Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ Целью прохождения учебной практики на базе Волгоградского ГАУ является: первичное ознакомление с индустрией сервиса и туризма, сбор материалов и получение первичных практических навыков. Практические навыки играют определяющую роль в профессиональной деятельности любого специалиста. Чем больший опыт накоплен человеком по практическому использованию своих теоретических знаний, тем более эффективна работа такого сотрудника. Индустрия сервиса и туризма как вид экономической деятельности включает предоставление различных услуг и организацию за вознаграждение досуга для приезжих с широким спектром дополнительных услуг и т.п. Основной целью учебной практики явилось получение первичных профессиональных знаний о туризме, а также освоение компетенций, которые необходимо освоить студентам за время прохождения практики. Исходя из темы и цели учебной практики, поставлены следующие задачи: 1) дать определение внутренней и внешней среды предприятия сервиса; 2) описать методы сбора информации и анализа предприятия сервиса; 3) привести краткое описание сервисного пространства г. Волгограда как ресурсной основы для развития социально-культурного обслуживания (проанализировать, сколько в регионе гостиничных предприятий, предприятий общественного питания и индустрии гостеприимства, музеев, театров, учреждений культуры) на основе изученных методов; 4) сделать выводы о проблемах и перспективах развития сферы услуг и гостеприимства в Волгограде; 5) предложить решения выявленных проблем. Методы сбора данных при проведении исследований можно классифицировать на две группы: качественные и количественные.
Качественные исследования включают сбор, анализ и интерпретацию данных путем наблюдения за тем, что люди делают и говорят. Существуют следующие методы качественных исследований: наблюдение, фокус-группа, глубинное интервью, анализ протоколов, проекционные и физиологические измерения. Количественные исследования обычно отождествляют с проведением различных опросов, основанных на использовании структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечает большое число респондентов. Характерными особенностями таких исследований являются: четко определенные формат собираемых данных и источники их получения; обработка собранных данных осуществляется с помощью упорядоченных процедур, в основном количественных по своей природе. Существуют следующие методы количественных исследований: опрос и панель.
1) Среда предприятия – совокупность «не поддающихся контролю» сил, с учетом которых фирмы и должны разрабатывать свою деятельность. Среда предприятия слагается из микросреды и макросреды. Микросреда (внутренняя среда) представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме, так как формируется внутри нее. Внутренняя среда предприятия как совокупность трудовых, технологических, экономических факторов в большей степени управляема и регулируема, чем внешняя среда. Внутренняя среда предприятия определяет технические и организационные условия работы предприятия и является результатом управленческих решений. Целью анализа внутренней среды предприятия является выявление слабых и сильных сторон его деятельности, так как чтобы воспользоваться внешними возможностями, предприятие должно иметь определенный внутренний потенциал. Одновременно надо знать и слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность. Элементы внутренней среды: производство, персонал, организация управления, маркетинг, финансы, культура и имидж
Макросреда (внешняя среда) представлена силами которые оказывают влияние на микросреду (факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера). Кроме того, в макросреду входят взаимоотношения предприятия с клиентами, поставщиками, посредниками, конкурентами и контактными аудита-риями. Экономическое состояние в обществе оказывает влияние на степень доступности денежных ресурсов, на величину процентов от вложенного капитала, на цены на сырье и материалы и многое др. Политические факторы зависят от правящей партии в стране, от политики президента, от наличия или отсутствия военных действий и т. д.
Культурная среда – главными ее элементами которой является образование, культура, нравственные нормы, религиозные традиции. Внешняя среда предприятия – это все условия и факторы, которые возникают независимо от деятельности предприятия и оказывают существенное воздействие на него. Внешние факторы: факторы прямого воздействия (ближайшее окружение) – оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия: поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеры (если предприятие является акционерным обществом). Факторы косвенного воздействия (макроокружение) – не оказывают прямого действия на деятельность предприятия, но учет их необходим для выработки правильной стратегии. Политические (методы реализации государственной политики), экономические (инфляция, занятость, производительность труда и др.), социальные (население, менталитет), технологические (развитие науки и техники). 2) Информация представляет собой определенный семантический ресурс, включающий в себя ранее неизвестные сведения и обладающий способностью ее передачи. Методы сбора данных при проведении исследований можно классифицировать на две группы: качественные и количественные. Качественные исследования включают сбор, анализ и интерпретацию данных путем наблюдения за тем, что люди делают и говорят. Наблюдения и выводы носят качественный характер и осуществляются в не стандартизированной форме. Качественные данные могут быть переведены в количественную форму, но этому предшествуют специальные процедуры.
