полностью или частично;

отменить решение и назначить дополнительную налоговую проверку;

внести изменения в решение.

По итогам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) должностного лица налогового органа вышестоящий налоговый орган или вышестоящее должностное лицо вправе:

удовлетворить жалобу;

оставить жалобу без удовлетворения.

Копия решения по жалобе в течение трех дней со дня его принятия направляется плательщику (иному обязанному лицу) и в налоговый орган, решение или действия (бездействие) должностных лиц которого обжаловались. [15]

Подача жалобы приостанавливает исполнение обжалуемого решения налогового органа.

Права налогоплательщиков на защиту своих законных интересов обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. За неправомерные действия или бездействие они несут ответственность в соответствии с законодательством.

Существенной стороной защиты прав и законных интересов налогоплательщиков являются предусмотренные законодательством гарантии возмещения им убытков, причиненных неправомерными действиями (решениями) или бездействием работников налоговых органов при исполнении своих служебных обязанностей. Эти убытки должны возмещаться за счет средств бюджета.

В целях защиты своих прав налогоплательщик может обратиться в органы прокуратуры Республики Беларусь, которая осуществляет надзор за исполнением законов, включая и налоговое законодательство, за соблюдением прав гражданина, в том числе органами контроля и их должностными лицами.

В финансовом праве бюджетное право представляет такую группу правовых норм, на реализацию которой направлены и от реализации которой зависят нормы других финансово-правовых институтов. Например, правовые нормы, содержащиеся в Налоговом кодексе Республики Беларусь и регулирующие взимание налогов и сборов, направлены, в конечном итоге, на реализацию норм бюджетного права, содержащихся в Бюджетном кодексе республики Беларусь и регулирующих зачисление государственных доходов в бюджеты разных уровней бюджетной системы. В свою очередь, реализация норм бюджетного права через исполнение компетентными органами бюджетных законов (решений) обеспечивает реализацию бюджетными учреждениями, прочими субъектами финансового права норм, регулирующих государственные расходы. Таким образом, бюджетное право непосредственно фокусирует на себе два основных института финансового права: институт (раздел) государственных доходов и институт государственных расходов.

Составной частью всех бюджетных правоотношений являются бюджетно-контролъные отношения. Они имеют место на различных стадиях бюджетного процесса, возникают по поводу различных вопросов бюджетной деятельности, и их участниками являются самые различные органы. [16]

Поскольку все бюджетные отношения возникают по поводу распределения средств государственного или местного бюджета, то и здесь предусмотрены способы защиты прав субъектов этих отношений. При этом, в большинстве своем таким субъектом выступает государство, как собственник государственного бюджета, а нарушителями его прав - субъекты, использующие бюджетные средства. Поэтому в бюджетных правоотношениях предусмотрен несколько иной порядок защиты прав их субъектов. Так, согласно ст.133 Бюджетного кодекса республики Беларусь неисполнение либо ненадлежащее исполнение требований, установленных бюджетным законодательством по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджетов, получению и использованию бюджетных средств, признаются нарушением бюджетного законодательства и влекут применение к нарушителю мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства в соответствии с законом.

За нарушение бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры принуждения:

1.1 приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств;

1.2 взыскание бюджетных средств;

1.3 приостановление расчетов по банковским счетам;

1.4 начисление и взыскание пени;

1.5 иные меры в соответствии с законодательными актами. [17]

Органами, имеющими право на применение мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства, являются:

2.1 Министерство финансов, его территориальные органы, местные финансовые органы;

2.2 органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

2.3 иные уполномоченные органы в соответствии с законодательными актами.

Таким образом, главной особенностью порядка защиты прав субъектов бюджетных правоотношений является применение к нарушителю вышеназванных мер принуждения определенными, строго указанными в законе государственными органами.

Национальная валютная система представляет собой совокупность экономических валютных отношений, посредством которых осуществляется межгосударственный оборот платежных средств, а также формируются и используются валютные ресурсы страны. Национальная валютная система непосредственно связана с мировой валютной системой, представляющей собой совокупность международных валютных отношений, сформированных в связи с эволюцией мирового хозяйства и получивших закрепление в международных соглашениях. [18]

Валютные отношения регулируются нормами, относящимися к различным отраслям права, в том числе финансовому, а также гражданскому, административному, международному, исходя из конституционных норм. При этом финансово-правовые нормы в регулировании валютных отношений сохраняют приоритетное значение.

