Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ экспериментальных данных.


Для подтверждения необходимости  описанной выше программы для детей раннего возраста, находящихся в условиях социально- психологической депривации, и выявления степени ее эффективности нами был повторно проведен контрольный срез с целью изучения динамики произошедших изменений в развитии речи детей.

При проведении контрольного среза мы использовали ту же систему методик. / см. Глава 2. §1/.

Оценка результатов, соответсвует количеству набранных ребенком баллов. Приведем параметры баллов.

От 0 до 30 баллов - низкий уровень развития речи.

От 30 до 50 баллов - средний уровень развития речи.

От 50 и выше - высокий уровень развития речи.

Исследование охватило группу детей из девяти человек, принимавших участие в формирующем эксперименте - экспериментальная группа. Нам показалось целесообразным провести сражение уровня развития речи детей экспериментальной группы / 9 детей Дома ребенка/, после констатирующего эксперимента и по завершению формирующего эксперимента. Такое сравнение результатов исследования поз­воляет нагляднее продемонстрировать динамику произошедших изменений: фиксировать прогресс, или же напротив, регресс.

Итак, проанализируем полученные данные. Для большей дос­товерности и наглядности постараемся сравнить данные двух срезов -исходного -/данные констатирующего эксперимента/ и повторного / данные формирующего эксперимента/.Сопоставим показатели диагнос­тики уровня речи экспериментальной группы до проведения, коррекционной работы, разработанной нами специально для детей раннего возраста, находящихся в условиях социально - психологической депривации, и по окончанию.

 

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА.

               СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

Экспериментальная группа / до формирующего эксперимента/.

Ф.И. М.1. М.2. M.3. М.4 Д.5. М.6. М.7. Итого
1. Захаров 3. 11 5 9 9 3 0 3 40
2. Демидкин И. 12 5 4 4 2 1 3 28
3. Рябов С. 11 5 5 8 3 5 3 40
4. Касьянова Т. 8 3  3 7 3 2 0 29
5. Письмен ко М. 4 2 1 6 2 0 0 15
6. Джамаева М. 17 5 10 10 7 2 4 57
7. Сыщенко Н. 10 3 1 3 2 1 0 23
!8. Васильев 0. 9 3 2 7 3 1 2 27
9. Мосесьянс С. 13 5 10 10 8 6 4 56

 

 

Экспериментальная группа / по окончанию формирующего эксперимента/.

 

Ф. И. М.1. М.2 М7 М.4. М.5. М.6. М.7. сумма
1. Захаров 3. 12 5 10 9 4 2 3 45
2. Демидкин И. 12 5 5 4 3 2 3 34
З.Рябов С. 11 5 5 8 4 5 3 41
4.Касьянова Т. 9 4 4 7 3 3 1 31
5.Письменко М. 5 3 2 6 3 1 1 21
6.Джамаева М. 17 5 10 10 8 3 4 57
7.Сыщенко.H 11 3 2 3 2 2 6 27
8. Васильев О 9 3 3 7 3 2 2 29
9.Мосесьянс С 13 5   10 10 8 6 4   5

 

 

График 2.

Сравнительный анализ экспериментальных данных

                                   Итоги констатирующего эксперимента.

 

Количество детей

        50 и выше           30-50            30-0

Набранные баллы высокий, средний, низкий

Уровни оценки: 22,5 % - высокий уровень

                      22,5% - средний уровень

                      55% - низкий уровень

Итоги формирующего эксперимента

Количество детей

 

                   50 и выше        30-50               30-0

Набранные баллы Высокий средний              низкий

Уровни оценки 33% - высокий уровень

                      44% - средний уровень

                      23% - низкий уровень

Данные констатирующего эксперимента:

5 детей - низкий уровень развития речи, 55%

2 детей - средний уровень, 22,5%

2 детей - высокий уровень, 22,5%

Данные формирующего эксперимента:

    3детей – низкий уровень, 33,5%

   4детей – средний уровень, 44%

  2детей - высокий уровень, 22,5%

 

Дети находившиеся на высоком уровне развития речи по окончанию формирующего эксперимента показали те же результаты. Двое детей, находящиеся на низком уровне повысили результаты, и перешли на сред­ний уровень развития речи.

