Назначение, конструкция и принцип действия датчика детонации
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6 «Исследование датчика детонации» Специальности: 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» 190631.01 «Автомеханик» 190103 «Автомобиле- и тракторостроение»
МДК 01.04 «Электрические и электронные системы автомобильного транспорта»
Санкт-Петербург Цель и задачи лабораторной работы №6
1.1Цель работы: - изучение принципа функционирования; - конструкции пьезоэлектрического датчика детонации; - экспериментальное исследование его выходных характеристик.
Рекомендации студентам по выполнению лабораторной работы
4.1 Условия и организация работы
Выполнение работы предусматривает теоретическую и практическую части. Выполнение практической части предполагает наличие у студентов знаний о проведении работоспособности датчиков электронных систем зажигания. а) В теоретической части лабораторной работы под руководством преподавателя студенты: 1) знакомятся с рабочим местом; 2) изучают меры безопасности; 3) изучают назначение и принцип действия оборудования, особенности его подключения; 4) знакомятся с нормативной и учебной литературой студенты самостоятельно: 5)изучают устройство и принцип батарейной системы зажигания автомобиля; 6) в процессе изучения литературы заполняют бланк-отчёт необходимыми нормативными значениями. б) В практической части лабораторной работы под контролем преподавателя студенты: Содержание лабораторной работы 1.Внеаудиторная подготовка к работе в лаборатории. 2. Работа в лаборатории, связанная с исследованием характеристик датчика на специализированной лабораторной установке.
3. Обработка и анализ полученной в лаборатории информации, оформление отчета по проделанной работе. 4. Защита лабораторной работы.
Работа в лаборатории
3.1. Получить исследуемый датчик детонации. 3.2. Детально ознакомиться с устройством лабораторного стенда и органами его управления. 3.3. Подключить осциллограф к выходным клеммам датчика дето- нации. 3.4. Установить ручку реостата в среднее положение и подключить лабораторный стенд к источнику напряжения постоянного тока U = 110 В. 3.5. Изменяя сопротивление реостата от минимального значения до максимального, наблюдать по осциллографу за изменением фор-мы, амплитуды и частоты выходного напряжения датчика детонации. Для двух значений сопротивления реостата (по указанию преподава-теля) зарисовать осциллограммы выходного напряжения датчика с приведением масштаба по амплитуде и времени. 3.6. Выключить питание стенда и проанализировать полученные результаты измерений. Обработка полученных в лаборатории сведений и составле-ние отчета. 5 Защита лабораторной работы.
Описание экспериментальной установки
Лабораторная установка, схема которой изображена в соотвествтвии с рисунком 1, выполнена на базе электродвигателя постоянного тока, на приводном валу которого установлен эксцентрик. Эксцентрик представляет собой диск, ось которого смещена по отношению к оси приводного вала двигателя.
Рисунок 1
Регулирование частоты вращения вала электрического двигателя производится по реостатной схеме, для чего последовательно с обмоткой возбуждения включен реостат, изменяющий ток в обмотке. На лицевой поверхности стенда закреплена рабочая металлическая пластина, на которой установлен исследуемый датчик детонации. Имитация детонации (взрывной ударной волны) в двигателе внутреннего сгорания (ДВС) автомобиля производится на лабораторном стенде в виде ударной вибрации рабочей пластины под действием ударов вращающегося эксцентрика.
Имитация изменения частоты вращения коленчатого вала двигателя автомобиля осуществляется регулированием частоты вращения вала электрического двигателя с помощью реостата.
