Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационное общество и информационное пространство в России

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно:

· увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества

· возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте

· нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ

· создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

(а) эффективное информационное взаимодействие людей

(б) их доступ к мировым информационным ресурсам (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах

· развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей

Построение информационного общества в стране и вхож­дение ее в мировое сообщество возможно лишь при нали­чии эффективного информационного пространства. Инфор­мационное пространство является основой социально-эко­номического, политического и культурного развития и обес­печения безопасности России.

Структура информационного пространства: информационно-телекоммуникационная структура — территориально распределенные государственные и корпо­ративные компьютерные сети, телекоммуникационные сети, системы специального назначения и общего пользо­вания, сети и каналы передачи данных, средства коммута­ции и управления информационными потоками;

интегрированные информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии — базовые, приклад­ные и обеспечивающие системы и средства их реализации; научно-производственный потенциал в областях связи, те­лекоммуникаций, информатики, вычислительной техники, распространения и доступа к информации; организацион­ные структуры, включающие кадры для обеспечения функ­ционирования и развития национальной информационной инфраструктуры;

информационные ресурсы — базы и банки данных, все виды архивов, системы депозитариев государственных ИР, библиотеки, музейные собрания и пр.; система массовой информации;

рынок информационных технологий, средств связи, ин­форматизации и телекоммуникаций, информационных про­дуктов и услуг;

система взаимодействия информационного простран­ства России с мировыми открытыми сетями; система обеспечения информационной защиты; система информационного законодательства.

Эффективность информационного пространства зависит от степени ее открытости для общества, доступности реа­лизации согласованных интересов граждан, общества и го­сударства на комплексной и системной основе. Очевидно, что для обеспечения этого необходима соответствующая го­сударственная информационная политика, обеспечивающая управляемое пошаговое движение к построению информа­ционного общества.

 

Постро­ение информационного пространства должно рассматри­ваться, как основа социально-экономического, политичес­кого и культурного развития, что требует формирования и осуществления целенаправленной информационной поли­тики, согласованной с экономической, культурной, воен­ной, социальной и другими базовыми государственными стратегиями» [1]. Важнейшим компонентом информаци­онной политики государства, как и любой другой полити­ки стратегического значения, являются геополитические аспекты.

 

Информационная инфраструктура

Чрезвычайно важным фактором завершения рыночных преобразований в России и обеспечения ее устойчивого раз­вития является укрепление всех типов инфраструктур об­щественного производства. Национальная информационная инфраструктура (ИИ) призвана обеспечить создание едино­го информационного пространства страны, углубление про­цессов интеграции стран СНГ, вхождение России в Евро­пейскую и глобальную информационную инфраструктуры.

Создание эффективного информационного пространства предполагает активное использование телекоммуникацион­ных систем и сетей информационного обмена, широкомас­штабную компьютеризацию процессов обработки информа­ции во всех сферах деятельности. «Этот процесс уже охва­тил практически все страны мира и является в настоящее время стержнем их научно-технического, экономического и социального развития» [2].

ИИ включает: территориально распределенные государ­ственные и корпоративные компьютерные сети, телекомму­никационные сети; системы специального назначения и обще­го пользования, сети и каналы передачи данных, средства коммутации и управления информационными потоками.

ИИ сегодня это в основном Интернет, который не толь­ко предоставляет принципиально новые возможности гло­бального информационного обмена, но и создает условия для трансформации различных видов человеческой деятель­ности. Новые профессиональные сетевые сферы деятель­ности также следует отнести к элементам ИИ. К ним отно­сятся:

· различные формы сетевого сервиса;

· сетевой финансовый и экономический менеджмент;

· сетевой маркетинг;

· сетевые СМИ;

· рекламы, промоушн, пиар;

· поддержка информационного взаимодействия в рам­ках различных научных программ;

· дистанционное образование и консалтинг;

· и др.