По результатам этих данных мы пришли к выводу о том, что уровень развития речи детей хотя и не достиг возрастной нормы, но все-таки повысил качественную результативность. Дети стали сосре­доточеннее, внимательнее, активнее, вырос объем активного и пассивного словаря, в речи детей чаще стали появляться фрагменты речи: существительные, глаголы, местоимения, предлоги.

Теперь сравним результаты уровня развития, речи детей экспери­ментальной группы / 9 детей дома ребенка/ и контрольной группы / 9 детей /, с которыми не проводилась вышеописанная нами коррекционная программа.

Таблица 3, График 3.

Экспериментальная группа:             

3 детей - низкий уровень развития речи, 33,5%

4 детей - средний уровень развития речи, 44%

2 детей - высокий уровень, 22,5%

Контрольная группа:

6 детей - высокий уровень, 65%

3 детей - средний уровень, 35%

 

                     

 

                                         


                                   Таблица 3.

 

Ф.И. М.1. М.2. M.3. М.4. М.5 М.6. М.7 Сум­
1.Захаров 3. 12 5 10 9 4 2 3 45
2.демидкин И. 12 5 5 4 3 2 3 34.
З.Рябов С. 11 5 5 8 4 5 3 41
4.Касьянова Т. 9 4 4 7 3 3 1 31
5.Письменно М. 5 3 2 6 3 1 1 21
б.Джамаева М. 17 5 10 10 8 3 4 57.
7. Сыщенко Н. 11 3 2 3 2 2 6 27
8. Васильев 0. 9 3 3 7 3 2 2 29
9.Мосесьянс С.  — 13 5 10 10 8 6 4 56

 

 

                                   
Ф.И. М.1. М.2, M.3 М.4. М.5. М.6. М.7 Сумма
1Семенов С. 13 5 8 10 9 4 6 55
2.Афанасьев М. 15 5 10 8 8 6 5 57
З.ПетроваО. 14 5 7 13 7 5 7 58
4.Пичко.дд. 13 5 6 8 9 5 4 50
5.Переверзева 0. 12 5 9 10 6 5  6 53
б.Павелко А. 12 5 10 8 8 5 3 51
7.Голубь В. 10 4 10 13 7 5 2 47
б.Труфанова Н. 13 4 8 13 10 5 2 55
9.Хохлов А. 13 5 10 8 8 3 3 50

                             График 3.

Сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп.

 

Экспериментальная группа.

 

Количество детей

        50 и выше           30-50            30-0

Набранные баллы высокий, средний, низкий

Уровни оценки: 22,5 % - высокий уровень

                      44 % - средний уровень

                      33,5 % - низкий уровень

Контрольная группа

 

Количество детей

                   50 и выше        30-50               30-0

Набранные баллы Высокий средний              низкий

Уровни оценки 66,5% - высокий уровень

                      33,5% - средний уровень


Таким образом, нами экспериментально было доказано, что уровень развития речи у детей, находящихся

Эти данные лишний раз доказывают, что детям, находящимся

в условиях социально-психологической депривадии, необходима прог­рамма, которая развивала бы их всесторонне. Дети экспериментальной группы поднялись с низкого уровня, на средний. Благодаря коррекционной работе, проводимой с детьми экспериментальной группы, результаты стали выше и приблизились в к возрастной: норме, что отразилось в ответах детей.

Таким образом, нами экспериментально было доказано, что уровень развития, речи у детей, находящихся в условиях социально-психологической депривации, необходима заметно отстает в развитии. Поэтому программа была построена с целью развить речь детей раннего возраста и приблизить ее к норме.

Мы видим, что отставание в развитии речи детей, находящихся в условиях социально-психологической депривации, от речи детей, воспитывающихся в домашних условиях, явные. Но все же коррекционная работа дала положительный результаты.

Таким образом, подобный эффект обусловлен широким уровнем работы персонала учреждения, но и немало важное значение имеет и коррекционная работа с детьми, находящимися в условиях Дома ребенка. С введением в действие предложенной работы программы возросла не только эффективность логопедических занятий, но и значительно улучшился общий результат работы. Объективно это подтверждается проведенным анализом состояния уровня развития речи.

Следовательно можно утверждать, что разработанная нами коррекционная программа, развивающая речь детей раннего возраста, в условиях социальной депривации, является целесообразной, достаточно эффективной и практически оправданной.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Теоретический анализ проблемы целесообразности и необходи­мости включения коррекционных мероприятий в комплекс логопеди­ческий мер по преодолению отставания в развитии речи у детей рапно­го возраста, находящихся в условиях социально- психологической депривации.

