Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность процесса бюджетирования




Оглавление

 

Введение

1. Сущность, методы и виды внутрифирменного финансового планирования

1.1 Основные понятия финансового планирования, история его возникновения и развития

1.2 Методы финансового планирования и прогнозирования

1.3 Виды финансового планирования

2. Бюджетирование как инструмент внутрифирменного финансового планирования

2.1 Сущность процесса бюджетирования

2.2 Организация бюджетирования на предприятии

2.3 Основные проблемы при создании и внедрении системы бюджетирования

Заключение

Список используемых источников

Приложения

 


Введение

 

Развитие рыночных отношений в нашей стране, обострение борьбы за рынки сбыта, интеграция российской экономики в мировое экономическое сообщество неизбежно ставят вопрос повышения конкурентоспособности предприятий. Это может быть обеспечено только за счет четкого планирования их деятельности и быстрого реагирования на изменение условий функционирования.

Авторы работ по финансовому планированию в основном сходятся во мнении, что недооценка планирования финансовой деятельности в компании и учета всех рыночных факторов может привести к резкому снижению доходности, возможно к убыточности их функционирования и в конечном итоге может стать причиной прекращения их деятельности.

Большое число публикаций в периодических изданиях по внутрифирменному планированию, в том числе по бюджетированию, как инструменту финансового планирования, учебной литературы и проводимых исследований по данному вопросу, все перечисленное и предопределяет актуальность изучения выбранной темы.

Таким образом, основной целью данной курсовой работы является обоснование необходимости использования финансового планирования, а именно системы бюджетирования в процессе функционирования организации, как в долгосрочной перспективе, так и в текущей его деятельности.

Реализация основной цели вызвала необходимость постановки и решения следующих задач:

- рассмотреть основные понятия финансового планирования на предприятиях, место и значение финансового планирования в системе внутрифирменного планирования;

- изучить историю его возникновения, развития и современное состояние на российских предприятиях, особенности организации планирования в условиях кризиса;

-  определить основные методы и виды внутрифирменного финансового планирования;

- рассмотреть подробно создание и внедрение системы бюджетирования в компаниях;

- проанализировать основные тенденции процесса бюджетирования на российских предприятиях в настоящее время;

- оценить эффективность использования системы бюджетирования на российских предприятиях.

Теоретические основы внутрифирменного финансового планирования в достаточной мере отражаются в учебной литературе таких авторов, как Ковалев В.В., Лихачева О.Н., Щуров С.А., Колчина Н.В., Поляк Г.Б. и других. Труды представленных авторов и были использованы при написании курсовой работы. Также были использованы публикации известных периодических изданий: журналы "Финансовый менеджмент", "Финансы", "Финансовый директор", "Экономический анализ: теория и практика" и другие.

 


1. Сущность, методы и виды внутрифирменного финансового планирования

 

1.1 Основные понятия финансового планирования, история его возникновения и развития

 

Планирование является одним из методов управления экономикой, который весьма активно и успешно разрабатывался советскими учеными, а потому в нашей стране в этой области накоплен весьма немалый положительный опыт. Планирование представляет собой процесс разработки и принятия целевых установок и определения путей наиболее эффективного их достижения. Эти установки, разрабатываемые чаще всего в виде дерева целей, характеризуют желаемое будущее и численно выражаются набором показателей, являющихся ключевыми для данного уровня управления.

Необходимость составления планов определяется многими причинами. Перечислим основные из них: неопределенность будущего; координирующая роль плана; оптимизация экономических последствий и другие[1].

В любой компании разрабатывается множество планов, однако основными являются стратегический, производственный и финансовый. Стратегический план подразумевает формулирование цели, задач, масштабов, сфер и направлений развития компании, исходя из её потенциальных ресурсных возможностей. Производственные планы составляются на основе стратегического плана и предусматривают определение производственной, маркетинговой, научно-исследовательской и инвестиционной политики. В основе финансового планирования лежат стратегический и производственный планы.

Финансовое планирование – это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования[2].