Назначение, конструкция и принцип действия датчика детонации
Датчики детонации используются для обнаружения явления детонации, т. е. взрывного воспламенения топливно-воздушной смеси в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания автомобиля. Детонация вызывает сильную ударную вибрацию и перегрев ДВС, что может привести к механическим повреждениям деталей двигателя. Контроль за детонацией особенно актуален у современных ДВС, поскольку для их эффективной работы обеспечивают оптимальный угол опережения зажигания, близкий к предельному, за которым начинается детонация. Этим обеспечивается наиболее полное сгорание топливно-воздушной смеси, сопровождаемое повышением КПД двигателя, его мощности, экологичности и экономичности, а также появлением возможности применения бензина с различным октановым числом. В системах управления ДВС применяются различные датчики контроля детонации: датчики температуры, давления, света, возбуждаемого при воспламенении газовой смеси, и др. Основными критериями при выборе типа датчика являются точность и достоверность показаний, стоимость, надежность и габариты. Наиболее полно всему этому комплексу требований удовлетворяют вибрационные датчики детонации, предназначенные для регистрации вибрационных колебаний корпуса ДВС. Чаще всего обнаружение детонации производится путем измерения ударной вибрации цилиндров с помощью пьезоэлектрического датчика детонации. В качестве чувствительного элемента такого датчика используется пластина пьезоэлектрического кристалла (в основном из пьезокерамики). Это объясняется, в частности, тем, что пьезокерамика обладает высокой химической стойкостью при повышенных температурах, высокой пьезочувствительностью и небольшой стоимостью. Пьезоэлектрическими называются кристаллы и текстуры, электризующиеся под действием механических напряжений (прямой пьезоэффект) и деформирующиеся в электрическом поле (обратный пьезоэффект). В датчиках детонации используется прямой пьезоэффект. При механическом воздействии МВ на пластину пьезокристалла ПК на токопроводящих покрытиях появляется разность электрических потенциалов U вых, значение которой пропорционально силе механического воздействия. Схема данного воздействия представлена в соответствии с рисунком 2.
Рисунок 2
Достоинствами пьезоэлектрических преобразователей являются малые геометрические размеры, простота конструкции, надежность в работе, возможность измерения быстропротекающих процессов. В частности, их рабочий диапазон частот составляет от 0,1 Гц до 20 кГц. Амплитудная характеристика линейна в динамическом диапазоне до 120 дБ. Они не требуют источника питания, поскольку являются преобразователями генераторного типа, не имеют подвижных деталей, что гарантирует исключительную долговечность. Упрощенная конструктивная схема пьезоэлектрического датчика детонации представлена в соответствии с рисунком 3. Под действием инерционных сил, создаваемых инерционной массой 2, деформируется пьезоэлемент 1, на металлизированных обкладках которого в результате прямого пьезоэффекта возникают электрические заряды, передаваемые во внешнюю цепь с помощью электрических выводов.
Рисунок 3 Упрощенная конструктивная схема пьезоэлектрического датчика детонации представлена в соответствии с рисунком 3. Под действием инерционных сил, создаваемых инерционной массой 2, деформируется пьезоэлемент 1, на металлизированных обкладках которого в результате прямого пьезоэффекта возникают электрические заряды, передаваемые во внешнюю цепь с помощью электрических выводов. Выходная электрическая мощность таких преобразователей очень мала, поэтому для согласования с электронной системой управления на его выход включается усилитель напряжения с возможно большим входным сопротивлением.
Среди всей совокупности датчиков детонации по режиму работы выделяют преобразователи широкополосного, резонансного и полурезонансного типов. К широкополосным относят пьезоэлектрические преобразователи рабочим диапазоном частот 4–10 кГц, сформированным на плоской части амплитудно-частотной характеристики (АЧХ), ниже собственной резонансной частоты. Такие датчики детонации универсальны в применении: их можно использовать в ДВС с различными системами управления (моно- и распределенным впрыском) и с различными частотами вибрационных ускорений (детонационных режимов). К резонансным датчикам относят преобразователи с узкой полосой пропускания (50–300 Гц), собственная частота которых настроена на частоту детонации ДВС. В связи с тем, что резонансные частоты даже для ДВС одной модели различаются в пределах 5 %, такие датчики детонации не находят широкого применения для управления ДВС серийных автомобилей. Полурезонансные датчики – это преобразователи с широкой полосой пропускания (до 1000 Гц) и с АЧХ, синтезированной из двух или более пересекающихся характеристик резонансных режимов. Они сочетают в себе достоинства широкополосных датчиков (широкая полоса пропускания) и резонансных (усиление информационного сигнала). Пьезоэлемент посредством болта прижимается к полированной площадке блока цилиндров 6. Точка установки датчика определяется экспериментально на этапе конструкторской разработки ДВС. Для отработанной модели блока цилиндров место установки датчика детонации остается постоянным.
При детонации в специфическом спектре частот (обычно 6–12 кГц) в выходном сигнале датчика появляется переменная составляющая с высокой амплитудой. Выделяя эту частотную область с помощью полосового фильтра электронного блока управления двигателем, получают сигнал для распознавания детонации. На рис. 3.5 показан вариант выходного сигнала датчика детонации. Основные функциональные и эксплуатационные характеристики ДД различных отечественных и зарубежных фирм, представлены в соответствии с таблицей 5.1.
Таблица 5.1- Основные функциональные и эксплуатационные характеристики ДД
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|