Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Очерк психологии творчества




 

Технический редактор Н. В. Рязанов

Корректор Л. М. Смирнова

Компьютерная верстка А. М. Дмитровская

 

Издательство "Инициатива"

79008, Украина, г. Львов, а/я 850.

 

Подписано в печать с готовых диапозитивов 15.01.2001г.

Формат 84x108/32. Бумага офсетная №1. Гарнитура Петербург.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 6,72.

 

Отпечатано с оригинал-макета издательства "Инициатива".

Отпечатано с готовых диапозитивов

В ОАО «Молодая гвардия», Сущевская, 21.

Заказ 0505.

I


[1] У Камю: solitaire (одинокий) и solidaire (связанный) (фр.). — Ред. У. Шекспир. Гамлет. Акт III, сцена 2 / Пер. Б.Пастернака. — Ред.

 

[2] Шекспир. Сонеты / Перевод С. Я. Маршака. — Ред.

 

[3] Д. Джойс. Портрет художника в юности / Пер. Н. П. Богословской-Бобровой // Д.Джойс. Собрание сочинений в 3 томах. Т. 1. — М.: Знак, 1993. - С. 445. - Ред.

[4] L. Binswanger. Ausgewahlte Vortrage und Aufsatze [1947]. Цит. по: Existence: A New Dimension in Psychology and Psychiatry / Ed. R.May, H. F. Ellenberger, E. Angel. - New York, 1958. - C. 11.

[5] Это происходило в сороковых годах, когда незамужняя женщина, ожидающая ребенка, была в значительно большей степени подвержена травматическому опыту, нежели теперь.

[6] Н. Poincare. Mathematical Creation // Foundation of Science. Цит. по сборнику: The Creative Process // Ред. В. Ghiselin. - New York, 1952 - С. 36.

[7] Там же, с. 37.

[8] Там же, с. 38

[9] Там же.

[10] Там же.

[11] Там же, с. 40.

[12] W. Heisenberg. The Representation of Nature in Contemporary Phisics// Symbolism in Religion and Literature / Под ред. Р. Мэя. - New York, 1960. - C. 225.

[13] The Poetry of Jevgeny Jevyushenko. 1953-1965/ Перевод G.Reavey.- New York,1965. – с.10-11. курсив Ролло Мэя.)

[14] Там же, с. 7.

 

[15] Там же, с. 8-9.

[16] A. MacLeish. Poetry and Experience. - Boston, 1961. - С. 8-9

[17] Там же.

[18] G. Lord. A. Giacometti Portrait. - New York, 1964. - С. 26.

[19] Там же, с. 22.

[20] Там же, с. 23.

[21] Там же, с. 18.

[22] Там же, с. 24.

[23] Там же, с. 41.

[24] Там же, с. 38.

[25] A. MacLeish. Указ, соч., с. 8-9.

[26] F. Barren. Creation and Encounter // Scientific American, сентябрь, 1958. - С. 1-9.

[27] Поскольку ранее (в первой главе) я выступал в поддержку медитации, чувствую себя обязанным высказать свои возражения сторонникам одной из школ релаксации, а именно школы трансценден­тальной медитации, которые утверждают, что трансцендентальная медитация является "наукой творческого разума" и стимулирует творческое мышление. Действительно, она стимулирует один из аспектов творчества: спонтанность, интуитивное "вчувствование в мир" и тому подобные вещи, связанные с комфортом, о котором часто говорит Махариши. Однако это такие аспекты творчества, которые характерны для детской игры. Одновременно трансценден­тальная медитация полностью игнорирует фактор встречи, обязатель­ный для зрелого творчества. Борьба, напряжение, конструктивный стресс — все эмоции, которые испытывал Джакометти, согласно описа­нию Лорда, — совершенно не учитываются школой трансценден­тальной медитации.

Я обсуждал эту проблему с Франком Барроном, психологом из Калифорнийского университета в Санта-Круз, Который, с моей точки зрения, является абсолютным авторитетом в области психологии творчества в нашей стране. Баррон, как и я, принимал участие в региональной конференции, посвященной трансцендентальной медитации. Тест с карточками, о котором я упоминал выше, был предложен нескольким группам людей, занимающихся трансцен­дентальной медитацией. Результат (до сих пор не опубликованный) был отрицательным. Это означает, что медитирующие имели склон­ность к выбору карточек с упорядоченными, симметричными формами. Этот результат противоположен выводам, полученным Барроном при исследовании творчески одаренных личностей. Гэри Шварц провел исследование с теми, кто обучался трансцендентальной медитации, и подтвердил, что в тестах на творческие способности они получили результаты, худшие, или, в лучшем случае, такие же, как в контрольной группе (см.: "Psychology Today", июль 1975, с. 50).

