Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2.5 Оценка эффективности предпринимательской деятельности

И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

Дисциплине «Основы предпринимательской деятельности»

 

 

Для специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»

курс 3 форма обучения заочная

уровень образования __ базовый ________

 

Барнаул 2013

Рассмотрено на заседании ПЦК Протокол №__ от «___»_____ 20___г   Председатель: А. А. Кочеткова ______________     Преподаватель: Е. В. Балакирева _____________ Согласовано: ________________ зав. заочным отделением Н.Н. Алымова   Составлены в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности: 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)» Заместитель директора по УВР: ________________ Т.А. Рожкова «___»________________ 20__ г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………...  
Программа учебной дисциплины……………………………………………..  
Перечень практических занятий………………………………………………  
Список рекомендуемых источников………………………………………….  
Методические указания по выполнению контрольной работы……………..  
Выбор варианта контрольной работы………………………………………...  
Варианты контрольной работы……………………………………………….  
Вопросы для экзамена……………………...………………………………….  

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дисциплина «Основы предпринимательской деятельности» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Коммерция (по отраслям)», обучающихся на заочном отделении. Контрольная работа позволяет студентам показать владение основными понятиями в области торговли, усвоения основных закономерностей данной отрасли.

В результате изучения дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» студенты должны знать:

- понятие, содержание предпринимательской деятельности;

- историю развития предпринимательства в России и странах Европы;

- объекты, субъекты и цели предпринимательства;

- внутренняя и внешняя среда предпринимательской деятельности;

- принятие предпринимательского решения: типы предпринимательских решений и экономические методы принятия предпринимательских решений;

- понятие культуры предпринимательства.

уметь:

- определять объекты и субъекты предпринимательской деятельности;

- определять внешнюю и внутреннюю среду, факторы её формирующие;

- различать виды предпринимательства;

- разрабатывать структуру предпринимательской деятельности;

- применять этические нормы предпринимательства;

- производить оценку предпринимательской деятельности.

Дисциплина «Основы предпринимательской деятельности» имеет межпредметную связь с другими дисциплинами, такими как: «Основы экономики», «Коммерческая деятельность», «Маркетинг», «Менеджмент» и т.д.

Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов знаний в области организации торговой деятельности в РФ.

При изучении дисциплины внимание студентов будет обращено на ее прикладной характер, будет показано, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности.

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Раздел 1 Типология предпринимательства

Тема 1.1 Понятие и содержание предпринимательской деятельности

Понятие предпринимательства, виды и формы предпринимательской деятельности. Основы регулирования предпринимательской деятельности.

Экономические, социальные и правовые условия, необходимые для формирования предпринимательства. Общие теории предпринимательства, работы экономистов о предпринимательстве и предпринимателе.

 

Тема 1.2 История развития предпринимательства в России и в странах Европы.

Развитие предпринимательства в России9 – 13 века, петровский период. Екатерининские реформы, предпринимательство в 17 – начало 19 веков в России. Развитие предпринимательства в Европе с 17 – 19 века.

 

Тема 1.3 Объекты, субъекты и цели предпринимательства

Понятие системы предпринимательства, ее структура. Понятие объекта, субъекта предпринимательства. Предмет, механизм и процесс предпринимательства.

 

Тема 1.4 Организационно – правовые и организационно – экономические формы предпринимательской деятельности

Этапы государственной регистрации предприятий в соответствии с ГК РФ и НК РФ.

 

Раздел 2 Предпринимательская среда

Тема 2.1 Понятие предпринимательской среды

Определение внутренней и внешней предпринимательской среды.

 

Тема 2.2 Предпринимательский риск

Понятие предпринимательского риска. Источники возникновения риска, виды риска.

 

Тема 2.3 Этика и культура предпринимательства

Сущность и понятие предпринимательской культуры, направления делового этикета. Организация переговоров, тактика ведения переговоров, формы завершения переговоров, культура соблюдения условий соглашений и обязательств.