Финансовый план представляет документ, характеризующий способ достижения финансовых целей компании и увязывающий её доходы и расходы. В процессе финансового планирования:

а) идентифицируются финансовые цели и ориентиры фирмы;

б) устанавливается степень соответствия этих целей текущему финансовому состоянию фирмы;

в) формулируется последовательность действий по достижению поставленных целей[3].

Авторы Лихачева О.Н. и Щуров С.А. достаточно лаконично обозначили что, финансовое планирование формулирует пути и способы достижения финансовых целей предприятия.

Цели финансового планирования зависят от выбранных критериев принятия финансовых решений, таких как максимизация продаж, максимизация прибыли, максимизация собственности владельцев компании и другие[4].

Для хозяйствующего субъекта финансовое планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой – с уменьшением числа неиспользованных возможностей.

Основные задачи финансового планирования следующие:

· обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

· определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

· выявление внутрихозяйственных резервов прибыли;

· установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

· контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия и т.д.

Отечественная финансовая наука выработала ряд принципов финансового планирования.

1. Научность финансового планирования отражает состояние развития финансовой науки и требует совершенствования методов разработки финансовых планов.

2. Целевая направленность – один из основных принципов организации управления финансами.

3. Системный характер планирования состоит в том, что финансовое планирование представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов (финансовые планы или бюджеты всех структурных подразделений хозяйствующего субъекта), которые направлены на достижение стратегической цели организации.

4. Координация финансовых планов заключается в том, что финансовые планы структурных подразделений взаимосвязаны и взаимозависимы.

5. Непрерывность и гибкость процесса планирования.

6. Соответствие источников финансирования цели их привлечения.

7. Обеспечение ликвидности и финансовой устойчивости организации при финансовом планировании ее деятельности.

Объектом финансового планирования организации служат:

· выручка от продажи продукции;

· прибыль и её распределение;

· объем платежей в бюджетную систему в форме налогов и сборов;

· объем заемных средств, привлекаемых с кредитного рынка и т.д.

Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта посредством выбора объектов финансирования, направления финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов[5].

Профессор Ковалев В.В. в своей работе выделяет шесть этапов финансового планирования:

1) анализ финансового положения компании;

2) составление прогнозных смет и бюджетов;

 3) определение общей потребности компании в финансовых ресурсах;

4) прогнозирование структуры источников финансирования;

5) создание и поддержание действенной системы управленческого и финансового контроля;

6) разработка процедуры внесения изменений в систему планов (контур обратной связи)[6].

Рассмотрение вопроса об истории возникновения финансового планирования позволит нам понять очень важный момент, касающийся необходимости появления этого процесса, а также ознакомиться с мнением других авторов относительно сущности финансового планирования.

 За основу возьмем работу автора Кулика О.С., в которой предложено 3 подхода к изучению истории возникновения и эволюции финансового планирования: с позиции эволюции уровня знаний в менеджменте; с позиции этапов развития финансового менеджмента; с позиции развития экономики России.

В рамках рассмотрения данного вопроса мы будем придерживаться подхода с точки зрения развития экономики России. Финансовый план предприятия неразрывно связан с макроуровнем, то есть определяется господствующей на конкретный момент времени экономической ситуацией в стране. Первые два подхода не учитывают это, рассматривая финансовое планирование только как элемент финансового менеджмента. В подходе с позиции развития экономики этот недостаток устраняется.

В данном подходе дата становления финансового планирования определяется моментом появления административно-командной экономики[7].

В условиях административно-командной экономики пятилетний финансовый план государственного предприятия определялся заданиями отраслевого министерства, а годовые финансовые планы составлялись на основе контрольных цифр, которые доводились до предприятий вышестоящими организациями. Утверждаемые самим предприятием годовые финансовые планы, тем не менее, были регламентированы «сверху» по важнейшим показателям: по объему реализуемой продукции, номенклатуре выпускаемых изделий, сумме прибыли, рентабельности, платежам в бюджет. В этих условиях предприятию, его финансовой службе отводилась роль простых исполнителей[8].

