Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Белорусский государственный медицинский университет

Социология молодежи

Луйгас Н.Е.

Белорусский государственный медицинский университет

Общество представляет собой сложную социальностратификационную структуру. Одним из основных её элементов являются социальные группы как совокупность людей с общими природными и социальными признаками, которые отличаются от других способом взаимодействия между её членами, чувством принадлежности к этой группе и считаются членами группы с точки зрения других. Молодёжь – специфическая социально-демографическая группа, которую исследуют представители разных научных дисциплин и отраслей, в том числе и социологии молодёжи.

Интерес к многогранному предмету исследования возник давно. Этому способствовали массовые молодёжные движения конца 60-х годов ХХ века, когда в индустриально развитых странах мира молодые люди заявили о своей способности активно участвовать в общественных процессах. Эти выступления получили название «молодежных революций» и обратили внимание политиков и ученых к молодежным проблемам. В 1970 году на Всемирном социологическом конгрессе в структуре Международной социологической ассоциации был создан специальный исследовательский комитет «Социология молодёжи». Ученые признают, что этот факт содействовал утверждению социологии молодёжи в самостоятельную отрасль социологической науки [1].

Появление аналогичных исследований в Советском Союзе происходило в период Хрущевской «оттепели» в контексте опросов общественного мнения по актуальным проблемам современности. Создание социологических групп при обкомах и горкомах комсомола объяснялось тем, что партийное руководство стремилось не допустить бунтарские веяния молодежи Запада в Советский Союз. Однако отечественная социология молодежи 60-80-х годов ХХ века не была однородной. В исследованиях, выполненных в рамках социального заказа государства, молодежь рассматривалась как объект воспитания. На первый план выходили вопросы усвоения молодыми людьми социалистических идеалов, норм, ценностей. В рамках другого направления сформировались научные школы, ориентированные на объективный подход к изучению молодежной проблематики. К их числу относят новосибирскую (В.Н.Шубкин), свердловскую (Ф.Р.Филиппов, М.Н.Руткевич), ленинградскую (В.Т.Лисовский, С.Н.Иконникова, А.В.Лисовский) и эстонскую (М.Титма). В каждой из них изучение молодежной проблематики происходило по разным направлениям. Эти труды послужили основой в процессе формирования социологии молодежи как научной отрасли.

С точки зрения методологических подходов, разработанных в западном и продолженных в отечественном социологическом изучении молодежи, выделяют следующие направления: психоаналитическое, структурно-функциональное, культурологическое. Основу психоаналитического направления составили научные труды З.Фрейда, Р.Бенедикта, Л.Фойера, Э.Эриксона и др. Ученые обратились к изучению феномена сознания, рассмотрели психофизиологические и социальные факторы, которые влияют на формирование личности. Представители структурно-функционального направления (Д.Белл, Р.Мертон, Э.Фромм) подошли к изучению молодежи как системы структурных позиций. При их постепенном заполнении происходит приобретение молодыми людьми социального статуса и выполнение конкретной социальной роли. Сущность методологического подхода ученых культурологического направления заключается в том, что социальные процессы и явления молодежной среды исследуются в контексте достижений цивилизации и культуры человечества. К.Маннгейм, М.Мид, Т.Лукман обратились к изучению внутреннего мира молодежи, объяснили механизм социального наследования, когда молодые люди не только усваивают, но и творчески обогащают культурное наследие, передают его следующим поколениям.

Отечественный социолог Н. Ю. Токова выделяет несколько этапов в исследовании молодёжной проблематики восточноевропейского региона, в том числе и Беларуси:

– «критический» (70 – сер. 80-х гг. ХХ века);

– «аналитико-эмпирический» (сер. 80-х – 90-е гг. ХХ века);

– «теоретический» (начало ХХI века).

В течение первого этапа происходило изучение проблем молодёжного движения; критически осмысливались концепции молодёжи западной ювентологии (лат. juventus – воздействие молодёжи на общество), в том числе и субкультурные; в научных трудах типичным явлением было противопоставление молодёжи капиталистических и социалистических стран согласно идеологическим установкам.

В рамках второго исследовательского этапа наблюдалась переоценка контркультурных процессов в странах Западной Европы и США; анализировались причины актуализации молодёжного движения в СССР и на постсоветском пространстве; изучался феномен «неформальных организаций»; разрабатывалась методика исследования молодёжной субкультуры.

Современный «теоретический» этап характеризуется становлением методологии, основных направлений изучения молодёжной субкультуры [4].

Молодёжь – динамично развивающийся социальный объект, который может исследоваться с точки зрения медицины, психологии, политологии, философии, культурологии. Основанием для выделения молодых людей в отдельную группу являются возраст, социальный статус и ролевые функции. Однако до сих пор в социологии молодёжи нет однозначного мнения в отношении ключевого показателя. Возрастные границы этой группы определяются по-разному. Чаще к числу молодых относят людей в возрасте от 14 до 29 лет. Некоторые исследователи расширяют эти рамки от 15 до 30-31 года, другие, наоборот, сужают их от 16 до 29 лет. В рамках этого интервала выделяют следующие возрастные категории молодёжи: подростки до 18 лет, собственно молодёжь – 18-24 года, молодые взрослые – 25-29 лет [2].

