Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Африка и мусульманский мир




Мусульмане веками препятствовали европейской экспансии на юг и на юго-восток. За мусульманскими владениями на северном побережье Африки располагались бесплодные засушливые земли, а за ними - тропические районы, климат которых казался европейцам нездоровым. Поэтому Европа привыкла относиться к Африке и к мусульманскому миру просто как к препятствиям на пути к богатствам Востока. Но в ходе XIX века такой взгляд на вещи претерпел радикальные изменения. В начале столетия большая часть Ближнего Востока и северное побережье Африки принадлежали Османской империи со столицей в Стамбуле (бывший Константинополь). Но к началу Первой мировой войны Великобритания, Франция и Италия завладели северным побережьем Африки, а Османская империя стояла на грани исчезновения. В связи с этим открылись возможности для начала миссионерской работы в этих и других традиционно мусульманских землях.

Но в этих районах уже были другие христиане - ведь зародилось христианство именно там. Поэтому прежде всего западным миссионерам надо было установить контакт с этими старыми церквами. Католики обычно стремились приобщать целые церкви восточных христиан к католичеству и повиновению папе. Члены таких групп, хотя они и сохраняли свои обряды и предания, фактически становились католиками и получили название "униатов". Для рассмотрения относящихся к ним конкретных вопросов в 1862 году в Риме была образована "Конгрегация восточных обрядов". Католики пытались обращать и мусульман, но добились сравнительно небольших успехов. Протестанты, со своей стороны, нередко стремились сотрудничать со старыми восточными церквами в надежде, что такое сотрудничество приведет к обновлению в жизни этих церквей. Эта программа принесла определенные результаты, но в конечном счете вызвала трения между старыми церквами, которые затем раскололись. Консервативное крыло вернулось к старым обычаям, а более прогрессивное просто стало протестантским. Именно вследствие этого раскола протестантизм получил наибольшее число первых приверженцев, хотя затем он начал приобретать обращенных и из числа мусульманского населения. Наибольших успехов эта работа принесла в Египте, Сирии и Ливане.

В начале XIX века европейских анклавов в черной Африке было немного. Власть португальцев, владевших Анголой и Мозамбиком, распространялась не очень далеко в глубь материка. В 1652 году голландцы основали колонию на мысе Доброй Надежды. Вслед за этим французы открыли торговую базу в Сенегале. В 1799 году англичане основали колонию Сьерра-Леоне для приема освобожденных рабов, возвращавшихся в Африку. К этому сводились все европейские колониальные владения в Африке в начале века. К 1914 году положение резко изменилось - на всем континенте независимость сохранили только Эфиопия и Либерия, причем последняя возникла благодаря усилиям раннего аболиционистского движения в Соединенных Штатах.

В первые годы XIX века процесс колонизации шел довольно медленно. Англичане отобрали у голландцев мыс Доброй Надежды, и те двинулись на север, создавая новые колонии. В 1820 году первые американские чернокожие прибыли в Либерию, ставшую независимым государством в 1847 году. Тем временем миссионеры проникали на территории, на которые раньше не ступала нога европейца, и рассказывали о процветавшей там работорговле и об экономических ресурсах внутренней Африки. В 1867 году в Южной Африке были открыты залежи алмазов. Франция стремилась соединить свои владения в Алжире с Сенегалом. Германия включилась в гонку в 1884 году, завладев Намибией. Бельгийский король Леопольд II, чья власть в собственной стране была ограниченной, отнесся к колонизации Конго как к личному делу, и в 1908 году страна получила официальное название Бельгийского Конго. В 1885 году Испания захватила Рио-де-Оро и Испанскую Гвинею. Затем Италия завладела Эритреей. К тому времени остаток континента был поделен между Великобританией, Францией и Германией.