В России происходит весьма бурное развитие ИИ, осу­ществляемое в основном силами частных компаний — в этом плане страна ни в чем не уступает Западу. Слабым местом у нас являются, с одной стороны, низкое качество коммуникаций, в частности государственных телефонных линий, и с другой — высокая стоимость коммуникацион­ных услуг, предоставляемых частными канальными про­вайдерами. Эти обстоятельства серьезно тормозят разви­тие российских ИИ. Так, например, если в США из 10 ком­пьютеров 8 подключены к Интернету, то в России такого соотношения нет даже в мегаполисах.

Информационные технологии

Информационные технологии (ИТ) являются системо­образующим элементом информационного пространства, определяющим уровень реального использования инфор­мации в качестве ресурса. Анализ перспектив развития в России технологического компонента информационного пространства выявил следующее:

· в настоящее время ИТ являются наиболее динамично развивающимся компонентом информационного про­странства. Срок замены существующих технологий на более эффективные постоянно сокращается и составля­ет сегодня 3-5 лет с тенденцией уменьшения до 2-3;

· отечественный рынок ИТ ныне плотно насыщен про­дукцией мировых монополистов — можно говорить лишь о перспективе активной роли российских техно­логий и только на рынке прикладных и, частично, так называемых обеспечивающих ИТ. Что касается базо­вых технологий, то тут оптимистические прогнозы пока отсутствуют;

· состояние государственной индустрии разработки ИТ, как и образующих ее технических и программных средств, ставит проблемы поиска новых методов их регулирования и обеспечения в условиях ограничен­ного бюджетного финансирования и конкуренции оте­чественных и зарубежных производителей;

· ориентация российского рынка ИТ на технические сред­ства зарубежного производства приводит к снижению общей доли отечественных разработок по отношению к количеству адаптируемых зарубежных.

Исходя из этих факторов и в соответствии с потребнос­тями текущего момента необходимо:

· осуществлять селективную государственную поддер­жку приоритетных ИТ;

· путем открытого конкурса размещать госзаказы на но­вые ИТ при гарантиях госзакупок и проводить конкур­сный отбор ИТ при реализации государственных про­ектов связи, телекоммуникаций и информатизации;

· обеспечивать разработку и реализацию нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере раз­работки и использования перспективных ИТ;

· стимулировать применение ИТ отечественной разра­ботки при условии их конкурентоспособности в раз­личных финансируемых из госбюджета проектах и программах связи, телекоммуникаций и информати­зации.

Отдельно должны быть рассмотрены мероприятия по отношению к так называемым «двойным технологиям», т.е. информационно-телекоммуникационным технологиям, ко­торые применяются как в гражданских, так и в военных системах.

Развитие информационного пространства требует нали­чия в стране высокого научно-производственного потенци­ала, что вытекает из наукоемкости всех технологических составляющих, образующих и обеспечивающих его эффек­тивное функционирование. Необходимо оказание — в раз­личных формах — государственной поддержки отечествен­ным организациям и предприятиям, обеспечивающим тех­нологическую независимость формирования информацион­ного пространства России.

Информационные ресурсы

Информационные ресурсы (ИР) страны являются ее на­циональным достоянием. Количество, качество и доступ­ность ИР определяют уровень развития страны и ее статус в мировом сообществе.

По свидетельству Олега Александровича Финько — председателя Комитета Государственной Думы по инфор­мационной политике и связи, — согласно данным Госком­стата, 30 тыс. российских предприятий в 1996 году имели в общей сложности около 800 тыс. баз данных общим объ­емом 160 терабайт. В стране более 1 млн архивных фондов и 150 тыс. библиотек. В последнее время быстро растет ко­личество российских сайтов Интернет (в августе 1997 года — свыше 6 тыс., с ежегодным удвоением их числа).

В целом по объему ИР Россия уверенно занимает одно из ведущих мест в мире, однако отстает от развитых стран мира по степени доступности ресурсов пользователю.

