Глава 10. Развитие образа вампира в литературе
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
В начале XIX века стали появляться, в основном в северной Европе, первые литературные работы о вампирах и вампиризме. Литературные вампирические традиции в Италии XIX столетия начинают отсчет с момента появления оперы «Вампир» А. Де Лжаспсрини (впервые представленной в Турине в 1801 году). Романтизм, популярное литературное движение, объектом размышлений которого был внутренний человеческий опыт, усилило мифический образ вампира, расставив акценты на символике крови, ночи, меланхолии и «эротической нежности к трупам». В северной части Европы вампиризм был привнесен в литературные столичные круги из массовых суеверий через работы Повалиса, Гете и Джона Китса. В 1819 году Джон Полидори создал лорда Рутвена — главного героя рассказа «Вампир». Во французской и русской литературе к образу вампира часто обращались Чарльз (Шарль) Нодье, Шарль Бодельер, Александр Дюма, Алексей Толстой и Николай Гоголь. [33] Германия дала рождение современному литературному вампиру. Первой современной литературной работой о вампире была небольшая поэма Генриха Августа Оссепфельдера «Вампир» (1748). К этому же ряду можно отнести поэму «Леонора», повествовавшую о вновь вернувшемся, который претендует на свою любовь и хочет забрать возлюбленную в могилу как свою вечную невесту. Эта поэма, хотя ее и нельзя назвать в полной мере вампирической, сыграла заметную роль в литературе Германии и Англии. Еще больше популяризовала тему вампира поэма Гете «Коринфская невеста», опубликованная впервые в 1797 году. Гете был ведущей литературной фигурой на континенте, в его внимание к теме вампира легализовало ее для других.[34] Первым вампирическим романом, опубликованным в Италии, был роман Франко Мистрали «Вампир» (1869). История Мистрали происходит в Монако в 1862 году. В ней много крови и любовников-кровосмесителей. Вампир был представлен в декадентской аристократичной манере, на которую оказал влияние стиль Китса, Гете, Полидори и лорда Байрона — современников автора. Исторические народные понятия о вампиризме в том виде, как они были задокументированы во время вампирической истерии, составили основу «Вампира» - романа, написанного в 1908 году Энрико Бони. Возможно, это была единственная работа, которая проиллюстрировала мир массовых предрассудков и страхов в деревенском быту.
Натуралистический подход к этому явлению был обнаружен в работе Луиджи Капуана «Вампир» (1904 год, 2-е изд. — 1907). Автор стремился к объективному описании) фактов и проявил научный подход (вампиризм рассматривался как галлюцинация), хотя некоторый скептицизм и конце романа все-таки присутствовал. Одновременно с "Вампиром" Капуана вышел роман «Черный доктор» Даниеля Оберто Маррама. Наиболее значительными работами о вампирах последующих десятилетий были: "Пробудившиеся с кладбища" Нипо Cauapeca (1932), «Рассказ об оборотне» Томмаяо Ландольфи (1939), «Осенний рассказ» (1947), «Последний Ликантроп» Бачелли (1947) и «Черная собака» Гуадальберго Титта (1964). Как видно из названий, вампиры и оборотни шли в литературе рука об руку.[35] Каждая страна вложила свой вклад в развитие образа вампира, создав устойчивый архетип. Когда нам говорят слово «вампир», мы представляем старый замок, бледного человека с острыми зубами и несчастную жертву с проколотой веной. Но давайте будем помнить, что литература – это одно, а реалии – несколько другое.
Вывод
Как-то раз, в Риме случилось горе – небывалая смертность младенцев. Римляне обвинили в смерти детей одного приезжего и распяли его на кресте. После этого смертность не прекратилась, и жители сожгли труп, после чего младенцы перестали умирать. Но из-за ли одного человека случилось это? А не вернее ли будет сказать, что случился мор, который и унес жизни детей? Мор – вампир. Заразившись сам, ты заражаешь другого. Мор и не видим, и не проникает в те дома, жители которых не выходят на улицу. Так стоит ли всё это списывать на чудовищ, летающих по ночам, и выходивших из могил? Наши предки верили: стоит. И списывали все свои болезни, хвори и вспышки чумы на призрачных духов, упырей, летающих по ночам и высасывающих их души и портя им кровь. Но дело не только в болезнях.… На генезис мифа повлияли и сумасшедшие, наподобие графа Влада Депеша, так называемого Дракулы, и различные генетические отклонения, как порфирия, и странные медицинские практики придворных целителей.
Миф о вампире вобрал в себя еще и другие мифы – такие, как, к примеру, мифы о зомби, привидениях и многие другие. Вампир в настоящем – это искусственно созданная модель, созданная из деталей мифов различных культур, и выявить в них первопричину его зарождения и была моя задача в этой работе. Истинный вампир – это персонифицированная болезнь. Действительно, если рассматривать в таком конспекте, то вампиризм – это даже заразно. То, что в основе мифов о вампирах стоит факт медицинский, а не мистический, по-моему, факт, не подлежащий сомнению. Мне скажут: а как же видимый облик, зубы, укус в шею, неразлогаемость трупа и так далее, столь часто приписываемое вампирам людьми? На это я отвечу так: видели ли вы сами вампира, или были хотя бы лично знакомым с человеком, которому удалось повидать это существо? Литература, кино, музыка, “Internet” сделали свое дело, и мир бредит вампирами. Энн Райс… Брэм Стокер… Как будто специально культивируют образ «вампира сегодня», отвлекая внимание людей от истинной природы вампирологических мифов. Возникает два вопроса, к которым я пришел в ходе выполнения работы. Первый: это критическое отношение к литературе, которую я использовал в курсовой. Точность большинства источников, упоминающихся у Фрезера, Саммерса и Кальме, подлежит сомнению. Поэтому писать работу на базе объективных источников не поддается возможным. Сложности возникают еще и в том, что в данное время слишком мало ученых занимается этим вопросом, и найти литературу с какими либо достоверными сведениями крайне трудно. Второй вопрос: почему в наше время, в период, когда господствует рациональный тип познания окружающего мира, миф о вампире так прочно укрепился? Причем не только укрепился, но и постоянно получает все более широкое распространение? С чем связано то, что люди так стремятся найти какие – либо доказательства существования вампиров? Эти вопросы остаются открытыми. В заключение я приведу стихотворение Д. Байрона «Гяур», которое очень хорошо отражает настоящее отношение к вампиру.
Ты снова должен выйти в мир И, как чудовищный вампир, Под кровлю приходить родную, И будешь пить ты кровь живую Своих же собственных детей. Во мгле томительных ночей Судьбу и небо проклиная, Под кровом мрачной тишины Вопьешься в грудь детей, жены, Мгновенья жизни сокращая... Когда с кровавыми устами, Скрежеща острыми зубами, В могилу с воем ты придешь, Ты духов ада оттолкнешь Своею страшною печатью Неотвратимого проклятья.
Д. Байрон, "Гяур". Перевод С. Ильина.
Список литературы
1. Д.Д. Фрезер «Золотая ветвь» http://lib.infopole.ru/histor/book/freser/index.htm/ 2. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. http://lib.infopole.ru/histor/book/ribakov/russ/index.htm/
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|