Переход от административно-командной экономики к рыночной системе хозяйствования ликвидировал существующую в стране систему долгосрочного государственного планирования. Методы планирования, применявшиеся в СССР, утратили свою актуальность в условиях непредсказуемости, стихийности экономики, а новые созданы не были. Финансовое планирование потеряло свою значимость и постепенно было забыто.

В работе авторов Кычанова Б.И. и Храповой Е.В отмечены положительные и отрицательные моменты планирования в советской экономике. А именно, негативность была в жесткости устанавливаемых сверху планов, которая сковывала инициативу предприятий, лишая их самостоятельности. При этом сверху устанавливали десятки показателей, правильность которых можно было оценить лишь на местах (например, перечень производств, где можно применять сдельную форму оплаты труда).

Другой крупный недостаток – планирование от достигнутого уровня, что также не стимулировало использование резервов[9].

Профессор Кудров В.М. в труде "Крах советской модели экономики" доступно поясняет, что данный вид планирования позволяет хитроумным хозяйственникам на низовом уровне не раскрывать плановым органам все производственные возможности своих предприятий и легко "перевыполнять" план. Практически предприятия не заинтересованы в напряжённом плане, всячески скрывают свой производственный потенциал[10].

Вместе с тем в советской экономике был накоплен и ценный, положительный опыт планирования:

- составление долгосрочных планов;

- использование прогрессивных методов планирования, включая экономико-математические методы и модели;

- разработка нормативной базы планирования и т.д.

Негативное отношение к планированию в первые годы рыночных реформ постепенно сменилось признанием значимости планирования. В условиях роста конкуренции на международных и внутренних рынках роль этой функции управления постоянно повышается.

Однако наряду с осознанной необходимостью широкого применения современного финансового планирования в нынешних условиях действуют факторы, ограничивающие его использование на предприятиях:

· высокая степень неопределенности на российском рынке;

· незначительная доля предприятий, располагающих финансовыми возможностями для осуществления серьезных финансовых разработок;

· отсутствие эффективной нормативно-правовой базы отечественного бизнеса и многие другие[11].

Существенное число публикаций в периодической печати о финансовом планировании связано с особенностями организации планирования в условиях кризиса. Исследовательско-консультационная фирма АЛЬТ провела исследование на тему, какие метаморфозы произошли с системами планирования в условиях кризиса. Было опрошено 16 топ-менеджеров российских компаний из разных регионов и отраслей. Среди этих компаний можно назвать ГК «ГазРезерв», кондитерское объединение «Любимый край», Магнитогорский металлургический комбинат, Сибэлектромотор, Генподрядная компания СТЭП, «Топливные системы», Ювелирная сеть «585» и другие.

Основные выводы по этому исследованию следующие. Большинство руководителей рассматривают план как необходимый инструмент управления компанией в кризисные времена. Причем планирование должно быть не только оперативным, но и среднесрочным. Хотя понятие среднесрочности в кризисные времена несколько меняется. Если в период стабильности среднесрочным считался 1–3-х летний план, то в период кризиса — только на 1 год[12].

В подтверждение данной мысли можно привести результаты другого исследования, в котором анализируется влияние кризиса на горизонт планирования на малых предприятиях (см. таблицу 1).

 

Таблица 1. – Средние значения горизонта планирования на различных стадиях жизненного цикла[13]

Средний горизонт

планирования (мес.)

Становление

Рост

Зрелость

2007 год 2009 год 2007 год 2009 год 2007 год 2009 год
11,1 6,8 10,5 13,5 12,1 10,3

Кризис развития

Возрождение

Спад

11,1 6,9 10,5 8,0 12,1 7,0

По сравнению с 2007-м годом, в 2009 году горизонт планирования при принятии управленческих решений снизился для предприятий всех стадий жизненного цикла, кроме тех, кто находится на стадии роста.

Из опыта топ-менеджеров руководители исследований выделяют ряд правил, как сделать план в условиях кризиса более реалистичным.

1. Расчет, исходя из пессимистичного прогноза. Если компания будет готова к худшему варианту развития событий, то с лучшим она наверняка справится.

2. Использование экспертных оценок сотрудников. Метод экспертных оценок позволяет за короткий срок эффективно использовать огромный опыт и знания, накопленные топ-менеджерами компании.

