Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расчётно-аналитический метод

Российский государственный социальный университет

Филиал в г. Наро-Фоминске

Курсовая работа

по дисциплине «Финансы»

на тему «Финансовое планирование на предприятии. Пути его совершенствования»

__________________________________________________________

Выполнил: Студент III курса

Заочного отделения                                                     ___________

Специальность«Финансы и кредит»                           подпись

Проверил д.э.н., профессор                                         ___________

                                                                                             подпись

 

Год.

Оглавление.

 

Введение.                                                                                     3

Глава I. Сущность, методы, и виды финансового планирования на предприятии.                                                                                5

1.1. Сущность финансового планирования на предприятии.     5

1.2. Методы планирования финансовых показателей.               9

1.3. Виды финансового планирования.                                   12

1.4. Основы составления финансового плана.                         17

Глава II. Финансовый план.                                                         19

 2.1. Методика расчета финансового плана.                             19   

 2.2. Пути улучшения финансового планирования.                  28

Заключение                                                                                 32

Список используемой литературы                                               35

Приложение

 

Введение.

Актуальность темы «Организация финансового планирования на предприятии» очевидна в нынешних условиях российской действительности. Связано это, прежде всего, с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:

. увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;

. высокая нестабильность внешних условий и факторов;

. новый стиль руководства персоналом;

. усиление центробежных сил в экономической организации;

Возможности планирования в экономической организации предприятия ограничены рядом объективных и субъективных причин. Наиболее важными из них являются:

. неопределенность внешней (рыночной) среды;

. возможность слияния или поглощения другой фирмой;

.возможность монопольного установления цены реализации продукции;

. контрактные отношения;

В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Цель данной курсовой работы - рассмотреть процесс разработки финансового плана

Объектом исследования является состояние финансового планирования на реально действующем предприятии ОАО «Завод ЭИМ «Элинар», планирующее свою деятельность на 2005 год. В рамках данной цели поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность и содержание финансового планирования;

 2. Познакомиться с методикой финансового планирования;

Методология финансового планирования построена на рассмотрении баланса, материалах, необходимых для составления финансового плана. Методология финансового планирования и контроля упорядочила финансовые взаимоотношения между субъектами хозяйствования и бюджетом. В этом отношении процедуры финансового планирования упростились. В то же время значительно повысилась ответственность финансовых работников предприятий за качество принятых плановых решений. Увеличился риск при формировании стратегии развития предприятия: работать прибыльно или стать банкротом. Поэтому эффективность использования финансовых ресурсов стала главным критерием при выработке стратегии и тактики ведения хозяйственной деятельности, отборе тех или иных инновационных мероприятий, принятии инвестиционных решений.

 

 

Глава 1. Сущность, методы и виды финансового планирования на предприятии.

1.1. Сущность финансового планирования на предприятии.

Управлять - значит предвидеть, т.е. прогнозировать, планировать. Поэтому важнейшим элементом предпринимательской хозяйственной деятельности и управления предприятием является планирование, в том числе и финансовое.

Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.1

Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса. Каждый финансист, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, насколько это касается его деятельности.

Основные задачи финансового планирования:

- обеспечение нормального воспроизводственного процесса необходимыми источниками финансирования. При этом огромное значение имеют целевые источники финансирования, их формирование и использование;

-соблюдение интересов акционеров и других инвесторов. Бизнес-план, содержащий подобное обоснование инвестиционного проекта, является для инвесторов основным документом, стимулирующим вложение капитала;

- гарантия выполнения обязательств предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами. Оптимальная для данного предприятия структура капитала приносит максимальную прибыль и максимизирует при заданных параметрах платежи в бюджет;

- выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования прибыли и других доходов, включая и внереализационные;

- контроль рублём за финансовым состоянием, платёжеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Цель финансового планирования состоит в увязке доходов с необходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд. При превышении расходов над доходами сумма недостатка финансовых средств восполняется за счёт выпуска ценных бумаг, получения кредитов, получения благотворительных взносов и т.д. Руководство любого предприятия независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. К тому же при планировании некоторых видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретения кредитов, увеличение акционерного капитала и т.п.) и определения объема инвестиций.