Изучив теоретический аспект онтогенеза речевого развития мыпришли к выводу о том, что развитие речи возложено только в тесной связи с взрослым. Недостаток такого общения существенно сказывает­ся на развитии у детей речи и психики. Эта проблема отражена в тру­дах отечественных и зарубежных исследователей, в облаете педагоги­ки и психологии. Такое ограниченное общение прослеживается у детей, находящихся у в учреждениях интернатного типа. Поэтому целью на­шего исследования явилось определение психолого- педагогических условий успешного речевого развития детей, воспитывающихся в услови­ях дома ребенка. На базе Ставропольского Специализированного дома ребенка, мы провели эксперимент, в котором участвовали дети 3-4 лет и сравнили полученные данные с контрольной группой детей Детского сада.№1 "Журавушка", того же возраста. Предметом нашего исследо­вания выступали процессы речевого развития детей - сирот дошкольного возраста. Жизненная обстановка, в которой воспитываются дети. Уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах деятель­ности, имеет большое значение для развития речи. В этой связи воспитательные воздействия должны, на наш взгляд, проводиться постепенно:

и направляться на все стороны нервно - психического, педагогическо­го и психологического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.

В процессе изучения влияния социальной депривации на рече­вое развитие детей мы лишние раз убедились в том, что у детей, на­ходящихся в учреждениях интернатного типа наблюдается сильное отставание в развитии. Особенно это отражается на детях раннего возраста. В последние года проблема психических лишений стала наиболее актуальной. Изученные нами экспериментальные данные / 39.с72/ убедительно доказывают, что для воспитанников дома ребенка с раз. личными отклонениями в развитии характерны в большей мере, чем для " домашних" детей, малая подвижность нервных процессов, преобладание возбуждения над торможением, трудности адаптации в развитии познавательной деятельности, уплощение эмоциональной сфе­ры. Надо отметить, что чем раньше у воспитанников домов ребенка ди­агностируется отставание в развитии и осуществляется необходимое коррекционно-развивающее воздействие, тем меньше выражение степень отставания на начальных этапах развития и тем большая вероятность того, что дальнейшая коррекционная работа дает положительные резуль­таты.

Раннее коррекционное вмешательство может изменить весь ход психического развития ребенка. Целенаправленное комплексное воз­действие в условиях дома ребенка должно быть направлено на обо­гащение эмоциональных и личностных контактов детей со взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя.

Ребенок, обучение которого, вследствие задержки в развитии, происходит медленнее, формировать их будут организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и. на­выки в повседневной жизни.

Для выявления уровня развития; речи детей раннего возраста, детей социально дезадаптивных и констатации факта отставания от речи детей, воспитывающихся в доме ребенка условиях, мы провели эк­сперимент.

В основу проведенных методик были положены следующие параметры: выявление уровня восприятия речи взрослого, выявление понимание речи взрослого, выявление объема активного и пассивного словаря, выявление состояния звукопроизношения, определение состояния контексной речи и грамматического строя. В своем экспе­рименте мы использовали 7 методик. В результате исследования мы по­лучили данные, доказывающее явное отставание в развитии речи детей двух групп, что отразилось в качественном и количественном анализе. Для отставания детей необходимо разработать специальную коррекционную программу, которая всесторонне развивала бы ребенка и, главным образом, активизировать коммуникативную потребность.

Нами была разработана программа формирующего эксперимента, в котором принимали участие дети 3-4 лет, находящиеся в доме ребенка, с рождения. Целью формирования эксперимента было развитие диалоги­ческой и монологической речи. Для достижения поставленной цели мы решали следующие задачи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи, формирование разговорной речи, обучение рассказыванию. Воспитание детей в домах ребенка, предполагало ре­шение простейших, но очень важных задач, благодаря которым постепенно закладывались предпосылки физического, умственного, нравст­венного и эстетического воспитания. Одной из главных задач умственно­го воспитания явилось развитие речи детей.

В ходе формирования формулирующего эксперимента нами были ей, проведены индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.

В результате данная коррекционная программа на протяжении всего формирующего эксперимента выполняла, поставленную перед ней цель и задачи. Нами были соблюдены условия эффективности коррекционной работы, что и позволило повысить уровень педагогической работы в доме ребенка.

Анализ экспериментальных данных подтвердил необходимость данной программы.