Тема 2.4 Предпринимательское решение

Понятие предпринимательского решения, технология его принятия. Методы анализа предпринимательского решения. Товарная стратегия, ограничение её выбора.

Тема 2.5 Оценка эффективности предпринимательской деятельности

Экономические методы оценки эффективности: сравнительный анализ показателей деятельности, подсчет убытков и анализ их возникновения.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

1. Изучение организационно – правовых форм в соответствии с ГК РФ.

2. Исследование и анализ внешней среды.

3. Изучение свойств риска и способов его уменьшения.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Основная

1. Власова, В. М. Основы предпринимательской деятельности: учеб. пособие / В. М. Власова. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 494 с.

2. Гончарук, В. А. Развитие предприятия: учеб. пособие / В. А. Гончарук. - М.: Дело, 2005. – 208 с.

3. Горфинкель, В. Я. Предпринимательство: учебник / В. Я. Горфинкель, Г. Б. Поляк. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 581 с.

4. Лапуста, М. Г. Предпринимательство: учебник / М. Г. Лапуста. - М.: ИНФРА-М, 2002.- 520 с.

 

Дополнительная

 

5. Браун, Е. Деловая этика русской элиты / Е. Браун // Управление персоналом. - 2000. - № 11. - С. 66-73.

6. Герчикова, И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности / И. Герчикова // Маркетинг. - 2000. - № 5. - С. 104-113.

7. Давыдова, Р. Т. Развитие малого предпринимательства в системе экономики производственно-промышленных систем / Р. Т. Давыдова // Юрист. - 2004. - № 8. – С. 14-21.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

В соответствии с учебным планом в процессе изучения дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» студенты выполняют домашнюю контрольную работу, которая состоит из 10 вариантов. Каждый вариант контрольной работы содержит три теоретических вопроса и одну задачу.

Контрольная работа выполняется в школьной тетради, на обложку которой наклеивается титульный лист, на нем студент указывает: фамилию, имя, отчество, номер группы, личный шифр, название предмета, вариант контрольной работы.

Контрольная работа должна быть выполнена в установленный графиком срок и написана грамотно, аккуратно, разборчиво, без сокращения слов, с полями для замечаний преподавателя.

Приступая к выполнению контрольной работы, студент должен написать вопрос, указав его номер и условие задачи, а затем давать ответ. Ответы на вопросы следует излагать самостоятельно, не допуская дословного переписывания текста из учебника.

При решение задач необходимо пользоваться источниками указанными в списке основных источников.

По предложенным задачам, следует иметь в виду, что цифры даны условно, что обусловлено учебными целями.

Контрольная работа выполняется строго по своему варианту. В конце контрольной работы указывается перечень использованных источников, ставится дата выполнения и личная подпись. Необходимо оставить 1-2 чистых листа для рецензии преподавателя.

Студенты, получившие ЗАЧТЕННУЮ контрольную работу после проверки, должны внимательно ознакомиться с рецензией и, с учетом замечаний и рекомендаций, сделать письменную доработку в этой же тетради. Второй раз эта тетрадь на проверку не сдается.

НЕЗАЧТЕННАЯ контрольная работа выполняется студентами повторно в новой тетради и сдается вместе с незачтенной работой на проверку преподавателю.

 

 

ВЫБОР ВАРИАНТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Контрольная работа выполняется по варианту, который зависит от шифра зачетной книжке студента. Вариант определяется в зависимости от двух последних цифр шифра.

В таблице по горизонтали размешаются цифры от 0 до 9, каждая из которых – последняя цифра шифра. По вертикали также размещены цифры от 0 до 9, каждая из которых – предпоследняя цифра шифра студента. Пересечение горизонтальной и вертикальной линий определяет клетку с номерами вопросов контрольной работы.

 

Варианты контрольной работы

 

Б Последняя цифра номера личного дела
А                    
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

 

 

ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. История развития предпринимательства: этапы развития в Древней Руси.