Все эти события возбуждали миссионерский интерес в Европе и в Соединенных Штатах. В целом католические миссии добивались больших успехов в колониях католических стран, а протестанты приобретали больше приверженцев в колониях Великобритании и Германии. Кроме того, работе католиков препятствовали споры по вопросу о юрисдикции - Португалия продолжала настаивать на своих древних правах патроната над всей африканской церковью, а Франция и Бельгия не могли поделить долину реки Конго. Самым известным протестантским миссионером в Африке был Дэвид Ливингстон, чьи путешествия в качестве миссионера и представителя британского правительства привлекли большой интерес к черной Африке и чьи отчеты о бедственных последствиях работорговли в значительной степени способствовали ее отмене.

К 1914 году почти вся Африка стала колониальной, но вместе с тем на всех этих территориях появились христианские церкви. Они были как в крупных городах, так и внутри континента, где церкви создавались во многих захолустных деревушках. К тому времени многие из этих церквей начали готовить собственное руководство и распространять работу на другие районы.

Латинская Америка

Последствия завоевания независимости странами Латинской Америки для католической церкви были рассмотрены в главе 27. В то же время обретение независимости привело к созданию протестантских церквей на всей территории Латинской Америки. Сначала этому способствовала иммиграция. В необходимости поощрять иммиграцию новые правительства были убеждены по ряду причин. Прежде всего, поставив перед собой цель развивать промышленность, ориентируясь на такие страны, как Великобритания, они надеялись, что иммиграция привлечет необходимые для этого опытные кадры. Во-вторых, еще оставалось очень много невозделанных пахотных земель. Иммигранты могли селиться на этих землях и обрабатывать их, повышая тем самым благосостояние страны. В-третьих, необходимо было внедрять и распространять новые идеи в противовес тем, которые исходили из Испании и которых продолжали придерживаться многие члены католической церкви. Поэтому на протяжении всего XIX века многие латиноамериканские правительства поощряли иммиграцию из Европы и из Соединенных Штатов.

При проведении этой политики следовало иметь в виду, что многие потенциальные иммигранты были протестантами, не желавшими отказываться от своей веры. Попытки принудить их к отречению способствовали бы притоку беспринципных лицемеров, а такой горький урок Мексика уже усвоила в Техасе. С учетом этого многие правительства, даже в странах, не предоставлявших такой свободы собственным гражданам, приняли законы, гарантирующие иммигрантам свободу вероисповедания. Вскоре, однако, они осознали нелепость такого положения и были вынуждены предоставить равные права собственным гражданам. Тем самым политика поощрения иностранной иммиграции в конечном счете способствовала распространению протестантизма среди коренного населения.

Большинство иммигрантов первой волны прибывали из Европы. Из Соединенных Штатов приезжали очень немногие (если не считать тех, кто перебирался на территории, захваченные у Мексики), так как это было временем североамериканской экспансии на запад, где имелось вполне достаточно земель, которые можно было получить, не эмигрируя в Латинскую Америку. Большое число шотландцев поселились в Аргентине, Уругвае и Чили, где климатические условия приближались к тем, к которым они привыкли на родине, а экономические во многих случаях были более благоприятными. Таким образом, протестантские службы на английском языке совершались в крупных городах юга Латинской Америки задолго до обращения в протестантизм первых латиноамериканцев.

Особенно интересным случаем миссионерской деятельности иммигрантов была работа Джеймса Теодора Холли и его товарищей, 110 чернокожих членов Епископальной церкви, эмигрировавших из Соединенных Штатов на Гаити в надежде найти там больше свободы и проповедовать Евангелие гаитянам. В течение полутора лет сорок три человека из этой группы умерли от разных болезней. Большинство оставшихся в живых решили вернуться в Соединенные Штаты или перебраться на Ямайку. Но Холли остался вместе с горсткой людей и основал церковь. В 1876 году он был посвящен Епископальной церковью в сан первого епископа Апостольской ортодоксальной церкви Гаити, впоследствии ставшей Епископальной церковью Гаити.

