Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Судьба великого социолога П. Сорокина




Введение

 

Питирим Александрович Сорокин – крупнейший мыслитель XX в., имя которого в социологии можно поставить в один ряд с великими именами классиков социологии. Питирим Александрович – социолог и философ, чье научное наследие актуально и активно изучается и в наше время. И с течением времени уникальность мышления, научные факты и идеи становятся все более значимыми и широко изучаемыми, сохраняя свою актуальность.

Василий Розанов в очерке «О письмах писателей» со свойственной ему склонностью к преувеличениям предсказывал: «Со временем литературная критика вся сведется к разгадке личности автора или авторов. И вот в этот зрелый, августовский или сентябрьский период истории литературы, письма авторов, посмертно собранные и напечатанные, приобретут необычайный интерес, значительность и привлекательность»[1]. Переписка помогает лучше понимать людей, освещает некоторые персональные черты автора, способствует иногда пониманию эволюции идей ученого. Учитывая, что переписка обычно поздно доходит до анализа ученых по разным причинам (затруднен доступ к архивам, наложено ограничение публичности самим автором, плохая сохранность, неизвестно местонахождение и пр.) возможности исследования личного архива часто бывают ограничены.

Творчество Питирима Сорокина настолько уникально и самобытно, что со временем интерес к его творчеству только растет. Нельзя и обойти стороной его длинную, плодотворную, насыщенную, но в то же время очень трудную жизнь. Связи, знакомства и сотрудничество с широким кругом известных людей так же влияют на становление ученого, его концепций и помогают восстановить картину той научной среды, в которой жил и трудился исследователь.

В данной работе нас главным образом интересует встречи и переписка Питирима Александровича с российскими социологами. Это большое наследие, которым после смерти П. А. Сорокина распоряжается его сын Сергей Сорокин.

Объектом данной работы будут выступать материалы переписок и встреч Сорокина с российскими социологами.

Предмет исследования – формы взаимодействия П. Сорокина с отечественными социологами за рубежом.

Целью данной работы является изучение материалов встреч и переписки Питирима Александровича с российскими социологами.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть основные вехи биографии П. Сорокина;

2. Описать характер встреч П. Сорокина с российскими учеными;

3. Проанализировать переписку П. Сорокина с российскими социологами.

В социологии эта тема изучена достаточно хорошо, издана книга «Питирим Сорокин: избранная переписка». Она подготовлена на основе материалов, которые собрал сын великого социолога Сергей Питиримович Сорокин. Он получил право перевода и издания их в России. Эпистолярное наследие П. А. Сорокина является уникальным памятником культуры, интеллектуальной и общественно-политической мысли. На протяжении всей своей жизни П. А. Сорокин вел и сохранял переписку, которая хранилась в различных зарубежных коллекциях Канады, США и Европы. Письма к Питириму Сорокину приходили с разных уголков мира[2]. В главе «Сорокиниана» публикуется переписка последних лет жизни Питирима Сорокина, в которой решается вопрос о хранении «сорокинианы» – интеллектуального наследия великого учёного. Писали как простые горожане, так и выдающиеся ученые, деятели, политические лидеры.

Переписка не только с отечественными, но и зарубежными социологами изучена различными социологами. А. Ю. Долгов изучил взаимодействие Питирима Сорокина с американским сообществом через переписку[3].

Имеются доклады с выступлений на научных конференциях, посвященные юбилеям со дня рождения Питирима Сорокина.


Судьба великого социолога П. Сорокина

Питирим Александрович Сорокин – известный российско-американский социолог. Существуют различные точки зрения относительно места рождения Питирима Александровича, но в автобиографии «Долгий путь»[4], он указывает, что он родился 21 января 1989 года в селе Турья, Яремеского уезда. Отец – ремесленник, мать – зырянка-крестьянка. Отец был странствующим ремесленником и занимался реставрацией церковной утвари и икон. Питирим, с детства работая с отцом и братом в храмах, испытал мощное влияние ортодоксального христианства, обучаясь «закону божьему» через игру, творческий труд и критическое осмысление окружающего. Таким образом формировался его взгляд на мир и складывалось свое некое мироощущение. Определенное влияние оказали на него и суровые бытовые условия, в результате влияния которых в Сорокине появилась ранняя самостоятельность и твердость духа, уже в 10 лет начал вести самостоятельный образ жизни. Случайно выучился грамоте. Обучался в Гамской второклассной школе, по окончании ее поступил в Хреновскую церковно учительскую школу в Костромской губернии[5]. Там же в 1905 г. вступил в партию эсеров. Год спустя, после недолгого тюремного заключения, П. Сорокин был изгнан из семинарии.