Нами был проведен контрольный срез. где использовали ту же систему методик.

Дети экспериментальной группы повысили уровень развития речи

и дали результаты, подтверждающие эффективность разработанной нами программы.

Для наглядности мы также сопоставили результаты экспериментальной группы и контрольной. Конечно, контрольная группа в своем развитии заметно превосходит экспериментальную, но тем, не менее коррекционная работа дала положительные результаты. С введением в действие предложенной программы взросла не только эффектив­ность логопедический занятий, но и значительно улучшился общий результат работы. Объективно это подтверждается проведенным ана­лизом состояния уровня развития речи.

Следовательно, можно утверждать, что разработанная нами коррекционная программа, развивающая речь детей раннего возраста, находящихся в условиях социальной депривации, является целесообраз­ной, достаточно эффективной и практически оправданной.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1 Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. -М., 1991.

2.Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро - и пато­психологии,- М., 1994.

3. Баранов А. Реальная угроза будущему нации.// Народное обра­зование, 1996. N 6, с. 18-28.

4.Белякова Л.И. Дьякова Е.А. Речевые паузы в нормальной речи и при заикании.// Вопросы психологии. N 3, 1993. с.88-94.

5.Буянов М.М. Ребенок из неблагоприятной семьи. -М, 1988.

6.Бородич А.А. Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.-М., 1998.

7. Выготский Л.С. Мышление и речь. -М., 1982.

8. Гальперин П.Я. Методы обучения и. умственное развитие ребенка. -М., 1967.

9. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации.-М., 19827

10.Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи.- М., 1994.

11. Динкин Н.И. Механизмы речи.-М., 1958.

12. Зимняя И.А. Основы теории речевой деятельности. - М., 1974.

13. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. -М., 1982,с.81.

14. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.-М., 1998.

15. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. - М., 1991.

16. Лангеймейер В.Й, Матейчек 3. Психическая депривация в дошкольном возрасте. Прага, 1984, с.5-19, 26-40.

17. Левина. Р.Е. Заикание у детей // В кн: Преодоление заикания у детей. Под ред. Левиной Р.Е.- М., 1975. - с. 3-22.

18. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М.. 1969.

19. Лисина. М.И. Проблема онтогенеза общения.-М.. 1986.

20. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции детей. - М., 1978.

 

21. Лурия А.Р.. Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процес­сов ребенка. - М, 1956.

22. Материнская депривация,- Хейир, Пикола.-1979.

23. Миронова С. А. развитие речи дошкольников на логопедических   занятиях.- 1991.

24. Мухина B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии. 1989 N1.

25. Манова - Томова B.C., Пирьев Г.Д., Пенушлиева, Психо­логическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София, 1981.

26. Нарушение речи у дошкольников. //Под. ред.Р.А. Белова-Давыдо­ва,- М., 1997.

27. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. -М.. 1995.

28. Организация логопедической работы с детьми в домах ребенка.-М 1987.

29. Правдина О.В. Логопедия.- М., 1973.

30. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.Я. Мйхаиленко. -М., 1987,с.56.

31. Психология детей дошкольного возраста. // Под. ред.

Запорожца А.В., Эльконкна Д.Б.-М., 1964.

32. Психическое развитие воспитанников детского дог/а. // Под ред.

И. В. Дубровиной, А.Г. Рузской.-М., 1990.

33. Психическая, реабилитация при нарушениях поведения, в детском возрасте. // Под. ред. B.C. Манова - Тожва, Г.Д. Пирова. Р.Д. Пенушлиева.- С., 1981.

34. Психолингвистика и современная логопедия. // Под ред. Л.Б. Халиловой., -М., 1997.

35. Ниаже I.. Речь и мышление ребенка. -М., -Л., 1932.

36. Развитие общения у дошкольников. // Под ред. Запорожца А.В., Лисиной М.И. - М., 1963.

 

37. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З.Неверович.- М., 1986. с.32.

38. Расстройство речи у детей. - М., 1969.

39. Розенгарб - Пупко Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста.- М., 1963.

40. Руководство для врачей яслей и домов ребенка...- М., 1954. Дети с задержкой психического развития. -М., 1984.

41. Сенсорное воспитание дошкольников./Под ред. А.В. Запорож­ца. А.П. Усовой.-М., 1963,с.69.

