Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вклад потребительской кооперации в победу над фашистской Германией

 

К началу войны потребительская кооперация имела определенные товарные запасы и денежные средства, что давало возможность пережить трудности переходного периода перестройки работы на военный лад.

В условиях обострения продовольственной проблемы руководство потребсоюзов приняло решение о мероприятиях по экономии расходов хлеба. Была проведена сплошная проверка правильности выдачи хлебных карточек по категориям и группам населения в сельских местностях. Продажа хлеба должна была производиться только по хлебным карточкам или по спискам снабжения в соответствии с установленной нормой (рабочим - 600 г. хлеба в день, служащим, иждивенцам и детям -400)2. Категорически был запрещен отпуск хлеба по запискам, от кого бы они ни исходили. Была прекращена продажа хлеба в столовых, чайных и буфетах без карточек к обедам или к отдельным блюдам. Большую роль в обеспечении населения питанием в военное время играли столовые, которые создавались в системе облпотребсоюзов. Конечно, и предприятиям общепита приходилось преодолевать серьезные трудности, вызванные недостатком продуктов, транспорта, квалифицированных кадров и т.д. Тем не менее, оборот предприятий кооперативного общепита шел на уровне довоенных лет, а иногда и превышал его. Работа столовых была серьезным подспорьем для населения. В системе предприятий общественного питания облпотребсоюзов существовали и столовые, обслуживающие спецконтингент – остро нуждающиеся семьи военнослужащих, сирот и инвалидов Отечественной войны.

Одной из самых значительных проблем, с которыми столкнулась потребительская кооперация в военный период, было получение фондовых промышленных товаров от предприятий. Как правило, промышленные предприятия не выполняли условия отгрузки товаров в адрес потребительской кооперации, но требовали, чтобы кооперативы вывозили свои фонды собственными средствами. Однако в условиях военного времени эти средства были крайне ограничены. Значительная часть автопарка была изъята на военные нужды, оставлены были только те машины, которые исчерпали свой ресурс или нуждались в ремонте. Большую проблему представляло и горючее для машин, которое было строго лимитировано. Поэтому основным видом транспорта в военное время стали лошади. Посылать гужевой транспорт за товарами приходилось на значительные расстояния, на десятки и сотни километров. Нередкими были случаи, когда промышленные базы не выполняли своих обязательств. Такие базы как Главсахар, Главпарфюмерия, Росглавкондитер не только не занимались отгрузкой товаров в районы, но и не упаковывали товары и не выделяли свою тару. В результате транспорт много простаивал в ожидании товаров и даже возвращался порожняком.

Непросто было получить фондовые товары даже в том случае, когда наряды давались непосредственно на промышленные предприятия. Руководство предприятий ставило условием отпуска товаров использование кооперативного транспорта для своих нужд.

Учитывая подобную ситуацию, облпотребсоюзы разрабатывали планы развития собственных предприятий по выработке товаров широкого потребления и продовольствия из местного сырья. На таких предприятиях производились: мебель, щепные товары (деревянные грабли, лапти, дуги, корыта и др.), кузнечно-ковочная продукция, жестяно-крашеная и гончарная посуда, швейная галантерея, обувь, одежда, стройматериалы. Продолжали свою работу и хлебопекарни даже, несмотря на тот факт, что они не выполняли нормы выпечки хлеба и были убыточны. Тем не менее, потребность в хлебе была настолько велика, что им выделялись дополнительные денежные ресурсы.

Безусловно, одной из важнейших функций потребительской кооперации является заготовительная деятельность. Ее значение особенно повысилось в военные годы. Первостепенное внимание уделялось закупке у колхозов и сельского населения зерновых культур и картофеля (сверх обязательных поставок). Большая часть заготовленных сельхозпродуктов направлялась в Красную Армию и на нужды оборонных заводов.