3. Опора на знания и опыт службы продаж. При этом важно реально оценивать уровень понимания компанией своего рынка. «Можно много рассуждать о прогнозах рынка, тенденциях мировой и отечественной экономики, но без профессиональной, ответственной службы продаж реалистичный план получить практически невозможно»[14].

4. Оперативное реагирование на изменения. Возможно также создание в компании специальной группы из числа менеджеров, которая будет отслеживать основные отраслевые и макроэкономические показатели и транслировать результаты для быстрого реагирования.

5. Поддержка стабильной системы закупок и продаж.

Таким образом, можно свидетельствовать о том, что пока финансисты не спешат отказываться от составления планов, но вот требования к ним и подходы к их составлению существенно изменились.

В данном вопросе достаточно подробно рассмотрены ключевые моменты процесса финансового планирования на предприятии. Далее необходимо определить традиционные методы, с использованием которых может осуществляться финансовое планирование на предприятии.

1.2 Методы финансового планирования и прогнозирования

 

Планирование финансовых показателей на предприятии осуществляется посредством определённых методов. Методы планирования – это конкретные способы и приёмы расчётов показателей.

В практике финансового планирования применяются следующие методы: экономического анализа, нормативный, балансовых расчетов, денежных потоков, метод многовариантности расчетов, экономико-математическое моделирование[15].

Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.

Не менее важен для проведения обоснованных финансовых расчетов коэффициентный метод определения величины доходов и расходов. При помощи коэффициентов, базирующихся на достижениях прошлого периода, несколько уточненных, рассчитывают предполагаемые доходы и затраты, платежи в бюджет и внебюджетные фонды[16].

Нормативный метод используется при наличии установленных норм и нормативов. Нормативы, используемые при финансовом планировании, устанавливаются:

· органами власти и управления на федеральном, региональном, местном уровнях (ставки амортизационных отчислений, налогов, взносов во внебюджетные фонды);

· ведомствами (нормы предельных уровней рентабельности, предельных отчислений в резервные фонды и др.);

· предприятиями (нормы потребности в оборотных средствах, кредиторской задолженности, запасов и сырья, отчислений в ремонтный фонд и др.).

Балансовый метод применяется при планировании распределения полученных финансовых средств. Суть его заключается в построении баланса имеющихся в наличии средств и потребности в их использовании. Баланс при этом имеет следующий вид:

 

Он + П = Р + Ок,

 

где Он, Ок – остатки средств на начало/конец года; П, Р – поступления средств/расходы в планируемом периоде[17].

Метод дисконтированных денежных потоков используют при составлении финансовых планов для прогнозирования совокупности распределенных во времени поступлений и выплат денежных средств.

Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, чтобы выбрать из них оптимальный, при этом могут задаваться разные критерии выбора. Например, в одном варианте может быть заложен продолжающийся спад производства, инфляция и слабость национальной валюты, а в другом – рост процентных ставок и, как следствие, замедление темпов роста привлечения ресурсов и снижение рыночных цен на продукцию[18].

Кроме перечисленных выше методов автор электронного учебника Ушаков В.Я. выделяет метод пропорциональной зависимости показателей. Он используется при составлении основных документов финансового плана (баланс, отчет о прибылях и убытках). Сущность этого метода состоит в том, что отдельные статьи бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках увеличиваются пропорционально изменению выручки от реализации продукции[19].

В ходе рассмотрения основных методов финансового планирования отметим, что в дополнение к данным методам и совместно с ними необходимо использовать методы прогнозирования. В рыночных условиях планирование без прогнозирования неэффективно, поэтому процесс прогнозирования обычно предшествует процессу планирования.

Основная цель прогнозирования – снижение риска при принятии решений. В бизнесе прогнозирование используют при планировании маркетинга, капитальных вложений, производства и финансов. В отличие от планирования финансовое прогнозирование не осуществляет на практике разработанные прогнозы. Прогнозирование имеет специфические методологические основы, отличные от методологии планирования.