Причины недоступности ресурсов сводятся к следую­щему:

• значительная доля государственных ресурсов скрыва­ется от общественности по корыстным или политичес­ким мотивам, а ведомственные ресурсы практически закрыты для вневедомственного использования;

• коммерческие ресурсы слишком дороги для массово­го пользования;

• многие категории ресурсов не имеют справочного ап­парата и средств навигации;

• часть электронных информационных ресурсов пред­ставлена в несовместимых оболочках;

• многие владельцы ресурсов не имеют средств или тех­нологий для обеспечения доступа к информации и ее распространения.

Для устранения этих недостатков необходимо:

· разработать механизмы реализации имеющихся пра­вовых положений в области ИР, определенных зако­нами РФ;

· разработать механизмы реализации положений, за­крепленных подзаконными актами;

· разработать экономические и организационные меха­низмы, обеспечивающие в первую очередь разделение полномочий:

- по владению и распоряжению государственными инфор­мационными ресурсами между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного са­моуправления;

- по приватизации и национализации информационных ресурсов;

- по оценке государственных информационных ресурсов как имущества и/или как интеллектуальной собственности;

- по ценообразованию на информационные продукты и услуги, производимые на основе государственных инфор­мационных ресурсов;

- по сертификации информационных продуктов и услуг; по защите российских производителей информационных продуктов и услуг и их продвижению на мировой рынок.

 

Система массовой информации

Перспективные информационные, компьютерные и те­лекоммуникационные технологии многократно усиливают воздействие СМИ на социально-политическую и культур­ную жизнь людей. Переход к информационному обществу и развитие информационного пространства России нераз­рывно связаны с дальнейшей демократизацией политичес­кой и общественной жизни, с реформированием социаль­но-экономической сферы. В контексте информационной политики это означает признание презумпции открытости информации для граждан и защиту их информационных прав. Это означает также ориентацию главных компонен­тов информационного пространства на обеспечение свобод­ного обращения информации, воплощения в жизнь консти­туционного права граждан на ее свободный поиск, получе­ние, производство и распространение.

Переход России к новому типу экономического разви­тия, гражданскому обществу и правовому государству и ны­нешний политический плюрализм порождают огромную об­щественную потребность в информации. Необходимость удовлетворения этой потребности обуславливает особую роль СМИ в жизни общества. Конечно, сегодня мы не мо­жем четко сказать, когда закончится переходный период в России. «Однако в целом Россия уже преодолела состояние некой неопределенности, неясности: поэтому и новую струк­туру медиасистемы, к которой она двигалась в течение 10 лет суверенного существования, можно считать если и не­законченным зданием, то во всяком случае базовой конст­рукцией, которая в дальнейшем будет улучшаться, обуст­раиваться, расширяться, но никак не ломаться и вновь пе­рестраиваться» [3]. При этом в полной мере должны прояв­ляться такие свойства СМИ, как:

• массовость,

• тиражируемость,

• периодичность,

• использование постоянно пополняемых информацион­ных ресурсов,

• выполнение СМИ функций создания первичной инфор­мации,

• применение современных информационных техноло­гий и средств телекоммуникаций.

СМИ есть действенный канал информирования обще­ства о деятельности власти и учета его реакции на действия власти. Эти особенности делают СМИ важнейшим соци­альным институтом и системообразующим фактором ин­формационного пространства России.

Как считают многие исследователи, сегодня особенно актуальны проблемы, связанные со свободой доступа к ин­формации журналистов и общественности, с правовой ох­раной личной тайны в средствах СМИ и защитой гражда­нина и общества от ложной и недобросовестной информа­ции, распространяемой СМИ. Ведь пока еще СМИ не вы­полняют в полном объеме образовательных задач и задач сохранения и развития национальных культур.