В конечном счете волна иммиграции привела к началу миссионерской работы среди коренных латиноамериканцев. Первым прибывшим туда миссионером был, вероятно, шотландец Джеймс Томсон, баптистский представитель Британского и зарубежного библейского общества, приехавший в Буэнос-Айрес в 1818 году. В течение нескольких следующих лет он посетил разные страны - от Аргентины и Чили до Кубы и Мексики, - а затем отправился в другие края. Его работа заключалась главным образом в распространении Библии на испанском языке и в личных беседах со священниками и другими людьми. Целенаправленная миссионерская работа протестантов началась в большинстве стран лишь во второй половине столетия. Первая протестантская проповедь на испанском языке, о которой нам известно, была прочитана в Буэнос-Айресе в 1867 году. Примерно в то же время пресвитерианская церковь начала работу в Чили. В общем и целом миссионерские агентства Соединенных Штатов начали проявлять активный интерес к Латинской Америке после 1870 года.

Одним из факторов, препятствовавших практическим делам, было присутствие в регионе католической церкви. Организация миссий в Латинской Америке подразумевала бы, что католики - не христиане, а на это многие протестантские агентства и церкви идти не хотели. Особенно сильное сопротивление создание миссий в католической среде встречало со стороны англикан и епископалов, поэтому первые англиканские миссии в Латинской Америке работали среди индейцев на Огненной Земле.

Тем не менее к началу XX века протестантские миссии добились в Латинской Америке больших успехов. Большинство первых миссионеров проявляли заботу не только о спасении душ, но и о материальном благосостоянии и интеллектуальном развитии человека. Благодаря этому протестанты приобрели известность своей работой в области образования и медицинского обслуживания. Кроме того, по мере роста престижа Соединенных Штатов рос и авторитет связанных с ними церквей. И если большинство первых миссионеров были представителями крупных конфессий, к началу XX века появлялось все больше миссионеров, представлявших небольшие консервативные церкви.

Религиозные разногласия в Латинской Америке привели к образованию новых церквей. В Мексике и Пуэрто-Рико группы, порвавшие с католической церковью, стали епископалами. В Чили небольшая харизматическая группа, изгнанная в 1910 году из методистской церкви, образовала Методистскую пятидесятническую церковь, превзошедшую вскоре по численному составу материнскую церковь. Таким образом, к началу Первой мировой войны в 1914 году во всех странах Латинской Америки насчитывалось значительное число протестантов, принадлежавших либо к церквам, появившимся там вместе с ними, либо к тем, которые родились в самой Латинской Америке.

Экуменическое движение

При рассмотрении истории христианства в XIX веке можно сделать вывод, что самым значительным явлением этого периода стало зарождение подлинно вселенской церкви. До тех пор христианство было почти исключительно западной религией. Но к 1914 году церкви появились почти во всех странах света, и эти церкви начали развивать самостоятельную деятельность, понимая христианство применительно к своим конкретным условиям. В результате зародилось экуменическое движение в двояком смысле. Во-первых, само слово "экуменический" означает "распространяющийся на всю обитаемую землю". То есть христианство никогда раньше не было таким "экуменическим", каким оно стало в XIX веке. Во-вторых, если под "экуменизмом" понимать единство христиан, становится ясно, что одной из движущих сил, ведущих к объединению христиан, является миссионерское движение.

В Соединенных Штатах, где члены разных христианских конфессий жили бок о бок, экуменические настроения развивались в результате постановки вопросов, выходивших за рамки отдельных конфессий, - таких как аболиционизм, трезвость, фундаментализм, либерализм и так далее. Но, учитывая, что конфессиональная принадлежность обычно не препятствовала решению конкретных задач, даже там обоснованность разделения церквей редко ставилась под сомнение. Наиболее серьезной такой попыткой было, пожалуй, основание церкви "Учеников Христа" (см. главу 25).

В зарубежных же миссиях сотрудничество было неизбежным. Переводы Библии, сделанные миссионерами одной конфессии, использовались и другими, и скоро стало ясно, что координация усилий - хороший способ, чтобы распоряжаться ограниченными ресурсами. Кроме того, на обширных землях, еще не услышавших евангельского слова, имело смысл договориться, какая церковь или миссионерская организация возьмет на себя ответственность за тот или иной район. Но что самое главное - трудно было доносить Благую Весть до людей, раньше ее не слышавших, если им предлагались разные ее истолкования, каждое из которых претендовало на истинность. Различия, казавшиеся вполне естественными в Европе или в Соединенных Штатах, теряли смысл в Южной Индии или в Японии. Поэтому люди, снедаемые пламенной страстью обращения мира, быстро приходили к убеждению, что христиане разных конфессий должны работать сообща.

