Политические идеи тираноборцев
Идеи тираноборцев классово-истор. сутью были обращены в прошлое. Институты старой сословно-предст. сис-мы, слабо интегр-ное средневек. гос-во, уже пошатнувшийся церков. космополитизм п/вопоставлялся централизующейся полит. власти позднефеод. общ-ва, набиравшей силу единой нац. гос-сти, кот. в принципе выражали тогда прогрессивные тенденции соц. развития. Тираноборцы вели ярост. атаки п/в концентрации в руках монархов абсол. власти, когда появилось “Рассуждение о добровольном рабстве” Этьена Ла Боэси. Монархич. слой отвергался по причине его антиобщ., антигуман. природы. Была предпринята попытка ответить на 2 осн. вопроса: почему миллионы людей сами отказ-ся от свободы, становясь невольниками государей, и благодаря чему государям удаётся достигать этого состояния и удерживать его. Э. Ла Боэси полагал: в стародавние времена властители насилием и обманом отняли у людей естес. присущую им свободу. Постепенно человеч. память забыла это зло; оно укоренилось и стало воспроизв-ся уже силой привычки. Чтобы удержать народ в добровольном рабстве, государи обзаводятся фаворитами, слугами, чиновниками.
30. ППУ в период централизации в Р. Формир-ние и разв-е древнерус. полит-прав. идеологии проходило в усл-х стан-я феод. общ-ва и возник-е гос-сти, ослож-ных внеш. опас-тью. Развив-ся соц. п/воречия, во 2 ½ 11 – нач. 12 вв, необх-сть отраж-я внеш. угрозы со стороны кочев-в и упрочнения независ-ти гос-ва - гл. ист-ки, питавшие осн. содерж-е полит. идеологии. Идеи независ-сти Рус. гос-ва, сильн. княж. власти станов-ся ведущими. Далее по мере упрочнения феод. отнош-й, разв-я процессов феод. раздроб-сти и усил-я внеш. опас-сти пропаганд-ся идеи единения всех рус. земель. Конфликты м/у сторон-ками и п/вниками созд-я единого гос-ва стали опр-ть ведущие напр-я разв-я рус. полит. идеологии в 15 -16 вв. Усил-е власти велик. князей моск-х, успехи политики объед-ния рус. земель отраз-сь в принятии Иваном III титула „самодержец Всея Руси“, а затем и титула „государь Всея Руси“, власть кот. имеет божеств. происх-ние. „Повесть о Флорентийском соборе“, „Послание о Мономаховом венце“, „Сказание о князьях Владимирских“ связаны общей идеей величия моск-х государей, Церковь, получившая освоб-ние от дани тат-монг, приобрела больш. богат-ваÞраскол церков-ков на сторон-ков боярс. оппозиции и их п/вников, поддерж-щих усил-е власти моск. государей. Борьба за укреп-е самодерж-я, за упраздн-е некот. боярс-княж. привил-й усил-сь в период прав-я Ивана IV, утратив религ. оболочку. Мног. аргументы были подготовлены царю И.Пересветовым. Намест-во д.б. отменено, т.к. ослаб-т власть государя, ведет к усобицам. Он предложил некот. налог., суд., воен. и внешнеполит. реформы. Наиб. видным предст-лем оппозиции усил-ю царс. власти стал Курбский. Он не ратовал за восстан-е порядков феод. раздроб-сти. Преимущ-ва централ-ции были очевидны даже для боярс. олигархии. Она стрем-сь лишь к огранич-ю самодержавия, раздел-ю власти м/у царем и бояр-вом. Иван IV отказ-т церкви во вмеш-ве в гос. дела. Истор. усл-я разв-я страны порождали и поддерж-ли идею гос. власти, стоящей высоко над народом. Необх-сть защиты, а затем освоб-ние Руси от ин. захв-ков, раздоры удельн. князей, жесткие формы феод. закрепощ-я крест-ва – способ-вало становл-ю и укреп-ю самодержавия царей. В России не было дуализма дух. и светс. властей. Феод. православ. церковь, добившись гарантий незыблемости церков. имущ-в служила укреп-ю самодержавию. В господст-вших теориях выражен взгляд на царс. власть как на незыблемое.
ППУ моизма и даосизма Влияние Конфуция на Мо-цзи: 1. благо народа – цель управления 2. умеренность. Он явл. сторонником конфуц-ва. Ориг-ность концепции – идея универс. любви: а) преодолеть обособленность и возлюбить друг другаÞ должно внедряться гос-вом адм-ными методамиÞснижение челов. чувств б) о проявлении красоты (о вреде) в) осуждение родственных связей. Концепция возник-ния гос-ва (близка к договор. теории) – жесткая админ. структура. На практике концепция не была применена. Но внесла вклад в полит. кул-ру: идея рав-ва в учениях даосов; идея о значимости знамений неба. За освоб-ние низов общ-ва от гнета, нищеты. Основ-ль даосизма - Лао Цзы. "Дао дэ цзин" ("Книга о дао и дэ"). Дао - это независимый от небес. владыки естес. ход вещей, естес. законом-сть. Дао опред-т законы природы и общ-ва, олицетв-т естес. добродетель и справед-сть; все недостатки (соц-полит. нерав-во, бедность) происходят из-за отклон-я от дао. Дао способно восстан-ть справ-сть, если все пустить на самотек. Существ. роль в даосизме отвод-ся принципу воздерж-я от актив. дей-ий. Власт-лей Лао Цзы призыв-т воздерж-ся от притесн-я народа; критика насилия и войн - все это явл. наруш-м дао. Естес-сть - отказ от культуры. Нет пути для совершен-вания гос-ва в соотв-вии с дао.
