Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы становления малого бизнеса в России

Нельзя с уверенностью сказать, что для страны таких масштабов как Россия малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных пред­приятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в ко­торых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность. [3, стр. 28]

Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России эко­номических реформ, способных вывести страну из кризиса, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпри­нимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие мес­та, является основным источником формирования среднего класса.

В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие ком­мерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной тор­говли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли многие бизнесмены по­лучили благоприятные возможности для обогащения. [13, стр. 35]

Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, ра­ботающих в сфере торговли и посреднических услуг, преобладает (см. Приложение 1) Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказа­ния различных услуг), но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической дея­тельностью как основной.

Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудова­ние - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает на­правлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

Все это приводит к тому, что часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается не в состоянии приступить к реальному производству продукции.

 3.2. Государственная поддержка малого предпринимательства

Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной под­держке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь, путем стимули­рования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления на­логовых льгот, дотаций, льготного банковского кредитования, создания информацион­но-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных про­грамм. [15]

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

1. Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

2. Создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;

3. Установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчётности, поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства.

4. Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий. [15]

         

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий при проведении политики, направленной на государственную поддержку малого предпринимательства:

1. разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства РФ в области государственной поддержки малого предпринимательства;

2. проводят анализ состояния малого предпринимательства, и эффективности применения мер по его государственной поддержке;

3. организуют разработку и реализацию Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства;

4. подготавливают предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства льгот по налогообложению и иных льгот, а также об использовании средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов РФ для поддержки малого предпринимательства;

5. оказывают содействие органам исполнительной власти субъектов РФ при разработке и реализации мер по поддержке малого предпринимательства. [15]

 

Государством принимается федеральная программа поддержки малого предпринимательства. Такая программа принималась на 1998-1999г, 2000-2001г.

Государственная поддержка осуществляется в соответствии с федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными, отраслевыми и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. [4, стр. 17]

Правительство РФ ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального собрания РФ проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.

В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на её реализацию.

Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя основные положения:

· меры по формирования инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях;

· перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;

· меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства;

· предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства и т.д.

Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счёт средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов и других источников. [15]

Кроме того, большую помощь малому бизнесу оказывают фонды поддержки малого предпринимательства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...