Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В какие игры играть с ребенком для развития речи?




Некоторые игры понятны вам уже из описания перечня игрушек, ниже приводится список типов игр, при этом самим играм посвящены другие книги автора, а также подробно описаны на авторском проекте www.kinderquest.ru

1. Игры-прятки.

· Выкладывать перед ребенком игрушки, предметы, картинки и пр., затем закрывать или завязывать ребенку глаза, прятать игрушку и задавать вопрос: «Что там?». Ребенок отвечает, используя именительный падеж: «Там коза».

· «Чудесный мешочек»: складывать в привлекательный мешочек игрушки и предметы, задача ребенка назвать предмет, ощупав его, либо достать на ощупь по инструкции взрослого;

· Прятать игрушки или предметы в разные места в доме или во время прогулки на улице, искать их вместе и называть. Например, спрячьте разных игрушечек собак в стиральной машине, холодильнике и других неожиданных для ребенка местах. Искать спрятанное интереснее в темноте, передвигаясь со свечкой или фонариком в руках.

2. Игровые массажи и пассивная гимнастика. Например, в сопровождении песенок Е.Железновой «У жирафа пятна» или: кладем ребенка на себя животом вверх, стучим его руками по его животу и приговариваем: «Старый барабанщик, старый барабанщик, старый барабанщик крепко спал. Он проснулся (разводим руками), перевернулся (покачиваем ребенка), и по барабану застучал: «там-там, там-там-тум-тым» (2 раза). Также можно использовать всем знакомые с детства приговорки: «Рельсы-рельсы, шпалы, шпалы». Или же сочинять истории самостоятельно в зависимости от текущих Туевых задач, например, изображать способы передвижения животных различными движениями рук по телу ребенка.

3. Двигательные игры:

• «Борцы сумо»: надеть папины большие футболки, засунуть под них подушки и «бороться» друг с другом.

• Доставать из мешочка фигурки животных и изображать их с помощью характерных движений.

· Качать ребенка на коленях.

• Играть в «снежки», слепленные из фольги, бросаясь А

друг в друга.

• Прыгать вместе на батуте, проговаривая потешки или слоговые цепочки.

4. Игры с сенсорными коробками и рыбалками: закапывать и откапывать предметы, фигурки, картинки и пр.; ловить их с помощью сита.

5. Игры в «домиках». Построить домик из стульев или коробок и т.п., сидя в нем готовить еду, кормить мягкие игрушки, собирать паззлы или читать книжки.

6. Игры в «очередь». Создавать «очередь» из фигурок животных, людей в поликлинике, в магазине, в аэропорту и пр., проговаривая кто ЗА кем стоит, кто впереди, а кто сзади.

7. Игры в коллекции. Собрать коллекцию собак и посчитать, или коллекцию ложек.

8. Кухонные игры. Для развития моторики ребенка можно предложить ему самостоятельно почистить банан, оторвать ножки от шампиньонов, листочки от ягод клубники, вытащить горошины из стручков и пр. Или же предложить пересыпать крупы в разные баночки и слушать, как они звучат; сортировать сухофрукты со свежими фруктами, обсуждая, что из чего получилось: изюм из винограда, курага из абрикоса и пр.

9. Игры в ванной: в «переливалки» (см. книгу автора Премирование речевой деятельности у неговорящих детей с помощью инновационных технологий»), «тонет - не тонет» (там же); искать «подводные сокровища» с использованием подводного фонарика.

10. Сюжетно-ролевые игры. Сюжеты для игр: больница; семья; гонки; праздник; в космический полет; магазин; кафе; пожарная станция; сюжеты сказок/мультфильмов; полиция; пираты/феи; инопланетное нашествие; «юрский период»/первобытные люди; приведения; детективы; косметический салон; поход в театр/музей/цирк; ателье и др.

11. Игры - квесты, предполагающие нахождение чего- либо, либо выполнение развивающих заданий в общем сюжете.

Пример развивающего квеста на прогулке

 

«Эликсир для хорошей погоды»

(авторство А. Лынского)

«Это зайчик Муся (знакомим ребенка с персонажем). Сегодня он отправится в гости к лесному волшебнику, чтобы помочь ему подготовиться к празднику весны в лесу. Зайчик пришел в лес и увидел волшебника (усадить на ветку дерева фигурку волшебника, пока ребенок не видит). Волшебник грустит.

¾ Почему ты такой грустный? - взрослый говорит от имени зайчика.

¾ Скоро праздник, а у меня закончился эликсир для хорошей погоды. Эликсир — это такая волшебная вода. Без него погода будет дождливой. Все промокнут и замерзнут. - взрослый говорит от имени волшебника.

¾ А ты можешь сделать новый эликсир хорошей погоды?

¾ Конечно, могу! Но мне нужно то, из чего я могу его готовить. Поможешь мне?