Валютный контроль можно определить как контроль Правительства, органов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Закон Республики Беларусь "О валютном регулировании и валютном контроле" [19] закрепляет понятие органов валютного контроля.

При осуществлении валютного контроля органы валютного контроля в рамках своей компетенции вправе:

проводить в установленном законодательством порядке проверки осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям, а при наличии оснований - законности происхождения валютных ценностей;

осуществлять контроль за своевременностью представления резидентами и нерезидентами отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;

получать в установленном порядке при проведении проверок документы, содержащие информацию о валютных операциях;

приостанавливать операции по счетам резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь в случаях и порядке, установленных законодательством;

осуществлять иные функции, предусмотренные законодательством.

При этом, в Законе не установлено особенностей защиты прав участников валютных правоотношений. Здесь следует сказать, что при соблюдении участниками таких правоотношений установленных правил, они не будут нуждаться в какой-либо защите, а при нарушении таких правил, соответствующие субъекты будут привлечены к той или иной ответственности, что не повлечет за собой необходимость защиты прав таких субъектов. Что касается обжалования действий государственных органов и их должностных лиц то в данном случае будет применяться общеустановленный порядок их обжалования - административный (в вышестоящий орган) или судебный.


Заключение

 

Защита прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, производится в административном или судебном порядке, что в настоящее время является общим правовым правилом.

Что касается понятия защиты прав субъектов финансовых правоотношений, то оно имеет такую же природу своего происхождения, что и защита прав субъектов правоотношений в общеправовом смысле. Если говорить иначе, то любые действия участников правоотношений в рамках реализации своих прав определенным образом регламентированы действующими законодательными актами. Следовательно, никто из участников правоотношений, в том числе и финансовых правоотношений, не вправе переступать черту дозволенного нормативными актами. Если же один из субъектов правоотношения своими действиями нарушил требования, установленные законом, вторая сторона правоотношений имеет право на защиту своих прав.

Как было сказано выше, защита прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, производится в административном или судебном порядке, что в настоящее время является общим правовым правилом.

Административный порядок действует главным образом в случае применения мер государственного принуждения в данной области к государственным органам и органам местного самоуправления, предприятиям, организациям, учреждениям. Широкая сфера его применения в этом случае вызвана необходимостью оперативных действий в области финансов.

Судебный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений в настоящее время по разным причинам применяется реже, однако он тоже получил широкое распространение. Общие положения о подведомственности при судебном рассмотрении дел по спорам, возникающим в сфере управления, что относится и к финансовой деятельности государства, определены нормами Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь и Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

В отношении граждан преобладающий характер носят конституционные нормы, защищающие права и свободы человека и гражданина, в соответствии с которыми каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод. Применение данных конституционных положений в финансовых правоотношениях означает, что взаимоотношения государства с гражданами (взыскание неуплаченных налогов и сборов, финансовых санкций и т.д.) возможны только в судебном порядке.

Ряд финансовых правоотношений (налоговые, бюджетные, валютные правоотношения) характеризуются некоторыми особенностями в области защиты прав их субъектов. Однако, несмотря на это, во всех случаях предусмотрен один и тот же порядок обжалования действий должностных лиц и государственных органов, если в их действиях имеются признаки противоправного действия. Такой порядок установлен Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь и относится к любому случаю такого обжалования, независимо от отраслевой принадлежности правоотношения, в котором участвует субъект, чьи права были нарушены противоправными действиями государственных органов и должностных лиц.

 


Список используемой литературы

 

1. Конституция Республики Беларусь 1994г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996г. и 17.10.2004г.;

2. Банковский кодекс Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-3 в редакции Закона от 08.07.2008г. №372-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 172, 2/1469).

3. Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь от 16 июля 2008г. № 412-3.

4. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь от 11 января 1999 года № 238-З в редакции Закона от 21 июля 2008 года №417-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 184, 2/1514).

5. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. Закон Республики Беларусь от 29 июня 2006 года № 139-З в редакции Закона от 30 декабря 2006 года № 198-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 4, 2/1292).

6. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь от 19 декабря 2002г. № 166-3 в редакции Закона от 26.12.2007г. №302-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 3, 2/1399).

7. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь от 15 декабря 1998 года № 219-З в редакции Закона от 08 июля 2008 года № 395-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 175, 2/1492).

8. Закон Республики Беларусь "О валютном регулировании и валютном контроле" от 22 июля 2003 года в редакции Закона от 05.01.2008г. № 317-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 14, 2/1414).

9. Востриков Л.Г. Финансовое право. Учебник. - М., Юстицинформ, 2007.

10. Гражданское право: Учебник. В 2ч. ч.2 /под ред. проф. В.Ф. Чигира. - Мн.: Амалфея, 2000.

11. Пилипенко А.А. Налоговое право: Учебное пособие/А.А. Пилипенко. - Мн.: Книжный дом, 2006.

12. Пилипенко А.А. Финансовое право: Учебно-методический комплекс. - Мн.: ФУСТ БГУ, 2003.

13. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева - М.: Юристъ, 2004.

14. Ханкевич Л.А. Финансовое право Республики Беларусь: Практическое пособие. - Мн.: Молодежное научное общество, 2005.

15. Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право / Отв. ред. д. ю. н., проф. Н.И. Химичева. - М.: Норма, 2005.

 A


[1] - См.: Востриков Л.Г. Финансовое право. Учебник. – М., Юстицинформ, 2007. С.13.

[2] - См.: Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право / Отв. ред. д. ю. н., проф. Н. И. Химичева.— М.: Норма, 2005. С.145.

[3] - См.: Пилипенко А.А. Финансовое право: Учебно-методический комплекс. – Мн.: ФУСТ БГУ, 2003. С.132.

[4] - См.: Конституция Республики Беларусь 1994г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996г. и 17.10.2004г. Ст.60.

[5] - См.: Налоговый кодекс Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь от 19 декабря 2002г. № 166-3 в редакции Закона от 26.12.2007г. №302-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 3, 2/1399). Гл.6.

[6] - См.: Налоговый кодекс Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь от 19 декабря 2002г. № 166-3 в редакции Закона от 26.12.2007г. №302-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 3, 2/1399). Ст.56.

[7] - См.: Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь от 16 июля 2008г. № 412-3. Ст.137.

[8] - См.: Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь от 11 января 1999 года № 238-З в редакции Закона от 21 июля 2008 года №417-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 184, 2/1514). Ст.37.

[9] - См.: Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь от 15 декабря 1998 года № 219-З в редакции Закона от 08 июля 2008 года № 395-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 175, 2/1492). Ст.39-41.

[10] - См.: Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь от 11 января 1999 года № 238-З в редакции Закона от 21 июля 2008 года №417-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 184, 2/1514). Гл.29.

[11] - См.: Конституция Республики Беларусь 1994г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996г. и 17.10.2004г. Ст.116.

[12] - См.: Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. Закон Республики Беларусь от 29 июня 2006 года № 139-З в редакции Закона от 30 декабря 2006 года № 198-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 4, 2/1292). Ст.22.

[13] - См.: Пилипенко А.А. Налоговое право: Учебное пособие/А.А.Пилипенко. – Мн.: Книжный дом, 2006. С. 127.

[14] - См.: Налоговый кодекс Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь от 19 декабря 2002г. № 166-3 в редакции Закона от 26.12.2007г. №302-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 3, 2/1399). Ст.49.

[15] - См.: Налоговый кодекс Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь от 19 декабря 2002г. № 166-3 в редакции Закона от 26.12.2007г. №302-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 3, 2/1399). Ст.88.

[16] - См.: Финансовое право: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева — М.: Юристъ, 2004.С.185.

[17] - См.: Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь от 16 июля 2008г. № 412-3. Ст.134.

[18] - См.: Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право / Отв. ред. д. ю. н., проф. Н. И. Химичева.— М.: Норма, 2005. С.404.

[19] - См.: Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» от 22 июля 2003 года в редакции Закона от 05.01.2008г. № 317-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 14, 2/1414). Ст.24.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...