2. История развития предпринимательства: этапы развития в царской России.

3. История развития предпринимательства: этапы развития в Советском Союзе и современной России.

4. Понятие предпринимательства: общая характеристика в соответствии с ГК РФ и др. источниками.

5. Виды и формы предпринимательской деятельности.

6. Понятие спроса и предложения, их объем и функции.

7. Закон спроса и предложения, их эластичность.

8. Понятие издержек, их виды, понятие прибыли, её виды.

9. Объект, субъект предпринимательства.

10. Предмет, механизм и процесс предпринимательства.

11. Организационно – правовые формы в соответствии с ГК РФ.

12. Коммерческие структуры: розничные, оптовые предприятия.

13. Этапы государственной регистрации предприятий в соответствии с ГК РФ и НК РФ.

14. Понятие равновесия, цена равновесия.

15. Определение внутренней и внешней предпринимательской среды.

16. Элементы внутренней среды предпринимательства, её факторы.

17. Сущность и понятие предпринимательской культуры.

18. Направления делового этикета.

19. Организация переговоров и тактика ведения переговоров.

20. Экономические методы оценки эффективности: общая характеристика.

21. Методы контроля предпринимательской деятельности: финансовый, управленческий.

22. Понятие товара, его свойства.

23. Понятие предельной полезности, закон предельной полезности.

24. Понятие спроса и предложения, их объем и функции.

25. Тип рынка: чистая конкуренция, олигополия.

26. Тип рынка: чистая монополия.

27. Тип рынка: монополистическая конкуренция.

28. Понятие риска.

29. Виды риска и причины его возникновения.

30. Способы снижения степени риска.

Задания:

31. Этапы государственной регистрации в ИФНС общества с ограниченной ответственностью.

 

32. Этапы государственной регистрации в ИФНС открытого акционерного общества.

33. Этапы государственной регистрации в ИФНС индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

 

34. Вы проработали уже 30 лет на одном предприятии и, наконец- то, ценой невероятных усилий и лишений купили себе автомобиль. Как вы будете его использовать? Какова его предельная полезность? От чего в этих ситуациях зависит предельная полезность автомобиля? Составьте таблицу общей (суммарной) и предельной полезности автомобилей (количество автомобилей увеличивается от одного до десяти). Нарисуйте графики общей (суммарной) и предельной полезности автомобилей (по оси ох откладывайте количество автомобилей, по оси оу – величину полезности – общей для первого графика и предельной – для второго). Какие выводы вы можете сделать из таблиц и графиков?

 

35. В алюминиевой промышленности США до конца второй мировой войны все производство алюминия было сосредоточено на предприятиях одной фирмы – «Алкоа». Для разрушения монопольной ситуации государство выделило из бюджета субсидии на создание двух конкурирующих фирм – «Рейнолдс» и «Кайзер». 1) Какая рыночная модель возникла на месте какой рыночной модели, действовавший в производстве алюминия? 2) Какими другими способами могло быть нарушено монопольное положение фирмы «Алкоа»?

 

 

36. Можно ли считать фирму «СМ» («Смерть мышам»), расположенную в Тамбове и производящую мышеловки, чистым монополистом, если:

а) эта фирма является единственной в Тамбове, выпускающей мышеловки;

б) кроме «СМ» есть еще две фирмы в России (в Пскове и Хабаровске), которые также выпускают мышеловки;

в) кроме фирмы «См» имеется фирма «Ландыш», производящая женские духи и антимышиные аэрозоли; занимающиеся дрессировкой домашних котов, действует платная служба борьба с грызунами?

 

37. В каком-то ограниченном районе около тридцати фермеров выращивают картофель. Кроме них, никто в этом районе картофель не выращивает и не продает. Каждый из фермеров занимается картофелеводством в одиночку, «на свой страх и риск». Проблемы у них общие: высокие издержки, поиски улучшенных сортов, плохие хранилища, зависимость от транспорта. Обдумав ситуацию, фермеры пришли к выводу о необходимости объединяться. Какие варианты объединение было фермером выгодно? Как будет называться данная модель рынка?