42. Селиверстов В.....Речевые игры с детьми. -М., 1994, с.32,35,39, 40.

43. Сидорова. Л. К. " Программ "Дети России"- надежды к реальность // Народное образование. 1996. В 6., с. 10-17.

44. Слепович Е.С. Психологическая структура ЗПР в дошкольной возрасте: Авто реферат,-М., 1994.

45. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онто­генезе. -М., 1985. с.29.

46. Стребелева Е.А., Катаева А.А. Дошкольная, олигофренопедагогика.-м., 1988.

47. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития:

методы исследования. -К., 1992.

48. Чистович Л.А., Венцов А.В., Грансгрем М.Н. Физиология речи. Восприятие речи человеком. - Л.,1976.

49. Шиницина Л.М., Иванов E.G., Виноградова А. Д., Коновалова Н. Л., Крючкова Л.Л. / Развитие личности ребенка- в условиях материнс­кой депривации,- Санк.-Петер, 1997, с. 5-10.

50. Щелованов Н.М. Предисловие// Ш.Бюлер, Г.Гетцер. Диагностика нервно- психического развития детей раннего возраста. -М.,1935,с.15-16.

51. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте// Под ред. Д.И. Фельдштейна - М., -В., 1995.

52. Якобсон С.Г., Прокина Н.Ф. Организованность и условия ее фор­мирования у младших дошкольников. - М.. 1967, с. 27-29.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ N2

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРШТИЯ.

1 этап- развитие у детей слухового внимания и слуховой памяти.

Предлагается послушать звуки за окном: "Что шумит? - Деревья. Что гудит? - Машина. Кто кричит? - Мальчик."

Игра:

Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг другу колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за чьей спиной звенел колокольчик.

2 этап - различение высоты, силы и тембра голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания, слова.

Игра:

Логопед показывает детям игрушечного котенка и просит вни­мательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко/громко/, и как, когда далеко / тихо/. Затем произносит " мяу"' меняя силу голоса, а/дети отгадывают, близко или далеко находится мяукающий котенок.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ N 3.

План индивидуальных занятий.

1-е занятие. Развитие восприятие речи в процессе ознакомления ребенка с новыми предметами окружающей действи­тельности.

Цель: развитие зрительного и слухового сосредоточения на предмете.

Материал для занятия: погремушки или другие звучащие игрушки.

2-е занятие. Развитие восприятия речи в процессе эмоционального

общения.

Цель: вызывание голосовых реакций путем подражания.

Материал: образные или звучащие игрушки.

3-е занятие. Развитие восприятия речи в процессе непроизвольных

действий детей с предметами.

Цель: узнавание знакомых предметов, развитие указательного жеста. На более ранних стадиях развития - переведение взгляда с одного предмета на другой. Материал: образные игрушки.

4-е занятие. Развитие восприятия неречевых звуков.

Цель: развитие слуховых реакций на неожиданно возникаю­щие звуки. Материал для занятия:  звучащие игрушки, инструменты,

5-е занятие. Развитие зрительного восприятия.

Цель: развитие зрительных реакций, прослеживание

движений предмета взглядом. Материал для занятия: ярко окрашенные игрушки.

 

ПРИЛОЖНИЕ N 4.

                                   План фронтального занятия

Тема: Развитие коммуникативной деятельности.

Цель: Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Задачи: 1. развитие словаря.

2. развитие фразовой речи. Ход занятия:

1. Организационный момент. Знакомство с темой занятия.

2. Знакомство с новыми еловами в процессе игровой деятельности.

3. Дидактическая игра "Кто что услышит?"

Оборудование: ширма, разные звучащие предметы, звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба.

Описание игры: логопед за ширмой стучит молотком, звонит в звонок, а дети должны отгадать каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрасные.

4. дидактическая игра " Скажи, что ты слышишь".

Цель: Накопление словаря и развитие фразовой речи. Описание игры: Логопед предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали/ щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих/. Игра прово­дилась на   прогулке.

5. Подведение итогов занятия.

 

                                  ПРИЛОЖЕНИЕ N 5.

 

ИГРА " СКАЖИ. ЧТО ЗВУЧИТ".

ЦЕЛЬ. Развитие слухового внимания.

Оборудование. Колокольчик, барабан, дудочка.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети сидят на стульях полукругом. Логопед сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительный музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен.

ИГРА. " УГАДАЙ. КТО ЭТО".

