Управление собственным капиталом
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы состоит в том, что любое предприятие не может существовать, не имея собственных финансовых ресурсов, ведь, как известно, одна из главных составляющих этих ресурсов является уставный капитал, который определяет минимальный размер имущества предприятия. Первым и обязательным условием нормальной деятельности любого предприятия является наличие у него собственных средств. Чтобы предприятие нормально функционировало необходимо тщательно проводить анализ его финансовой деятельности, выявлять проблемы и находить пути выхода из них. По сути, основу финансов предприятия должны составлять собственные ресурсы, иначе, базируясь только на привлекаемые (заемные) средства ему грозит крах и банкротство. Ведь в таком случае предприятие просто не сможет погашать свои обязательства и далее свободно заниматься своей производственной деятельностью. К сожалению, в настоящее время большинство предприятий существуют в основном за счет заемных средств, имея собственных финансовых ресурсов в размере менее 40-30% от общего их количества. Постепенно данные хозяйствующие субъекты подвержены на медленное, а иногда даже и очень быстрое «утопание в долгах» перед кредиторами, поставщиками и т.д. Целью моей работы является рассмотреть политику формирования собственных финансовых ресурсов, научиться разбираться в главных его источниках и на примере одного из предприятий показать, как проводить анализ формирования собственного капитала. Я считаю, что, научившись правильно оценивать финансовое состояние предприятия, проанализировав его с самой основы, можно вывести предприятие из состояния падения и даже увеличить его прибыльность.
ПОЛИТИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОБСТВЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ
Собственным капиталом называется общая сумма средств, принадлежащих предприятию. Он состоит из вложенных собственниками предприятия при его создании (уставный капитал) и средств, накопленных в процессе хозяйственной деятельности. В свою очередь, накопленные средства подразделяются на дополнительно вложенный капитал, резервный фонд, нераспределенную прибыль. Собственный основной капитал – это капитал, вложенный в основные средства, нематериальные активы, незавершенное строительство, долгосрочные инвестиции. Собственный оборотный капитал – это капитал, вложенный в запасы сырья и материалов, запасы готовой продукции, текущую дебиторскую задолженность. Управление собственным капиталом направлено на обеспечение эффективного использования уже накопленной его части и формирование собственных ресурсов, обеспечивающих развитие предприятия. Формирование собственного капитала предприятия осуществляется по следующим этапам: · анализ формирования собственного капитала в предыдущем периоде; · определение общей потребности в собственном капитале; · оценка стоимости собственного капитала из различных источников; · обеспечение привлечения собственного капитала за счет внутренних источников; · обеспечение привлечения собственного капитала за счет внешних источников; · выбор наилучшего соотношения внутренних и внешних источников формирования собственного капитала. Анализ формирования собственного капитала в предыдущем периоде проводится с целью выявления собственного потенциала и его соответствия темпам развития предприятия. При этом определяются удельный вес собственного капитала в общем объеме финансовых ресурсов, источники формирования собственного капитала, оценивается достаточность финансовых ресурсов, сформированных в исследуемом периоде, сформированных в исследуемом периоде. [1; 122]
Определение общей потребности в собственном капитале проводят по следующему алгоритму: общая потребность в собственном капитале в планируемом периоде равна сумме собственного капитала на конец планируемого периода минус сумма собственного капитала на начало планируемого периода плюс сумма прибыли, направляемой на потребление в плановом периоде. Оценка стоимости собственного капитала из различных источников проводится как для внутренних, так и для внешних источников. В результате принимаются решения относительно выбора альтернативных источников формирования собственного капитала. Анализ возможностей привлечения собственного капитала за счет внутренних источников предшествует анализу привлечения собственного капитала за счет внешних источников. Привлечение собственного капитала за счет внутренних источников осуществляется за счет чистой прибыли и амортизационных отчислений. Привлечение собственного капитала за счет внешних источников призвано обеспечить ту часть капитала, которую не удалось сформировать за счет внутренних источников. К внешним источникам относятся паевой капитал и дополнительная эмиссия акций. Выбор наилучшего соотношения внутренних и внешних источников формирования собственного капитала основывается на минимизации средневзвешенной стоимости собственного капитала.[5; 280]
УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫМ КАПИТАЛОМ
Управление собственным капиталом включает в себя, прежде всего, формирование уставного капитала и распределение его между акционерами (пайщиками). Распределение уставного капитала между акционерами влияет на получение доли дивидендов, как правило, пропорционально доле уставного капитала по обыкновенным и привилегированным акциям, а также дает право на участие в управлении предприятием и доступ к реальным финансовым потокам. [9; 37] Подавляющее большинство российских предприятий на практике не проводят политики внутренней информационной открытости, и только те предприятия, которые ориентируются на капитализацию на фондовом рынке или участие иностранного капитала, вынуждены быть финансово прозрачными (таких меньшинство). В этих условиях участие в управлении предприятием и реальных финансовых операциях значительно важнее права на получение дивидендов, которые большинством предприятий и не платятся. Это приводит к тому, что значительную стоимость имеют контрольные или блокирующие пакеты акций, а миноритарным акционерам не достается ничего.
Важный вывод следует из формулы Гордона:
r = g + D/P,
где g – рост компании; D – дивиденд; P – цена, т.е. стоимость собственного капитала состоит не только в дивидендной составляющей, но и в росте самой компании. При обеспечении значительных темпов роста компании акционеры могут заработать на росте курсовой стоимости акций. Использование прибыли в некоторой степени «затуманено» российской налоговой системой потому, что ряд расходов предприятия, необходимых для ведения бизнеса, относится на прибыль. Один из наиболее ярких примеров – затраты градообразующих предприятий на соцкультбыт. Оставшаяся часть прибыли может распределяться между потреблением (соцкультбыт) и накоплением (инвестирование в основные и оборотные средства, т.е. обеспечение роста компании). В значительной мере выплаты дивидендов ограничиваются российской налоговой системой и прямым участием собственников в управлении. Поэтому в настоящее время только крупные предприятия имеют осознанную политику распределения прибыли и дивидендную политику, включая модели экономического роста. У большинства же предприятий дивидендная политика отсутствует. [3; 307]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|