Предметом изучения социологии молодёжи выступают молодые люди как специфическая социальная группа, которая занимает определенное место и выполняет свою роль в социальной структуре общества. Не сами по себе возрастные особенности, а только в совокупности с социальным положением и обусловленные этим взаимодействием социально-психологические черты находятся в центре внимания социологии молодёжи.

Предмет исследования социологии молодёжи = возраст + социальный статус + социально-психологические свойства молодёжи.

Социологическое исследование молодёжи многогранно. Это связано с тем, что на период жизни от детства до взрослости приходятся основные социодемографические события: получение образования, профессиональное становление, обретение социальных статусов и ролей, вступление в брак, рождение детей. Молодёжь рассматривается с точки зрения её включенности в процессы воспитания и социализации, изучается образ жизни, ценностные ориентации и мотивация деятельности, профессионально-трудовое самоопределение, утверждение стратификационно-статусной позиции, социальная мобильность, планирование и реализация жизненных целей в конкретных социально-политических, экономических и социокультурных условиях [3;6;7;8]. Культурно-досуговая деятельность молодежи представляет интерес с точки зрения ее влияния на процесс формирования личности. Так, например, исследование проблемы эффективного использования свободного времени студентов в условиях общежития, которое проводилось на базе Белорусского государственного медицинского университета в 2003-2004 учебном году, выявило две тенденции в выборе досуговых занятий. При хроническом дефиците свободного времени большинство студентов-медиков ориентированы на взаимодействие с другими, остальные предпочитают использовать время лично на себя. У 175 студентов 1-6 курсов, проживающих в общежитиях университета, наиболее высокий процент выбора занятий в свободное время приходится на встречи с друзьями (44%), на освоение что-нибудь нового (42%) и развлечение (40%). Менее популярны такие занятия, как поддержка хорошей физической формы (30%) и желание заработать деньги на жизнь (22%) [9].

Своеобразие молодёжи как социальной общности, по мнению академика Е.М.Бабосова, обусловлено следующими признаками:

·отсутствие собственного социального положения в обществе;

·включенность в молодёжные движения и группировки;

·незавершенность процесса формирования социальных качеств;

·многоступенчатость, возрастная предопределённость процесса становления и развития социального потенциала молодых людей.

Молодёжь представляет собой одну из перспективных групп общества. По последним данным, она составляет почти четверть населения Республики Беларусь. В целом же во второй половине ХХI века люди в возрасте до 30 лет будут составлять около 60 % населения Земли. От качества этого социального и электорального ресурса зависит будущее любого государства [5]. Молодёжь не является изолированной социально-демографической группой. Она включена во все процессы общественных взаимодействий, выполняя присущие ей функции:

·социализационная (включение в социально-стратификационные слои общества);

·воспроизводственная (воспроизводство населения, возобновление производства и потребления материальных благ и производственных отношений);

·трансляционная (усвоение и передача социального опыта старших поколений младшим);

·инновационная (привнесение новшества во все сферы общественной жизни).

Политические преобразования 90-х годов ХХ века в странах Восточной Европы, а также многоаспектность предмета исследования социологии молодежи на современном этапе способствовали тому, что эта отрасль социологического знания приобретает междисциплинарный характер. С одной стороны, это связано с появлением тематически новых молодежных исследований. Российские и белорусские социологи изучают проблемы социально-трудовой адаптации ранее не существовавших слоев молодежи (бездомные, военные наемники и др.), проблемы молодежного рынка труда, безработицы, социальной защиты молодых семей и т.д. С другой стороны, методология исследовательских подходов совершенствуется путем объединения собственно социологического с антропологическими, этнографическими, демографическими и другими научными методами.

Литература

1.Социология молодежи / Под ред. В.Н. Кузнецова. М.: Гардарики, 2005. – 335 с.

2.Бабосов, Е.М. Социально-стратификационная панорама современной Беларуси. Минск, 2002.

3.Молодежь Беларуси на современном этапе: состояние, проблемы и пути их решения / Под ред. С.Д. Лаптенка. Минск., 2004. – 260 с.

4.Токова, Н.Ю. Молодежная субкультура и ее региональные аспекты. Могилев: МГУ им. Кулешова, 2003. – 76 с.

5.Анализ положения женщин и детей в Республике Беларусь. БГУ, Центр социологических и политических исследований, 2004. – 104 с.

6.Ротман, Д.Г. Белорусская молодежь на рубеже веков: штрихи к портрету // Социология. – № 1. – 2004. – С. 50-59.

7.Калачева, И.И. Молодежь и поликультурное образование в высшей школе Беларуси. Минск: Гесей, 2003. – 160 с.

8.Организационно-педагогическая и идеологическая основы работы с молодежью в высшей школе /Под общ. ред. И.И. Калачевой, С.А. Кулеш. Минск: РИВШ, 2006. – 116 с.

9.Манулик, В.А. Свободное время студентов в условиях общежития / В. А. Манулик, О. В. Борис // Медицинское образование ХХI века: материалы междунар. конф., Витебск / Витебск. гос. мед. ун.-т; глав. ред. член-кор., проф. А. Н. Косинец. Витебск. 2004. – С. 568

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...