Только это непросто. Чтобы ты ничего не забыл, я дам тебе список того, что нужно будет найти (взрослый заранее готовит лист с графическим изображением природного материала, который можно найти в месте прогулки, а также контейнер с ячейками, например, упаковка из-под яиц, в каждой ячейке которой располагается тактильная карточка-подсказка). Вот список (список корректируется в зависимости от условий прогулки):

•Что-нибудь зеленое (листик, травинка)

•Что-то мягкое (земля, песок, бутон цветка)

•Что-нибудь твердое (камень, палка)

•Что-то колючее (шишка, веточка с иголками, с шипами)

•Что-то гладкое (гладкая палочка, плод, камень)

•Что-нибудь шершавое (кора, шишка, мох)

•Что-то длинное (палочка, травинка, стебель растения)

•Что-то короткое (-//-)

•Что-то круглое (камень, плод)

•Что-нибудь большое (лист, плод)

•Что-нибудь маленькое (ягода, иголочка, почка)

•…..

¾ Все, что найдешь, складывай вот в этот сундук. Возвращайся скорее. Удачи! (После прогулки все материалы можно сложить в игрушечную кастрюлю еще раз называя их свойства).

¾ Ты уже вернулся, мой друг?! Сложи все находки в мой волшебный котел.... Накрываем котел крышкой и варим волшебный эликсир. Ой! Что это с твоими руками? Они испачкались! Вытри руки салфеткой. (После того, как все предметы оказались в кастрюле, нужно накрыть ее крышкой, и отвлечь ребенка протиранием рук. В это время убрать из кастрюли ингредиенты, поставить туда заранее приготовленную банку/бутылочку/стакан с "эликсиром" и накрыть его крышкой. Если предполагается, что ребенок захочет его попробовать, то сделать можно из сока или смеси соков для более необычного цвета, и добавить туда «остатки ингредиентов»: ягоды, мяту, кусочки фруктов).

¾ Наш эликсир почти готов. Проверим, что получилось. Загляника под крышку котла... Да, это он - эликсир хорошей погоды! Теперь давай отведаем его, чтобы завтра была хорошая погода! Спасибо тебе большое за помощь! До свидания, спасибо, что ты меня выручил! Пока!


 

Вопрос №10

Что еще можно делать,

Чтобы развивать речь?

Обучать глобальному чтению или

альтернативным средствам коммуникации

Существуют специальные методики формирования речи через обучение глобальному чтению, либо через введение альтернативных систем. Однако, мнение автора в том, что прежде чем использовать альтернативные средства (например, карточки) следует попробовать все способы актуализации звучащей речи, то же касается вопроса замены устной речи на письменную.

Организовать режим дня,

наполнив его повторяющимися

сенсорными стимулами

1. Ложиться спать, просыпаться, купаться, кушать и пр. примерно в одно и то же время, комфортное для всей семьи.

2. Регулярно посвящать одни и те же дни недели определенному занятию. Например, четверг - день творчества, и оно будет преобладать над другими видами деятельности, а воскресение — день чтения и т.п.

3. Проводить речевые занятия в одно и то же время, посещать логопеда в одни и те же дни недели.

4. Будить ребенка с помощью регулярных сенсорных стимуляций. Например, включать приятную музыку: детский джаз в сочетании с шумами моря; классическую музыку; проводить легкий игровой массаж, либо использовать пуховки, кусочки меха или же, наоборот, (в зависимости от типа чувствительности ребенка) мочалки из люфы и колючие шарики суджок; подносить к лицу ребенка свежеиспеченный кусочек хлеба для активации коры головного мозга приятным запахом и т.п.

5. Стимулировать тактильную, проприорецептивную и вестибулярную чувствительность (выборочно, не все сразу) перед сложными, важными для ребенка задачами, либо режимными моментами, вызывающими у ребенка негативизм.

6. Предоставлять время для реализации потребности в активности и возможность самостоятельно выбирать тип деятельности.

7. Визуализировать расписание ребенка с помощью фотографий» на которых изображен ребенок, выполняющий те или иные действия.

8. Гулять не менее 2 часов в день с целью насыщение организма кислородом, который является необходимым компонентом для расщепления глюкозы - основного источника энергии для нервной системы.

9. Определить систему питания, насытив ее по возможности полиненасыщенными жирными кислотами (добавляя в еду перемолотое (льняное семя, различное нерафинированное масло), витаминами группы В (зеленая гречка, орехи, курага, картофель, рыба, яйца и др.), глюкозой (виноград, бананы, тыква, черешня и пр.).

10. Сократить количество просмотра мультфильмов и игры на компьютере (в т.ч. телефоне, планшете) до 20 минут в день! Выключать телевизор, когда его не смотрят, исключая фоновый шум, на который рассеивается внимание ребенка.