Для решения этих проблем необходимы следующие дей­ствия:

• недопущение подчинения СМИ интересам власти и биз­неса и усиления возможностей их влияния на СМИ — прямой нажим, снабжение СМИ неполной, искажен­ной или ложной информацией, бесправие журналис­тов, сращивание структур власти, бизнеса и прессы и т.д.;

• ограничение концентрации и монополизации СМИ, ве­дущее к уменьшению числа независимых источников информации;

• содействие развитию местных СМИ и защита интере­сов региональных рынков массовой информации;

• совершенствование законодательства в части реализа­ции свободы слова, свободного распространения мас­совой информации;

• недопущение пропаганды насилия и национальной не­терпимости через СМИ;

• обеспечение плюрализма СМИ и доступа к официаль­ной информации.

Назрела необходимость создания условий, при которых обеспечивается свобода слова при одновременном обеспе­чении защиты национальных интересов страны. Следует незамедлительно выработать меры, способные обеспечить в деятельности СМИ баланс интересов личности, общества, государства. При этом необходимо учитывать и постепен­но преодолевать сформировавшееся у значительной части населения недоверие к СМИ и негативное отношение к со­общениям, которые не соответствуют личным или соци­альным ожиданиям граждан. Все существующее и перспек­тивное законодательство и отдельные правовые нормы, ка­сающиеся СМИ, следует привести в соответствие с между­народными нормами права. Особое внимание в области правового регулирования деятельности СМИ должно быть уделено положениям, устанавливающим государственную поддержку СМИ и книгоиздания, недопустимость введе­ния политической цензуры.

Несмотря на то, что сегодня активно осуществляется взаи­мопроникновение традиционных и сетевых СМИ, актуаль­ной остается проблема адаптации СМИ к реалиям информа­ционного общества. Эта проблема достаточно многогранна и касается, по крайней мере, трех субъектов взаимодействия и, соответственно, объектов противоречий:

традиционной системы СМИ;

телекоммуникационного профессионального сообщества с сетевыми службами массовой информации;

потребителей информации.

Сегодня традиционные СМИ, давая информацию чита­телю или слушателю, вынуждены учитывать присутствие сетей — что в равной мере относится и к информации сете­вой. Более подробный анализ сложившейся ситуации будет осуществлен несколько позже. Здесь же ограничимся беглым перечнем актуальных задач, стоящих сегодня пе­ред СМИ и обществом:

- легализация сетевых СМИ, т. е. признание за ними права называться средствами массовой информации;

- определение жанровых особенностей журналистской и издательской деятельности в сетях;

- взаимодействие интерактивных (сетевых) и традици­онных способов подачи информации;

- учет социально-психологических особенностей воспри­ятия сетевой информации;

- разработка принципов менеджмента и маркетинга се­тевых изданий.

Рынок информационных технологий, средств связи, информационных продуктов и услуг

Рынок информационных технологий, средств, продук­тов и услуг является одним из наиболее динамичных сек­торов российского рынка, где все новейшие средства и тех­нологии реализуются практически одновременно с их по­явлением на зарубежных рынках. Однако российский ин­формационный рынок имеет свои особенности, существен­но отличающие его от зарубежных:

• отсутствие стабильности при приоритете на нем зару­бежного производителя;

• неоднородность рынка по регионам страны;

• роль государства только как основного потребителя, но не производителя информационного товара;

• слабое развитие сектора личного потребления и инду­стрии услуг, ориентированных на удовлетворение по­требностей населения.

По оценкам западных и отечественных экспертов, в бли­жайшие годы рост российского информационного рынка прогнозируется до 8,5 млрд долларов. В настоящее время в России на 100 служащих приходится 4 персональных ком­пьютера. В то же время в среднем по Западной Европе этот показатель равен 72. Таким образом, верхняя оценка ем­кости российского рынка по ПЭВМ составляет величину 21-28 млн штук. Ожидается, что доля домашних компью­теров будет неуклонно возрастать и в ближайшем будущем составит от 40 до 70% в общем объеме парка.

