И задания для контрольной работы
Дисциплина «Менеджмент»
Для специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)» курс 3 форма обучения заочная уровень образования базовый
Барнаул 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина «Менеджмент» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Коммерция (по отраслям)», обучающихся на заочном отделении. В результате изучения дисциплины студент должен: знать: Ø сущность и характерные черты современного менеджмента; Ø внешнюю и внутреннюю среду организации;
Ø цикл менеджмента; Ø процесс и методику принятия и реализации управленческих решений; Ø функции менеджмента: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта; Ø систему методов управления; Ø стили управления, коммуникации, принципы делового общения; Ø особенности менеджмента в области профессиональной деятельности; уметь: Ø применять в профессиональной деятельности методы, средства и приемы менеджмента; делового и управленческого общения; Ø планировать и организовывать работу подразделения; Ø формировать организационные структуры управления; Ø учитывать особенности менеджмента в профессиональной деятельности. При изучении учебной дисциплины «Менеджмент» необходимо учитывать знания, полученные обучающимися при изучении МДК.01.01 «Организация коммерческой деятельности» и дисциплины «Экономика организации». В свою очередь, учебная дисциплина «Менеджмент», является основополагающей для изучения МДК.02.03 «Маркетинг» и написания дипломного проекта Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов управленческого подхода к решению ситуаций. При изучении дисциплины внимание студентов будет обращено на ее прикладной характер, будет показано, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение 1 Содержание понятия «Менеджмент». 2 Цель и задачи предмета «Менеджмент». 3 Роль предмета «Менеджмент» в подготовке руководителей и специалистов. 4 Межпредметная связь. Раздел 1 Основы менеджмента Тема 1.1 Сущность и характерные черты современного менеджмента 1 Основные аспекты управленческой мысли 2 Зарождение научного менеджмента 3 Школы научного менеджмента
4 Современные подходы к менеджменту 5 Национальные особенности менеджмента Тема 1.2 Организация как объект управления 1 Организация как объект менеджмента. 2 Внешняя среда организации. 3 Внутренняя среда организации. 4 Субъекты и объекты управления. Раздел 2 Цикл менеджмента Тема 2.1 Характеристика составляющих цикла менеджмента 1 Понятие «функция управления». 2 Классификация функций управления, их взаимосвязь 3 Характеристика функций цикла менеджмента. Тема 2.2 Планирование. Стратегические и тактические планы 1 Значение и сущность планирования 2 Система планов. 3 Основные стадии планирования. 4 Понятие и процесс стратегического планирования. 5 Тактическое планирование: сущность, основные этапы, реализация. Тема 2.3 Организация как процесс. Типы структур организации 1 Понятие и содержание организации как функции управления. 2 Принципы построения организационной структуры управления. 3 Типы структур организаций в зависимости от взаимодействия подразделений. 4 Делегирование полномочий и ответственности Тема 2.4 Мотивация потребностей 1 Мотивация и критерии мотивации труда. 2 Ступени мотивации. 3 Содержательные и процессуальные теории мотивации. 4 Мотивация экономическими способами. 5 Мотивация социальными приёмами воздействия. Тема 2.5 Контроль и координация 1 Сущность и значение контроля. 