По мнению профессора Ковалева В.В. на практике наибольшее распространение получили следующие методы прогнозирования:

- метод экспертных оценок;

- методы обработки пространственных, временных и пространственно-временных совокупностей;

- методы ситуационного анализа и прогнозирования.

В рамках изучения данных методов, отметим, что наиболее часто на практике финансовые менеджеры или аналитики используют вторую группу методов, так как ежедневно имеют в своем распоряжении данные о динамике основных показателей деятельности компании.

Далее на основе информации о деятельности известной российской компании ОАО «Невская косметика» (ОАО «НК») рассмотрим применение метода обработки динамического ряда, осуществляемого с помощью построения уравнения линейной регрессии.

Имеются данные о динамике объема продаж ОАО «НК» за ряд лет (см. таблицу 2)[20]. Необходимо рассчитать прогнозное значение объема продаж в 2010 году. В основе расчетов используем методику, представленную Ковалевым В.В.[21]

 

Таблица 2. – Динамика объем продаж ОАО «НК»

Год 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Объем продаж, млрд. руб. 2,5 2,6 2,3 2,4 2,7 3,2 4,6

 

В основе рассмотрения метода в данном примере заложена предпосылка о том, что значение объема продаж в момент времени t (yt) зависит от состояния этого показателя в предыдущих периодах (yt-1). Поэтому для определения прогнозного значение объема реализации (Yt) строится следующая зависимость:

 

Yt = a0 + a1yt-1 + a2t.

 

Коэффициенты регрессии данного уравнения (а0, а1, а2) могут быть найдены методом наименьших квадратов. Для этого нам необходимы следующие промежуточные данные (см. таблицу 3), на основе которых построим соответствующую систему нормальных уравнений.

 

Таблица 3.- Расчетные данные

№п/п

y t-1

t

yt

y2t-1

t2

tyt-1

tyt

ytyt-1

Yt

1

2,5

1

2,6

6,3

1

2,5

2,6

6,5

0,5

2

2,6

2

2,3

6,8

4

5,2

4,6

6,0

1,3

3

2,3

3

2,4

5,3

9

6,9

7,2

5,5

2,3

4

2,4

4

2,7

5,8

16

9,6

10,8

6,5

3,2

5

2,7

5

3,2

7,3

25

13,5

16,0

8,6

4,0

6

3,2

6

4,6

10,2

36

19,2

27,6

14,7

4,9

Сумма

15,6

21

17,7

41,6

91

56,9

68,8

47,8

16,1

 

Система нормальных уравнений в данном примере имеет вид:

 

 6а0 + 15,6а1 + 21а2 = 17,7;

 15,6а0 + 41а1 + 56,6а2 = 47,2;

 21а0 + 56,6а1 + 91а2 = 68,3.

 

Решая эту систему, находим параметры уравнения регрессии (а0, а1, а2). Подставляя в формулу соответствующее значение параметра, получаем следующую зависимость:

 

Yt = - 0,2 – 0,1yt-1 + 0,9t.

 

Для характеристики адекватности уравнения зависимости можно использовать величину среднего относительного отклонения:

 

.

 

Если e < 15%, считается, что уравнение зависимости может использоваться в прогнозных целях. В нашем примере e = 1,53%, что составляет менее 15%, следовательно, полученное уравнение зависимости мы можем использовать для определения прогнозного значения объема продаж (Yt) в 2010 году, подставив нужное значение t,в данном случае равное семи:


Yt = - 0,2 – 0,1 × 4,6 + 0,9 × 7 = 5,6 (млрд. руб.).

 

Таким образом, с использованием метода обработки временных рядов мы рассчитали прогнозное значение объема реализации ОАО «НК» в 2010 году. На практике можно осуществлять расчеты с использованием нескольких методов и выбирать усредненное значение из всех прогнозных значений конкретного показателя. Однако при этом необходимо учитывать, что значение показателя определяется не только возможностями предприятия, но и факторами конъюнктуры: деятельностью конкурентов, объемом платежеспособного спроса, результативностью рекламы и многими другими факторами. Отметим, что ОАО «НК» в годовом отчете за 2009 год представила плановый объем продаж в сумме 5,2 млрд. руб., что несколько ниже прогнозного значения. Поэтому можно сказать, что прогноз позволяет определить лишь ориентир, наиболее вероятное значение показателя, которое специалисты должны корректировать с учетом множества факторов. И уже на основе официального варианта прогнозного значения объема реализации осуществляется составление бюджета продаж, являющегося отправным этапом формирования сводного бюджета предприятия. Но об этом подробнее будет изложено во втором вопросе данной курсовой работы.