Основными направлениями инвестиционной, таможен­ной и налоговой политики государства, способными в зна­чительной степени стимулировать развитие российского ин­формационного рынка, должны быть:

- разработка стратегии поведения государства на инфор­мационном рынке России в соответствии с общей эко­номической политикой;

- разработка комплекса нормативно-правовых положе­ний, обеспечивающих реализацию принятой стратегии.

Система взаимодействия информационного пространства России с мировыми открытыми сетями

- Перед страной стоит проблема включения национальных информационных и телекоммуникационных сетей в гло­бальную телекоммуникационную сеть Интернет. Суть про­блемы — в необходимости соблюдения интересов России при международном информационном обмене и обеспече­нии защиты прав и свобод российских граждан. Необходи­мо активное участие России в проектах развития мировых информационных сетей, постепенное вхождение в них с учетом действительных потребностей и экономических и технологических возможностей страны, обеспечение тре­буемого уровня информационной защиты при подключе­нии к международным сетям.

- Для реализации рассмотренных положений требуются следующие мероприятия:

- организация мониторинга и прогнозирования потреб­ностей в различных видах информационного обмена через международные сети;

- разработка национальных стандартов информационно­го обмена и защиты информации, совместимых с меж­дународными;

- организация системы комплексной подготовки массо­вых пользователей к работе в мировых информацион­ных сетях, включающей обучение, повышение квали­фикации, рекламную деятельность, распространение информации и пр.;

- разработка национального законодательства, устанав­ливающего статус информации, передаваемой по ми­ровым открытым сетям, процедуры контроля за со­блюдением этого статуса, а также права, регламенти­рующего обязанности и ответственность пользова­телей;

- участие в разработке нормативно-правового обеспече­ния функционирования международных открытых ин­формационных сетей.

Система обеспечения информационной защиты — информационная безопасность

Эффективное функционирование информационного про­странства тесно связано с государственной политикой обес­печения информационной безопасности (ИБ).

Государство должно иметь гибкую, мобильную и эф­фективную систему ИБ, способную быстро реагировать на появляющиеся угрозы и новые условия деятельности. Для этого прежде всего необходима организация постоянного слежения за ситуацией в сферах, где могут возникнуть уг­розы ИБ, и перманентная проверка возможностей существующих систем обеспечения по отражению реальных и по­тенциальных угроз. Требуется согласование разрабатывае­мой нормативной правовой базы развития информацион­ного пространства с обеспечением ИБ, созданием техни­ческих средств обеспечения ИБ, закупок зарубежных про­граммно-технических и телекоммуникационных средств и их использованием в стратегически важных областях.

 

Система информационного законодательства

Развитие и глобализация открытых компьютерных и те­лекоммуникационных сетей, быстрый рост мирового рын­ка вычислительной техники и информационных техноло­гий создают предпосылки для разрушения традиционных механизмов обеспечения геополитической целостности го­сударств, оказывая серьезное воздействие на многие эле­менты государственности и национальных правовых сис­тем. В связи с этим растет значение международно-право­вых механизмов и нравственного компонента в регулиро­вании информационных отношений.

В первую очередь в данном контексте идет речь о пра­вах граждан, юридических лиц и государства на свободное получение, распространение и использование информации. Государство должно исходить из принципа безусловного правового равенства всех участников процесса информаци­онного взаимодействия вне зависимости от их политичес­кого, социального и экономического статуса.

В начале XXI столетия активизировалась законодатель­ная деятельность по регулированию информационных от­ношений в России. К настоящему времени принято значи­тельное количество нормативных правовых актов. Среди них — федеральные законы «О средствах массовой инфор­мации», «Об информации, информатизации и защите ин­формации», «О связи», «Об архивном фонде Российской Федерации и архивах (основы законодательства)», «О биб­лиотечном деле», «О государственной тайне», «Об участии в международном информационном обмене», «Об авторском праве и смежных правах» и др.

Задачи создания эффективного законодательства в ин­формационной сфере должны безусловно сочетаться с об­щими задачами создания и развития российского законо­дательства в целом. Федеральное Собрание совместно с ис­полнительной и судебной ветвями власти формирует план законодательных работ, в осуществлении которого ведущую роль играет Государственная Дума, а в области информа­ционного права — Комитет по информационной политике и связи.