Я заметил, что если перед написанием чего-то для меня важного я проведу привычную двадцатиминутную медитацию, то мой мир становится слишком гармоничным, слишком упорядоченным. Поэтому мне не о чем писать. Моя встреча рассеялась, как дым. Все "проблемы" оказались решенными. Я пребываю в благостном расположении духа, но ничего не могу написать.

Вот почему я предпочитаю окунуться в хаос, предпочитаю ока­заться перед чем-то "сложным, запутанным", как назвал это Баррон. В результате, вдохновленный хаосом, я бросаюсь на поиски порядка, борюсь до тех пор, пока не найду глубинной, лежащей в основании, формы. Я верю, что тогда я вовлечен в то, что Мак-Лиш назвал борьбой с пустотой и тишиной мира, которая длится до тех пор, пока я не заставлю мир обрести смысл, пока не добьюсь того, что тишина ответит, а небытие начнет быть. Только по окончании утренней работы я могу воспользоваться медитацией, чтобы достичь того, что является ее истинной целью: глубокого отдыха души и тела.

Недостатком движения трансцендентальной медитации — что в будущем вызовет по отношению к нему сильное сопротивление — является то, что его лидеры не хотят принять к сведению ограничений трансцендентальной медитации и ограниченности науки Махариши. Каждое описание доктрины Махариши, с которым я знаком, смело утверждает, что она не имеет никаких ограничений. Читателям, заин-тересованным в более полном обзоре проблемы, предлагаю статью Констанс Холден "Maharishi International University: Science of Creative Intelligence" в: Science, Vol. 187 (март 28, 1975), 1176.

[28] Е. R. Dodds. The Greek and the Irrational. - Berkley, 1964. - C. 75.

[29] Слово "тиран" относится к абсолютным властителям, которые мно­жатся во времена перемен и политического брожения. "Тиран Афин" конца VI века до н. э. Писистрат считается историками и совре­менными греками спасителем. Я хорошо помню мое удивление, когда в греческой школе, где я преподавал, один из учеников говорил о Писистрате с таким восхищением, с каким американцы говорят о Джордже Вашингтоне.

[30] Р. Мэй использует игру слов: emergence (становление) — emergency (непредвиденность, крайность, угроза). — Перев.

[31] Ж. П.Сартр. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990. - С. 324. - Ред.

[32] Р. М. Рильке. Новые стихотворения. Книга 2. — М.: Наука, 1977. — С. 107. - Перев.

[33] Именно так (лат.). — Перев

[34] Платон. Федр / Пер. А. Н. Егунова // Платон. Собр. соч. в 4 томах.

[35] Е. R. Dodds. Указ. соч., с. 73

[36] Там же.

[37] Цит. по: R. Flaceliere. Greek Oracles. - New York, 1965. - С. 37.

 

[38] Ф. Ницше. По ту сторону добра и зла. Отдел IV, 80 // Ф. Ницше. Сочинения в 2-х томах. Т. 2. - М.: Мысль, 1996. - С. 293. - Ред.

[39] Heraclitus. Ancilla to the Pre-Socratic Philosophers // A Complete Translation of the Fragments in Diels by Kathleen Freeman. — Harward U. Press, Cambrige, Mass., 1970. - C. 28.

[40] Там же.

[41] "Amor fati: пусть это будет отныне моей любовью." Ф. Ницше. Веселая наука. Четвертая книга, 276 // Ф. Ницше. Сочинения в двух томах. Т. 1. - М.: Мысль, 1996. - С. 624. - Ред.

[42] R. May. The Meaning of Symbols // Symbolism in Religion arid Literature / Ред. R. May. - New-Jork, 1960. - C. 11-50.

[43] Can-Мигель дель Манте — храм на холме в окрестностях Гранады. — Ред.

[44] "Дети райка". — Ред.

[45] Платон. Пир // Платон. Собр. соч. в 4-х томах. Т. 2. — М.: Мысль, 1993. - С. 122. - Ред.

[46] Там же, с. 115. - Ред.

[47] В другом месте этой книги [с. 60] я обратил внимание на то, что математик Пуанкаре выделяет значение Эрота как приносящего одно­временно и красоту, и истину.

[48] А. N. Whitehead. Reflection on Man and Nature. - New Jork, 1961. - C. 28.

[49] Один мой приятель после прочтения рукописи этой главы прислал мне оригинал приведенного ниже стихотворения, которое я с его со­гласия цитирую:

Существую, а значит люблю

Всю радость и скорбь бытия

во взгляде бездонном твоем,

на меня устремленном.

Люблю — значит я существую.

(Перевод С. Плотникова)

 

[50] Платон. Пир // Платон. Собр. соч. в 4-х томах. Т. 2. — М.: Мысль 1993. - С. 120. - Ред.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...