Кроме того, производилась заготовка продукции села впрок. Была организована сушка картофеля, овощей, сухарей. Следует отметить, что заготовительная деятельность не ограничивалась только основными сельхозпродуктами. Шла заготовка яиц, мяса, птицы, меда, воска, дикорастущих ягод, плодов, грибов. Заготавливали шиповник и рябину для витаминных заводов, дикорастущие лекарственные растения. Помимо этого потребительская кооперация скупала пух, перо, рога и копыта, конские волосы и щетину, кленовый и березовый соки, меха и кожу. Особый контроль шел за заготовкой лома черных и цветных металлов, который рассматривался как оборонное сырье. Трудно переоценить всю эту широкую заготовительную деятельность, особенно если учесть трудности военного времени.

В годы Великой Отечественной войны по отраслям народного хозяйства проводилось Всесоюзное социалистическое соревнование. В частности, с июля 1942 г. были разработаны условия соревнования для работников торговли и общественного питания. К этой категории относились и работники потребительской кооперации. Участники соревнования боролись за звание «Лучший райпотребсоюз», «лучшее сельпо», «лучший сельмаг». Результаты соревнований подводились ежеквартально.

Подводя итоги работы потребительской кооперации в военное время, следует отметить, что ее деятельность была многообразной и результативной. Потребкооперация сумела справиться с трудностями военного времени и успешно решить стоящие перед ней задачи.


Заключение

 

Великая Отечественная война отразилась негативным образом на всех сферах жизни Советского Союза, в том числе и на потребительской кооперации. Были урезаны бюджетные ассигнования на ее развитие, что самыми отрицательными последствиями сказалось на расширении сети потребкооперации, обеспечении ее материальной базы, подготовке кадров.

Одной из важнейших задач потребительской кооперации стало оказание помощи колхозам в период сельскохозяйственных работ. С этой целью организовывалась торговая сеть на местах полевых работ с необходимым ассортиментом товаров. Райпотребсоюзы развертывали передвижные буфеты, развозную торговлю, оказывали помощь в налаживании полевого питания. Был предусмотрен завоз соли, керосина, комбинезонов, а также товаров производственного значения (вилы, грабли, лопаты, серпы, телеги, колеса и др.). Помимо этого сельские потребительские общества изыскивали возможность приобретения необходимых для села товаров - древесного угля, дегтя, деревянных кадок, лаптей. Подобная практика существовала в период всех военных лет.

В годы войны уделялось внимание и развитию подсобных хозяйств, хотя продуктивность их была невысока. Обычной практикой было, когда приблизительно две трети земли засевалось зерновыми, а остальная часть - картофелем, овощами и кормовыми культурами. Урожайность таких полей была очень низкой, что объяснялось плохой обработкой почвы и неудовлетворительным уходом за посевами. Также велся откорм скота, хотя из-за дефицита кормов, его количество было незначительно. Но от подсобных хозяйств не отказывались. Даже небольшое пополнение продовольственного фонда имело значение.

Помимо своей многоплановой хозяйственной деятельности, потребкооперация не осталась в стороне и от многих патриотических кампаний тех лет. Уже осенью 1941 г. в стране начался сбор теплых вещей для Красной армии. Приняла участие потребительская кооперация и в сборе средств на строительство танков и самолетов. Работники потребкооперации активно приобретали облигации Государственного займа.

Подводя итоги работы потребительской кооперации в военное время, следует отметить, что ее деятельность была многообразной и результативной. Потребкооперация сумела справиться с трудностями военного времени и успешно решить стоящие перед ней задачи.


Список литературы

 

1. Бланк Г.Я. «Основы теории и истории потребительской кооперации СССР», 1963.

2. Крашенинников А.И., Морозов А.М., «Международное кооперативное движение», Москва, Экономика, 1977.

3. Крашенинников А.И., «Международный Кооперативный Альянс», Москва, Экономика, 1980.

4. Маркус, «Кооперация восточной Европы – проблемы и перспективы»

5. Макаренко А.П., Крашенинников А.И., Кизилевич А.В., Паламарчук В.Е., Хвостов Б.Н., «Теория кооперации», Москва, Экономика, 1982.

6. Давыдова Ю.А. Потребительская кооперация в годы Великой Отечественной войны: 1941-1945 г.г. /М.В. Захаров// Фундаментальные и прикладные исследования. – 2005. - №1-2. С. 57-61.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...