Комитет по информационной политике и связи строит свою законодательную деятельность, исходя из соображе­ний комплексного системного подхода к проблеме созда­ния и развития эффективного информационного простран­ства России. Вновь разрабатываемые законодательные акты увязываются с действующими законами по всему спектру направлений деятельности Комитета: информационному праву, средствам массовой информации, книгоизданию, связи, информатизации, информационной защите. Работа Комитета ведется в контакте с соответствующими ведом­ствами — Госкомсвязью, Госкомпечатью, Росархивом, Гос­стандартом, Миннауки, Минэкономики, РАН, ФСБ, Мин- культуры, Госкино, а также с крупнейшими СМИ, изда­тельствами и др.

Нормативно-правовая база функционирования СМИ, сложившаяся за последнее десятилетие в России, создает благоприятные, как никогда ранее, условия для их актив­ного и социально полезного взаимодействия с внешней сре­дой. Прежде всего не было в отечественной истории перио­да, когда бы существовала если не идеально стройная сис­тема информационного права, то, во всяком случае, гиган­тская совокупность взаимосвязанных юридических актов» [4]. Однако параметры развития информационного про­странства России в рамках СНГ и иного международного сообщества требуют совершенствования и развития инфор­мационного законодательства. Здесь первоочередными представляются следующие основные направления:

— повышение статуса различных видов информационных ресурсов;

— доступ к информации— с позиций обеспечения кон­ституционных прав и свобод;

— развитие коммуникационных систем и сетей — с по­зиций достижения информационного изобилия в стране и вхождения в мировые системы и сети;

— охрана личной тайны;

— охрана коммерческой тайны;

— охрана авторских и смежных прав;

— придание юридического статуса подписи электронно­го документа, электронным контрактам;

— защита информации, систем и сетей;

— защита пользователей от ложной и оскорбительной ин­формации;

— поддержка отечественного производителя информаци­онных средств, продуктов и услуг;

— ответственность за правонарушения в коммуникаци­онных системах и сетях, за пиратское распростране­ние информационных продуктов.

Комитет Государственной Думы по информационной политике и связи работает над принятием ряда важнейших федеральных законов — «О телевизионном вещании и ра­диовещании», «Об обеспечении участия Российской Феде­рации в структуре международной электросвязи», «Об элек­тронной цифровой подписи», «О коммерческой тайне», «О праве на информацию», «О государственной автоматизиро­ванной информационной системе «Выборы», «Об информа­ционном обеспечении органов государственной власти», «Об обеспечении информационного взаимодействия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации», «Об изда­тельском деле в Российской Федерации» и др.

 


Lenta.ru

[править | править исходный текст]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Для термина «Лента» см. другие значения.

LENTA.RU
Логотип издания
Главный редактор Алексей Гореславский
Дата основания 1999 год
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-42043 от 22 сентября 2010 года[1]
Основатель Носик, Антон Борисович
Язык русский
Главный офис Москва, Варшавское шоссе, дом 9, стр.1[2]
Веб-сайт lenta.ru
Посещаемость сайта 11.7 млн посетителей/месяц (статистика LiveInternet) 11.8 млн посетителей/месяц (статистика Rambler Топ100)
LENTA.RU на Викискладе

Lenta.ru — одно из ведущих российских новостных интернет-изданий, основанное в 1999 году Антоном Носиком при содействии Фонда эффективной политики. Работает круглосуточно, освещая мировые и внутрироссийские новости.

Официальное название — электронное периодическое издание «Лента.ру» интернет-газета (LENTA.RU) [3].

Lenta.ru зарегистрирована в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № 77-4400 от 23 февраля 2001 года) в качестве электронного периодического издания.

Издание принадлежит холдингу «Рамблер-Афиша», объединившемуся в марте 2013 года с SUP Media[4].