Великим предтечей экуменического движения был не кто иной, как Уильям Кэри, предложивший созвать в 1810 году в Кейптауне международную миссионерскую конференцию. Он надеялся, что на этой конференции соберутся миссионеры и миссионерские организации со всего мира для обмена информацией и координации планов. Но в то время многие придавали слишком большое значение собственным заботам, поэтому предложение Кэри не встретило понимания. К его призыву прислушались ровно сто лет спустя, на протяжении которых проводились менее масштабные конференции, как в странах, посылавших миссионеров, так и на миссионерском поле.

Наконец, в 1910 году, в Шотландии, в Эдинбурге, собралась Всемирная миссионерская конференция. В отличие от предшествовавших конференций на ней присутствовали официальные делегаты миссионерских обществ, причем их число определялось пропорциональным (в финансовом отношении) вкладом каждой организации в общую миссионерскую работу. Было также определено, что конференция должна заниматься рассмотрением вопросов, касающихся исключительно работы с нехристианами, и что поэтому миссионерская деятельность протестантов среди католиков в Латинской Америке или среди православных на Ближнем Востоке обсуждаться не будет. Кроме того, организаторы конференции приняли решение не обсуждать вопросы "веры и порядка", понимая, что это может привести лишь к еще большему отчуждению. В подготовке к конференции участвовали сотни людей во всем мире, проводивших сбор данных и анализировавших общую картину путем переписки и участия в региональных или местных конференциях. Большинство делегатов конференции представляли Великобританию и Северную Америку. Присутствовало также значительное число делегатов из других европейских стран. От молодых церквей было всего семнадцать представителей, трое из которых прибыли по специальному приглашению Исполнительного комитета.

Конференция полностью достигла основной поставленной цели - обмена информацией и ознакомления с планами, но ее значение выходит далеко за эти рамки. Впервые была проведена конференция такого размаха, в работе которой участвовали официальные представители миссионерских обществ разных конфессий. Это само по себе подготовило почву для организации новых подобных встреч с целью обсудить другие вопросы. Во-вторых, конференция назначила Постоянный комитет, показав тем самым, что начавшееся движение имеет все предпосылки для дальнейшего развития. Работа этого комитета вылилась в проведение исследований, конференций и в конечном счете - в образование Международного совета миссионеров. В-третьих, благодаря этой конференции международную известность приобрели многие из тех, кто в первых десятилетиях XX века станут лидерами экуменического движения, самым видным среди которых был методистский мирянин Джон Мотт. Наконец, Эдинбургская конференция имела важное значение даже в тех вопросах, которые она исключила из повестки дня, - благодаря этим исключенным пунктам получило развитие движение "Вера и порядок" и был создан Комитет по сотрудничеству в Латинской Америке. Движение "Вера и порядок", наряду с прочими, привело к созданию в 1948 году Всемирного совета церквей. Короче говоря, Эдинбургская конференция 1910 года была самым значительным предвестником современного экуменического движения.

Между тем международная напряженность возрастала, и христиане чувствовали необходимость собираться не только для обсуждения церковных вопросов, но и для поиска путей сохранения мира. 2 августа 1914 года в городе Констанце была создана всемирная церковная организация защиты мира. В тот самый день началась Первая мировая война.