 

38. Укажите, к постоянным или переменным издержкам относятся следующие затраты предприятия:

А). сырье и материалы;

Б). амортизация станков и оборудования;

В). Заработная плата специалистов и служащих;

Г). Амортизация зданий цехов и заводоуправления;

Д). плата за аренду склада готовой продукции;

Е). отопление и освещение цехов и заводоуправления;

Ж). топливо и энергия для технологических целей;

З). затраты на гарантийное обслуживание и ремонт.

 

39. На строительство производственного корпуса фирмы «Галс» авансировала 100 млн. дол., на приобретение станков и оборудования – 80 млн., на закупку сырья и полуфабрикатов - 20 млн., на топливо – 5 млн., на наем рабочей силы – 40 млн.дол. Определите стоимость основного и оборотного капитала фирмы «Галс».

 

40. Истории известно множество случаев, когда в условиях экономического кризиса (спада производства) производители (продавцы) не просто припрятывают товар, а скорее готовы его уничтожить, чем пустить в свободную продажу. Чего стоят телерепортажи о целых свалках колбас, кур, других продуктов питания в то время, как остро ощущается их недостаток, а население стоит на грани нищеты! Объясните такое поведение производителей, если эта ситуация наблюдается: а) при свободных рыночных ценах; б) в условиях фиксированных государственных цен.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА

 

При определении итоговой оценки по дисциплине будут учитываться следующие позиции:

- уровень выполнения контрольной работы,

- уровень теоретических знаний по дисциплине,

- уровень решения задач по организации торговли и умение формировать выводы.

 

 

1. История развития предпринимательства: этапы развития в Европе.

2. История развития предпринимательства: этапы развития в Древней Руси.

3. История развития предпринимательства: этапы развития в царской России.

4. История развития предпринимательства: этапы развития в Советском Союзе и современной России.

5. Понятие предпринимательства: общая характеристика в соответствии с ГК РФ и др. источниками.

6. Виды и формы предпринимательской деятельности.

7. Проблемы развития предпринимательства.

8. Объект, субъект предпринимательства.

9. Организационно – правовые формы в соответствии с ГК РФ.

10. Коммерческие структуры: розничные, оптовые предприятия.

11. Этапы государственной регистрации предприятий в соответствии с ГК РФ и НК РФ.

12. Факторы, влияющие на выбор организационно – правовой формы.

13. Понятие товара, его свойства.

14. Понятие предельной полезности, закон предельной полезности.

15. Понятие спроса и предложения, их объем и функции.

16. Закон спроса и предложения, их эластичность.

17. Спрос и его эластичность на деньги.

18. Понятие равновесия, цена равновесия.

19. Государственное регулирование рыночного равновесия.

20. Тип рынка: чистая конкуренция.

21. Тип рынка: чистая монополия.

22. Тип рынка: монополистическая конкуренция.

23. Тип рынка: олигополия.

24. Понятие издержек, их виды.

25. Понятие прибыли, её виды.

26. Структура бухгалтерских издержек.

27. Структура экономических издержек.

28. Определение внутренней и внешней предпринимательской среды.

29. Элементы внутренней среды предпринимательства, её факторы.

30. Сущность и понятие предпринимательской культуры.

31. Направления делового этикета.

32. Организация переговоров.

33. Тактика ведения переговоров.

34. Формы завершения переговоров.

35. Культура соблюдения условий соглашений и обязательств.

36. Экономические методы оценки эффективности: общая характеристика.

37. Сравнительный анализ показателей деятельности, подсчет убытков и анализ их возникновения.

38. Методы контроля предпринимательской деятельности: финансовый, управленческий.

39. Понятие инновационного предпринимательств, формы инновационных предпринимательских предприятий.

40. Экономическая сущность лизинга и его развитие.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...