Таким образом, процесс планирования и прогнозирования на предприятии многогранен и распределен во времени, поэтому считаем необходимым рассмотреть подробнее виды финансового планирования в зависимости от периода осуществления, что позволит также выявить необходимость применения методов прогнозирования.

 

1.3 Виды финансового планирования

 

Обычно финансовое планирование в зависимости от периода осуществления и поставленной цели разделяют на стратегическое, текущее (годовое) и оперативное.

Однако авторы Лихачева и Щуров более детализировали классификацию финансового планирования по срокам действия. Они разделили финансовое планирование на стратегическое; перспективное; бизнес-планирование; текущее (бюджетирование); оперативное.

Мы будем придерживаться более распространенным мнением авторов по этому вопросу и рассмотрим планирование по трем направлениям: стратегическое, тактическое и оперативное. Основа формирования финансовых планов – долгосрочные цели, определяемые руководством предприятия в процессе стратегического планирования. Стратегическое планирование основано на принятии основополагающих финансовых решений, например, реорганизация бизнеса (приобретение еще одного предприятия, закрытие предприятия и т.д.) и инвестиционных решений. Количество, содержание этапов составления и форма стратегического плана могут существенно отличаться и зависят от формы собственности, отраслевой принадлежности и размеров предприятия[22].

Слабость распространения стратегического планирования в российских фирмах, несмотря на его существенные преимущества, обусловлена многими причинами: высокая нестабильность внешней среды; низкий уровень общей финансовой культуры фирм; дефицит времени, приоритеты текущих дел; недостаточная квалификация управляющих и другие.

Стратегическое планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности.

Стратегическое планирование включает разработки трех основных прогнозных финансовых документов:

- планового отчета о прибылях и убытках;

- планового отчета о движении денежных средств;

- планового баланса.

Основная цель разработки этих документов заключается в оценке финансового положения предприятия на конец планируемого периода

Для составления прогнозных финансовых документов важно правильно определить объем будущих продаж (объем реализованной продукции).

Объем будущих продаж можно рассчитать, используя следующие методы: эвристические; анализ временных работ; эконометрические модели[23].

На основе данных по прогнозу объема продаж рассчитывается необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, а также определяются и другие составные затраты на производство.

На основе полученных данных разрабатывается прогнозный отчет о прибылях и убытках, который позволяет определить сумму прибыли в предстоящем периоде. При проведении прогнозного анализа прибыли на практике широко используется метод «издержки – объем – прибыль» (маржинальный анализ). Далее разрабатывается прогноз движения денежных средств. Необходимость его составления определяется тем, что многие из затрат, показываемых при расшифровке прогноза прибылей и убытков, не отражаются на порядке осуществления платежей. Прогноз движения денежных средств учитывает приток денежных средств (поступления и платежи), отток денежных средств (затраты и расходы), чистый денежный поток (избыток или дефицит). Фактически он отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разграничение направлений деятельности при разработке прогноза позволяет повысить результативность управления денежными потоками.

Прогноз баланса на конец планируемого периода отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и источников финансирования организации. Целью разработки прогноза баланса является определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, а также формирование оптимальной структуры капитала[24].

Текущее планирование финансовой деятельности (бюджетирование) состоит в разработке системы финансовых планов по отдельным аспектам финансовой деятельности предприятия. Оно позволяет определить тактику предприятия на более короткий период, как правило, на год с разбивкой по кварталам. Цель формирования тактики – определение сумм инвестиций в оборотные активы и источники их финансирования[25].

