Представление о России как о многонациональной стране
За последние 15 лет мир россиян значительно изменился. Исчез советский союз и общность "советский народ", появились новые социальные слои населения, повысилось значение этносов в жизни страны. В результате, человек был поставлен перед необходимостью построения нового мировоззрения. Под мировоззрением отечественные психологи понимают "общую систему взглядов человека на мир в целом, на место человека в мире и на свое собственное место в нем; мировоззрение - это понимание человеком смысла его поведения, деятельности, позиции, а также истории и перспектив развития человеческого рода". Становление мировоззрения начинает свой путь уже в детстве. Многие выдающиеся психологи обращались к этой проблеме. В частности, представления детей о стране, в которой они живут, изучали У. Бронфенбреннер, М. Мид, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.С. Мухина, Т.Д. Марцинковская и др. Отечественная психология полагает, что ребенок через взрослого как носителя культуры, строит представление о себе и о своем месте в окружающем мире и о стране, где он живет. Таким образом формируется социальная идентичность (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.). Представления ребенка о своей родине является составляющей частью его мировоззрения, а точнее - самосознания. Отношение к месту, где живет ребенок, формируется через вхождение в социальное пространство и через понимание своих прав и обязанностей по отношению к социуму. Определяющим в отношении к своей стране является место, где живет ребенок (в городе или на селе, у моря или в тундре). (В.С. Мухина и др.) Большинство исследований этой области относятся к доперестроечному периоду. В связи с переменами в российской действительности, эта проблема обрела новое звучание и требует более детального рассмотрения, чем и объясняется актуальность нашего исследования.
Наша работа была направлена на то, чтобы понять каково наиболее распространенное представление о России у детей старшего дошкольного возраста. Для этого нами были проанализированы рисунки и высказывания детей 5-7 лет о России. Нашими испытуемыми стали 39 детей, посещающие московские детские сады (ЦРР д/с 1511, 2 филиала образовательного центра "Интерколледж"). Детям предлагалось рассказать, что они знают о России, а также нарисовать рисунок о ней. Для этого давалась следующая инструкция: "Расскажи, что такое Россия? Что ты знаешь о России? Может быть, тебе будет легче вспомнить, если ты нарисуешь рисунок про Россию?" Полученный материал является крайне разноплановым и подразумевает неоднозначную интерпретацию. Учитывая это соображение, для полноты анализа нам показалось целесообразным классифицировать данные по трем следующим основаниям: 1) содержание рисунков и высказываний; 2) эмоциональная окрашенность рисунков и высказываний; 3) адекватность представлений. С точки зрения содержания, нами были выделены несколько основных категорий, так или иначе упоминавшихся в рисунках или высказываниях детей. Один рисунок мог включать в себя различные содержательные аспекты. Для большинства из них (21 человек - 54%) наиболее существенным является историко-географический аспект. К этой группе мы отнесли представления о географическом положении и статусе России (изображение карты России, представление о России как о стране). Сюда также вошли рисунки, где наиболее существенной чертой России выступает природа, знакомая детям (лес, поле и т.п.) Также возможно включить в эту группу и некоторые искаженные представления, такие как "Россия - это город", "Москва - столица улицы".
Семеро детей (18%) изобразили Россию, опираясь на государственную символику (российский или похожий на него флаг). В их рассказах упоминался русский язык, президент и российский флаг. Следующая группа - рисунки, на которых дети изображали Россию как дом. Их сопровождали, например такие высказывания: "Все дома - это Россия", "Россия - это, например, мой дом", "Россия - наша страна, в ней живут дети и взрослые". Данный аспект представления о России отражен в работах 19 детей (48%). Шесть рисунков (15%) включали в изображение самих авторов, что в нашем понимании свидетельствует о формировании самоидентичности. Относительно небольшая категория детей (5 человек - 13%) выразила свои представления о России через символику культурного наследия. В эту группу нами были включены рисунки, на которых нарисованы Московский Кремль, Храм Василия Блаженного и другие исторические памятники. В четырех случаях (10%) дети изображали Россию как целую планету, говоря: "Россия - это весь земной шар", "Россия - планета", "Россия это шар", Россия - это наша планета". У двоих детей (5%) образ России вызвал ассоциации исключительно с образом семьи. В одном случае рисунком "про Россию" явился рисунок семьи, в другом, на вопрос "Что такое Россия?" был получен ответ: "Россия и мама". В двух случаях дети полностью отказались от выполнения задания, ссылаясь на свою неосведомленность. Кроме того, мы проанализировали эмоциональное отношение детей к России. Для этого была проведена экспертная оценку рисунков. В группу с ярко-положительным отношением попало 15 рисунков (38%), с отрицательным - 2 (5%). Остальные 22 рисунка имели нейтральную эмоциональную окраску. Также методом экспертной оценки представления детей о России были разделены на адекватные и неадекватные. К неадекватным были отнесены 9 рисунков и высказываний (23%). Итак, можно говорить о преобладании у старших дошкольников историко-географического аспекта в представлениях о России. Эмоциональный компонент этих представлений в основном положительный, они преимущественно адекватны. Заключение
В заключение хотелось бы сказать, что с нашей точки зрения, знаниевый компонент представлений о России зависит в основном от образовательно-воспитательной работы дошкольного об учреждения. В детских садах, где такая работа не проводилась, представления детей были преимущественно неадекватными.
В то же время окраска образа России у ребенка не зависит от наличия специального обучения, а скорее связана с позицией родителей. Исследование условий и факторов формирования образа России составляет актуальную задачу и важнейшую перспективу современной психологии развития в контексте решения ключевой задачи системы образования - формирования идентичности гражданина России. Таким образом, разработанная нами модель нарративного анализа национальной идентичности создает предпосылки как для получения необходимых качественно новых знаний, так и для теоретической и прикладной междисциплинарной интеграции. Список литературы
1. Асмолов А.Г. Психология обыкновенного фанатизма // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М., 2009. 2. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. СПб., 2002. 3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2006. 4. Кутитьина А.А. Лукс Г.А. Матвеева А.А. "Неформальные объединения молодежи на рубеже тысячилетия". Самара: СГУ, 2007 5. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 2006. 6. Солдатова Г.В. “В МИРЕ "ЧУЖИХ": ПСИХОЛОГИЯ КСЕНОФОБИИ” // Век толерантности, №8, 2008. 7. Топалов М. "Молодежная культура: Молодежь и проблемы современной художественной культуры" сборник научных статей. М.: 2006. 8. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию. Учебное пособие для вузов. - Мн.: АСАР, 2008. 9. Выготский Л.С. Образ России в стране и за рубежом: гуманитарное измерение под ред. Зинченко Ю.П., Матвеева Л.В. - М., 2008. 10. Мид М. Культура и мир детства. - М., 2008. 11. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2007. 12. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. - М., 2006.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|