По приезду в Петербург стал заниматься на общеобразовательных курсах, по окончании которых в 1909 поступил в Психоневрологический институт, в 1914 году его окончил с дипломом 1-й степени и был оставлен при кафедре уголовного права и процесса для подготовки к профессорскому званию. В 1916 году сдал магистерский экзамен и в 1917 году был зачислен в приват-доценты Петроградского университета.

После некоторых колебаний Сорокин поступает в только что открытый Психоневрологический институт. Кафедру социологии в нем вели двое ученых с мировым именем – М. М. Ковалевский и Е. Де Роберти. Вместе с Сорокиным в Психоневрологическнй институт поступил и Н. Д. Кондратьев.

Среди друзей Питирима из числа студентов были В. П. Полонский (Гусин), В. И. Спиридонов, Ш. 3. Элиава и И. Т. Смилга, крупные деятели партии и государства, журналист Михаил Кольцов, известный впоследствии психиатр Г. Зильбург и другие. Год спустя, чтобы избежать призыва в вооруженные силы, переводится в Петербургский университет на юридический факультет, где также уделялось много внимания социальной проблематике. Нерегулярно посещал лекции, предпочитая самообразование и изучение вопросов, не входивших в образовательную программу.

В 1910 году Питирим Сорокин отправился в Римье, посетил те места, в которых ему доводилось бывать ранее с отцом и братьями. В этих походах он собирал этнографический, археологический и антропологический материал, в результате чего осенью опубликовал несколько статей, которые были посвящены экономике, быту, верованиям и традиционным институтам зырян.

С 1910 – 1914 гг. – период активной научной деятельности, в это время было опубликовано около 50 трудов, в 1914 году П. А. Сорокин окончил университет с дипломом I ступени и был оставлен при кафедре уголовного права и судопроизводства на 4 года для подготовки я профессорскому званию. В январе 1917 года получил звание приват-доцента Петроградского университета. После февральской революции П. А.Сорокин становится членом Всероссийского Крестьянского Совета, ответственным работником Временного правительства, депутатом Учредительного собрания, соредактором органа ЦК партии социалистов-революционеров «Дело народа», главным редактором «Воли народа».

26 мая 1917 года он женится на Елене Петровне Баратынской, биологе-ботанике, с которой познакомился в 1912 году. Октябрьская революция 1917 года резко обострила поляризацию политических сил в стране и поставила под вопрос созыв учредительного собрания. П. Сорокин и его газета сразу же заняли резко критическую позицию по отношению к «большевистскому перевороту». В результате 2 января 1918 года, за три дня до открытия Учредительного собрания, его арестовали и препроводили в Петропавловскую крепость, где уже почти в полном составе сидели члены Временного правительства, думские лидеры и царские министры. «Основанием» для заключения Сорокина в 63-й камере явилось вздорное обвинение в попытке покушения на жизнь Ленина. 1 марта его освободили по настоянию левого эсера Крамарова, сотрудничавшего с большевиками. Через неделю Сорокин с женой уехал в Москву. В конце мая 1918 года Сорокин, примкнув к заговорщикам, выехал в города В. Устюг, Вологду и Архангельск. Работая статистиком, он разъезжает по уездам и агитирует народ за сопротивление большевикам, непризнание декретов Советской власти и повторный созыв Учредительного собрания. Объявив Сорокина «врагом народа номер один», чекисты начали на него охоту. Несколько недель Питирим Сорокин скрывался конспиративных квартирах, затем, не желая рисковать жизнью тех, кто помогал ему, Сорокин добровольно сдался ЧК. Приговоренный к смерти, он проводит в заключении около двух месяцев, но позже В. И. Ленин дает указание освободить Сорокина, которого доставляют в Москву. 16 декабря 1918 года он выходит из тюрьмы и, прожив несколько дней у Н. Д. Кондратьева, возвращается в Петроград[6]. В письме «Отречение Питирима Сорокина» он отказывался от политической деятельности и заявлял о выходе из партии эсеров и возвращении к культурному просвещению народа. В. И. Ленин в своей статье расценил поступок П. А. Сорокина как «признак поворота целого класса, всей мелкобуржуазной демократии»[7].

