Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Компьютерные телекоммуникации в системе школьного образования





 

Телепроекты, телеконференции, дистанционное обучение ― виды компьютерных телекоммуникаций, получающие распространение в последние годы.

Телекоммуникации (от греч. tele - вдаль, далеко и лат. communi - catio - общение) - передача произвольной информации на расстояние,' с помощью технических средств (телефона, телеграфа, радио, телевидения, компьютера и т. п.).

Телекоммуникационными системами объединяются самые разные оконечные устройства: ЭВМ и телефаксы, телексы и видеомониторы, роботы и телекамеры и т. п.

Компьютерные телекоммуникации - телекоммуникации, оконечными устройствами которых являются компьютеры.

Передача информации с компьютера на компьютер называется синхронной связью, а через промежуточную ЭВМ, позволяющую накапливать сообщения и передавать их на персональные компьютеры по мере запроса пользователем, - асинхронной.

Компьютерные телекоммуникации начинают внедряться в образование. В высшей школе их используют для координации научных исследований, оперативного обмена информацией между участниками проектов, обучения на расстоянии, проведения консультаций. В системе школьного образования - для повышения эффективности самостоятельной деятельности учащихся, связанной с разнообразными видами творческих работ, включая и учебную деятельность, на основе широкого использования исследовательских методов, свободного доступа к базам данных, обмена информацией с партнерами как внутри страны, так и за рубежом.

Телекоммуникационная технология может предоставить неограниченные возможности, чтобы решить проблемы дистанционного обучения не только для отдаленных регионов России, малокомплектных сельских школ, разбросанных по малым деревням, но и для больных детей, детей-инвалидов, не имеющих возможности посещать школу.

Самой известной и наиболее емкой телекоммуникационной сетью является Интернет (Internet). Интернет - это международная сеть сетей, в которой работают пользователи из университетов и исследовательских организаций, государственных учреждений и частных фирм и т. п. Сети, входящие в Интернет, базируются на едином для всех них наборе сетевых протоколов (TCP/IP), но они могут беспрепятственно обмениваться информацией и с другими сетями мира через специальные "шлюзы" - компьютеры, конвертирующие всю проходящую по сети информацию в нужные форматы в соответствии с системой протоколов, существующих в этих сетях.



Интернет был создан более 20 лет назад в США как экспериментальная сеть, объединившая телекоммуникационную сеть ARPAnet, радиовещательную и спутниковую сети, связанные с деятельностью Министерства обороны США. Сейчас Интернет распространен по всему миру, и его пользователями уже стали более 20 млн человек.

Сеть позволяет пересылать пакеты данных с одного подключенного к Интернету компьютера на любой другой, независимо от того, соединены они между собой или нет. Общаться между собой по электронной почте могут пользователи, находящиеся и в пределах одного учреждения, и в различных уголках планеты.

Электронная почта используется для таких целей:

1)пересылка сообщений другому пользователю;

2)передача одного и того же сообщения нескольким пользователям;

3)рассылка сообщений в несколько организаций по определенному списку;

4)передача текстового файла;

5)посылка бинарного файла, содержащего компьютерную программу, графическое изображение, обработанные с помощью текстового редактора документы, электронную таблицу или даже аудио- и видеоинформацию;

6)распространение "электронного журнала";

7)передача по сети "горячих новостей" и объявлений. Электронная почта также используется как средство доступа к программам удаленных компьютеров и сетевым службам, например, для получения файлов определенных документов или ответов на запросы из сетевых баз данных.

Телеконференции - это обмен мнениями с помощью электронных писем по поводу тех или иных тем, проводимый с привлечением одного или нескольких средств телекоммуникации (телефона, телевидения, видеотелефона, компьютерной телекоммуникации и т. п.).

Каждый пользователь может подписаться на интересующие его телеконференции (всего их несколько десятков тысяч). При этом он будет получать все письма, посылаемые в соответствующие телеконференции, и имеет возможность высказать свое мнение или ответить на чей-то вопрос.

Существует два вида электронных конференций, проводимых в Интернете:

- "реальные" конференции, когда пользователи общаются друг с другом непосредственно;

- отсроченные во времени дискуссии, которые чаще всего и называются электронными конференциями, или телеконференциями.