Ниже будут рассмотрены следующие методы качественных исследований: наблюдение, фокус-группа, глубинное интервью, анализ протоколов, проекционные и физиологические измерения. 1. Основу качественных исследований составляют методы наблюдений. Наблюдение в маркетинговых исследованиях представляет собой метод сбора первичной маркетинговой информации об изучаемом объекте путем наблюдения за выбранными группами людей, действиями и ситуациями. Оно может быть направлено на достижение различных целей, может быть использовано как источник информации для построения гипотез, служить для проверки данных, полученных другими методами, c его помощью можно получить дополнительные сведения об изучаемом объекте. 2. Метод фокус-группы предназначен для получения различной маркетинговой информации от группы, как правило, существующих или потенциальных потребителей, которые на основе свободной дискуссии под руководством ведущего (модератора) обсуждают поставленные перед ними вопросы. Ниже кратко будут охарактеризованы следующие методы качественных исследований: глубинное интервью, анализ протокола, проекционные методы и физиологические измерения. 3. Глубинное интервью заключается в последовательном задании квалифицированным интервьюером респонденту группы зондирующих вопросов в целях понимания, почему он ведет себя определенным образом или что думает об определенной проблеме. Войленко В.В., Ковалев А.И.,. «Маркетинговый анализ». - М.: Центр экономики и маркетинга, 2000г. - 243с. Данный метод применяется для сбора информации о новых концепциях, дизайне, рекламе и других методах продвижения продукта; он помогает лучше разобраться в поведении потребителей, в эмоциональных и личностных аспектах их жизни, а также в принятии решений на индивидуальном уровне, получить данные об использовании определенных продуктов. 4. Анализ протокола заключается в помещении респондента в определенную ситуацию, в которой необходимо принятие решения, при этом он должен словесно описать все факторы и аргументы, которыми он руководствовался при этом. Иногда при применении данного метода используется магнитофон. Затем исследователь анализирует протоколы, представленные респондентами.
5. При использовании проекционных методов респонденты помещаются в определенные имитируемые ситуации в надежде на то, что они выскажут такую информацию о себе, которую невозможно получить при проведении прямого опроса. Можно выделить следующие конкретные проекционные методы: ассоциативные методы, испытание при помощи завершения предложений, тестирование иллюстраций, разыгрывание ролей, ретроспективные беседы и беседы с опорой на творческое воображение. 6. Ассоциативные методы включают ассоциативные беседы и ассоциативное испытание слов, или словесную ассоциацию. В процессе ассоциативной беседы респондента ориентируют вопросами такого рода: «О чем вас заставляет думать то или это...?», «Какие мысли у вас возникают теперь в связи с...?» и т.д. Этот метод позволяет опрашиваемому говорить все, что ему приходит в голову. В том случае, когда некоторые респонденты испытывают трудности, желая уточнить уровень своих предпочтений, хотя бы из-за недостаточного запаса слов, их ограничивают несколькими вариантами ответов. Количественные исследования обычно отождествляют с проведением различных опросов, основанных на использовании структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечает большое число респондентов. Характерными особенностями таких исследований являются: четко определенные формат собираемых данных и источники их получения; обработка собранных данных осуществляется с помощью упорядоченных процедур, в основном количественных по своей природе. 3) Волгоград является культурным центром юга России. На территории Волгограда функционируют 7 театров, 15 кинотеатров, 2 концертных зала, 8 музеев, 1 художественная галерея, 65 библиотек. В настоящее время в Волгограде работают 15 кинотеатров, включающих около 40 кинозалов с общим количеством мест 3562. Согласно существующим нормам в кинотеатрах на 1 тыс. человек предполагается 14 мест. Таким образом, потребность составляет 14494 места. Фактическое количество мест составляет только 24,6% от потребности. Из 65 библиотек, расположенных на территории Волгограда, 54 - муниципальные (20 - детские, 34 - взрослые). Книжный фонд детских библиотек составляет 953479 экземпляров, взрослых - 1099257. Муниципальные библиотеки обеспечивают потребность волгоградцев только на 45,7%. В целом по Волгограду обеспеченность книжным фондом - 105,4%. Только в областной универсальной научной библиотеке им.М. Горького книжный фонд насчитывает более 2 млн. экземпляров. В настоящее время услугами 34 муниципальных общедоступных библиотек, объединенных в централизованную систему городских библиотек Волгограда, пользуются более 140 тыс. читателей.