По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом, пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия. Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности предприятия намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации об этом, с тем чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет. Разрабатывая финансовый план на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времени для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент.

Краткосрочное и долгосрочное планирование.

 

Как правило, различают краткосрочное и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых решений распространяется на очень долгую перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие решение определяют деятельность предприятия на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах (бюджетах), где степень детализованности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы. В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы). Жизнедеятельность фирмы невозможна без планирования, "слепое" стремление к получению прибыли приведет к быстрому краху. При создании любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику. Основой планирования является план сбыта, так как производство ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, то есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем производства, который в свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов. Это обуславливает необходимость финансового планирования, планирование издержек и прибыли. Планирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.

Планирование и моделирование дальнейшей деятельности, конечно же, носит несколько абстрактный характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд.

 

Организация планирования

Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализовано. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.

Бюджеты подразделений должны разрабатываться не изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать условия производства и запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете бюджетных показателей.

Различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down (сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх).

По схеме break-down работа по составлению бюджетов начинается "сверху", т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По схеме build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия.

Схемы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.

1.2 Методы планирования финансовых показателей.

В условиях планово-директивной экономики целью составления финансового плана хозяйствующего субъекта являлось определение суммы излишка его доходов с тем, чтобы изъять этот излишек в госбюджет. При рыночной экономике хозяйствующий субъект обладает полной самостоятельностью. Изъятие прибыли в бюджет производится с помощью налогов. Хозяйствующий субъект сам определяет направления и величину использования прибыли, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов. Целью составления финансового плана становится определение возможных объёмов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей. К последним относятся прежде всего собственные оборотные средства, амортизационные отчисления, устойчивая кредиторская задолженность, прибыль, налоги, уплачиваемые с прибыли, и т.п

Содержанием стратегии финансового планирования хозяйствующего субъекта является определение его центров доходов и центров расходов. Центр доходов хозяйствующего субъекта - это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов - это подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющее важную роль в общем производственно-торговом процессе. Например, в западной экономике многие фирмы придерживаются правила «двадцать на восемьдесят», то есть 20% затрат капитала должны давать 80% прибыли. Следовательно, остальные 80% вложений капитала приносят только 20% прибыли.

Планирование финансовых показателей осуществляется посредством определённых методов. Методы планирования - это конкретные способы и приёмы расчётов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: нормативный, расчётно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование.

Нормативный метод

Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает:

. федеральные нормативы;

. республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы;

. местные нормативы;

. отраслевые нормативы

. нормативы хозяйствующего субъекта.

Федеральные нормативы являются едиными для всей территории Российской Федерации, для всех отраслей и хозяйствующих субъектов. К ним относятся ставки федеральных налогов, нормы амортизации отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов на государственное социальное страхование и др. Республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы, а также местные нормативы действуют в отдельных регионах Российской Федерации. Речь идёт о ставках республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов и др.

Отраслевые нормативы действуют в масштабах отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (малые предприятие, акционерные общества и т.п.). Сюда входят нормы предельных уровней рентабельности предприятий-монополистов, предельные нормы отчислений в резервный фонд, нормы льгот по налогообложению, нормы амортизационных отчислений отдельных видов основных фондов и др.

Нормативы хозяйствующего субъекта - это нормативы, разрабатываемые непосредственно хозяйствующим субъектом и используемые им для регулирования производственно-торговым процессом и финансовой деятельностью, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. К этим нормативам относятся нормы потребности в оборотных средствах, нормы кредиторской задолженности, постоянно находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта, нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары, норматив отчислений в ремонтный фонд и др. Нормативный метод планирования является самым простым методом. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель.

Расчётно-аналитический метод

Сущность расчетно-аналитического метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка.

Расчётно-аналитический метод широко применяется при планировании суммы прибыли и доходов, определение величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным видам использования финансовых ресурсов и т.п.

М етод балансовых расчетов используется для определения буду­щей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на опреде­ленную дату в перспективе.

Метод денежных потоков носит универсальный характер при со­ставлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозиро­вания размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресур­сов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов.

Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтерна­тивных вариантов плановых расчетов, с тем чтобы выбрать из них оп­тимальный, при этом критерии выбора могут задаваться различные.

Методы экономико-математического моделирования позволяют ко­личественно выразить тесноту взаимосвязи между финансовыми пока­зателями и основными факторами, их определяющими.2

1.3. Виды финансового планирования.

Финансовые планы, которые разрабатываются на предприятии, по содержанию, задачам и объектам планирования можно разделить на следующие группы:

- перспективные,

- текущие,

- оперативные.

Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, явля­ется главной формой реализации целей предприятия. Перспективный финансовый план содержит важнейшие показатели и целевые установки развития и поведения предприятия на рынке, им задаются пропорции и темпы, стратегия инвестиционной политики, формирования накоплений, ценовая и дивидендная политика. Такие планы разрабатываются на несколько лет и могут уточняться по мере реализации основных задач. Временной интервал зависит от экономи­ческой стабильности и возможности прогнозирования объемов финан­совых ресурсов и направлений их использования. Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как, являясь составной частью общей стратегии экономического развития, она должна быть согласована с це­лями и направлениями, сформулированными общей стратегией. В свою очередь, финансовая стратегия оказывает влияние на общую стратегию предприятия. В целом финансовая стратегия представляет собой опре­деление долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения. Процесс формирования финансовой стратегии предприятия включа­ет в себя следующие основные этапы: определение периода реализации стратегии; анализ факторов внешней финансовой среды; формирование стратегических целей финансовой деятельности; разработка финансо­вой политики предприятия; разработка системы мероприятий по обес­печению реализации финансовой стратегии; оценка разработанной фи­нансовой стратегии. На основе финансовой стратегии определяется финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и т. д. Основу перспективного планирования составляет прогнозирование, которое является воплощением стратегии компании на рынке. Прогно­зирование состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу. В отличие от планирования задачей прогнозирования не является реализация разработанных про­гнозов на практике, так как они представляют собой лишь предвидение возможных изменений. Прогнозирование предполагает разработку аль­тернативных финансовых показателей и параметров, использование ко­торых при наметившихся тенденциях изменения ситуации на рынке по­зволяет определить один из вариантов развития финансового положения предприятия. Важный момент при осуществлении прогнозирования - признание факта стабильности изменений показателей деятельности предприятия от одного отчетного периода к другому.

Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов прогноза отчета о прибылях и убытках; прогноза движения денежных средств и прогноза бухгалтерского баланса.

Предполагаемый объем продаж определяет величину выручки, за­трат и прибыли. Использование метода «издержки - объем - прибыль» предполагает разделение затрат на постоянные и переменные, при кото­рых достигается безубыточность. Расчет такой критической точки (точ­ки безубыточности) означает определение объема производства про­дукции в натуральном выражении, при котором выручка от продажи будет равна сумме затрат, т. е. постоянных и переменных расходов. Оп­ределение критических объемов производства и реализации тем более важно, что позволяет учесть не только возможности самого предприя­тия, но и целесообразность производства вообще, поскольку платеже­способный спрос на рынке определяет параметры производства и объе­мы продаж. При недостаточном объеме спроса выпуск продукции в ко­личествах менее критических значений становится при прочих равных условиях нецелесообразным. Для определения точки безубыточности применяется специальный анализ соотношений между объемом произ­водства, затратами предприятия и его доходом. На точку безубыточно­сти большое влияние оказывают такие факторы, как изменение цен на продукцию, динамика постоянных и переменных затрат. При этом бу­дет действовать следующая закономерность. С ростом цен на произво­димую продукцию минимальный объем производства, соответствую­щий точке безубыточности, уменьшается, а при снижении цены - воз­растает. При увеличении постоянных расходов минимальный объем производства, соответствующий точке безубыточности, повышается. При росте переменных издержек сохранить безубыточность производ­ства можно за счет увеличения минимального объема производства.