Электронные конференции - это разновидность электронной доски объявлений, на которой все заинтересовавшиеся определенной темой обсуждения могут читать сообщения, отправленные другим пользователям или отвечать на них. Каждая конференция обычно имеет несколько "сюжетных линий", объединенных одной темой.

Конференции бывают "открытыми" - доступными для любого пользователя сети - или "закрытыми", доступ к которым осуществляется только под строгим контролем ведущего конференции (модератора) и лишь для избранного количества участников, приглашенных им.

Электронные конференции используются для того, чтобы:

а)задавать вопросы;

б)отвечать на вопросы других;

в)участвовать в дискуссии (многие конференции напоминают диспуты, в которых каждый имеет право выступить и высказать свое мнение);

г)читать сообщения, пришедшие на конференцию;

д)рассылать информационные сообщения, которые сразу же попадают в поле зрения всех заинтересованных пользователей;

е)для учебных целей (для самообразования и для работы с учащимися);

ж)для целей "паблик рилейшнз" (общественных связей), когда, принимая активное участие в работе конференции, можно рассказать о себе и о своих разработках, идеях, открытиях.

Существуют и специальные устройства для передачи на расстояние статичных изображений как самого партнера, так и всевозможных фотоизображений, рисунков, графиков и пр., называемые люмофонами. Они могут быть, также включены в телеконференцию. Тогда это будет люмофонная телеконференция, обеспечиваемая телефонными линиями.

Файловые серверы {или FTP -серверы) Интернета - хранилища файлов. На них хранятся программы, тексты документов, книг и т.д. Каждый пользователь Интернета может получить оглавление FTP-сервера или любой из хранящихся на нем файлов в виде электронного письма, направив электронное письмо со специально подготовленным запросом на FTP-сервер. Возможны просмотр оглавления и получение файлов и в диалоговом режиме (в режиме Telnet - удаленного терминала).

Службы поиска Интернета позволяют найти нужный документ на включенных в сеть FTP-серверах. Поиск может вестись по ключевым словам и другим характеристикам документа. Задать запрос службе поиска можно в диалоговом режиме или послав ей специально оформленное электронное письмо.

В процессе воспитания и обучения телекоммуникации могут измениться сами концепции образования. С их помощью мировая культура становится общемировым достоянием, доступным всем пользователям международных сетей. Они стирают границы, сокращают пространства и экономят колоссальное количество времени, которое раньше уходило на поиск и обработку информации. Пользование коммуникациями принципиально меняет сам характер мышления современных школьников. Ученик, владея информацией и способами ее сбора, хранения и передачи, в процессе обучения превращается в активного субъекта педагогического процесса, исследователя, умеющего самостоятельно и творчески ставить и решать широкий круг задач.

Есть и негативные стороны этого процесса, связанные с тем, что в мировой сети много информации, получение которой детьми и подростками не всегда желательно, а нередко и преждевременно. Это ставит очень острую проблему кодирования такой информации, чтобы она стала недоступной для широкого использования. Но с другой стороны, распространение деятельности хакеров (талантливых компьютерщиков-программистов, которые взламывают самые секретные программы даже государственного уровня) делает эту проблему практически трудно разрешаемой.

Телекоммуникации позволяют осуществить принципиально новый подход к обучению и воспитанию учащихся, который:

а)базируется на широком общении, сближении, стирании границ между отдельными социумами, на свободном обмене мнениями, идеями, информацией участников совместного проекта;

б)имеет в своей основе реальные исследовательские методы (научная или творческая лаборатория), позволяющие в процессе совместной деятельности группы участников познавать законы природы, основы техники, технологии, социальные явления в их динамике, особенности разнообразных видов творчества;

в)основан на широких контактах с культурой других народов,опытом других людей;

г)естественным образом стимулирует развитие гуманитарного образования, акцентирует внимание на нравственных аспектах жизни и деятельности человека, на состоянии и сохранении окружающей его среды;

д)стимулирует развитие родной речи и овладение иностранными языками, когда дело касается международных проектов;

е)способствует приобретению как учащимися, так и учителями разнообразных сопутствующих навыков, которые могут оказаться полезными в последующей жизни, в том числе и навыков пользования компьютерной техникой и технологией.(1)

Учитель, используя технические возможности информационных телекоммуникаций, может оперативно с учетом своих текущих задач подбирать информацию на урок из практически неограниченных ее источников, что создает принципиально новую информационную ситуацию. Аналогичные возможности предоставляются и ученику при работе в классе и в процессе самостоятельной подготовки и самообразования.