Сервисное пространство г. Волгограда как ресурсной основы для развития социально-культурного обслуживания, включает в себя приблизительно: 1) 110 гостиничных предприятий; 2) 1000 предприятий общественного питания; 4) Вместе с тем, анализ нынешней ситуации в сфере услуг позволяет выявить следующие основные проблемы в Волгограде:
1. Невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии, обусловленное низким уровнем подготовки кадров. Учебные заведения города подготавливают управляющий персонал для отрасли, однако ввиду фактического отсутствия практического блока в учебном процессе выпускники не готовы к исполнению трудовых обязанностей. Обслуживающий персонал не подготавливается ни в одном учебном заведении города. Экскурсоводы, являющиеся важным лицом, принимающим туристов, и во многом влияющие на образ города в целом, разрознены; официальных реестров и стандартов качества в отрасли не существует. Сотрудники администраций муниципальных образований, ответственные за развитие данной отрасли, зачастую не имеют специальной подготовки. 2. Одной из самых главных проблем сферы услуг Волгограда является недобросовестная конкуренция среди предприятий сферы услуг, которая отражается как на местных жителях, так и на гостях города. 5) Пути решения основных проблем на 2015-2017 гг.: определение ключевых целевых групп туристов, которых готов встретить регион; формирование целевых предложений (туров), ориентированных на различные категории туристов; диверсификация турпродукта (наполнение существующих туров разнообразными мероприятиями); подготовка экскурсоводов для проведения экскурсий по традиционным маршрутам в актуальной форме, гибких для работы с различными группами туристов; привлечение бизнес-структур к обогащению номенклатуры выпускаемой сувенирной продукции; инициация и стимулирование частных лиц и структур к инициации мероприятий и услуг, способных стать дополнительными в туристском предложении и разнообразить его; сертификация гостиничных предприятий региона с присвоением им официальной категории звездности, что облегчает туристу выбор места размещения в регионе гарантирует определенный стандарт качества. Целевой ориентир до 2020 года: определены 5 ключевых целевых групп туристов, на принятии которых специализируется регион; сформированы и используются 25 целевых туров, в т. ч.10 марочных; на туристском портале региона работает "органайзер туров", подсказывающий туроператору и туристу возможности разнообразить свой стандартный пакет услуг, пополнив его дополнительными элементами; подготовлены около 100 экскурсоводов; сформирован набор марочных сувениров Волгограда высокого качества, розничная сеть достигает 50 точек распространения сувениров; событийная карта региона содержит около 30 мероприятий, способных, параллельно с регулярно предоставляемыми развлекательными услугами, разнообразить отдых туристов; 70% гостиниц города сертифицированы - им официально присвоена определенная звездность. Пути решения на 2015-2017 гг.: организация практической подготовки студентов ССУЗов и ВУЗов города - будущего управляющего персонала туристских предприятий; инициация системной комплексной подготовки обслуживающего персонала; подготовка, повышение квалификации экскурсоводов и гидов-переводчиков региона и организация системы их аккредитации; повышение квалификации сотрудников муниципальных администраций, ответственных за развитие туризма; реализация программ обучения доброжелательности к туристам среди обслуживающего персонала широкого круга предприятий туристской и смежных отраслей; организация площадок для коммуникации работодателей и потенциальных работников в целях удовлетворения потребностей обеих сторон. Целями и задачами стратегического развития сферы культуры Волгограда являются: 1) повышение общего культурного уровня жителей Волгограда, возрождение интереса к культурным формам организации досуга; 2) обеспечение доступности культурных благ для жителей Волгограда. 3) создание полноценных условий для художественного творчества, для появления высокохудожественных произведений и иных культурных ценностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итого, в процессе прохождения практики на базе ВолГАУ была достигнута цель прохождения учебной практики: первичное ознакомление с индустрией сервиса и туризма, сбор материалов и получение первичных практических навыков, освоение компетенций, которые необходимо освоить студентам за время прохождения практики. Исходя из темы и цели учебной практики, решены следующие задачи: 1) дано определение внутренней и внешней среды предприятия сервиса; 2) описаны методы сбора информации и анализа предприятия сервиса; 3) приведено краткое описание сервисного пространства г. Волгограда как ресурсной основы для развития социально-культурного обслуживания (проанализировать, сколько в регионе гостиничных предприятий, предприятий общественного питания и индустрии гостеприимства, музеев, театров, учреждений культуры) на основе изученных методов; 4) сделаны выводы о проблемах и перспективах развития сферы услуг и гостеприимства в Волгограде; 5) предложены решения выявленных проблем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Беляева А.А. «Рынок развлекательных услуг России: Основные характеристики тенденции развития» Известия ИГЭА, № 3 (65) 2011 г.; 2. Всемирный обзор индустрия развлечений и СМИ: прогноз на 2011-2015 гг. Российский рынок: материалы аналит. исследований, 2011 г.; 3. Предводителева М.Д., Балаева О.Н. Основные тенденции развития российской сферы услуг // Маркетинг услуг. - 2008. - №4 (16). - С.248-256; 4. Рожкова Е.В. Сферы услуг и обслуживания: о соотношении понятий // Вестник транспорта Поволжья. - 2011. - № 6 (30); 5. Горшков М.К., Тихонова Н.Е. Изменяющаяся Россия в зеркале социологии. М., 2006; 6. Закон Волгоградской области «О Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2020 года», от 20.12.2012 г.; 7. «Стратегический план устойчивого развития Волгограда до 2025 года» от 24 декабря 2007 г. N 55/1399;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|