Текущее планирование является наиболее значимым этапом процесса планирования финансов, поэтому считаем необходимым рассмотреть этот вопрос более подробно во второй главе. Для контроля за выполнением плановых финансовых показателей, за поступлением и рациональным расходованием денежных средств в течение года предприятие использует оперативные финансовые планы, которые дополняют текущее планирование.

С помощью оперативных финансовых планов предприятие определяет объем финансовых ресурсов для обеспечения текущей производственно-финансовой деятельности, устанавливает последовательность и сроки осуществления отдельных финансовых операций с учетом наиболее эффективного маневрирования собственными и заемными средствами, осуществляет оперативный контроль за выполнением планов и обязательств по объему производства и реализации продукции, прибыли, платежам в бюджет, отчислениям довольствующим органам, расчетам с учреждением банка.

Оперативное финансовое планирование включает в себя составление:

• платежного календаря;

• кассового плана;

• кредитного плана.

Платежный календарь – это план организации производственно-финансовой деятельности предприятия, в котором календарно взаимосвязаны все источники денежных поступлений и расходы за определенный период времени. Он полностью охватывает денежный оборот организации, дает возможность увязать поступления денежных средств и платежи в наличной и безналичной форме, позволяет обеспечить постоянную платежеспособность и ликвидность.

Кассовый план отражает поступление наличных денег и их использование на выплату заработной платы персоналу, на командировочные, канцелярские и другие расходы. Он разрабатывается для планирования оборота наличных денег на квартал и представляется в учреждение банка, с которым у предприятия заключен договор о расчетно-кассовом обслуживании[26].

Кассовый план необходим предприятию для того, чтобы по возможности более точно представлять размер выплат. Правильное составление кассового плана позволяет обеспечить строгий контроль за движением денежной наличности, своевременным ее получением и целевым использованием.

Кредитный план состоит из сумм планируемых банковских ссуд на предстоящий год и процентов за пользование ими, а также из объемов и сроков погашения банковских кредитов[27].

Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели основные аспекты процесса финансового планирования на предприятии, а также затронули вопрос о том, как осуществляется планирование в условиях кризиса.

В следующей главе, как было заявлено выше, рассмотрим наиболее актуальный на сегодняшний день вопрос – процесс бюджетирования.


2. Бюджетирование как инструмент внутрифирменного финансового планирования

Сущность процесса бюджетирования

 

Бюджетирование является наиболее обсуждаемой темой в разных научных публикациях. Информационно-консультационные фирмы предлагают свои услуги по внедрению системы бюджетирования на предприятии, по автоматизации и сопровождению данной системы. Топ-менеджеры и директора предлагают ознакомиться с опытом создания бюджетирования на их предприятии, оценивают положительные и отрицательные стороны этого процесса. По бюджетированию издается отдельная учебная литература. Все представленные аргументы свидетельствуют о том, что данный процесс является весьма актуальным и это послужило тем фактом, чтобы вынести его для рассмотрения в отдельный параграф. Далее перейдем непосредственно к изучению сущности бюджетирования.

Бюджетирование – это процесс составления, принятия бюджета предприятия и последующий контроль за его исполнением.

Бюджетирование – это, с одной стороны, процесс составления финансовых планов, а с другой — технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, которая позволяет анализировать прогнозируемые и полученные финансовые показатели.

Невозможно дать однозначное определение термину бюджетирование. Многие авторы трактуют его по-разному. Однако принципиальное отличие в подходах состоит в том, что одни авторы рассматривают бюджетирование в более узких границах, как инструмент финансового планирование, другие утверждают, что речь идет о полноценной системе управления[28]. Мы будем придерживаться второго подхода, согласно которому планирование – это только одна, хоть и очень важная, часть бюджетирования. А на самом деле, бюджетирование содержит в себе почти все этапы цикла управления за единственным исключением – этап формирования целей находится на более высоком уровне. Тем не менее, мы с полным правом можем использовать термин «бюджетное управление». Рассмотрим этот процесс подробнее.

С помощью бюджетирования решаются важные управленческие задачи (см. рисунок 1)[29].

 

Рисунок 1. – Управленческие задачи, решаемые с

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...