2 Виды контроля. 3 Этапы контроля. 4 Правила контроля. 5 Координация как функция менеджмента Раздел 3 Методы управления Тема 3.1 Система методов управления 1 Основные методы управления: понятие, направленность, содержание, организационная форма. 2 Административные методы управления 3 Экономические методы управления 4 Социально-психологические методы управления Тема 3.2 Принятие управленческих решений 1 Понятие и значение управленческих решений 2 Требования, предъявляемые к управленческим решениям 3 Типы управленческих решений. 4 Методы принятия решений. 5 Уровни принятия решений. 6 Этапы принятия решений Тема 3.3 Коммуникации в организации 1 Понятия общения и коммуникации. 2 Виды коммуникаций 3 Коммуникационный процесс: этапы, элементы, обратная связь и помехи 4 Трудности в развитии коммуникаций в современной организации
5 Информация в системе коммуникаций. 6 Эффективная коммуникация Тема 3.4 Деловое и управленческое общение 1 Деловое общение: сущность, характеристика. 2 Фазы делового общения. 3 Управленческое общение: сущность, назначение 4 Правила устного распоряжения 5 Деловые переговоры. 6 Деловое совещание 7 Телефонные переговоры. Тема 3.5 Управление конфликтами и стрессами 1 Сущность и природа конфликта. 2 Причины возникновения конфликтов. 3 Типы конфликтов. 4 Последствия конфликтов 5 Стресс: сущность, природа и причины. 6 Методы снятия стресса. 7 Взаимосвязь конфликта и стресса. 8 Пути предупреждения стрессовых ситуаций Тема 3.6 Власть, влияние, лидерство 1 Влияние – основа руководства. 2 Власть и её механизм. Баланс власти. Формы власти. 3 Понятие и содержание «лидерства». 4 Подходы к изучению лидерства. 5 Понятие и характеристика стилей руководства
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 1 Анализ внешней среды организации 2 Решение ситуаций по выбору стратегии организации 3 Разработка плана работы подразделения на месяц, квартал, полугодие 4 Формирование организационной структуры предприятия 5 Анализ ситуации: система мотивации в организации 6 Составление плана- схемы проведение контроля 7 Разработка и принятие управленческих решений методом «Мозговой штурм» 8 Принятие решений. Алгоритм решения управленческих проблем. Уровни решения управленческих проблем 9 Анализ ситуаций по коммуникационному процессу в организации 10 Решение ситуаций по деловому общению 11 Разрешение конфликтных ситуаций 12 Проблемы менеджмента современных торговых организаций
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основные источники 1 Виханский, О. С. Менеджмент: учеб. для сред. спец. учеб. заведений / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, 2009. – 284 с. 2 Драчева, Е. Л., Менеджмент: учеб пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Е. Л. Драчева, Л. И. Юликов. – 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288с. 3 Казначевская, Г.Б., Менеджмент: учебник/ Г. Б. Казначевская. – изд. 8-е.- Ростов н/Д:Феникс,2008. – 346 с.
4 Менеджмент: учебное пособие/ кол. авторов; под ред. М.Л. Разу. – М.: КНОРУС, 2008. – 320с.
Дополнительные источники
5 Кабушкин, Н. И., Основы менеджмента: учеб. Пособие/ Н. И. Кабушкин. – 11-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2009. – 336с. 6 Мескон, Майкл Х. Основы менеджмента /М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури.-М.: Вильямс, 2008.-719 с. 7 Рожкова, Т. А., Менеджмент: курс лекций/ Т. А. Рожкова. – Барнаул,2010. – 158с.