Часть четвертая. ХХ ВЕК

ХРОНОЛОГИЯ

Папы События
Бенедикт XV (1914-1922) Первая мировая война (1914-1918)
  Русская революция (1917)
  «Послание к римлянам» Барта (1919)
  Сухой закон в США (1919-1933)
  Предоставление избирательного права женщинам в США (1920)
Пий XI (1922-1939) Приход к власти Муссолини (1922)
  Основание «Zwischen den Zeiten» (1922)
  Стокгольмская конференция (Жизнь и деятель-
  ность) (1925)
  Объединенная церковь Канады (1925)
  Первые шесть китайских католических епископов (1926)
  Лозаннская конференция (Вера и порядок)
  (1927)
  Церковь Христа в Китае (1927)
  Конфискация церковной собственности в Мексике (1927)
  Иерусалимская ассамблея, создание Международного совета миссионеров (1928)
  Крах фондовой биржи (1929)
  Начало Великой депрессии (1929)
  Нибур, «Социальные истоки деноминационализма»(1929)
  Аулен, «Christus Victor» (1930)
  Нигрен, «Агапе и Эрос» (1930-1936)
  Провозглашение Испанской республики (1931)
  Энциклика «Quadragesimo anno», посвященная
  социальным вопросам (1931)
  Энциклика «Non abbiamo bisogno», направленная против фашизма (1931)
  «Церковная догматика» Барта (1932-1967)
  Приход к власти Гитлера (1933)
  Конкордат Ватикана с Германией (1933)
  Начало президентства Рузвельта в США (1933)
  Барменская декларация (1934)
  Начало гражданской войны в Испании (1936)
  Энциклики против нацизма и коммунизма (1937)
  Оксфордская конференция (Жизнь и деятельность) (1937)
  Эдинбургская конференция (Вера и порядок) (1937)
  Китайско-японская война (1937)
  Бонхеффер, «Цена ученичества» (1937)
  Нибур, «Божье царство в Америке» (1937)
  Мадрасская ассамблея Международного совета миссионеров (1938)
Пий XII (1939-1958) Победа Франко в Испании (1939)
  Бонхеффер, «Общая жизнь» (1939)
  Вторая мировая война (1939-1945)
  «Новый Завет и мифология» Бультмана (1940)
  Нападение Германии на Россию (1941)
  Нападение Японии на Перл-Харбор (1941)
  Рейнхольд Нибур, «Природа и судьба челове-
  ка» (1941-1943)
  Падение Муссолини (1943)
  Энциклика «Divino afflante Spiritu» (1943)
  Бонхеффер (+1945)
  Капитуляция Германии (1945)
  Ядерная бомбардировка Хиросимы (1945)
  Независимость Филиппин и Индонезии (1945)
  Образование Церкви Южной Индии (1947)
  Ассамблея в Уитби Международного совета миссионеров (1947)
  Создание Всемирного совета церквей (1948)
  Провозглашение Китайской Народной Республики (1949)
  Догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо (1950)
  Начало войны в Корее (1950)
  Энциклика «Human! generis» (1950)
  Решение Верховного суда США против сегрегации в государственных школах (1952)
  Виллингенская ассамблея Международного совета миссионеров (1952)
  Приостановка деятельности движения священ-
  ников-рабочих (1954)
  Эванстонская ассамблея Международного совета миссионеров (1954)
  Тейярде Шарлей (+1955)
  Образование Конференции латиноамериканских епископов (1955)
  Независимость Ганы (1957)
  Ассамблея в Гане Международного совета миссионеров (1957-1958)
Иоанн XXIII (1958-1963) Заявление папы о намерении созвать собор (1959)
  Создание папой Секретариата христианского единства (1960)
  Независимость 17 африканских стран (1960)
  Энциклика «Mater et Magistra» (1961)
  Первый полет человека в космос (1961)
  Ассамблея в Нью-Дели Всемирного совета церквей. Присоединение к Всемирному совету Международного совета миссионеров (1961)
  Независимость Алжира (1962)
  «Честность перед Богом» Робинсона (1963)
  II Ватиканский собор (1962-1965)
  «Богословие надежды» Мольтмана (1965)
Павел VI (1963-1 978) Эскалация войны в Юго-Восточной Азии (1965)
  Энциклика «Humanae vitae» (1968)
  Мартин Лютер Кинг-мл. (Ф1968)
  Медельинская ассамблея Конференции латиноамериканских епископов (1 968)
  Ассамблея в Упсале Всемирного совета церквей (1968)
  Высадка на Луну (1969)
  Чикагская декларация (1973)
  Падение Хайле Селассие (1 974)
  Ассамблея в Найроби Всемирного совета церквей (1975)
Иоанн Павел 1(1978)  
И оанн Павел 11(1978 —) Ассамблея в Пуэбло Конференции латиноамериканских епископов (1978)
  Ванкуверская ассамблея Всемирного совета церквей (1983)