Система текущего планирования финансовой деятельности пред­приятия основывается на разработанной финансовой стратегии и фи­нансовой политике по отдельным аспектам деятельности. Текущие фи­нансовые планы определяют показатели, как правило, на ближайший год, конкретизируют и детализируют перспективные планы, здесь обес­печивается балансовая увязка доходных и расходных статей планируе­мого года. Данный вид финансового планирования заключается в разработке планов прибыли и убытков, плана движения денежных средств, плана бухгалтерского баланса. Эти финансовые документы дают возможность предприятию определить на предстоящий период все источники финан­сирования его развития, сформировать структуру его доходов и затрат, обеспечить его постоянную платежеспособность, определить структуру активов и капитала предприятия на конец планируемого периода. Планирование объемов производства и реализации продукции - од­на из первостепенных задач финансового планирования на предприя­тии. Приступая к ее решению, следует определить ряд принципиальных позиций. Прежде всего необходимо исходя из сложившейся конъюнк­туры рынка и финансового положения определить, что предпочтитель­нее - рост или снижение объема производства и реализации; существу­ют ли реальные предпосылки обеспечения роста объема реализации; какие из имеющихся факторов производства и коммерции могут быть задействованы для наращивания производства и реализации продук­ции; какая структура выпуска продукции на предстоящий плановый пе­риод является наиболее рациональной, как в зависимости от вариантов структуры меняется величина прибыли; чему равняются пороговые зна­чения производства, обеспечивающие предприятию выживание при крайне неблагоприятной конъюнктуре рынка.

На основе данных по прогнозу объема продаж рассчитывается необ­ходимое количество материальных и трудовых ресурсов, также опреде­ляются и другие составные затраты на производство. На основе полу­ченных данных разрабатывается плановый отчет о прибылях и убыт­ках, с помощью которого прогнозируется величина прибыли.

Разработка планов прибылей и убытков происходит в несколько эта­пов. На первом этапе рассчитывается плановая сумма амортизацион­ных отчислений, так как она является частью себестоимости и предше­ствует плановым расчетам прибыли. На втором этапе определяется сумма затрат. На третьем этапе определяется выручка от реализации продукции. В качестве исходной точки берется прошлогодняя выручка от реализации.

Далее разрабатывается план движения денежных средств, необхо­димость его составления определяется тем, что многие из затрат, пока­зываемых при расшифровке плана прибылей и убытков, не отражаются на порядке осуществления платежей. План движения денежных средств учитывает приток денежных средств (поступления и платежи), отток денежных средств (затраты и расходы), чистый денежный поток (избы­ток или дефицит). Фактически он отражает движение денежных пото­ков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разгра­ничения направлений деятельности при разработке плана движения де­нежных средств позволяют повысить результативность управления де­нежными потоками в процессе осуществления финансовой деятельнос­ти предприятия.

Заключительным документом текущего финансового плана является плановый баланс активов и пассивов на конец планируемого года. Этот документ отражает все изменения в активах и пассивах в результате за­планированных мероприятий и показывает состояние имущества и фи­нансов предприятия. Формирование баланса происходит на основании запланированных изменений статей планового баланса предыдущего года, а также плана прибылей и убытков. План баланса служит хоро­шей проверкой плана прибылей и убытков и движения наличных средств. В процессе его составления учитываются приобретения основ­ных фондов, изменение стоимости материальных запасов, отмечаются планируемые займы, выпуск акций и других ценных бумаг и т. п.