ЦЕЛЬ. Воспитание слухового внимания.

Описание игры. ДЕТИ стоят по кругу. Водящий выходит в сере­дину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей,, который.должен подать голос заранее условленным образом: " ку-ку-ре-ку", " ав-ав" или "мяу". Водящий дол­жен угадать, кто их детей кричал. Если угадает, то становится в круг.

ИГРА. " СЛУШАЙ И ВЫПОЛНЯЙ".

Оборудование. Различные мелкие предметы или игрушки.

Описание игры.

Вариант 1-. Педагог называет 2-3 раза несколько различных

движений/ одно- пять/, не показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были названы. А затем самому перечислить последо­вательность проделанных упражнений. За правильное, точное выполнение задания ребенок поощряется: за каждое правильное выполненное действие-очко. Наб­равший большее количество очков - победитель.

Вариант 2. Логопед дает одновременно двум- трем детям задания":

"Петя, побегай", "Ваня, пойди в зал, открой там форточку. Коля, подойди к буфету, возьми чашку и принеси Тане воды". Остальные дети следят за правильностью выполнения. Неправильно выполнивший задание отдает полученный балл.

ИГРА "Запомни слова".

Цель. Накопление словаря, развитие памяти.

Описание игры. Ведущий называет пять-шесть слов, играющие

должны повторить их в том же порядке. Пропуск слова или перестановка считается проигрышем. В зависимости от возможностей детей слова подбираются разной сложности.

 

                                


ПРИЛОЖЕНИЕ N 6.

                           План фронтальных занятий

 

1-е занятие: Развитие речи детей в процессе ознакомления их с предметами окружающего мира.        

Цель: сообщение новых знаний о предмете, ознакомление с новыми словами. Материал: кошка / желательно живая/.

 

2-е занятие: Развитие речи детей в процессе выполнения де­йствий с предметами.

Цель: уточнение знаний детей о кошке, уточнение лекси­ческих значений новых слов.

Материал для занятия: игрушечные кошки, машина грузовая,

кукольная мебель.

3-е занятие: Развитие речи в игре с предметами.

Цель: закрепление новых слов и их значений.

Материал: игрушечная кошка/ резиновая, или пластмассовая, вода, мыло, полотенце.

4-е занятие: Развитие речи на занятиях с дидактическими игруш­ками.

Цель: развитие конструктивных умений детей, закрепление новых слов, их активизация.

Материал для занятия: разные картинки, чудесный мешочек, знакомые игрушки и в их числе - кошка.

5-е занятие: Развитие речи в играх со строительным материалом

Цель: развитие конструктивных умений, моторики, закреплене слов и их активизация.

Материал для занятия: кирпичики /до рожа/, игрушечная кошка / идет по дорожке:, "топ-топ"./

 


ПРИЛОЖЕНИЕ N 7.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РАЗЛИЧНОЙ ИНТОНАЦИИ.

1. На слове "мама" в произвольном порядке.

МАМА! МАМА!

МАМА! МАМА?

МАМА? МАМА.

Упражнения, направленные на воспроизведение разной инто­нации на словах: НА, НЕТ, НУ, НО.

НА - сердито, резким движением вытянуть руки вперед/что-то даю/.

НА - Мягким, плавным движением вытянуть руки вперед. Лого­пед произносит слова с просительной и сердитой интонацией, повер­нувшись к детям спиной, рассчитывая на их слуховое восприятие. Дети повторяют с соответствующей интонацией.

НЕТ - жалостно, правая рука согнута на уровне груди, локоть опущен. Отрицательный жест рукой перед собой, одновременно плав­ным, мягким движением покачивать головой.

НЕТ - отрицательно, резкий отрицательный жест правой рукой, перед собой.

2. Упражнение на различение интонаций в этих словах с опорой на слуховое восприятие детей. Дети воспроизводят слова НА, НЕТ с соответствующей интонацией.

На более позднем этапе в работу включаются предложения, корот­кие фразы:

Например:

Сказала тетя: - повествователнно,

Фи, футбол! - восклицательно, с оттенком брезгливости.

Сказала мама: - повествовательно,

Фу,футбол! - восклицательно, с оттенком пренебрежения,

Сестра сказала: повествовательно,

Ну, футбол! - восклицательно, с оттенком растерянности,

А я ответил: - повествовательно,

Во, футбол! - восклицательно, радостно.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...