По данным Alexa.com на март 2014 года сайт Lenta.ru занимает 16 место по популярности в России[5]. В 2010 году Гарвардский университет провел исследование русской блогосферы, которое признало «Ленту.ру» наиболее часто цитируемым в русскоязычных блогах источником новостей[6]. Согласно исследованию компании comScore, проведенному в апреле 2013 года, сайт Lenta.ru занял 5 место по посещаемости среди европейских новостных сайтов[7].

Содержание

[убрать]

· 1 История

o 1.1 Смена руководства в 2014 году

· 2 Награды и юбилеи

· 3 «Лентапедия»

· 4 Курьёзы

· 5 Руководство и сотрудники

· 6 Примечания

· 7 Ссылки

История[править | править исходный текст]

 

Галина Тимченко, с 2004 по 2014 год — главный редактор издания

Материалы издания рубрицируются по нескольким десяткам взаимно пересекающихся тематических и географических разделов, объединяются в сюжеты, а в ряде случаев выделяются в спецпроекты[8].

С начала 2005 года Lenta.ru развивает блок аналитических и обзорных статей.

В середине 2006 года Lenta.ru расширила экономический блок рубрик, введя в дополнение к разделу «Экономика» разделы «Бизнес» и «Финансы». Одновременно были созданы разделы «Америка», «Кино», «Украина» и «Грузия».

Lenta.ru выпускает три самостоятельных приложения: «Авто», «Недвижимость» и «Медновости». Приложения предлагают читателю расширенную и более подробную информационную картину событий в рамках своей тематики.

В декабре 2010 года у издания появился твиттер-аккаунт[9], на который, по данным на март 2014 года, подписано более 230 тысяч пользователей[10]. Кроме того, публичная страница издания в социальной сети «ВКонтакте» имела в начале 2014 года более 480 тысяч подписчиков[11].

В июне 2011 года рубрика «Авто» переросла в проект «Мотор»[12]. В конце 2012 года проект Срок после закрытия переехал на Ленту.ру, став проектом Lenta.doc[13].

 

 

Главная страница сайта за 3 июня 2012 года

В январе 2013 года сайт издания был перезапущен; дизайн и система рубрикации претерпели значительные изменения. Это стало самым серьёзным обновлением сайта с 2004 года[14][15]. После редизайна часть архивов стала недоступна. Галина Тимченко, занимавшая должность главного редактора до 12 марта 2014 года, объяснила нововведения насущной необходимостью[16]. Создатель Ленты.ру, Антон Носик, к редизайну сайта отнёсся скептически, указав на ряд недостатков, в частности на отсутствие мобильной версии и поиска по сайту[17]. Позднее он констатировал, что мобильная версия всё-таки заработала, а также отметил обещание вернуть поиск. Однако новый дизайн по-прежнему не пришёлся ему по душе — тем не менее, он похвалил редакцию издания за их труд[18].

В феврале 2014 года проект «Недвижимость» был преобразован в новое приложение — «Дом»[19].

Смена руководства в 2014 году[править | править исходный текст]

12 марта 2014 года Lenta.ru получила предупреждение от Роскомнадзора за интервью с одним из лидеровПравого сектора Андреем Тарасенко. При вынесении двух предупреждений в течение года Роскомнадзор через суд может лишить СМИ регистрации[20]. Вскоре после этого сообщения стало известно о решении владельца объединенной компании «Афиша-Рамблер-SUP» Александра Мамута освободить от должности главного редактора Галину Тимченко, руководившую изданием с 2004 года. Новым главным редактором назначен Алексей Гореславский, с 2013 года занимавший должность заместителя генерального директора компании по внешним коммуникациям «Афиша-Рамблер-SUP», а ещё ранее возглавлявший интернет-издание Взгляд.ру[21]. 84 сотрудника издания выступили с обращением, заявив о том, что увольнение Тимченко осуществлено в рамках дальнейшего наступления российской власти на свободу слова[22][23], при этом большая часть сотрудников объявила о том, что покидают свои посты вслед за бывшей начальницей. На момент увольнения Тимченко Lenta.ru являлась самым посещаемым и цитируемым средством массовой информации в Рунете[24].

