Тема 2.5 Оценка эффективности предпринимательской деятельности
И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Дисциплине «Основы предпринимательской деятельности»
Для специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)» курс 3 форма обучения заочная уровень образования __ базовый ________
Барнаул 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Основы предпринимательской деятельности» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Коммерция (по отраслям)», обучающихся на заочном отделении. Контрольная работа позволяет студентам показать владение основными понятиями в области торговли, усвоения основных закономерностей данной отрасли.
В результате изучения дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» студенты должны знать: - понятие, содержание предпринимательской деятельности; - историю развития предпринимательства в России и странах Европы; - объекты, субъекты и цели предпринимательства; - внутренняя и внешняя среда предпринимательской деятельности; - принятие предпринимательского решения: типы предпринимательских решений и экономические методы принятия предпринимательских решений; - понятие культуры предпринимательства. уметь: - определять объекты и субъекты предпринимательской деятельности; - определять внешнюю и внутреннюю среду, факторы её формирующие; - различать виды предпринимательства; - разрабатывать структуру предпринимательской деятельности; - применять этические нормы предпринимательства; - производить оценку предпринимательской деятельности. Дисциплина «Основы предпринимательской деятельности» имеет межпредметную связь с другими дисциплинами, такими как: «Основы экономики», «Коммерческая деятельность», «Маркетинг», «Менеджмент» и т.д. Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов знаний в области организации торговой деятельности в РФ. При изучении дисциплины внимание студентов будет обращено на ее прикладной характер, будет показано, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1 Типология предпринимательства Тема 1.1 Понятие и содержание предпринимательской деятельности Понятие предпринимательства, виды и формы предпринимательской деятельности. Основы регулирования предпринимательской деятельности. Экономические, социальные и правовые условия, необходимые для формирования предпринимательства. Общие теории предпринимательства, работы экономистов о предпринимательстве и предпринимателе.
Тема 1.2 История развития предпринимательства в России и в странах Европы. Развитие предпринимательства в России9 – 13 века, петровский период. Екатерининские реформы, предпринимательство в 17 – начало 19 веков в России. Развитие предпринимательства в Европе с 17 – 19 века.
Тема 1.3 Объекты, субъекты и цели предпринимательства Понятие системы предпринимательства, ее структура. Понятие объекта, субъекта предпринимательства. Предмет, механизм и процесс предпринимательства.
Тема 1.4 Организационно – правовые и организационно – экономические формы предпринимательской деятельности Этапы государственной регистрации предприятий в соответствии с ГК РФ и НК РФ.
Раздел 2 Предпринимательская среда Тема 2.1 Понятие предпринимательской среды Определение внутренней и внешней предпринимательской среды.
Тема 2.2 Предпринимательский риск Понятие предпринимательского риска. Источники возникновения риска, виды риска.
Тема 2.3 Этика и культура предпринимательства Сущность и понятие предпринимательской культуры, направления делового этикета. Организация переговоров, тактика ведения переговоров, формы завершения переговоров, культура соблюдения условий соглашений и обязательств. Тема 2.4 Предпринимательское решение Понятие предпринимательского решения, технология его принятия. Методы анализа предпринимательского решения. Товарная стратегия, ограничение её выбора. Тема 2.5 Оценка эффективности предпринимательской деятельности Экономические методы оценки эффективности: сравнительный анализ показателей деятельности, подсчет убытков и анализ их возникновения.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
1. Изучение организационно – правовых форм в соответствии с ГК РФ. 2. Исследование и анализ внешней среды. 3. Изучение свойств риска и способов его уменьшения.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основная 1. Власова, В. М. Основы предпринимательской деятельности: учеб. пособие / В. М. Власова. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 494 с.
2. Гончарук, В. А. Развитие предприятия: учеб. пособие / В. А. Гончарук. - М.: Дело, 2005. – 208 с. 3. Горфинкель, В. Я. Предпринимательство: учебник / В. Я. Горфинкель, Г. Б. Поляк. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 581 с. 4. Лапуста, М. Г. Предпринимательство: учебник / М. Г. Лапуста. - М.: ИНФРА-М, 2002.- 520 с.