Интернет-ресурсы
8 http://www.aup.ru/library/ - Электронная библиотека электронной и деловой литературы. 9 http://ecsocman.edu.ru/ - Федеральный образовательный портал - экономика, социология, менеджмент. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
В соответствии с учебным планом в процессе изучения дисциплины «Менеджмент» студенты выполняют домашнюю контрольную работу, которая состоит из 10 вариантов. Каждый вариант контрольной работы содержит теоретический, тестовый и практический вопросы. Контрольная работа выполняется по желанию обучающегося в школьной тетради, на обложку которой наклеивается титульный лист, на нем студент указывает: фамилию, имя, отчество, номер группы, личный шифр, название дисциплины, вариант контрольной работы, или в печатном варианте с соблюдением стандарта оформления. Контрольная работа должна быть выполнена в установленный графиком срок и написана грамотно, аккуратно, логично, разборчиво, без сокращения слов, с полями для замечаний преподавателя. Приступая к выполнению контрольной работы, студент должен написать вопрос, указав его номер, а затем давать ответ. Ответы на вопросы следует излагать самостоятельно, не допуская дословного переписывания текста из учебника. Практический вопрос по возможности, должно быть, дополнен таблицами, схемами, которые необходимо составлять в соответствии с требованиями, и документами, используемыми на предприятии. Контрольная работа выполняется строго по своему варианту. В конце контрольной работы указывается перечень использованных источников, ставится дата выполнения и личная подпись. Необходимо оставить 1-2 чистых листа для рецензии преподавателя. Студенты, получившие ЗАЧТЕННУЮ контрольную работу после проверки, должны внимательно ознакомиться с рецензией и, с учетом замечаний и рекомендаций, сделать письменную доработку в этой же тетради. Второй раз эта тетрадь на проверку не сдается. НЕЗАЧТЕННАЯ контрольная работа выполняется студентами повторно в новой тетради и сдается вместе с незачтенной работой на проверку преподавателю. Практический вопрос контрольной работы необходимо раскрыть в соответствии со следующим планом:
Краткая организационная характеристика предприятия. 1 Полное наименование и юридический адрес. 2 Сфера деятельности (выпускаемая продукция, оказываемые услуги) 3 Характеристика организационной структуры. 3.1 Тип организационной структуры 3.2 Уровни управления и нормы управляемости 4 Практический вопрос согласно варианта контрольной работы.
ВЫБОР ВАРИАНТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Вариант контрольной работы определяется по последней цифре шифра студента. ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ВАРИАНТ 1 Теоретический вопрос: Значение школы человеческих отношений в эволюции менеджмента как науки. Тестовый вопрос: Укажите формы власти: · Власть, основанная на знаниях · Власть, основанная на доверии · Власть, основанная на участии · Власть, основанная на примере Практический вопрос: С позиции руководителя укажите оптимальные методы управления, которые необходимо применять в Вашей организации. Ответ обоснуйте.
ВАРИАНТ 2 Теоретический вопрос: Классическая школа менеджмента. Тестовый вопрос: Укажите неверный этап стратегического планирования: · Формирование миссии организации · Обследование сильных и слабых сторон организации · Выбор тактики · Установление целей организации Практический вопрос: С позиции руководителя оптимизируйте коммуникационный процесс Вашей организации. Ответ обоснуйте.
ВАРИАНТ 3 Теоретический вопрос: Опыт менеджмента в США. Тестовый вопрос: Укажите требования, предъявляемые к управленческому решению: · Доброта · Стимулирующий характер · Оформление в приказе · Научная обоснованность Практический вопрос: С позиции руководителя определите возможные причины конфликтов и пути их решения руководством в Вашей организации. Ответ обоснуйте. ВАРИАНТ 4 Теоретический вопрос: Опыт менеджмента в ФРГ. Тестовый вопрос: Укажите характеристики, присущие руководителю, применяющему авторитарный стиль руководства: · Подбором кадров не занимается · Держит дистанцию, не общителен · Все знает - все умеет · Поощряет инициативных работников, использует их в интересах дела Практический вопрос: Предложите методы мотивации персонала Вашей организации, которые в данный момент не используются. Ответ обоснуйте. ВАРИАНТ 5 Теоретический вопрос: Опыт менеджмента в Японии. Тестовый вопрос: Укажите организационно-распорядительные методы управления персоналом: · Должностная инструкция · Правила внутреннего трудового распорядка · Заработная плата · Грамота за успехе в работе Практический вопрос: Предложите методы оптимизации управленческих решений в Вашей организации. Ответ обоснуйте. ВАРИАНТ 6 Теоретический вопрос: Основные положения системы менеджмента Ф.