Эпоха коренных перемен

Мы начинаем сознавать, что в ходе примерно пятнадцати столетий было создано некое подобие христианской цивилизации и что в наши дни эта христианская цивилизация находится под угрозой и шансы на ее выживание призрачны... Наступает новая эпоха, в которой ученые, художники, провидцы и святые уступают место солдатам, инженерам и политикам, эпоха, которая уже не способна создать подлинную культуру, а может произвести лишь поверхностную техническую цивилизацию.

ЭМИЛЬ БРУННЕР

В XIX веке свое предназначение западная цивилизация видела в том, чтобы привести мир к счастью и изобилию. Промышленная революция создала богатство и благополучие, которые два века назад казались немыслимыми. В Африке и в Латинской Америке местное население, казалось, готово было пойти по разумному пути промышленно развитых стран Европы и Соединенных Штатов. Миссии процветали, несмотря на такие события, как Боксерское восстание в Китае, и крепла надежда, что в самом ближайшем будущем большинство населения мира станет христианским. В течение почти целого столетия между европейскими державами сохранялись, за небольшими исключениями, мирные отношения.

Однако подспудно существовали разрушительные течения, в конечном счете ввергшие мир в самую опустошительную войну, которую он когда-либо знал, и последовавшие за ней революцию, экономические потрясения и еще более ужасающий мировой пожар. В XIX веке относительный мир в Европе был возможен отчасти потому, что конкуренция между европейскими державами приняла форму колониальной экспансии. Когда Европа жила в мире, обычным явлением международной политики стали локальные войны на заморских территориях. Но к 1914 году большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки были колонизированы, если не политически, то во всяком случае экономически. Тогда Европа обратила взгляд на собственный юго-восточный регион, Балканы, где в результате постепенного развала Турецкой империи образовалось несколько государств с нестабильными границами и слабыми правительствами. Эти земли стали яблоком раздора между европейскими державами, и именно из-за этого раздора началась Первая мировая война. Технологический и промышленный прогресс, которым так гордился Запад, проявился теперь во всей своей разрушительной силе, так как война предоставила возможность военного использования технических достижений путем создания подводного, воздушного и химического оружия. Сам факт того, что промышленно развитые державы держали под контролем далекие страны, с неизбежностью обусловил участие в конфликте большей части земного шара. В войне, продолжавшейся четыре года, участвовали тридцать стран и вооруженные силы общей численностью в 65 миллионов человек, из которых почти одна седьмая часть погибла, а ранения в боях получили более одной трети. Потери среди гражданского населения установить труднее, но они были по крайней мере такими же, как и среди военных.

Тем временем хаос в России вылился в революцию. Россия была одной из великих европейских держав, где либеральные идеи XIX века практически не получили распространения. Царское самодержавие и помещичья аристократия продолжали управлять страной так же, как они это делали в течение столетий. Карл Маркс никак не мог ожидать, что Россия, где темпы индустриализации были медленными, станет первой страной, в которой успешно совершится предсказанная им революция. Он рассчитывал, что к революции, которую совершат промышленные рабочие, приведет развитие промышленности и капитала и что крестьяне отнесутся к этой революции настороженно. Но война опровергла его предсказания. Национальные чувства были оскорблены неспособностью правительства выиграть хотя бы одну битву, и вскоре это недовольство соединилось с широким социальным протестом в городах, где не хватало хлеба, и в деревнях, где не хватало земли. В марте 1917 года император Николай II был вынужден отречься от престола в пользу своего брата, который тоже отрекся несколько дней спустя. Некоторое время власть находилась в руках умеренных, надеявшихся на установление либеральной республики. Но неудачи этого правительства на фронте и в области экономической политики в сочетании с агитацией В.И.Ленина и большевиков привели к Октябрьской революции 1917 года. Ленин сразу же начал приводить в исполнение свою широкую программу социальной реорганизации, национализировав землю и банки и передав промышленные предприятия в руки находившихся под правительственным контролем профсоюзов. В рамках этой программы была также конфискована вся церковная собственность. Таким образом, Русская православная церковь, после падения Византии считавшая себя "третьим Римом", попала в положение, аналогичное тому, в котором находилась Византийская церковь после турецкого вторжения. Кроме того, новое правительство вышло из войны, но вскоре оказалось втянутым в гражданскую войну против контрреволюционеров, пользовавшихся поддержкой иностранных государств и церкви. Ко времени, когда Красная армия одержала победу в этой войне, советское правительство еще увереннее считало, что церковь - его смертельный враг.