Дополнительная
5. Браун, Е. Деловая этика русской элиты / Е. Браун // Управление персоналом. - 2000. - № 11. - С. 66-73. 6. Герчикова, И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности / И. Герчикова // Маркетинг. - 2000. - № 5. - С. 104-113. 7. Давыдова, Р. Т. Развитие малого предпринимательства в системе экономики производственно-промышленных систем / Р. Т. Давыдова // Юрист. - 2004. - № 8. – С. 14-21.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
В соответствии с учебным планом в процессе изучения дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» студенты выполняют домашнюю контрольную работу, которая состоит из 10 вариантов. Каждый вариант контрольной работы содержит три теоретических вопроса и одну задачу. Контрольная работа выполняется в школьной тетради, на обложку которой наклеивается титульный лист, на нем студент указывает: фамилию, имя, отчество, номер группы, личный шифр, название предмета, вариант контрольной работы. Контрольная работа должна быть выполнена в установленный графиком срок и написана грамотно, аккуратно, разборчиво, без сокращения слов, с полями для замечаний преподавателя. Приступая к выполнению контрольной работы, студент должен написать вопрос, указав его номер и условие задачи, а затем давать ответ. Ответы на вопросы следует излагать самостоятельно, не допуская дословного переписывания текста из учебника. При решение задач необходимо пользоваться источниками указанными в списке основных источников. По предложенным задачам, следует иметь в виду, что цифры даны условно, что обусловлено учебными целями. Контрольная работа выполняется строго по своему варианту. В конце контрольной работы указывается перечень использованных источников, ставится дата выполнения и личная подпись. Необходимо оставить 1-2 чистых листа для рецензии преподавателя.
Студенты, получившие ЗАЧТЕННУЮ контрольную работу после проверки, должны внимательно ознакомиться с рецензией и, с учетом замечаний и рекомендаций, сделать письменную доработку в этой же тетради. Второй раз эта тетрадь на проверку не сдается. НЕЗАЧТЕННАЯ контрольная работа выполняется студентами повторно в новой тетради и сдается вместе с незачтенной работой на проверку преподавателю.
ВЫБОР ВАРИАНТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа выполняется по варианту, который зависит от шифра зачетной книжке студента. Вариант определяется в зависимости от двух последних цифр шифра. В таблице по горизонтали размешаются цифры от 0 до 9, каждая из которых – последняя цифра шифра. По вертикали также размещены цифры от 0 до 9, каждая из которых – предпоследняя цифра шифра студента. Пересечение горизонтальной и вертикальной линий определяет клетку с номерами вопросов контрольной работы.
Варианты контрольной работы
ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. История развития предпринимательства: этапы развития в Древней Руси. 2. История развития предпринимательства: этапы развития в царской России. 3. История развития предпринимательства: этапы развития в Советском Союзе и современной России. 4. Понятие предпринимательства: общая характеристика в соответствии с ГК РФ и др. источниками. 5. Виды и формы предпринимательской деятельности. 6. Понятие спроса и предложения, их объем и функции. 7. Закон спроса и предложения, их эластичность. 8. Понятие издержек, их виды, понятие прибыли, её виды. 9. Объект, субъект предпринимательства. 10. Предмет, механизм и процесс предпринимательства. 11. Организационно – правовые формы в соответствии с ГК РФ. 12. Коммерческие структуры: розничные, оптовые предприятия. 13. Этапы государственной регистрации предприятий в соответствии с ГК РФ и НК РФ. 14. Понятие равновесия, цена равновесия.
15. Определение внутренней и внешней предпринимательской среды. 16. Элементы внутренней среды предпринимательства, её факторы. 17. Сущность и понятие предпринимательской культуры. 18. Направления делового этикета. 19. Организация переговоров и тактика ведения переговоров. 20. Экономические методы оценки эффективности: общая характеристика. 21. Методы контроля предпринимательской деятельности: финансовый, управленческий. 22. Понятие товара, его свойства. 23. Понятие предельной полезности, закон предельной полезности. 24. Понятие спроса и предложения, их объем и функции. 25. Тип рынка: чистая конкуренция, олигополия. 26. Тип рынка: чистая монополия. 27. Тип рынка: монополистическая конкуренция. 28. Понятие риска. 29. Виды риска и причины его возникновения. 30. Способы снижения степени риска. Задания: 31. Этапы государственной регистрации в ИФНС общества с ограниченной ответственностью.
32. Этапы государственной регистрации в ИФНС открытого акционерного общества. 33. Этапы государственной регистрации в ИФНС индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.
34. Вы проработали уже 30 лет на одном предприятии и, наконец- то, ценой невероятных усилий и лишений купили себе автомобиль. Как вы будете его использовать? Какова его предельная полезность? От чего в этих ситуациях зависит предельная полезность автомобиля? Составьте таблицу общей (суммарной) и предельной полезности автомобилей (количество автомобилей увеличивается от одного до десяти). Нарисуйте графики общей (суммарной) и предельной полезности автомобилей (по оси ох откладывайте количество автомобилей, по оси оу – величину полезности – общей для первого графика и предельной – для второго). Какие выводы вы можете сделать из таблиц и графиков?
35. В алюминиевой промышленности США до конца второй мировой войны все производство алюминия было сосредоточено на предприятиях одной фирмы – «Алкоа». Для разрушения монопольной ситуации государство выделило из бюджета субсидии на создание двух конкурирующих фирм – «Рейнолдс» и «Кайзер». 1) Какая рыночная модель возникла на месте какой рыночной модели, действовавший в производстве алюминия? 2) Какими другими способами могло быть нарушено монопольное положение фирмы «Алкоа»?