Развитие ППУ легизма Основателем легизма явл. Шан Ян. По нему гос-во явл. самоценным явлением; гос-во – совершенно. В концепции происхождения гос-ва выделяет 5 периодов: 1). Догосуд. этап – разобщенность 2). Установление различий м/у людьми 3). Появление ритуалов, чиновниковÞпервоначальное гос-во 4). Период упадка (народ уходит от земледелия – гл. занятие) 5). Гос-во должно перекрыть все нелегальные пути обогащения. Видит выход из полит. кризиса: а) резкое усиление централизован. администрации б) смысл, значение порядка д.б. доведены до кажд. семьи в) необходим жесткий единый закон. Методы достижения этого: 1. принцип матер. стимулирования (уменьш. налогов, увел. льгот) 2. уравнение имуществ 3. метод наказания и наград 4. поощрение доносов Основная идея – гегемония гос-ва; подавление полит. оппозиции. Теория Шан Яна была использована на практике. Но после крушения легизмаÞувел-сь значение конфуцианства. Затем легические воззрения разделяли Шэнь Бу-хай и Ли-куй (экономическое учение)
13. Адм-ная и экон. школы в легизме Легистские воззрения поддерживали и др. видные деятели. Шэнь Бу-хай – трактат «Шень-цзи». В центре доктрины не само гос-во, а его правитель. Предлагает технологию власти, чтобы правитель никому не отдал контроль: 1)выдержка, проницаемость, скрытность 2) принцип недеяния – пассив-сть скрывающая полную насыщенность информацией 3)четкое разделение ƒ чинов-ков с точным определением компетенции каждого 4)четкая субординация. Трактат Гуань-цзы. Концепция Цзин-Чжун (т.е. концепция балансирования): 1. перераспределение излишков с целью пресечения рыночной спекуляции и разорения крестьян 2. создание гос. Зерновых запасов путем приобретения излишек в урожайные годы и продажа в голодные годы 3. обуздание любой предпринимательской деятельности 4. регулирование?? внешней торговли 5. регулирование уровня ростовщического %.
Развитие ППУ в Др. Иране Гл. истор. Источник – Авеста - собрание священных книг. Автор – Спитак. Он стал основоположником зароостризма. Авеста была офиц. религией. Затем в период распространения ислама долго с ним конкурировала (победил ислам). Зароостризм выступал в роли действующего права. Сотавлял прав. основу. Осн. идеи зароостризма: 1) В мире сущ-т 2 начала – добро и зло. Глобальная их война, в кот. участвуют всеÞпринципиальный раскол. Добро – «акурамазда», зло – «анграманью» (дьявол). Акурамазда – гл. бог 2) Забота о трудящихся – гл. отличие 3) Те кто не собл-т правила Акурамазда д.б. наказаны в соотв-вии с законами. Они враги. Борьба имела разл. формы: а) слово б) доброе дело в) мысль. Чел-к обязан знать Авесту. Концепция возникнов-я гос-ва: чел-к кот. был создан богом и выгнан из рая из-за мяса на землю где была опас-сть искупил свой грех (природа суровая; плохие саженцы, жив-ные даны богом). Он должен закрепить свое влияние и заполнить мир добром. Акурамазда дает предписание создать гос-во, цель кот. созд-е мира. Предпис-я: 1.религ. обряды 2.закл-ние дог-ра 3.разл. виды прест-ний 4. семейно-брач. отн-я 5.сослов. стр-ра (жрецы, воины, земледельцы, ремесл-ки)
ППУ Ф. Аквинского Работы о гос-ве и праве: "О правлении властителей", "Сумма теологии". Пытается приспособить взгляды Арис-ля к догматам католич. церкви иÞукрепить ее позиции. От Арис-ля перенял мнение, что чел-к есть "жив-ное общительн. и полит.". Люди объед-ся в гос-ва для удовл-ния тех потреб-стей, кот. по-одиночке удовл-ть не могут. Роль монарха=роли бога. Цель гос-ва - "общее благо", обеспеч-е усл-й для достойной жизни. Треб-ся сослов. иерархия, искл-ние из сферы политики землед-цев, мелк. ремесл-ков и торговцев. Высш. сословие прав-лей олиц-ет собой гос-во. Для док-ва превосх-ва дух. власти над светской, Аквинский рассм-л 3 элемента гос.власти: сущность, форму и использ-ние. Сущность власти - порядок отнош-й господ-ва и подчин-я. Власть - установление божеств. А способы происх-ния и формы власти м.б. дурными и несправ-выми. Польз-ние властью выражается в злоупот-ние ею. Чем больше дей-ия прав-ля отклон-ся от божеств. воли, тем больше прав имеют люди на сопротивл-е. Отличал тиранию от монархии, кот. считал лучш. формой прав-я. Монархия м.б. двух видов: абсолют. и полит. (значит. роль играют светские и дух. феодалы; власть государя огран-на законами).
Предпоч-т полит. монархию. Словом "закон" Аквинский обозначал разл. явл-я. Вечный закон – универсальн. нормы, общие принципы божеств. разума. Естест. закон – отраж-е вечн. закона в человеч. разуме; предпис-т стремиться к самосохр-ю и продолж-ю рода, искать истину. Конкретизацией естест. закона служит человеч. закон. Предназначение - силой и страхом принуждать людей к достиж-ю добродетели. Может меняться. Божеств. закон дан в Библии и необходим по 2 причинам: (1) человеч. закон не способен полностью истребить зло; (2) люди не могут сами прийти к единому представл-ю о правде.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|