В западном полушарии последствия войны проявлялись не столь остро. Соединенные Штаты вступили в войну лишь в апреле 1917 года, и хотя их вооруженные силы понесли большие потери, внимание страны вскоре привлекли другие вопросы. Страна сосредоточилась на самой себе, пытаясь решить свои проблемы в изоляции от остального мира, и отказалась вступить в Лигу Наций. На первый план выступили два вопроса, уходившие корнями в XIX век: запрещение продажи спиртных напитков и избирательные права женщин. Продажа спиртных напитков была запрещена законом в 1919 году, менее чем через год после окончания войны. Женщинам избирательные права были предоставлены девятнадцатой поправкой к Конституции в 1920 году. Двадцатые годы были десятилетием экономического процветания, особенно для богатых (5 процентов населения получали треть общего дохода). Затем наступила Великая депрессия, последствием которой стало избрание Франклина Рузвельта и провозглашение "Нового курса". Оздоровление экономики во время президентства Рузвельта рассматривалось как очередное доказательство того, что страна идет по правильному пути и что Депрессия была всего-навсего преходящим явлением, преодоленным благодаря упорному труду и правильной организации. Вследствие этого в первой половине XX века в Соединенных Штатах не было настроений, проникнутых сомнениями и пессимизмом, которые начали распространяться в Европе. Еще одним значительным событием в западном полушарии была начавшаяся в 1910 году Мексиканская революция, которой поочередно руководили то радикалы, то достаточно умеренные силы и которая продолжалась несколько десятилетий. Здесь тоже постоянно возникали конфликты между католической церковью и повстанцами. В 1927 году стой же легкостью, как и в России, вся церковная собственность была конфискована. В конце концов государственная власть отошла от своей непримиримой позиции в отношении церкви, но так и не вернула конфискованную собственность.

В Европе надеялись, что Лига Наций сможет предотвратить повторение трагических событий Первой мировой войны, однако рост фашистского движения делал эти надежды весьма призрачными. Фашизм, пришедший к власти в Италии под руководством Бенито Муссолини, эксплуатировал ущемленные национальные чувства для прославления войны и превращения всей нации в тоталитарную военную машину. Социальная доктрина фашизма была неопределенной, на первых порах он смыкался с позицией радикальных революционеров, но затем начал эксплуатировать страх перед коммунизмом и объединился с промышленниками для создания новой властной финансово-индустриальной элиты. Во всяком случае на всех этапах развития характерными чертами фашизма были мечты о национальном величии, а также ненависть к демократии и политическому либерализму как к порождениям изнеженной буржуазии. Как заявил Муссолини: "Война для мужчины - то же самое, что материнство для женщины". Вскоре движение распространилось на другие страны. Нацистская партия, его немецкий аналог, пришла к власти в Германии в 1933 году и в конечном счете затмила итальянский фашизм. Под влиянием нацизма антисемитизм стал официальным догматом международного фашизма, что привело к гибели миллионов евреев в Германии и в других странах. К 1936 году, помимо Италии и Германии, фашистская идеология пользовалась определенным влиянием в Японии, Польше, Австрии, Венгрии, Греции, Румынии и Болгарии. В 1939 году после победы Франко в Гражданской войне в Испании фашизм утвердился и в этой стране. Отношение фашистских правительств к христианству было разным. В Испании Франко считал католическую церковь одним из своих самых близких союзников и называл себя ее верным сыном. Отношение Муссолини менялось в зависимости от обстоятельств. Гитлер же видел в христианстве с его заповедью всеобщей любви и необходимостью "подставлять другую щеку" антагонистическую силу, препятствующую достижению его конечной цели - мирового господства, но в то же время стремился использовать церковь в своих интересах.