36. Можно ли считать фирму «СМ» («Смерть мышам»), расположенную в Тамбове и производящую мышеловки, чистым монополистом, если: а) эта фирма является единственной в Тамбове, выпускающей мышеловки; б) кроме «СМ» есть еще две фирмы в России (в Пскове и Хабаровске), которые также выпускают мышеловки; в) кроме фирмы «См» имеется фирма «Ландыш», производящая женские духи и антимышиные аэрозоли; занимающиеся дрессировкой домашних котов, действует платная служба борьба с грызунами?
37. В каком-то ограниченном районе около тридцати фермеров выращивают картофель. Кроме них, никто в этом районе картофель не выращивает и не продает. Каждый из фермеров занимается картофелеводством в одиночку, «на свой страх и риск». Проблемы у них общие: высокие издержки, поиски улучшенных сортов, плохие хранилища, зависимость от транспорта. Обдумав ситуацию, фермеры пришли к выводу о необходимости объединяться. Какие варианты объединение было фермером выгодно? Как будет называться данная модель рынка?
38. Укажите, к постоянным или переменным издержкам относятся следующие затраты предприятия: А). сырье и материалы; Б). амортизация станков и оборудования; В). Заработная плата специалистов и служащих; Г). Амортизация зданий цехов и заводоуправления; Д). плата за аренду склада готовой продукции; Е). отопление и освещение цехов и заводоуправления; Ж). топливо и энергия для технологических целей; З). затраты на гарантийное обслуживание и ремонт.
39. На строительство производственного корпуса фирмы «Галс» авансировала 100 млн. дол., на приобретение станков и оборудования – 80 млн., на закупку сырья и полуфабрикатов - 20 млн., на топливо – 5 млн., на наем рабочей силы – 40 млн.дол. Определите стоимость основного и оборотного капитала фирмы «Галс».
40. Истории известно множество случаев, когда в условиях экономического кризиса (спада производства) производители (продавцы) не просто припрятывают товар, а скорее готовы его уничтожить, чем пустить в свободную продажу. Чего стоят телерепортажи о целых свалках колбас, кур, других продуктов питания в то время, как остро ощущается их недостаток, а население стоит на грани нищеты! Объясните такое поведение производителей, если эта ситуация наблюдается: а) при свободных рыночных ценах; б) в условиях фиксированных государственных цен.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА
При определении итоговой оценки по дисциплине будут учитываться следующие позиции: - уровень выполнения контрольной работы, - уровень теоретических знаний по дисциплине, - уровень решения задач по организации торговли и умение формировать выводы.
1. История развития предпринимательства: этапы развития в Европе. 2. История развития предпринимательства: этапы развития в Древней Руси. 3. История развития предпринимательства: этапы развития в царской России. 4. История развития предпринимательства: этапы развития в Советском Союзе и современной России. 5. Понятие предпринимательства: общая характеристика в соответствии с ГК РФ и др. источниками. 6. Виды и формы предпринимательской деятельности. 7. Проблемы развития предпринимательства. 8. Объект, субъект предпринимательства. 9. Организационно – правовые формы в соответствии с ГК РФ. 10. Коммерческие структуры: розничные, оптовые предприятия. 11. Этапы государственной регистрации предприятий в соответствии с ГК РФ и НК РФ. 12. Факторы, влияющие на выбор организационно – правовой формы. 13. Понятие товара, его свойства. 14. Понятие предельной полезности, закон предельной полезности. 15. Понятие спроса и предложения, их объем и функции. 16. Закон спроса и предложения, их эластичность. 17. Спрос и его эластичность на деньги. 18. Понятие равновесия, цена равновесия. 19. Государственное регулирование рыночного равновесия. 20. Тип рынка: чистая конкуренция. 21. Тип рынка: чистая монополия. 22. Тип рынка: монополистическая конкуренция. 23. Тип рынка: олигополия. 24. Понятие издержек, их виды. 25. Понятие прибыли, её виды. 26. Структура бухгалтерских издержек. 27. Структура экономических издержек. 28. Определение внутренней и внешней предпринимательской среды. 29. Элементы внутренней среды предпринимательства, её факторы. 30. Сущность и понятие предпринимательской культуры. 31. Направления делового этикета. 32. Организация переговоров. 33. Тактика ведения переговоров. 34. Формы завершения переговоров. 35. Культура соблюдения условий соглашений и обязательств. 36. Экономические методы оценки эффективности: общая характеристика. 37. Сравнительный анализ показателей деятельности, подсчет убытков и анализ их возникновения. 38. Методы контроля предпринимательской деятельности: финансовый, управленческий. 39. Понятие инновационного предпринимательств, формы инновационных предпринимательских предприятий. 40. Экономическая сущность лизинга и его развитие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|