Оперативное финансовое планирование подробно отражает опера­тивный денежный оборот предприятия, поступления и расходования средств по конкретным календарным датам, как правило, на ближай­ший месяц, что позволяет управлять денежными потоками исходя из складывающейся конъюнктуры и возникающих обстоятельств. Опера­тивное финансовое планирование включает составление и исполнение финансового календаря, кассового плана, а также расчет потребности в краткосрочном кредите. В платежном календаре подробно отражается оперативный денеж­ный оборот через расчетные, текущие, валютные и другие счета пред­приятия. Поступление и расходование средств планируется в конкрет­ной последовательности по срокам, что позволяет своевременно про­изводить расчеты, перечислять платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Информацией для составления платежного календаря являются све­дения об операциях по счетам в банках, содержащиеся в выписках о состоянии счетов, предоставляемых банками, данные о расчетах с постав­щиками с особым выделением просроченных платежей, график отгруз­ки готовой продукции и передачи платежных документов в банк, сроки и размеры перечислений налогов в бюджеты и платежей во внебюджет­ные фонды, сроки и величина предполагаемой к выплате заработной платы, размеры дебиторской и кредиторской задолженности. Платежный календарь составляется на месяц, 15 дней, декаду, пяти­дневку. При этом срок определяется исходя из периодичности основ­ных платежей предприятия. Наиболее целесообразно составление пла­тежного календаря на месяц с подекадной разбивкой. Для того чтобы платежный календарь был реальным, его составителям необходимо следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, де­биторской задолженности в целях предупреждения невыполнения фи­нансового плана. Для планирования оборота наличных денег предприятием разраба­тывается кассовый план. Кассовый план обеспечивает своевременное получение наличных денег в банке и контроль за их использованием. При этом вводятся нормативы остатка наличных денег в кассах (лими­ты), которые при необходимости могут пересматриваться. Наличность сверх установленных лимитов должна сдаваться в обслуживающие предприятие банки. Кассовый план разрабатывается на квартал и в ус­тановленный срок представляется в коммерческий банк, с которым предприятие заключило договор о расчетно-кассовом обслуживании. Коммерческий банк анализирует достоверность показателей кассового плана и в необходимых случаях (с согласования предприятия) произво­дит корректировку расчета.

1.4 Основы составления финансового плана.

Процесс финансового планирования включает несколько этапов.

На первом анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий - бухгалтерский баланс, отчёты о прибылях и убытках, отчёты о движении денежных  средств. Они имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчёта финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Причём, сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчётности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию. Баланс предприятия входит в состав документов финансового планирования, а отчётный бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии планирования.

Второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчёта о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.

На третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвёртом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование. На четвертом этапе происходит состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерчески­ми, инвестиционными, строительными и другими планами и програм­мами, разрабатываемыми предприятием.

Пятый этап - это осуществле­ние оперативного финансового планирования путем разработки опера­тивных финансовых планов.

Шестой этап предусматривает осуществле­ние текущей производственной, коммерческой и финансовой деятель­ности предприятия, определяющей конечные финансовые результаты деятельности в целом. Завершается процесс финансового планирования на предприятии анализом и контролем за выполнением финансовых планов. Данный этап заключается в определении фактических конеч­ных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставле­нии с запланированными показателями, выявлении причин и следствий отклонений от плановых показателей, в разработке мер по устранению негативных явлений.3

Основой организации финансов предприятия является финансовый план. Формой финансового плана является баланс доходов и расходов, в котором находят отражение результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его взаимоотношения с бюджетом, внебюджетными фондами, банками. В состав доходов включаются, прежде всего, суммы, получаемые за счет устойчивых источников собственных средств, а при необходимости – за счет заемных средств. К устойчивым источникам собственных доходов относятся прибыль, амортизационные отступления, отчисления в ремонтный фонд, кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта. Если источник дополнительных финансовых средств уже точно известен, то эти средства включаются в доходную часть, а возврат их - в расходную часть финансового плана. В условиях инфляции финансовый план хозяйствующего субъекта делается на квартал и корректируется с учетом индекса инфляции. Главной задачей баланса доходов и расходов является проверка синхронности поступлений и расходования денежных средств, которая обеспечивает поддержание ликвидности и платёжеспособности предприятия, выражающейся в постоянном наличии на счёте в банке денежных сумм, достаточных для расчётов по обязательствам.

Финансовый план является неотъемлемой частью бизнес планирования предприятия. Он призван обобщить материалы, изложенные в описательной части планирования для того, чтобы представить их в стоимостном выражении.

Глава II. Финансовый план.

2.1. Методика расчета финансового плана.

1. Планирование источников доходов и поступлений.

2. Планирование расходов и отчислений.

3. Проверка финансового плана.

 I. Поступления:

1) Прибыль от реализации товарной продукции. Рассчитывается в ценах и условиях предыдущего (отчетного) года. Основа расчета прибыли от реализации - объем реализованной продукции и ее себестоимость на основе расчетов финансистов.

2) Прибыль от прочей реализации (внереализационные доходы):

. Доходы от реализации ненужного, неис

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...