11. Перед сном настраивать ребенка на отдых, принимая теплую ванну, просматривая диафильмы или читая сказку, или просто удерживанием ребенка в объятиях на коленях.

12. Стараться обеспечить дневной сон или хотя бы от- кровати.

 

Оборудовать детскую комнату

или детский уголок

1. Повесить гамак и/или качели.

2. Поставить кресло-качалку.

3. Соорудить вигвам, палатку или домик из картонных коробок.

4. Разложить на полу разнофактурные коврики: овечью шкуру (можно искусственную), ковролин, коврики-букле и пр.

5. Купить фитбол, а лучше два: маленький с рельефной поверхностью и большой гладкий.

6. Повесить небьющееся зеркало.

7. Купить зеркальный шар, развесить гирлянды.

8. Купить коляску для куклы/тележку для игрушек/ корзину для покупок, сложить в нее шары с водой или другие тяжелые игрушки.

9. Купить утяжеленные одеяла, подушки, шарфы и т.п.

10. Установить настольный фонтан/лавовую лампу.

11. Повесить при входе в детскую реллинг с привязанными на него разнофактурными лентами, канатами и пр.

12. Сделать коробку с вибрирующими игрушками.

13. Купить интерьерные куклы, набитые травами или ароматизированные кофе/корицей.

14. Завести мягких питомцев-грелки с вишневыми косточками и/или просом с лавандой.

15. Оснастить комнату разнофактурными комнатными растениями.

Ходить вместе за покупками

по заранее составленному списку

 

Список готовится совместно с ребенком путем подготовки таблицы, где левая колонка — фотография/вырезка из газеты или рекламного каталога с изображением того, что нужно купить, а правая — пустая клеточка для галочки. Помогите ребенку совершить покупку самостоятельно: найти в магазине необходимое, положить в тележку, расплатиться на кассе.

 

Заниматься домашними делами вместе

1. Готовить суп: ребенок подает вам необходимые ингредиенты;

2. Разбирать сумки с покупками;

3. Разбирать, продукты в холодильнике, вещи в шкафу, пуговицы в коробке для рукоделия;

4. Закладывать в стиральную машину и развешивать выстиранные вещи;

5. Ухаживать за комнатными растениями и домашними питомцами;

6. Загружать и разгружать посудомоечную машину.

 

Разнообразить культурную программу

Вместе с ребенком посещать детские библиотеки, музеи, зоопарк и пр. В один день посещать не более одного заведения с целью предотвращены перегрузки ребенка.

 

Рисовать необычными, техниками

с целью сенсорного развития

 

Рисовать можно: самодельными красками, изготовленными из муки, воды и пищевых красителей; пластилинов; овощами и фруктами, испачканными в краске; пальцем или палочкой корицы на разных но запаху и цвету скрабах для тела; йогуртом или водой, смешанными со специями разных цветов (паприкой, петрушкой, черным кунжутом, карри, корицей) на бумаге или металлических крышках; рисовать на песке или манке; рисовать овощными или фруктовыми пюре, свежими ягодами; специальными фломастерами на стене в ванной или окне в детской комнате.

А главное проводить столько времени вместе с ребенком и таким образом его организовывать, чтобы всем участникам процесса это приносило удовольствие. Удачи вам и высокого уровня языковой способности вашим детям!


 

Рекомендованная литература

1. Айрес Э. Д. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. - М.: Теревинф, 2009.

2. Бабина Г. В., Шарипова Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование, формирование у детей с недоразвитием речи.

3. Гаркуша Ю. Ф. Как говорить с малышом? - М.: Парадигма, 2013.

4. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге. - М.: Теревинф, 2014.

5. Кэрол Сток Крановиц. Разбалансировнный ребенок. - СПб.: Редактор, 2009.

6. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей средствами инновационных технологий - М.: Парадигма, 2012.

7. Лынская М.И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной лого- терапии. - М.: Логомаг, 2015.

8. Млодик И.Ю. Книга для неидеальных родителей - М.: Генезис, 2013

9. Млодик И.Ю. Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить. - М.: Генезис, 2013.

10. Серебрякова М. Массажики-сказки и веселые рас-краски. - М.: Генезис, 2012.


 

 

Лынская М. И.

 

НЕГОВОРЯЩИЙ РЕБЕНОК

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

 

Ответы логопеда на часто задаваемые

вопросы родителями неговорящих детей

 

 

Формат 60x90/16. Печать офсетная. Бумага офсетная.

Уел. печ. л. 1.11. Тираж 3000 экз. Заказ № 02/2015.

 

 

ООО «Юкод»

115598, Москва, ул. Липецкая, д. 13, оф. 41.

Тел. 8 (495) 755-64-26

www. paradigma-books.гu

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...