В 1919-1920 годах Сорокин возобновил научно-преподавательскую деятельность в университете, Психоневрологическом, Социологическом и Сельскохозяйственном институтах, а также в Институте Народного хозяйства. В 1920 году становится руководителем кафедры социологии университета и 31 января ему без защиты по совокупности работ присваивается звание профессора. Вместе с И. П. Павловым и В. М. Бехтеревым он приступает к изучению влияния массового голода на человеческое поведение, социальную организацию и идеологию общества. Усугубил положение вполне благожелательный отзыв П. А. Сорокина на книгу Н. И. Бухарина «Теории исторического материализма», в которой автором обосновалось новое понимание марксистской социологической теории. В. И. Ленин не переносил самого слова «социология» и резко критиковал Бухарина за увлечение «буржуазной» социологической терминологией. Однако противовесом «антисоциологизму» Ленина по прежнему оставалась традиция русской социологической школы и огромный авторитет самого Питирима Сорокина. Именно поэтому его отзыв на бухаринскнй труд вызвал такое раздражение Владимира Ильича. В сентябре 1922 года Питирим Александрович Сорокин с женой навсегда уезжают за рубеж. После его отъезда, преподавание социологии в учебных заведениях страны отменяется, дисциплина эта объявляется буржуазной наукой и запрещается на долгие 40 лет[8].

28 сентября 1922 г. поезд с группой высланных из России прибыл в Берлин. 3 октября Питирим Сорокин уже выступил с первым из серии своих фундаментальных докладов «О современном состоянии России». 8 октября газета «Руль» известила читателей о лекции Сорокина в Русском доме в Праге. Первую свою статью в эмиграции «Состояние русской социологии за 1918-22 гг.», Сорокин опубликовал уже в октябрьском номере берлинского журнала «Новая русская книга». 21 ноября 1922 г. в газете «Дни» была напечатана статья Сорокина «Современная интеллигенция». Он писал о резком изменении психологии и идеологии большинства представителей русской интеллигенции. На многогранную деятельность Сорокина, на его неординарные взгляды и идеи российская эмиграция реагировала по-разному. Особенно резко спорили с Сорокиным «сменовеховцы», обвиняя его в измене России[9]. В пражском университете был избран профессором социологии. Из-за невозможности вернуться в СССР П. Сорокину пришлось переехать в 1923 в США, где он обрел славу выдающегося социолога. В первой половине XX в. он считается автором теории конвергенции, которую в СССР поддерживал академик А.Д. Сахаров[10].

Свои воспоминания – «Дальняя дорога» П. А. Сорокин завершил так: «Что бы ни случилось в будущем, я знаю теперь три вещи, которые сохраню в голове и сердце навсегда. Жизнь, даже самая тяжелая, – это лучшее сокровище в мире. Следование долгу – другое сокровище, делающее жизнь счастливой и дающее душе силы не изменять своим идеалам. Третья вещь, которую я познал, заключается в том, что жестокость, ненависть и несправедливость не могут и никогда не сумеют создать ничего вечного ни в интеллектуальном, ни в нравственном, ни в материальном отношении»[11].

С конца 80-х годов в России стали переводиться на русский язык и издаваться основные научные труды П. Сорокина, регулярно проводятся международные конференции, ежегодные Сорокинские чтения, создан Международный институт П. Сорокина – Н. Кондратьева, учреждены Золотая и Серебряная медали имени Питирима Сорокина[12].

Жизненный путь Питирима Александровича отмечен лишениями и трудностями. Целеустремленность, любознательность, сила характера, внутренний стержень сделали ребенка из бедной и малообразованной семьи блестящим ученым, авторитетнейшей персоной социологии.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...