Характерными для фашизма были также мечты о возрождении былой славы. Муссолини обещал восстановить Римскую империю. Греческие фашисты говорили о возрождении спартанского воинственного духа и Византийского государства. Испанские "фалангисты" мечтали вернуть "золотой век" Испанской империи. Эти мечты вступали, разумеется, во взаимное противоречие. Но их общая движущая сила - прославление войны и противодействие любым формам эгалитаризма - объединяла различные фашистские движения, направленные против всего, что выглядело как демократия, либерализм или пацифизм. Италия и Германия заключили союз, названный "Осью", к которому позднее присоединилась Япония. Подписание германо-советского пакта обеспечило нейтралитет Советской России. Месяц спустя, в сентябре 1939 года, в Европе началась война.

Во второй раз на протяжении трех десятилетий конфликт охватил весь мир. На первом этапе фашистские державы - страны "Оси" - заручились неучастием в конфликте России. Более того, Россия воспользовалась дружескими отношениями со странами "Оси" для раздела Польши с Германией и расширения своих владений на Балтийском побережье. Вскоре большая часть Западной Европы оказалась в руках фашистов, а их японские союзники расширяли свои владения на Востоке. Когда в 1941 году немцы вторглись в Россию, а японцы напали на Перл-Харбор, нейтральной не могла уже оставаться ни одна крупная держава. Поскольку страны "Оси" завоевали большую часть Европы, основными театрами военных действий стали Тихий океан, Северная Африка, советско-германский фронт и Ла-Манш. Но бои происходили также в африканских колониях, на Ближнем Востоке и даже в таких отдаленных местах, как Ла-Плата. Названия тихоокеанских островов, о которых на Западе раньше даже не слышали, стали повседневными словами. Племена, до того времени жившие в относительной изоляции от остального мира, увидели в своем небе схватки боевых самолетов, а на своей земле бои между войсками народов, о существовании которых они раньше не знали. Всего в войне приняли участие пятьдесят семь стран.

Когда пороховой дым рассеялся и были подсчитаны потери, оказалось, что цена заплачена огромная. В армиях основных воевавших сторон число убитых и пропавших без вести было ошеломляющим: один из 450 военнослужащих в армии Соединенных Штатов, один из 150 в армии Соединенного Королевства, один из 200 в армии Франции, один из 150 в армии Италии, один из 22 в армии Советского Союза, один из 25 в армии Германии, один из 46 в армии Японии и один из 200 в армии Китая. Общее число погибших и пропавших без вести составило 15 000 000 человек26. К этому надо добавить не менее серьезные потери среди гражданского населения - умерших от голода или болезней в результате войны.

Еще одной неучтенной военной потерей стало господствовавшее в XIX веке оптимистическое представление о будущем западной цивилизации. Считалось, что благодаря соединению христианских ценностей с техническими знаниями, озаренному светом просвещения, эта цивилизация откроет перед человечеством путь в новую эпоху. Именно в том, чтобы поделиться плодами цивилизации с менее удачливыми народами, заключалось "бремя белого человека". Теперь же в ходе двух самых опустошительных за всю историю войн эта цивилизация принесла смерть и разрушения всему миру. Ее технические достижения использовались для создания самого смертоносного оружия, которое когда-либо знал мир, и кульминацией этого стал взрыв первой атомной бомбы над Хиросимой 6 августа 1945 года. Германия, выражавшая суть европейской цивилизации и гордившаяся своим духовным лидерством в западном мире, пала жертвой демонического фанатизма, доселе невиданного даже среди самых примитивных племен на земле.

Прямым следствием всего этого стало распространение по всему миру движения, направленного против колониального господства

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...