Версии журналистского коллектива придерживаются создатель Lenta.ru Антон Носик[25] и стоявший в своё время у истоков издания политолог Глеб Павловский[26]. «Взвешенная и независимая журналистика властям не нужна — нужна пропагандистская поддержка», — отмечается в редакционном комментарии газеты «Ведомости»[27]. Депутат Государственной Думы РФ от фракции «Единая Россия» Александр Сидякин, напротив, видит в отставке Тимченко саморегуляцию журналистского сообщества[28]. «Никакой свободной журналистики в крупном новостном сми в военных условиях не бывает», — заметил в связи со сменой руководства в Lenta.ru публицист Егор Холмогоров[29].

13 марта 2014 года стало известно об увольнении и генерального директора, Юлии Миндер. Её место занял Андрей Соломенник, финансовый директор издания[30][31]. Кроме того, в этот же день 39 сотрудников Lenta.ru написали заявления на увольнение[32], на что повлияла в том числе и встреча с новым главным редактором[33].

17 марта 2014 года Алексей Гореславский объявил о том, что новый менеджмент в течение трех месяцев разработает новую концепцию Lenta.ru. Предполагается уделять большее внимание бизнесу и экономике, так как, по словам главного редактора, "это показывает анализ интересов наших читателей". Кроме того, обсуждается идея переформатировать рубрики. Также новый главный редактор сообщил, что работоспособность редакции будет восстановлена в полном объеме через 2-3 недели. На 17 марта заявление об увольнении написали около 40 журналистов и технических сотрудников Lenta.ru, а в саму редакцию пришло около 200 резюме[34].

За месяц редакцию покинуло 58 сотрудников из 94, часть работников, подавших заявление об уходе, покинули редакцию 24 марта, остальные — 31 марта. Алексей Гореславский планирует за три месяца полностью восстановить редакционный штат и принять на работу около 15 журналистов [35].

19 марта 2014 года на публичной странице Lenta.ru «ВКонтакте» появилось заявление об отделении от издания и продолжении самостоятельной работы[36]. Сообщество переименовано в «Лентач». Для официальных нужд издания была создана другая страница.

Награды и юбилеи[править | править исходный текст]

 

Вручение Антипремии Рунета 2012

Lenta.ru 4 раза занимала 1 место в конкурсе РОТОР в номинации «Информационный сайт года» и один раз, в 2000 году — в номинации «Новостной сайт года».

Максим Мошков дважды побеждал в РОТОР-e (в номинациях «Программист года» в 1999 и «Человек года» в 2005 году)[37].

К своему семилетию Lenta.ru выпустила номер на бумаге[38], к восьмилетию — провела недельную пресс-конференцию[39] с читателями, а на девятилетие опубликовала галерею портретов сотрудников[40] в стиле мультсериала «Южный парк».

Десятилетний юбилей Lenta.ru отметила выпуском спецпроекта «Десятилентие»[41].

30 ноября 2012 года Lenta.ru стала лауреатом Антипремии Рунета в номинации «BDSMM» с формулировкой «За отжыги в соцсетях»[42].

«Лентапедия»[править | править исходный текст]

 

В Викитеке есть тексты по теме
Лентапедия

«Лентапедия»[43] — собрание справочно-биографических текстов о людях, организациях, объектах, явлениях и событиях, часто встречающихся в российских новостях. Lenta.ru предложила этот проект своей аудитории, начиная с 2007 года. Источником информации для статей «Лентапедии» служили материалы из нескольких сотен российских и зарубежных массовых изданий. Работу над этим разделом издания возглавлял шеф-редактор Дмитрий Иванов. Однако в связи с малой посещаемостью[44], с 1 декабря 2012 года было заявлено о прекращении обновления статей

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...