Компьютерные телекоммуникации позволяют формировать у учащихся и необходимый уровень знаний, и умения анализировать, сравнивать, обобщать, обрабатывать имеющуюся информацию, находить нужную информацию, связывать ее с изучаемыми вопросами, т. е. формировать информационную культуру школьника. Обучение происходит в ходе общения, поиска информации и работы с ней. На первый план выступает интерес к новой информации, желание осмыслить ее, поделиться новым знанием с окружающими, применить имеющиеся знания и умения в конкретной ситуации.(2)

В сфере образования телекоммуникации получили развитие в методе проектов и дистанционном обучении.

Основной формой организации учебной или внеучебной деятельности учащихся в сети может стать телекоммуникационный проект. Учебный телекоммуникационный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности (Полат Е. С).

Специфика телекоммуникационных проектов заключается в их и межпредметном характере. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знания, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и понимание особенностей национальной культуры партнера, его мироощущения.

Телекоммуникационные проекты должны предусматривать:

1)процесс систематических, длительных наблюдений за тем или иным природным, физическим, социальным и другим явлением;

2)сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях, для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений;

3)сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления решений, пригодных для широкого круга задач;

4)совместную творческую разработку с реальным результатом (создание журнала, пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса и т.д.);

5)проведение увлекательных приключенческих совместных компьютерных игр, состязаний.

Работа над любым проектом проходит в несколько этапов: 1-й этап: организационный, включает поиск и представление партнеров.

2-й этап: выбор и формулировка общей проблемы. Он включает определение целей и задач (зачем затевается этот проект, что ученики узнают и чему научатся по завершении работы над этим проектом); обсуждение плана достижения поставленных целей и уточнение подходящих для этого тем. Этот этап проводится состоявшимися учительскими парами при участии координаторов с обеих сторон (если проект международный).

3-й этап: обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся на уроке и во внеурочное время. Предполагает работу координатора индивидуально с каждым учителем (лично или по сети).

4-й этап: структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся и отдельных учеников, подбор необходимых материалов. Общий простой план становится развернутым, выделяются этапы и их задачи (подзадачи) и распределяются между группами учащихся с учетом их интересов, определяются планируемые результаты и способы их решения и оформления.

5-й этап: собственно работа над проектом. Тщательно разработанные задания для каждой группы (2-5 чел.) учащихся и подобранный (если необходимо) материал позволяют учителю не вмешиваться в работу группы, выполняя роль консультанта. Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами между партнерскими группами разных школ.

6-й этап: презентация проекта. На этом этапе группы рассказывают о проделанной работе, результаты обобщаются и оформляются в виде книги, журнала, видеофильма. 7-й этап: подведение итогов.

Формы работы над проектом могут быть различными: индивидуальные проекты (внутри общего проекта); парные проекты, когда над одним проектом работают партнеры в паре; групповые проекты, когда в проекте принимают участие группы с обеих сторон или группы из нескольких регионов. Проекты могут проводиться в рамках электронной почты или в телеконференциях. Формы организации совместной работы учащихся над проектом определяются исходя из особенностей тематики, целей совместной деятельности, интересов участников проекта. Главное, что в любом случае это разные виды самостоятельной деятельности учащихся. Успех проектной деятельности учащихся в большой степени зависит от организации работы внутри группы, от четкого распределения обязанностей и определения форм ответственности за выполняемую часть работы.(1)

Существуют проекты разной степени сложности. Это могут быть проект, охватывающий весь класс и предусматривающий работу над отдельными проектами, составляющими общий проект, или самостоятельные небольшие проекты, охватывающие всего несколько или даже пару учеников с обеих сторон.(2)

Существуют различные классификации телекоммуникационных проектов.

По преобладающему методу: исследовательские, творческие, приключенческие, игровые, информационные, практико-ориентированные.

По содержанию: литературно-творческие, естественно-научные, экологические, языковые, культурологические, ролевоигровые, спортивные, географические, исторические, музыкальные. Есть и другие классификации.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.