Тейлора. Тестовый вопрос: Укажите методы решения конфликтов в организации: · Система вознаграждений · Общеорганизационные цели · Корпоративные мероприятия · Увольнение Практический вопрос: Предложите оптимизацию системы контроля в Вашей организации. Ответ обоснуйте. ВАРИАНТ 7 Теоретический вопрос: Принципы управления А. Файоля. Тестовый вопрос: Укажите неверный элемент коммуникаций в организации · Отправитель · Абонент · Сообщение · Канал Практический вопрос: Установите с позиции руководителя цели для Вашей организации на ближайшие год, три, пять. Разработайте план по их достижению. Ответ обоснуйте. ВАРИАНТ 8 Теоретический вопрос: Развитие управленческой мысли в России. Тестовый вопрос: Укажите формы власти · Власть, основанная на доверии · Власть, основанная на участии · Экспертная власть · Власть, основанная на вознаграждении Практический вопрос: Разработайте план подготовки и проведения делового совещания в Вашей организации. Ответ обоснуйте. ВАРИАНТ 9 Теоретический вопрос: Современные подходы в менеджменте (процессный, системный, ситуационный). Тестовый вопрос: Укажите социально-психологические методы управления персоналом: · Перспектива карьерного роста · Приказ · Премиальные выплаты · Корпоративные обеды Практический вопрос: Предложите оптимальный стиль руководства в Вашей организации. Ответ обоснуйте. ВАРИАНТ 10 Теоретический вопрос: Специфика менеджмента в России. Тестовый вопрос: Укажите вид контроля, который создает базу для вознаграждения персонала: · Текущий · Предварительный · Заключительный · Итоговый Практический вопрос: Разработайте план подготовки и проведения деловых переговоров с поставщиком Вашей организации. Ответ обоснуйте. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА
При определении итоговой оценки по дисциплине будут учитываться следующие позиции: - уровень выполнения контрольной работы, - уровень выполнения аудиторных практических заданий, - уровень теоретических знаний по дисциплине
Вопросы для проведения дифференцированного зачета 1 Алгоритм принятия управленческих решений. 2 Виды контроля. 3 Виды планов. 4 Власть и ее механизм. Формы власти. 5 Внешняя среда организации. 6 Внутренняя среда организации. 7 Делегирование полномочий и ответственности 8 Значение школы человеческих отношений в эволюции менеджмента как науки. 9 Классическая школа менеджмента. 10 Коммуникации в организации. Преграды в организационных и личных коммуникациях. 11 Контроль: сущность, этапы. 12 Методы принятия управленческих решений 13 Миссия организации. 14 Мотивация и критерии мотивации труда. 15 Мотивация как функция управления. 16 Мотивация экономическими способами. 17 Опыт менеджмента в США. 18 Опыт менеджмента в ФРГ. 19 Опыт менеджмента в Японии. 20 Организационно-распорядительные методы управления. 21 Организационные структуры управления по взаимодействию подразделений. 22 Организация как объект менеджмента. 23 Основные положения Ф.Тейлора. 24 Планирование как функция управления. 25 Подход к лидерству с позиции личных качеств. 26 Понятие и содержание организации как функции управления. 27 Правила устного распоряжения. 28 Принципы делового общения. 29 Принципы управления по А. Файолю. 30 Проведение делового совещания. 31 Проведение деловых переговоров. 32 Процессуальные теории мотивации 33 Современные подходы в менеджменте (процессный, системный, ситуационный). 34 Содержание понятия “Менеджмент”. 35 Содержательные теории мотивации. 36 Социально-психологические методы управления. 37 Специфика менеджмента в России. 38 Способы моральной мотивации труда. 39 Стили руководства: авторитарный, либеральный, демократический. 40 Стратегическое планирование. 41 Субъекты, объекты управления в менеджменте. 42 Сущность “функции управления”. Классификация функций управления, их взаимосвязь и взаимообусловленность. 43 Сущность и значение контроля. 44 Сущность управленческих решений. Типы решений и требования, предъявляемые к ним. 45 Тактическое планирование. 46 Техника телефонных переговоров. 47 Формирование организационной структуры предприятия. 48 Цели и задачи дисциплины «Менеджмент». 49 Цикл менеджмента. 50 Экономические методы управления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|